Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов




Скачать 27,41 Kb.
НазваниеДидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер27,41 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


КОЛОКАТОВА ЛАРИСА ФЁДОРОВНА


ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ



13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук


Москва – 2007

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный индустриальный университет»





Научный консультант


Официальные оппоненты:


Ведущая организация:

доктор педагогических наук, профессор Зиновкина Милослава Михайловна

доктор педагогических наук, профессор Суслов Феликс Павлович,

ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»;

доктор педагогических наук, профессор, член корреспондент РАО Неверкович Сергей Дмитриевич,

ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»;

доктор педагогических наук, профессор Найниш Лариса Алексеевна,

ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства». ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Защита диссертации состоится «_»___________2007 г.в ____часов на заседании диссертационного Совета Д.311.003.01 при ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар,4, ауд.603.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

Автореферат разослан «__»_____________2007 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета Шалманов А.А.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ


Актуальность проблемы. Актуальность исследования определяется происходящими в настоящее время экономическими и политическими изменениями, которые выдвигают новые требования к образованию. Изменение социально-экономических условий в стране, лавинообразный рост научно-технической информации, информационных технологий, техники и другие особенности ускорения научно-технического прогресса потребовали творческой подготовки человека к жизни и работе в столь сложных условиях.

Большую роль в успешности труда приобретает психофизический ком­понент профессиональной деятельности (В.А.Кабачков, 1996; С.Н. Зуев, 1999; В.П.Полянский, 1999; Р.Т. Раевский, 2002 ). Как подчеркивает В.А. Коваленко (2000), под профессиональной психофизической готовностью понимается наличие необходимых резервных физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способности к полному восстановлению в заданном лимите времени и присутствие мотивации и оптимизма в достижении цели, базирующихся на физических, психических и духовных качествах человека.

Не требует особых доказательств тот факт, что компьютеризация производственных процессов, стремление к созданию комфортных условий в быту и на производстве изменяют характер двигательной активности человека на фоне значительного психоэмоционального напряжения организма. Все более важными становятся такие качества, как точность движений, их согласованность, зрительно-моторная реакция, способность быстро перестраиваться в меняющихся условиях трудовой деятельности. В современных условиях значительно возрастает роль центральных механизмов управления и организации движений. Эффект деятельности в таких условиях определяется не столько уровнем развития физических навыков, сколько способностью рационально использовать имеющийся потенциал. Все это дает основание полагать, что рассмотрение физической сферы человека в отрыве от психической ограничивает возможность дальнейшего повышения эффективности процесса физичес­кого воспитания (И.М. Туревский, 1999).

В.И. Ильинич (1999) подчеркивает в своих трудах, что изменение функциональной роли человека в производственном процессе требует направленной психофизической подготовки. Таким образом, существует необходимость в совершенствовании современных педагогических технологий в системе образования.

В последнее время в теории обучения приобретают значимость междис­цип­линарные подходы. Примером может служить российская мно­го­уровневая креативная педагогическая система непрерывного формиро­вания творческого мышления и развития творческих способностей уча­щих­ся и студентов (НФТМ-ТРИЗ). Цель этой системы – сформировать ведущие черты творческой личности: креативность, интеллект, психофизическое здоровье, обеспечить реализацию принципа саморазвития личности (М.М. Зиновкина,1991, 2000).

Все чаще специалисты уделяют внимание развитию ведущих креативных качеств личности, которые можно целенаправленно развивать в условиях учебно-тренировочного процесса (Р.Т. Гареев, 2005). Такие качества, как способность к самовыражению посредством генерирования оригинальных идей, способность оперировать комплексом вариантов достижения поставленной цели, способность сопротивляться негативным природным и социальным явлениям и обстоятельствам, умение системно мыслить – являются необходимыми качествами для будущего специалиста технического профиля.

Учитывая мнение Р.Дилтса (2003), который указывает на взаимосвязь креативности с психофизиологическими аспектами, психофизическую под­готовку студента к профессиональной деятельности целесообразно рас­сматривать с позиций системного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.Н.Берулава, И.В.Бестужев-Лада, и др.).

В настоящее время реализация педагогических методик физического воспитания на качественно новом уровне, в условиях, позволяющих осуществить недоступные ранее дидактические методы, предполагает использование компьютерных технологий. Наиболее возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепции информатизации общества.

На эффективность использования компьютерной техники на кафедре физического воспитания в технических вузах для учёта и коррекции фи­зи­ческого развития и физической подготовленности студентов указывают ряд авторов (Г.И. Пара, 1996; А.П. Съедугин, 2000; С.Н. Зуев, В.А. Ко­ва­ленко, 2000; и др.). В последнее время разработана технология управ­ления психофизической подготовкой студента, обеспечивающая профессиональ­ную готовность (А.О. Егорычев, 2005). Одним из принципов, заложенных в ее основу, является использование автоматизированных комплексов с целью диагностики показателей психофизической готовности.

Однако многие вопросы изучаемой проблемы разработаны не в полном объеме. Недостаточно исследований, направленных на повышение психо­физической подготовленности студентов технических вузов с исполь­зо­ванием средств компьютерной техники, не в полной мере раскрыты во­просы, связанные с использованием информационных средств для оценки психофизиологических характеристик учащихся. Если учесть, то, что уровень психофизической подготовленности определяется физическими возможностями организма и умением реализовывать двигательный потен­циал при решении различных сенсомоторных задач, то возникают вопро­сы, связанные с использованием малоразмерных сложных, двигательных действий для развития когнитивных и креативных качеств студента, которые еще мало изучены. Не в полной мере раскрыты возможности реализации методов управления учебной деятельностью посредством инновационных подходов. В этой связи нами выявлен ряд противоречий:

- между парадигмой образования с ориентацией на знания, умения, навыки, освоение огромной все возрастающей информации без учета адаптационных возможностей личности, без развития ее фундаментальных психофизиологических характеристик и широким распространением вычислительной техники, позволяющей повысить качество профес­сиональ­ной подготовки высококвалифицированных кадров, способных на должном уровне решать сложные научно-технологические проблемы;

- между потребностями общества и личности в современной профессиональной подготовке и недостаточностью адап­тационных возможностей организма учащихся;

- между широким применением компьютерных технологий в со­вре­менной жизни и недостаточным использованием их ресурсов для решения задач образования;

- между бурным ростом современных диагностических методов и малым использованием их для тестирования и оптимизации состояний студентов;

- между требованиями высокого уровня подготовленности специалиста и неразработанностью программ психофизической подготовки студента в вузе с учетом современных информационных подходов.

Таким образом, решение поставленных вопросов имеет не только теоретическое, но и практическое значение для проведения профес­сио­нальной психофизической, интеллектуальной, креативной подготовки студента в вузе.

Выявленные противоречия позволили определить проблему нашего исследования: какова должна быть дидактическая система эффективного применения компьютерной техники с информационной поддержкой учебного процесса в техническом вузе, активизирующая развитие психофизических качеств студента.

Объект исследования – процесс целенаправленного применения информационных технологий для психофизической подго­товки студентов технических вузов.

Предмет исследования – дидактические аспекты применения инфор­мационных технологий, способствующих психофизической подготовке сту­дентов к профессиональной деятельности в техническом вузе.

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования мы поставили цель работы – обосновать концеп­цию и разработать дидактическую систему информационной поддержки психофизической подготовки студентов в организации учебного процесса по физическому воспитанию в техническом вузе.

Изучение и анализ научных публикаций, исследований, исторического и современного опыта применения информационных технологий, в частности креативных, в учебном процессе вузов, а также собственные поисковые эксперименты позволили сформулировать следующую гипотезу исследования:

психофизическая подготовка студентов технических вузов к профессиональному труду будет более эффективной и качественной, если:

- разработать комплексную методику диагностики и оценки пси­хо­физических показателей студентов, при информационной поддержке учебного процесса в вузе;

- определить иерархическую модель, позволяющую оценивать уровни комплексного мониторинга развития, адаптации и психофизической подготовленности студентов к профессиональной деятельности в единой шкале измерений;

- выявить методы, средства и формы, обеспечивающие высокий уро­вень психофизиологической активности и готовности к профессио­нальной деятельности;

- разработать модель дидактической системы информационной под­держки развития психофизических качеств, позволяющую осуществлять поэтапное педагогическое руководство процессом управления подготовки студента к будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследо­вания были поставлены следующие задачи:

1) теоретически обосновать концепцию использования информацион­ных технологий для оценки психофизических показателей студента и управления ими в организации учебного процесса по физическому воспитанию в техническом вузе;

2) изучить вопросы психофизиологического состояния здоровья, дви­гательной активности, психофизической подготовленности студентов к профессиональной деятельности;

3) разработать комплексную методику диагностики и критерии оценки психофизических показателей студентов технических вузов;

4) разработать иерархическую модель, позволяющую оценить уровни психофизической подготовленности студента к профессиональной деятельности в единой шкале измерений;

5) выявить характер процесса учебного труда на различных занятиях в техническом вузе;

6) разработать модель дидактической системы информационной поддержки развития психофизических качеств личности студента;

7) экспериментально обосновать методику использования тренажерно-обучающих комплексов с информационной поддержкой учебного процесса по физическому воспитанию.

Теоретико-методологической основой построения нашего исследования являются: фундаментальные работы в области психофизиологии активности личности (И.М.Сеченов, В.С.Фарфель, Н.А. Берн­штейн, А.Н. Лебяжьев); положения профессионально-прикладной физической культуры (В.А.Кабачков; В.И.Ильинич; Р.Т.Раевский; В.П. Полянский и др.) и ее современного направления – психофизической подготовки (И.М.Туревский, С.Н. Зуев, А.О. Егорычев и др.); использование информационных технологий в учебном процессе в вузе (А.Г Асмолов, И.В. Роберт, В.Ю. Волков, Н.Ф. Талызина, Р.Т. Гареев, П.К. Петров и др.).

Для реализации поставленных задач нами были использованы комп­лекс теоретических и эмпирических методов исследования: 1) анализ и обобщение научных трудов по проблеме исследования; 2) эмпирические методы: анкетирование студентов и специалистов технического профиля; оценка уровня состояния физического здоровья студентов; тестирование уровня функциональной и физической подготовленности; системная оценка уровня психофизической подготовленности студента, успешности его учеб­ной деятельности; психологическое тестирование; 3) педагогический эксперимент: экспериментальное исследование эффективности методики использования тренажерно-обучающих комплексов (ТОК) и информационных технологий со срочной связью; экспериментальное исследование психофизической напряженности (ПФН) студента на различ­ных предметах в вузе; исследование психофизической активности (ПФА) в разных условиях деятельности; выявление соответствия между статусными характеристиками личности; экспериментальное исследование эффективности комп­лексной программы физического воспитания в профессионально-прикладной физической подготовке в усло­виях вуза с использованием разнообразных средств и методов, с информационной поддержкой учебного процесса; 4) математико-статистические методы исследования.

Этапы исследования и экспериментальная база

Исследование проводилось поэтапно в 1996–2006 гг. на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства и Мос­ковского государственного индустриального университета. В экспери­менте принимали участие студенты дневного отделения.

Работа выполнялась согласно закону об образовании РФ, в соответствии с концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, Федеральной целевой программой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ на 2002–2006 г.», приказом, изданном совместно Министер­ствами образования, здравоохранения, Госкомспортом и Россий­ской академией образования, № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 «О совершенствовании процесса физичес­ко­го воспитания в об­разовательных учреждениях Российской Федерации», а также согласно НИР «Разработка технологии междис­цип­линарной скри­нинг-диагностики состояния здоровья школьников вы­пускных классов и про­гноза их адаптации к условиям обучения в ВУЗе» по научной про­грам­ме «Федерально-региональное сотрудничество в науке и образо­вании», ве­дом­ст­венной научной программе “Развитие научного потен­циала выс­шей школы”.

На защиту выносятся следующие основные положения

1. Теоретические положения концепции использования информационных технологий для оценки психофизических показателей студента и управления ими в организации учебного процесса в техническом вузе по физическому воспитанию опираются на следующие принципы:

- модель профессиональной психофизической подготовки оценивается на основе иерархической системы и отвечает критериям соответствия индивидуальных психофизиологических свойств студента типу выбранной профессии, психологических, физиологических показателей, функциональных резервов здоровья – зоне успешной подготовки к профессиональной деятельности; развитие профессионально важных качеств – модельным характеристикам деятельности.

- тестирование и оценка психофизических показателей осуществляются на основе биоэнергоинформационной модели;

- активизация психофизиологических механизмов, включая интеллек­туальную и креативную стороны подготовки специалиста, может быть повышена за счет направленной деятельности педагога;

- использование психофизиологических средств и методов, основанных на креативных информационных технологиях способствует активизации внутренних механизмов психофизической деятельности, что является значимым для совершенствования подготовки студентов технического профиля.

2. Создание комплексной методики диагностики и тестирования психо­фи­зичес­ких показателей студентов технических вузов. В системной диагностике приведена типовая модель структуры личности, состоящая из индиви­дуаль­ной, типологической, психофизиологической, функциональ­ной моде­ли с использованием запатентованного подхода.

Система предназначена для проведения:

  • дифференциации студентов по учебным отделениям;

  • диагностики функционального состояния организма студента;

  • диагностики адаптации студентов к учебе и будущей профессиональной деятельности;

  • выявления группы риска;

  • анализа межличностной совместимости в группах;

  • выявления наиболее перспективных студентов и абитуриентов;

  • диагностики стрессовых состояний (предсрыва).

Введено в научный оборот понятие «биоэнергоинформационная системная диагностика человека» (БЭИС), которая рассматривается как тестирование, синтезирующее и определяющее взаимосвязь статусных характеристик личности на основе использования современных информационных технологий.

3. Построение модели уровней психофизической подготовленности студента технического вуза к профессиональной деятельности. Профессиональная психофизическая подготовка студентов основана на принципе иерархической модели, включающей статусные характеристики, такие как психо­логический, физиологический статус, функциональные резервы организма, физическая подготовленность. Объективная оценка статусных характе­рис­тик личности заключается в соответствии между психическими, физиоло­гическими и физическими показателями в процессе подготовки студента к профессиональному труду.

4. Совокупность методов, средств и форм обеспечивает высокий уровень психофизиологической активности и готовности к профессио­наль­ной деятельности. Показаны виды деятельности, оказывающие значимое влияние на активизацию психофизиологических механизмов, включая интеллектуальную и креативную стороны подготовки специалиста.

5. Модель дидактической системы информационной поддержки разви­тия психофизических качеств студента интегрирует дидактические ком­по­ненты образовательного процесса (цель – активизация способов разви­тия психофизических качеств, рефлексии, саморазвития; подходы – личностно-ориентированный, антропологический, системный, исследова­тель­ский; принципы – физической и интеллектуальной активности, непрерывности, пре­емственности; содержание – учебные программы по дисциплине "физическое воспитание" и спецкурс по тренажерно-обучающим комплексам с информационной поддержкой учебного процесса; инновационные средства – дифференцируемые по своему содержанию компьютерные программы, компьютерный паспорт психофизической под­готовленности студента; инновационные методы – игровые формы проведения занятий, компьютерно-информационная поддержка на основе мобильной связи; инн­овационные организационные формы – практические занятия с тренажерно-обучающими комплексами; дидак­тические условия – диагностика и оценка психофизических показателей студентов, объективный контроль и самоконтроль; результаты – развитие психо­физических ка­честв студентов, творческого мышления, готовности к профес­сиональ­ной деятельности).

Научная новизна работы состоит в решении педагогической пробле­мы, заключающейся в инновационном исследовании психофизи­ческих харак­теристик личности при информационной поддержке учебного про­цес­са в вузе.

В работе впервые:

- обоснована концепция использования информационных технологий, формирующая основу для развития психофизических профессионально значимых качеств студента в организации учебного процесса в техническом вузе по физическому воспитанию;

- определены роль и место методологического инструментария, реали­зуемого в комплексной методике диагностики и оценки психофизических характеристик студентов технических вузов;

- разработана иерархическая модель уровней развития психофи­зи­ческих качеств студента, значения показателей которой представлены в единой шкале измерений. Включает характеристики, такие как психологический, физиологический статус, функциональная устойчивость организма, физическая подготовленность, социальные свойства, объективная оценка которых заключается в соответствии между психическими, физиологическими и физическими показателями, позволяет с системных пози­ций решать вопросы адаптации студентов к учебе и к будущей профес­сиональной деятельности;

- разработана система критериев оценки психофизической подготовленности студентов технического вуза, как методическая и информационная основа для подготовки их к будущей профессиональной деятельности, которая заключается в соответствии индивидуальных психофизиологических свойств студента типу выбранной профессии, психологических, физиологических показателей, функциональных резервов здоровья – уровню, соответствующему зоне успешной подготовки к профессиональной деятельности; развитие профессионально важных качеств – модельным характеристикам деятельности.

- разработана модель дидактической системы информационной поддержки развития психофизических качеств студента технического вуза, заключающаяся в интеграции основных компонентов образовательного процесса;

- разработаны инновационные средства развития психофизических качеств студента, соотнесенные со всеми компонентами раз­работанной дидактической системы: личностно-ориентиро­ванный подход, наличие интегра­цион­ных связей, диагностика и оценка психофизических показателей, модели­ро­вание ситуаций профессиональной деятельности.

- проведен научно обоснованный отбор информационных средств для диагностики, тестирования, контроля, обучения, по­з­воляющий осуществить экспресс-анализ статусных психологических, физиологических показателей, физической подготовленности, функцио­наль­ных резервов здоровья, креативных качеств личности студента.

Теоретическая значимость работы

Полученные в ходе исследования объективные научные результаты дополняют в своей совокупности решение научной проблемы, определяющей методологические основы использования совре­мен­­ных информационных технологий для оценки и управления пси­хофизической подготовленностью личности в организации учебного процесса по физическому воспитанию в техническом вузе. Определена сущность, содержание и структура психофизической подго­товленности студента к профессионально-ориентированной деятельности. Разработаны и апробированы методы интегративной диагностики психофизической подготовленности и ее оценки. Охарактеризована взаимосвязь психических и физических качеств в структуре профессионально ориентированной подготовленности студента. Теоретически разработаны и экспериментально подтверждены модельные
характеристики структуры психофизической подготовленности для раз-­
личных технических специальностей.

Практическая значимость работы

Использованы концептуальные дидактические положения, условия и критерии эффективности совершенствования профессиональной психофизической подготовленности .в высших учебных заведениях для создания вариативных моделей формирования профессиональной психофизической подготовленности.

На основе результатов исследования созданы учебно-методические раз­работки, научно обоснованные рекомендации для препода­вателей физического воспитания и других дисциплин по вопросам методики оценки и совершенствования психофизической подготовленности. Разработано учебно-методическое обеспечение для повышения квалификации педагогических кадров по вопросам диагностики, тестирования и оценки психофизических показателей.

Проведен научно-обоснованный отбор средств, форм и методов, обеспечивающих высокий уровень психофизиологической активности и готов­ности к профессиональной деятельности. Определены виды деятельности, ока­зывающие значимое воздействие на активизацию психофизиологических меха­низмов, включая интеллектуальную и креативную стороны подготовки специалиста.

Создана методика компьютерной, информационной поддержки теоретических и практических занятий по физическому воспитанию, учитывающих специфику новых информационных технологий обучения.

Полученные результаты были использованы в практике работы по обеспечению учебной деятельности студентов по курсу физического воспитания в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, по курсу психофизиологии в Московском государственном индустриальном университете.

Апробация и внедрение результатов работы в практику технических вузов проходила на всех этапах исследования. Основные положения и результаты диссертации опубликованы в 90 работах. Материалы диссер­тации изложены в сообщениях на 12 всероссийских, 22 международных и 23 региональных научно-практических конференциях в период с 1997 по 2007 г., в восьми статьях в научно-теоретических журналах, 10 научно-ме­тодических пособиях, 4 учебных пособиях с грифом АСВ России и в монографии. Работа включена в научно-исследовательский проект « Высшее образование – сто резервов повышения эффективности дея­тельности вузов России », отзывы ведущих специалистов размещены на сайте Info @ reserves. ru.

Достоверность и обоснованность полученных теоретических и экспериментальных результатов обеспечивается целенаправленным анали­зом педагогической деятельности и требований, вызванных изменениями в системе высшего профессионального образования; применением совокуп­ности теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его задачам; математической обработкой экспериментальных данных и проверкой результатов в опытно-экспериментальной работе; подтверж­дением гипотезы исследования конкретными теоретическими и практичес­кими результатами опытно-экспериментальной работы; апробацией основных положений исследования на всероссийских и международных научно-практических конференциях и симпозиумах различного уровня.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, прак­тических рекомендаций, списка литературы, включающего 358 названий, актов внедрения. Работа изложена на 384 страницах, со­держит 39 таблиц, 54 рисунка и 14 приложений.

  1   2   3   4

Похожие:

Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов iconКомпьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры

Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов iconПолезные ссылки для подготовки к егэ
Портал информационной поддержки егэ. Официальные материалы предыдущих лет и текущего года, кимы
Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов iconКонцепция оптимизации обучения профессиональным дисциплинам студентов инженерно-технических вузов

Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов iconМетодические рекомендации для студентов по дисциплине дпп. 06. «Теория и методика обучения иностранному языку»
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 050303 Иностранный язык. Пособие содержит материалы...
Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов iconНазвание диска
«1С: Образование Школа»: Система организации и поддержки образовательного поддержки образовательного процесса
Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов iconМесто курса по выбору «Современные системы разработки текстовых приложений» в формировании информационной культуры будущего специалиста
Гий, используемый для профессиональной подготовки студентов специальности 030100 «Информатика» в Ставропольском государственном университете....
Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов iconЛитература для студентов медицинских вузов
...
Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов iconСодержание 1
Книга предназначена как для студентов технических вузов будущих инженеров, так и для студентов, обучающихся бизнес-специальностям....
Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов iconКоллекция "История образования" Российского общеобразовательного портала
Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме
Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов iconОрганизация объединенных наций
Введение общих принципов и технических требований для панъевропейской речной информационной службы (рис)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница