«Культура и быт русского дворянства начала xixвека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»




Скачать 24,84 Kb.
Название«Культура и быт русского дворянства начала xixвека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер24,84 Kb.
ТипРеферат
  1   2


Проектная работа на тему:


«Культура и быт русского дворянства

начала XIXвека в романе

А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Работу выполнила:

Лапшина Ксения, ученица 9 класса.

Руководитель:

Старожук Наталия Владимировна


Кашира


СОДЕРЖАНИЕ



  1. ВВЕДЕНИЕ. «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни».



2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Глава I. Имущество и хозяйственное положение дворян.

Глава II. Дворянское жилище в городе и поместье.




Глава III. Образование и служба дворян в судьбах пушкинских героев.


Глава IV. День светского человека в художественном мире

романа «Евгений Онегин».


Глава V. Интересы и занятия дворянской женщины, их

отображение в романе.


3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


Введение


«Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни»

Начало работы над романом «Евгений Онегин» относится к периоду южной ссылки поэта, а точнее к маю 1823года. В это время Пушкин обретает взгляд на мир как на историческую целостность со своими объективными законами.

Главной целью Пушкина в романе «Евгений Онегин» является изображение картины русской жизни того времени, образов русских людей, современной ему действительности.

Таким образом, в творческих исканиях и размышлениях Пушкина - это проблема романа выдвигалась потребностями самой жизни.

В этом Пушкин убеждается раньше других, раньше, чем эта потребность стала для всех видимой и ощутимой. Вместе с тем проблема романа разрешилась Пушкиным как проблема, связанная с его поисками объективной формы для реалистического отображения жизни.

Существенная черта современного романа, по мысли Пушкина, – это всестороннее изображение жизни и характера человека в противоречиях его внутреннего мира и в связях с конкретной исторической средой.

Объектом искусства современного романа явились, по мнению Пушкина, нравы и характеры. Два литературных гения прошлого изображали в своих творениях страсти (Шекспир) и нравы (Гёте).

Одну из задач новой литературы Пушкин видел в художественном отображении этих обеих сторон в жизни человека, в их синтезе, в их связях и притом строго исторически, объективно всесторонне.

По словам Белинского, этот роман стал «энциклопедией русской жизни». В этом произведении Пушкин изобразил русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время сделал это лаконично, в предельно сжатой форме, в какой-то мере приближаясь к краткости энциклопедических заметок и статей.

Белинский справедливо видел в романе «Евгений Онегин» самое задушевное произведение Пушкина, в котором нашли свое воплощение заветные думы и чувства поэта, его размышления над современной ему жизнью, его взгляды, его нравственный облик. Роман писался в разное время года, и в глухой деревне, и в шумной столице, и все это имело свой отклик в романе. Роман начался еще в годы подъема декабристского движения, а завершается уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевского режима, общего духовного и нравственного оскудения дворянского общества.

«Художественная» задача, поставленная Пушкиным в романе, была по существу та же, что и в «Кавказском пленнике» и «Цыганах». Поэт намеревался постичь тип современного человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Он искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента, горел желанием показать условия, сформировавшие характер такого героя. Но в южных поэмах автор не мог показать героев в многообразных связях с обычной окружающей их жизнью. И поэтому стремившийся к «верности изображения» действительности Пушкин в своем романе переходит к реализму.

В «Евгении Онегине» герои даны в обычной для них социальной среде, они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своем обществе. У каждого из героев этого произведения своя биография, своя психология, свои привычки, свое понимание жизни. В романе дается широчайшая картина жизни России того времени, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи, перед нами проходят яркие образы и картины жизни «высшего света» – петербургского и московского - и провинциального дворянства. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества.

Белинский видел в «Евгении Онегине» картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития.

Работая над романом, Пушкин вводил в его текст детали современной ему жизни, прямо следуя за ходом самой действительности.

Целью исследовательской работы является анализ изображенного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи.

В соответствии с заявленной целью я полагаю необходимым решить следующие задачи:

- исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества;

- рассмотреть культуру и быт дворянства в начале XIX века;

- выявить их значение для замысла романа и роль в воплощении художественных образов произведения


ГЛАВА I.


Имущество и хозяйственное положение дворян.


А.с.Пушкин в своём романе « Евгений Онегин» раскрывает читателям образ дворян романа – Евгения Онегина, Лариной Татьяны и Владимира Ленского.

Русское дворянство было сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьями и крепостными крестьянами одновременно составляло сословную привилегию дворян и было мерилом богатства, общественного положения и престижа(6.36)

В романе «Евгений Онегин» тема богатства встречается уже в первых строках романа. Отец Евгения брал в долг не потому, что был беден, а потому, что это было одним из правил дворян. Любой дворянин мог поесть в ресторане дорогие кушанья, пригласить парикмахера, репетитора в дом. Так жил отец Евгения:


Служив отлично, благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Но сам Онегин, получив наследство от дяди, стал богатым помещиком:



Заводов, вод, лесов, земель

Хозяин полный…


Не случайно характеристика Ленского начинается с указания, что он “богат” (II,XII,1). Для соседей героя это важнейшая характеристика. Ларины же не были богаты. В первоначальных набросках Ольга характеризовалась как “меньшая дочь соседей бедных” или “ребёнок, дочь соседей бедных”. В дальнейшем эта характеристика была снята, но остались жалобы Прасковьи Лариной на то, что для поездки в Москву “доходу мало”. Зато выйдя замуж за князя N, Татьяна сделалась “богата и знатна”. Старшая Ларина, вдова екатерининского бригадира, скорее всего, была помещицей среднего достатка (6.36).

Тема богатства оказывается связанной с мотивами разорения. Слова «долги», «залог», «заимодавец» встречаются уже в первых строках романа. Долги, проценты по залогам, перезакладывание уже заложенных имений было уделом отнюдь не только бедных или стоящих на грани краха помещиков. Причины обнищания дворян были не только в потребности жить по-дворянски, но и в потребности свободных денег для дорогих туалетов и балов. Отец Онегина давал в год три бала, хотя по тому времени три бала для не слишком богатого дворянина, не имевшего дочерей на выданье, было большой роскошью. Не удивительно, что когда отец умер, выяснилось, что наследство должно пойти на погашение долгов:


Перед Онегиным собрался

Заимодавцев жадный полк.


В этом случае Онегин мог взять наследство, а вместе с ним и долги отца или отказаться от него, предоставив кредиторам самим решать проблемы меж собой. Но Онегин решает взять наследство вместе с долгами, что характеризует героя как человека порядочного, человека чести.


Молодость - время надежд на наследство - была как бы периодом долгов, от которых во вторую половину жизни следовало освобождаться, став «наследником ...своих родных» или выгодно женившись. Рисуя рутинную смену возрастных норм поведения, Пушкин писал:


Блажен…

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов.


Так в романе отражается финансовая реальность дворянского мира первой четверти ХIХ века. Таким образом, мы видим, что реалии имущественного и хозяйственного положения дворян ёмко отражены в художественном мире романа. Однако это не проявление нарочитой реалистичности. А необходимые детали для характеристики русского дворянского общества и конкретных персонажей, их отношения с миром и к миру.


Глава II.

Дворянское жилище в городе и поместье.

Место действия играет в пушкинском романе большую и совершенно специфическую роль. События все время развиваются в каком-либо конкретном пространстве: в Петербурге, в Москве, в деревне, на почтовом тракте. При этом характер событий оказывается тесно связанным с местом, в котором они развёртываются. Более того, в такой же мере, в какой Петербург является «своим» пространством для Онегина, деревня - ограниченный мир Татьяны, и, как Онегин в деревне остается временным гостем, заезжим посетителем, проникнувшим в чужое пространство, как Татьяна чужая в Москве - в доме тетки и в зале Благородного собрания - и в Петербурге в собственном доме. Значительное место в романе занимает окружающее героев пространство, которое является одновременно и географически точным и несет метафорические признаки их культурной, идеологической, этической характеристики. Автор почти нигде не даёт детальных картин места действия, не описывает интерьера домов. Твёрдо зная, что читатель его знаком и с видом, и с внутренним убранством обычного помещичьего дома в деревне, и с интерьером петербургского особняка, он лишь делает скупые указания:

…легче тени

Татьяна прыг в другие сени.

Весь пространственный мир романа делится на три сферы: Петербург, Москва, деревня.

Но читатель по этим указаниям пушкинской эпохи легко восстанавливал картину жилище дворян того времени – усадьбы, особняки. Усадьба была родным домом для многих дворян – военных, политиков, деятелей культуры. В усадьбе они рождались, росли, там они впервые влюблялись. Повзрослев, приезжали сюда в свободное от учёбы и службы время. В усадьбе жили, выходя в отставку. Усадьба становилась для помещика надёжным прибежищем в случае разорения, опалы, семейной драмы. Русская усадебная культура сложилась поздно - во второй половине ХVIII века. В силу своего достатка, вкуса, фантазии, дворяне начинали преобразовывать старые родительские дома в модные классические особняки, наполняли их новой мебелью, картинами, скульптурой. Разбивали сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки. Дом состоятельного человека походил на дворец, украшенный снаружи колоннами и декоративной лепниной. К барскому дому примыкали флигеля – одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы и жилые помещения для прислуги.


Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок.

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров ограждённый,

Стоял над речкою. Вдали


Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали сёла, здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.


Барский дом имел один – два этажа и строился чаще всего из дерева. Нижний этаж отводили под хозяйственные нужды, верхний занимали большие парадные залы и удобные жилые покои. Первым помещением дома, встречавшим гостей, был вестибюль. В домах-дворцах из вестибюля направо и налево открывается анфилада комнат, выходящих окнами во двор.

Парадный зал для званых обедов, балов и торжественных церемоний занимал центральное место в доме. Как правило, он находился за стеной вестибюля. К залу по сторонам примыкали комнаты, образующие вторую анфиладу с окнами в парк. Полы парадных помещений богатых домов выкладывали наборным паркетом, изготовленным по рисунку художников и архитекторов. Стены комнат драпировали шёлковыми тканями. Часто название гостиной определялось цветом её обивки. В очень богатых домах на стене висели шпалеры – безворсовые ковры ручной работы. Потолок в комнатах имел лепной орнамент, но чаще в богатых домах его покрывали плафонной живописью на аллегорические или мифологические темы. Залы дома – дворца обставляли дорогой мебелью, увешивали зеркалами, картинами, украшали вазами, скульптурой, разнообразными осветительными приборами. Интерьер усадебных домов небогатых помещиков выглядел немного скромнее.

В строфе XVII главы VII Пушкин описывает действия Татьяны, сначала в зале онегинского дома, где ей бросается в глаза «кий на бильярде» и маленький хлыстик на канапе.

«Таня дале» – это указание на то, что героиня перешла в гостиную, где идет продолжение объяснения Анисьи:


…А вот камин;

здесь барин сиживал один…

Здесь с ним обедовал зимою

Покойный Ленский, наш сосед.


Жилые помещения, расположенные по одну сторону коридора и на втором этаже, имели низкие потолки и обставлялись просто. Так Онегин поселился не в «высоких покоях», а там, где его дядя «лет сорок с ключницей бранился», где «всё было просто» - в задних жилых покоях. На втором этаже располагались чаще детские. Там и жили сестры Ларины. В комнате Татьяны был балкон:

Она любила на балконе


Предупреждать зари восход…


Как утверждает Лотман Ю.М., балкон был для Пушкина характерной приметой помещичьего дома. Дом строился обычно на склоне так, что с одной стороны он казался стоящим на ровном месте, а с другой – отрывался вид на скат холма, на спуск к реке или озеру, на далекие просторы. Потому приехавшая в Москву Татьяна была поражена отсутствием просторного вида из окна:


Садится Таня у окна.

Редеет сумрак; но она

Своих полей не различает:

Пред нею незнакомый двор,

Конюшня, кухня и забор.


Татьяна не видела привычный ей пейзаж. Перед ней были лишь скудные владения хозяйства, ни одного намека на привычные ей поля, просторы и реки. Простота и естественность Татьяны перекликаются с простотой истинной народности, и это делает переход Татьяны в столичный мир в одном отношении, безусловно, насильственным, в другом – естественным и органичным.

Таким образом, дворянское жилище раскрывает нам образ жизни дворянина. Значительное место в романе занимает окружающее героев пространство, которое является одновременно и географически точным и несет метафорические признаки их культурной, идеологической, этической характеристики.


ГЛАВА III.

Образование и служба дворян в судьбах

пушкинских героев.




Тему образования и воспитания Пушкин раскрывает нам на примере трёх героев: Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский.

В записке о народном воспитании, составленной в 1826году, Пушкин писал: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем». Данная характеристика образования довольно полно раскрыта в «Евгении Онегине».


Характерной фигурой домашнего воспитания был француз – гувернер, затем его сменял учитель. Француз – гувернер или француз – учитель редко серьезно относились к своим педагогическим обязанностям:


Судьба Евгения хранила

Сперва madam за ним ходила,

Потом monsier ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsier L’Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.


«Француз убогой» – гувернер Евгения. Прилагательное «убогой» сочетает в себе не только понятие нищеты, скудности, физической неполноценности, но и умственной посредственности.


Оказывается, для того, чтобы завоевать положение в обществе, не обязательно было много знать:


Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам боле? Свет решил,

Что он умен и очень мил.


Также Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. Военное поприще представлялось настолько естественным для дворянина, что отсутствие этой черты в биографии должно иметь какое-либо специальное объяснение: болезнь или физический недостаток, скупость родителей, не давшую определить сына в гвардию.

Онегин никогда не носил военного мундира, что выделяло его из числа сверстников, встретивших 1812 г. в возрасте 16-17 лет. Но то, что он вообще никогда не служил, не имел никакого, даже самого низшего чина, решительно делало Онегина белой вороной в кругу современников. Для получения первого офицерского чина не обязательно было иметь военное образование, военные науки преподавались в ряде гражданских заведений, а некоторые из дворян брали домашние уроки или слушали частные лекции по военному предмету. По окончании военных заведений поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге. Правительство считало уклонение от службы предосудительным. К тому же служба являлась составляющей дворянской чести, была связана с понятием патриотизма, то есть становилась нравственной ценностью.

Но в тоже время то, что обличалось как эгоизм и отсутствие любви к обществу, в начале XIX в. стало приобретать контуры борьбы за личную независимость, отстаивание права человека самому определить род своих занятий, строить свою жизнь самостоятельно, независимо от рутины протоптанных путей. В свете сказанного видно, во-первых, что то, что, Онегин никогда не служил, не имел чина, не было неважным и случайным признаком - это важная и заметная современникам черта. Во-вторых, черта эта по-разному просматривалась в свете различных культурных перспектив, бросая на героя то сатирический, то глубоко интимный для автора отсвет.

Не менее безмятежный характер носило образование молодой дворянки. Схема домашнего воспитания была та же, что и при начальном обучении мальчика – дворянина: из рук крепостной нянюшки девочка попадала под надзор гувернантки – чаще всего француженки, иногда англичанки.

Пушкин колебался в том, какой тип воспитания дать дочерям Прасковьи Лариной. Глубокая разница в отношении автора к героиням исключала возможность одинакового воспитания. Показав, что Татьяна в совершенстве знала французский язык, и, следовательно, заставив думать нас о наличии в ее жизни гувернантки – француженки, автор не говорит об этом прямо. Татьяну можно назвать «барышней уездной»,


С печальной думою в очах,

С французской книжкою в руках.


Татьяна плохо знала русскую грамоту и писала по-французски, потому что в женском образовании не было русских книг, изучения русской словесности.

Еще один представитель молодого дворянства XIX века - Владимир Ленский, закончивший Геттингенский университет и вернувшийся в Россию.


По имени Владимир Ленский,

С душою прямо геттингенской.

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты…


Геттингенский университет занимал среди учебных заведений Европы особое место. Геттинген – немецкий город. Но его политическое положение в раздробленной Германии было своеобразным: город принадлежал английской короне и на его территории действовала английская конституция. В Геттингене собрались свободолюбивые профессора со всей Германии. Здесь же преподавал знаменитый исследователь русских летописей – профессор Шлецер, долго живший в Петербурге и любивший Россию. Он покровительствовал русским студентам. В начале XIX века в Геттингене собирается русская молодежь, которая потом оставит заметный след в русской культуре. Здесь учились Кайсаров и Александр Тургенев, который в 1811году привез юного поэта в Царскосельский лицей, а в 1837 году – повезет тело Пушкина из Петербурга в Святогорский монастырь. Одновременно с этими русскими учился в Геттингене и любимый профессор Пушкина – А.П. Куницын, которому посвящены следующие строки:


Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.


Не случайно Пушкин приводит своего Ленского именно в Геттингенский университет. Указание на это в романе часто истолковывается только как намек на романтизм героя. Для Пушкина же упоминание Геттингена исполнено особого и глубокого смысла, как и многие детали, на которые современный читатель не обращает внимания. «Всегда восторженная речь», столь характерная, например, для В.К. Кюхельбекера – черта «вдохновенного» и смешного в светском кругу поведения.

«Кудри черные до плеч» – тоже значимая для современников поэта черта: англоман Онегин «острижен по последней моде», а Ленский – либерал и романтик – подобно Шиллеру, носит длинные кудри. Итоговая характеристика Ленского - «Поклонник славы и свободы» – вполне серьезна. Иронический ее оттенок в контексте пушкинской строфы связан с отношением Пушкина в 1824году к романтическому либерализму. Из описания Ленского сразу ясен характер героя. Он романтик, мечтатель.

Таким образом, воспитание Онегина и Татьяны первоначально одинаково. Они оба воспитывались в домашних условиях, оба имели французских гувернеров. Воспитание же Онегина и Ленского расходится уже на первоначальной стадии. Ленский учился в университете, вследствие чего у него сложились определенные взгляды на мир. Онегин же воспитывался дома, на этом его обучение и воспитание завершилось. В отличие от большинства других дворян Евгений не состоял на службе и вел свободный образ жизни, претендуя уже в этом на исключительность и пренебрегая общественным мнением о необходимости служить.


ГЛАВА IV.

День светского человека в художественном мире

романа «Евгений Онегин»


День столичного дворянина имел некоторые типовые черты. Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязанностей. Следует отметить, что количественно лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга начала XIX века вела подобную жизнь. Кроме людей не служащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была фиктивной.

Право вставать как можно позже являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим не служащего дворянина не только от простого народа или собратьев, тянущих лямку, но и от деревенского помещика – хозяина. День начинался с вечера и заканчивался в утренних сумерках.


Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он,

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик…

…Но шумом бала утомленный

И утро в полночь обратя,…

…Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова…


Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум–трем часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов в 1810-1820-х годов были Невский проспект и Английская набережная Невы. Прогуливались также по Адмиралтейскому бульвару, который был насажен в три аллеи в начале XIX века на месте обновленного при Павле гласиса Адмиралтейства (гласис – насыпь перед рвом).

Около четырех часов по полудню наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара-крепостного или наемного иностранца.


Beef-steaks и страсбургский пирог
  1   2

Похожие:

«Культура и быт русского дворянства начала xixвека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconСны и письма в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» выдающееся произведение Александра Сергеевича Пушкина, в котором он выступил новатором во многих отношениях, используя...
«Культура и быт русского дворянства начала xixвека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconУрок по литературе. 9 класс (базовый уровень). Автор: Подгорская Анна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
«Два письма из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как ключ к пониманию образов главных героев»
«Культура и быт русского дворянства начала xixвека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconГ. Валуйки Белгородской области Всероссийская летняя творческая пушкинская школа
...
«Культура и быт русского дворянства начала xixвека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconОбразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» одно из самых удивительных произведений мировой литературы, показывающее такую картину мира,...
«Культура и быт русского дворянства начала xixвека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» icon«Евгений Онегин» «энциклопедия русской жизни», или Моды пушкинского времени»
Цель урока: знакомство с эпохой Пушкина; создание творческих идей по воссозданию образов персонажей любимых пушкинских произведений,...
«Культура и быт русского дворянства начала xixвека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconТема: «Воспитание учащихся на традициях русского народа»
Мною предпринята попытка восполнения этого пробела. Её результатом стала программа «История, традиции, культура и быт русского народа»,...
«Культура и быт русского дворянства начала xixвека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconВ каком ряду все слова пишутся через дефис?
Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв
«Культура и быт русского дворянства начала xixвека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconСодержание зачетов
А. С. Пушкин "к чаадаеву", "К морю", "Анчар", "Памятник", "Пророк", "Евгений Онегин"
«Культура и быт русского дворянства начала xixвека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconПушкин а с. роман "евгений онегин" "энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение"

«Культура и быт русского дворянства начала xixвека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» icon?? А как вы думаете, что входит в понятие «мир русского крестьянства»? (быт, верования, культура, традиции). ??
Тип проекта – межпредметный, краткосрочный, групповой; сочетает в себе коммуникативно ориентированный, исследовательский, культурологический...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница