Методика обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса




Скачать 17,63 Kb.
НазваниеМетодика обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер17,63 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3



На правах рукописи


МАРКЕЛОВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СУДЕЙ В ТХЭКВОНДО НА ОСНОВЕ
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА



13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры



АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Волгоград – 2010

Работа выполнена на кафедре теории и методики физического воспитания
Волгоградской государственной академии физической культуры



Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, профессор

Меньщиков Виктор Яковлевич













Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор




Якимович Виктор Степанович;




кандидат педагогических наук, доцент




Хайрулин Александр Раухатович













Ведущая организация:

ФГОУВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»





















Защита состоится 11 февраля 2010 г. в 1200 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 400005, г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, 78


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской государственной академии физической культуры.


Автореферат разослан «___» ___________ 20___ г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

профессор Ю.Н. Москвичев

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность. При современной организации спортивных соревнований различного уровня и масштаба обязательным условием их успешного проведения является наличие судей или судейских бригад. Спортивные судьи призваны следить за соблюдением участниками правил соревнований, кроме этого они фиксируют и оценивают результат спортсменов (В. Н. Зуев, 1998).

В некоторых видах спорта для достижения большей точности при определении результата спортсменов и объективности в оценке их действий широко используются современные технические средства. Однако, несмотря на стремительный технический прогресс, на сегодняшний день остается еще целый ряд видов спорта, в которых оценка спортивных действий осуществляется только лишь на уровне субъективного решения спортивного судьи. К числу таких видов спорта относится и тхэквондо (В. Е.Дружинин, И. А. Калимулин, 1978;
А. И. Трофимов, 2002).

Субъективность решений спортивных судей определяется многими факторами. Тем не менее, наиболее важным из них является уровень их готовности к выполнению судейской деятельности. Чем выше этот уровень, тем меньше судьи совершают ошибок, а, следовательно, и более объективно оценивают действия спортсменов (Р. Н. Терехина, 1997; Г. П. Венглинский, 1998;
М. В. Прохорова, А. Г. Семенов, 1999; В. А. Таймазов 1999).

Так как в современном спорте спортивное судейство не является профессиональной деятельностью, практика подготовки судей существенно отличается от подготовки спортсменов. Прежде всего, это прерывность самого процесса обучения. В отличие от спортсменов, которые регулярно тренируются, судьи обучаются на краткосрочных судейских семинарах, как правило, проводящимися непосредственно перед соревнованиями. Остальное время судьи должны повышать или поддерживать уровень совей подготовленности самостоятельно. Как известно, даже кратковременные перерывы в учебно-тренировочном процессе очень быстро приводят к потере спортивной формы у атлетов. Перерывы в судейской практике в тхэквондо порой составляют несколько месяцев. Естественно, что при этом у многих судей теряются необходимые знания, умения и навыки.

Такую систему обучения спортивных судей вряд ли можно считать в тхэквондо эффективной, так как многие из судей не уделяют должного внимания самостоятельному обучению, а сами судейские семинары направлены лишь на повторение правил соревнований и практику использования специальных технических средств. Более того, практика показывает, что содержание судейских семинаров для судей различных категорий судей практически одинаковое, то есть при этом не учитывается их разный уровень подготовленности, а сама методика проведения семинаров не имеет достаточного научного обоснования.

Обозначенные проблемы в обучении судей тхэквондо осложняются ещё и тем обстоятельством, что в настоящее время отсутствуют объективные критерии оценки уровня готовности судей. Что в свою очередь создают трудности как методического характера (невозможность разработки индивидуальных программ обучения судей) так и организационного (отбор на судейство соревнований обученных для этого судей). К сожалению, нет и методики, позволяющей объективно оценить и сам процесс обучения судей.

Совокупность обозначенных проблем требует неотлагательного их решения, что, в итоге, и обуславливает актуальность диссертационной работы.

Объект исследования - процесс обучения судей в тхэквондо.

Предмет исследования - средства, методы и формы обучения судей умению объективно оценивать результаты поединков в тхэквондо.

Цель исследования - разработать и научно обосновать методику обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса.

Гипотеза исследования: методика обучения судей в тхэквондо будет педагогически целесообразной и продуктивной, если:

– в качестве основного средства обучения использовать автоматизированный информационный комплекс компьютерных программ, который позволяет достоверно определять общий уровень подготовленности судей на основе оценки виртуальной модели спортивного поединка, улучшать знания правил соревнований в тхэквондо и осуществлять их контроль, формировать необходимые навыки использования фиксирующей аппаратуры в судействе соревновательных поединков;

– в процессе их обучения применять информационно-рецептивный и репродуктивный методы, направленные на восприятие, запоминание и осознание правил соревнований, формирование навыков судейства виртуальных моделей поединков квалифицированных спортсменов, а также умения применять эти знания и навыки в практической деятельности при судействе реальных соревновательных поединков;

– организовать процесс их обучения как непрерывный, позволяющий систематически и регулярно проводить самостоятельные тренировки с использованием автоматизированного информационного комплекса в условиях дистанционного обучения.

Задачи исследования:

1. Построить виртуальную модель поединка в тхэквондо, базирующуюся на характеристиках и показателях соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов, и проверить её эффективность для оценки качества судейства.

2. Разработать комплекс компьютерных программ, основанный на виртуальных моделях соревновательных поединков квалифицированных тхэквондистов, для формирования знаний правил соревнований и умений применять эти знания в практической деятельности.

3. Теоретически и экспериментально обосновать методику обучения судей в тхэквондо, основанной на применении автоматизированного информационного комплекса компьютерных программ в форме самостоятельной подготовки и дистанционного обучения.

4. В ходе педагогического эксперимента апробировать эффективность авторской методики обучения судей в тхэквондо с использованием автоматизированного информационного комплекса.

Теоретико-методологические основы исследования: концепция оптимизации образовательного процесса (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько,
П. К. Петров); идеи управления тренировочным процессом и индивидуализации подготовки с применением модельных характеристик соревновательной деятельности (О. Б. Дмитриев, Д. Д. Донской, Н. М. Люкшинов, А. А. Новиков,
В. Н. Платонов, Б. Н. Шустин, О. П. Фролов); научные данные о структуре соревновательной деятельности, в том числе в спортивных единоборствах
(М. А. Годик, В. М. Игуменов, Е. В. Калмыков, Г. С. Туманян, Д. А. Тышлер); методики и технологии подготовки спортивных судей (Л. В. Вайсфельд,
Л. Я. Губенко, В. Н. Зуев, В. А. Кунянский, В. И. Шейка, Н. Ф. Сингина).

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез, обобщение, сравнения, абстрагирование, конкретизация); эмпирические (анкетирование, наблюдение, интервьюирование, собеседование, тестирование, экспертная оценка, анализ документации, компьютерный анализ материалов видеосъемки, изучение и обобщение опыта организации процесса обучения судей); педагогический эксперимент; статистические методы обработки данных.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап (2006 – 2007 г.г.) был посвящен исследованию специальных литературных источников. В ходе исследования были изучены проблемы обучения судей в тхэквондо, аспекты оценки судейской деятельности; определены наиболее часто встречающиеся ошибки; систематизированы причины ошибочных решений судей; рассмотрены пути, способы и средства уменьшения судейских ошибок в тхэквондо. Это позволило сформулировать актуальность диссертационной работы, ее задачи, методы и организацию исследования.

На втором этапе (2007 – 2008 гг.) решались основные задачи исследования. Изучена структура соревновательной деятельности в тхэквондо, определены модельные характеристики поединка, исследована судейская деятельность в тхэквондо. Это позволило разработать научно обоснованный автоматизированный информационный комплекс обучения судей, включающий в себя ряд компьютерных программ и специально подобранных практических заданий, распределенных по уровням сложности. Разработана и экспериментально обоснована методика оценка качества судейской деятельности, включающая в себя компьютерную программу и видеомодель поединка. На основании ряда педагогических экспериментов была разработана оценочная шкала, которая позволяла определить уровень судейской деятельности. Разработана система организационных мероприятий, включающая в себя: формирование судейских бригад на основе уровня подготовленности; внесение корректив в процесс присвоения судейских категорий; применение судейского рейтинга; возможность прохождения теоретического экзамена через Интернет.

Основные эксперименты проводились, на соревнованиях Российского и областного масштаба:

  1. чемпионате России 2007 года (г. Сызрань);

  2. Кубке России 2007 года (г. Челябинск);

  3. первенстве России среди юниоров 2008 года (г. Волгоград);

  4. первенстве России среди кадетов 2008 года (г. Майкоп);

  5. международном турнире «Дети Азии» 2008 года (г. Якутск).

Заключительный третий этап исследования (2008 – 2009 гг.) включал в себя разработку и экспериментальное обоснование методики обучения судей в тхэквондо. Экспериментальная проверка осуществлялась в ходе педагогического экс­перимента, в котором приняли участие две группы судей – экспериментальная (10 судей всероссийской категории, 10 судей первой категории) и контрольная (10 судей – всероссийской категории, 10 судей – первой категории). На этом этапе были получены результаты исследования и внедрена в практику методика обучения судей на основе автоматизированного информационного комплекса. Окончательно оформлен текст диссертационной работы, опубликованы основные результаты исследования.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась непротиворечивостью исходных теоретических основ и методологических установок исследования, соответствием используемых научных методов поставленным в исследовании задачам, репрезентативностью эмпирической базы исследования, корректностью математической и статической обработки экспериментальных данных с применением современных методик и информационных технологий.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые:

– построена виртуальная модель спортивного поединка в тхэквондо, в основу которой положены ключевые характеристики и показатели соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов;

– на основе компьютерной программы разработана методика оценки готовности судей тхэквондо к соревнованию;

– разработана методика обучения судей в тхэквондо, включающая в себя в качестве главного средства автоматизированный комплекс компьютерных программ: программу изучения правил соревнований; программу формирования навыка использования технических средств; программу судейства виртуальных моделей спортивных поединков.

Теоретическая значимость работы заключается в дополнении теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки положениями и выводами диссертации, в которых:

– дается подробное описание совершаемых ошибок в действиях судей, обслуживающих соревнования по тхэквондо;

– объясняются причины и факторы, снижающие эффективность общепринятой методики обучения судей в тхэквондо;

– углублено понимание необходимости и целесообразности комплексного подхода в обучении судей тхэквондо, обеспечивающего использование двух видов деятельности – практики судейства реальных соревнований и практики судейства виртуальных моделей спортивных поединков.

Практическая значимость результатов диссертационной работы состоит в том, что использование разработанной автором методики обеспечивает: более высокий уровень готовности судей тхэквондо к работе на соревнованиях различного уровня; повышение их квалификации и возможности оперативной коррекции уровня готовности; создание рейтинговой системы оценки работы судей; возможность дистанционного повышения уровня судейской квалификации и ее контроля.

Предложенная методика обучения судей в тхэквондо не требует коренных преобразований всей системы обучения судейских кадров, дополнительных материальных затрат, специальной подготовленности судей. Поэтому может широко использоваться в практической деятельности Федерации тхэквондо России и региональных её отделениях. Результаты исследования также могут быть полезны при подготовке, переподготовке и повышении квалификации тренеров по тхэквондо.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основой продуктивности разработанной методики обучения судей в тхэквондо является автоматизированный информационный комплекс компьютерных программ, состоящий из трех частей, и информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения. Первая часть представляет собой комплекс тестовых заданий по правилам соревнований, включающий теоретические вопросы и ситуационные задачи. Вторая часть включает набор упражнений для выработки навыка у судей тхэквондо правильно реагировать и оценивать удар спортсмена нажатием на необходимую кнопку судейского пульта. Третья часть комплекса направлена на совершенствование судейской практики путем сочетания судейства виртуальных и реальных соревновательных поединков. Содержание всех частей рассчитано на обучение судей различного уровня подготовленности – от третьей категории до всероссийской.

2. Процесс обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса представляет собой трех этапную структуру. На первом этапа определяется уровень готовности судей и выбирается соответствующая этому уровню программа обучения. На втором этапе судьи изучают правила соревнований, обучаются навыкам использования технических средств и совершенствуются в практике судейства на виртуальных моделях соревновательных поединков. На третьем этапе осуществляется контроль эффективности процесса обучения.

3. Методика обучения судей в тхэквондо на основе разработанного автоматизированного комплекса компьютерных программ, по сравнению с общепринятой методикой обучения судей, позволяет более качественно осуществлять их обучение, формировать необходимые умения и навыки использования судейской аппаратуры, повысить объективность судейских оценок результатов реальных поединков. Кроме этого, разработанная методика предоставляет возможность организовать самостоятельную работу судей по повышению их квалификации и контролировать её качество на основе дистанционного обучения.

  1   2   3

Похожие:

Методика обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса iconСудейское сообщество Российской Федерации Совет судей Ярославской области решение
Ярославской области, заслушав и обсудив предложения заместителя начальника Управления Судебного департамента начальника отдела по...
Методика обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса iconРешение кафедры
«Теория и методика обучения технологии», «Теория и методика обучения экономике и предпринимательствау»
Методика обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса iconРабочая программа по дисциплине «Методика профессионального обучения»
Рабочая программа дисциплины «Методика профессионального обучения» (гос 2000) для студентов всех форм обучения специальности 050501....
Методика обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса iconСовременного образования информационные технологии в средней школе
О создании единого информационного образовательного пространства на примере университетского комплекса двгу
Методика обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса iconМетодика преподавания программирования в 10-11 классах учебного комплекса «Школа-вуз»

Методика обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса iconВеб-подсистема «рекламно-аналитическая система тиц г. Москвы»
В работе описывается необходимость создания системы типа «backoffice» для автоматизированного ввода анкет субъектов туристского бизнеса...
Методика обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса iconРабочая программа по физике в 5 классе с пропедевтическим уровнем обучения
Настоящая программа по физике для 5 класса создана на основе учебно-методического комплекса А. Е. Гуревич. Курс рассчитан на 35 часов...
Методика обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса iconУправление по организации деятельности мировых судей
Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы подведомственного тогку «Учреждение по материально-техническому...
Методика обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса iconМетодика автоматизированного расчета показателя з атрат электроэнергии
Часто именно данный критерий берется за приоритетный, так как может существенно повлиять в итоге на себестоимость изготовления продукции...
Методика обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса iconПрограмма дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика для направления/ специальности 230104. 65 «Системы автоматизированного проектирования»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230104. 65 «Системы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница