Название работы




Скачать 21,53 Kb.
НазваниеНазвание работы
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер21,53 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


ГОУ СПО «Старицкое педагогическое училище»


Направление: Образование


Название работы:


«Педагогические идеи С.А. Рачинского

и их значение для современной сельской школы»


Автор работы: студентка Соколова Любовь Петровна


Место выполнения работы:

Старицкое педагогическое училище (техникум),

1 курс, г.Старица Тверской области


Научный руководитель: Троицкая Лариса Петровна, Заслуженный учитель Р.Ф.



2011г.



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С.А. РАЧИНСКОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ


ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение


  1. Проблемы современной сельской школы

  2. Личность создателя С.А. Рачинского и его авторская школа

  • Педагогическая концепция С.А.Рачинского

  • Воспитательная система С.А. Рачинского

  • Проповедник трезвости.

  • Воспитанники С.А. Рачинского

Заключение. Предложения по законодательному урегулированию проблем сельской школы


ВВЕДЕНИЕ

Я родилась и выросла в селе Татево Оленинского района Тверской области, училась в школе С.А. Рачинского, возглавляла школьный краеведческий музей, бывала в его доме, ходила по старинному парку, беседовала с современными жителями села, поэтому хорошо знаю проблемы села и сельской школы. Село Татево расположено в красивой местности. Даже сейчас, спустя многие годы, видно, что село было хорошо обустроено. В селе Татеве есть не только средняя школа, но и Дом культуры, краеведческий музей, которым руководит учитель истории В.М. Марченкова, есть библиотека и почта. Однако остатки прекрасной усадьбы второй половины XVIII -- начала XIX века, регулярный парк с редкими породами деревьев, Троицкая церковь требуют восстановления.

И по сей день в родном селе чтут его память и традиции великого труженика. Опыт Рачинского по созданию первой в России сельской школы «с правильным общежитием» (интернатом) сегодня может стать одним из важнейших в деле преобразования Центральной России, где в современной школе забыты педагогические идеи С.А. Рачинского (если его имя упоминается, то чаще всего рядом с именем его знаменитого ученика, художника Н.П. Богданова – Бельского), где сейчас, словно градом, повыбивало людей, где с лица земли снесло цветущие некогда деревни, сельские школы.

Вспоминания о Рачинском, Ксения Николаевна Баратынская писала: «Не слишком ли скоро забываются имена выдающихся людей? Не полезно ли говорить и говорить о них как можно больше, чтобы не давать паутине времени затягивать их светлый образ».

Хочется надеяться, что светлое имя Сергея Александровича Рачинского, его идеи и принципы будут востребованы и в педагогической науке, и в нравственном воспитании, и в борьбе за общественное здоровье, поэтому тема моего исследования является актуальной в период обсуждения нового «Закона об образовании».

Тема исследования: Педагогические идеи С.А. Рачинского и их значение для современной сельской школы.

Актуальность исследования: именно эту проблему нужно изучать в настоящее время, потому что закрыты многие сельские школы, а проблему обучения и воспитания сельских школьников пытаются решить за счет создания базовых школ и школьных автобусов.

Объект исследования: педагогические идеи обучения и воспитания школьников.

Предмет исследования: рассмотреть педагогические идеи С.А. Рачинского в создании русской школы, особенности духовно-нравственного воспитания в этой школе, особенности учебного процесса в школе с постоянным проживание учеников и проанализировать проблемы современной сельской школы.

Цель исследования: познакомиться с личностью С.А. Рачинского, его педагогической концепцией, наметить пути использования педагогических идей С.А. Рачинского в современной сельской школе, в качестве моей законотворческой инициативы внести свои предложения в укрепление и совершенствование сельской школы.

Задачи исследования: изучить и проанализировать литературу по данной теме, проанализировать материалы краеведческого музея Татевской средней школы, познакомиться с деятельностью современной сельской школы, с документами правительства РФ об образовании.

Гипотеза и защищаемые положения: Смогу ли я убедить в необходимости принятия моей законотворческой инициативы в области образования на основе педагогической концепции С.А. Рачинского.



  1. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Проблема сельской школы на протяжении всей истории отечественного образования была одной из центральных. Это было очевидно в эпоху, когда Россия была страной крестьянской. С вступлением в индустриальную стадию вопрос о сельской школе оказался вписанным в более широкий контекст - проблему исторической судьбы крестьянства, деревни в целом. С позиций доктрины о стирании существенных различий между городом и деревней перспектива сельского образования прочерчивалась достаточно отчетливо: деревня постепенно усваивает городскую культуру, образ жизни и растворяется в единой системе расселения, сохраняя лишь отличия, признанные несущественными.

Сегодня мы знаем, сколь губительными были последствия экспериментов, проводимых с целью реализации этой перспективы (строительство агрогородов, ликвидация так называемых неперспективных деревень и т.п.). Трудности, переживаемые ныне селом, помимо других причин, в значительной мере связаны с последствиями названных преобразований.

Исторический опыт побуждает нас сегодня к взвешенному, продуманному подходу к проблемам сельской школы, в особенности на фоне новых попыток форсировать реформирование образования, надо помнить, что всякое необдуманное хирургическое вмешательство в нее может повлечь за собой целую сеть необратимых потерь. Сегодня мы можем утверждать: сельский тип поселения, деревенская культура, образ жизни, а следовательно, и сельская школа будут существовать и развиваться на протяжении длительного исторического периода, сохраняя специфические, существенные черты национальной культуры. Поэтому проблемы сельской школы - это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства. И потому программа сохранения и развития сельской малокомплектной школы должна носить общенациональный, государственный характер. Это направление должно стать одним из центральных элементов в разрабатываемой ныне национальной инициативе образования.

Национальная программа не отменяет, а, напротив, даже предполагает разработку программ регионального характера. Опыт разработки региональной программы имеется и в нашей области.

По школьной образовательной сети наша область типична для Центрального региона России. Проблемы сельской школы для области столь же актуальны, как и для других регионов и России в целом, поэтому в рамках региональной программы «Социальное развитие села до 2012» предусмотрены мероприятия в поддержку сельских школ.

Все множество проблем, определяющих развитие сельской школы, может быть сведено в четыре группы: экономические, демографические, структурные (социальные, социально-поселенческие, управленческие, организационные и т.д.), педагогические.

Каждое из выделенных направлений характеризуется своим набором показателей.

Важным фактором, определяющим перспективу сельской школы, являются демографические процессы. Наблюдающаяся в последние годы тенденция сокращения числа учащихся в наибольшей степени проявилась в начальном образовании. За последние четыре года число учащихся начальных классов в сельских школах сократилось на 30%.

Сельская общеобразовательная сеть дореволюционной России формировалась вокруг выделявшихся духовно-культурных центров (церкви, помещичьи усадьбы), которые играли роль системообразующего начала. В советское время, когда значение этих центров было утрачено, возобладал производственный принцип в развитии системы расселения. Появилось понятие "центральная усадьба", место расположения органа управления совхозом или колхозом. По этому же принципу шло строительство новых школьных зданий, то есть происходили изменения сельской образовательной сети.

В постсоветское время, когда центральные усадьбы перестали играть прежнюю роль, обострились миграционные процессы, хотя по-прежнему идет исчезновение деревень, появляются на их месте дачные поселения сезонного характера, в этих условиях сеть сельских образовательных учреждений не может оставаться неизменной. Вместе с тем крайне важно избегать поспешности, субъективизма в подходах к решению этой проблемы. С учетом этих факторов возможна оптимизация (что отнюдь не равнозначно сокращению) сельской образовательной сети.

Сельские школы стремятся по возможности использовать местные условия: вводят курсы и предметы по выбору, факультативы, отражающие специфику села: огородничество, фермерское хозяйство, культура земледелия, ремонтные работы в быту, технология механизированных работ, проблемы рыночных отношений и т.п. В большинстве школ предметы по выбору вводятся с учетом интересов и склонностей учащихся. Действительно на селе школа - центр воспитательной работы. Школьная библиотека, школьный музей, спортивный зал являются притягательными центрами для всей молодежи села. Краеведческое направление - одно из главных в воспитательной работе. Важнейшая проблема – проблема кадров для сельской школы. В последние годы кадры сельских школ пополнились в основном за счет выпускников Старицкого и Торжокского педучилищ. Все эти вопросы были успешно разработаны и реализованы еще в XIX веке создателем авторской школы в моем родном селе Татево Оленинского района великим педагогом С.А. Рачинским. Его педагогическая концепция актуальна сегодня.


  1. ЛИЧНОСТЬ СОЗДАТЕЛЯ АВТОРСКОЙ ШКОЛЫ С.А. РАЧИНСКОГО


Сергей Александрович Рачинский был одним из самых ярких представителей национально мыслящих педагогов-практиков и теоретиков второй половины XIX века, который пытался возродить в лучшем, обновленном качестве русские национальные школы допетровского образца. Он решительно заявил, что школу в России необходимо строить «на почве народной психологии и истории, согласовать ее с общественными потребностями, при ее организации принять во внимание характер и строй семьи, экономические, климатические и всякие другие условия народной жизни, чтобы русская школа руководилась русскими, а не иностранцами».

  Сергей Александрович Рачинский родился 10 июня 1833 г. в родовом поместье Татево Бельского уезда Смоленской области (сейчас село Татьево Оленинского района Тверской области). Здесь, в окружении прекрасных лесов и полей, в стародворянской русской усадьбе, в центре которой находился большой дом с колоннами, проходило детство будущего ученого и великого педагога. Семья была религиозной, и также воспитывали детей. Всего в семье Рачинских росли четыре брата и две сестры: Владимир(1831-1888) ,Сергей(1833-1902) , Ольга(1834-1917),Варвара(1836-1910),Константин(1838-1909),Александр(1839-1906). В доме царила атмосфера добра , внимания, благотворительности. В семье ценилось всякое проявление таланта , будь то поэзия, музыка, пение, живопись, поощрялось трудолюбие, уважалось мировоззрение. Здесь бывали известные поэты, художники, музыканты. В семейных альбомах хранились стихи К.Ф. Рылеева, А. Мицкевича в переводе старшей дочери Ольги. Владимир и Сергей прекрасно рисовали. Дети Рачинских получили прекрасное домашнее образование. Кроме занятий естественными и гуманитарными дисциплинами старшие братья и сёстры много времени проводили с младшими, учили их ухаживать за цветами, разыгрывали кукольные представления, ставили спектакли.

В 1844г. семья переехала в университетский город Дерпт( ныне Тарту) , чтобы дети имели возможность подготовиться к поступлению в Московский университет. В 1849 году С.А. Рачинский поступает на медицинский факультет университета , но, так как его интересовали больше естественные науки, он переходит на естественный и блестяще его заканчивает. К этому времени он прекрасно владел как родным русским, так и немецким , английским, французским, греческим, латинским, старославянским языками.

Атмосфера дома была наполнена музыкой, поэзией, высоким искусством. В усадьбу часто съезжались известные поэты, музыканты и художники. Так притягателен и мил был семейный дом. Сергей Александрович с детства полюбил природу, простоту и искренность деревенской жизни. В ее размеренном покое он всегда находил силы для творческого вдохновения, осознания себя человеком, близким к природе и людям.

Может быть, именно любовь к природе и человеку привела 16-летнего Сергея на медицинский факультет Московского университета. Проучившись здесь два года, он перевелся на естественный факультет, который блестяще закончил в 1853 г. Но этого ему показалось мало. Рачинский уезжает в Европу, продолжая учиться в известных университетах Германии. С.А. Рачинский был на редкость общительный человек, обладавший талантом привлекать к себе людей. Где бы он ни жил — в Веймаре, Йене, Берлине, — он везде делался желанным членом лучшего интеллигентного общества этих городов. Его любили веселые немецкие студенты, охотно распевавшие песни, им сочиняемые. В Веймаре он был принят при Дворе, хранившем лучшие традиции эпохи Шиллера и Гете, близко сошелся с великим композитором и пианистом Ференцем Листом, писавшим музыку на его духовные стихи. Другой его друг — известный историк философии Куно Фишер, профессор Йенского университета — уговаривал его посвятить себя философии, к которой видел в нем особые способности. Живя в Германии, С.А. Рачинский перевел на немецкий язык одно из наиболее любимых им произведений русской литературы — «Семейную хронику» С. Т. Аксакова. Перевод этот напечатан в 1858 году в Лейпциге.

Возвратившись из-за границы, он защищает диссертацию по теме «О движении высших растений», получает звание магистра и становится руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете. Его деятельность в университете не ограничивалась научными занятиями и преподаванием. Постоянные заботы о благосостоянии как всего студенчества, так и отдельных студентов, о благосостоянии материальном и нравственном — вот что делало С.А. Рачинского популярным профессором.

Позже за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена ученая степень доктора ботаники.

У Сергея Александровича было чрезвычайное умение распределять свое время, способность быстро переходить от одного занятия к другому, овладевать новым делом, будучи в каждом из них весьма продуктивным. Вставал он в шесть часов, утро посвящал кабинетным и лабораторным занятиям, затем шли лекции, обед, отдых. А вечер отдавал обществу.

Начало 60-х годов XIX века в России — пора расцвета литературных салонов. В них собирались драматурги, поэты, композиторы. Творческая интеллигенция России обсуждала здесь не только новые достижения в искусстве, но и вопросы народного просвещения. В литературном салоне на Малой Дмитровке, в доме Рачинских, собирались многие известные люди того времени, бывал здесь и Лев Толстой. Именно тут завязалась крепкая дружба великого писателя и великого народного педагога. Так же, как и Толстого, Рачинского волновали проблемы организации деревенских школ, вопросы методики обучения, положение простых крестьянских детей.

В 1872 г. Сергей Александрович на пике своей научной карьеры, окруженный уважением студентов и ученых, неожиданно покидает Московский университет и окончательно переезжает в свое поместье, где становится простым сельским учителем в своем родовом имении с Татево. В российской общественной жизни произошли важные перемены. В области народного образования перемены привели к тому, что инициатива и руководящая роль этим процессом перешли в руки самого общества. Правительство вынуждено провести реформу во многих сферах общественной жизни, в том числе и университетской. Однако при выборах на должность профессоров В.Н. Лешкова и А.И. Меньшикова, не пользовавшихся авторитетом, был нарушен новый Устав. Начались репрессии против молодых профессоров, что привело к коллективной отставке лучших преподавателей университета, в том числе и С.А.Рачинского. Через некоторое время по просьбе АлександраII они вернулись в университет, кроме Рачинского. Около четырёх лет он прожил в Москве без службы, наездами бывая в имении сестры в Татеве , а в 1872г. принял решение поселиться там окончательно, определив себе стезю школьного учителя и целиком отдавшись главному делу своей жизни - созданию народной сельской школы, основанной на семейных и национальных традициях русского народа.

В Татеве была сельская школа самого обыкновенного типа. Сергей Александрович зашел раз туда случайно, попал на урок арифметики, показавшийся ему необыкновенно скучным, попробовал сам дать урок, стараясь сделать его более интересным и жизненным, — и этим определилась вся его дальнейшая судьба.

Что привело его к детям? Неудовлетворенность научной карьерой? Но ведь она была довольно успешной. Стремление быть ближе к природе? Или, может быть, еще какие-то внутренние, никому не известные причины? Трудно сказать. Однако если бы Сергей Александрович не принял такого решения, Россия потеряла бы в его лице великого педагога. А судьба многих воспитанников Рачинского сложилась бы для них куда хуже.

Итак, в жизни Рачинского начинается новый этап, не менее плодотворный, чем период научной деятельности. Бывший ученый окунается в педагогику. Когда-то, посещая свое поместье, он наблюдал за ходом обучения в школах, видел многие недостатки школьного образования: бедность, плохие методики, равнодушие к личностным особенностям ребенка. Вот теперь, как ему казалось, у него есть возможность все изменить, улучшить, организовать. Но сразу приступить к обучению детей он не смог. Местное училищное начальство не разрешило Рачинскому преподавать. Известная чиновничья волокита. Прежде чем начать работать в школе, профессору Рачинскому пришлось ехать в уездный город для того, чтобы держать экзамен на должность учителя.1 Когда все формальности были соблюдены, С.А. Рачинский приступил к созданию своей авторской школы.

Есть много свидетельств, рассказов, воспоминаний о Рачинском людей разных возрастов, профессий. Среди них священник с Бобровки отец Алексей Никольский. Нам, современникам, интересно узнать о том, каким был Рачинский, актуальны, полезны и современны ли его мысли о школе, о трезвом образе жизни и так далее.

Современники о Рачинском рассказывали: «Спросишь, бывало, какого-нибудь мужичка, так, при случае, к слову: «А ты разве знаешь, дядя, Сергея Александровича из Татева?»- «Да кто ж его не знает, батюшка? - ответит мужичок. - Этакие люди у всех на виду, их немного, - продолжает мужик. - И то сказать, что за барин! О себе ему некогда и подумать: целый день в школе с ребятами, а то и больших поучает разуму. Да, - закончил мужик, - этого барина послушать - настоящим человеком будешь».

Необыкновенная доброта во взгляде, простота, мягкость и сердечность в обращении производили обаятельное действие на собеседников, которые чувствовали благоговение и уважение к его личности. Людям этот человек служил самоотверженно и бескорыстно. Недаром князь А.Н. Мещерский в своих воспоминаниях о Сергее Александровиче эпиграфом поставил отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».

Беседуя с ним, современники испытывали от его беседы какое-то душевное спокойствие, внутреннюю теплоту, подъем, как будто в тебя невидимо вливается новая живительная сила. Будучи сам глубоко верующим человеком, Сергей Александрович и в других зажигал чистый светильник искренней веры и любви к Богу и к ближнему.
Каждое лето в Татеве собиралось много гостей, почитателей и бывших учеников Сергея Александровича, а среди них и такие выдающиеся личности, как историк князь С.Д. Шереметев, философ В.В. Розанов и даже сам владыка Николай Японский (Касаткин), глава миссии Русской православной церкви в Японии, основатель множества православных училищ и братств среди островного населения.

Все эти гости жили с Сергеем Александровичем в его школе, лишь только по праздникам собирались в барском доме. Многие из современников и учеников С.А. Рачинского приезжали к нему после опубликования в 1881 году знаменитых «Заметок о сельской школе». Все они хотели трудиться «на ниве народной». Кстати, за свою жизнь С.А. Рачинский построил около 30 школ, из которых сейчас сохранилась лишь самая первая - Татевская.

Педагогической деятельности он отдает все свои знания и силы до 1896 года, когда, сломленный болезнью, был вынужден прекратить уроки. Скончался С. А. Рачинский 2 мая 1902 года, на 69-ю годовщину дня своего рождения. Ещё 5 июля 1901 года, в день своего ангела, Сергей Александрович Рачинский предложил своим собеседникам приискать к следующему году (то есть 1902-му) эпитафию на его могильную плиту и сам же разрешил затруднение, назначив для надписи слова Господа: «Не о хлебе едином жив будет человек» (Мф. 4.4.). Замечательно! Предугадал год своей смерти.

  1   2   3   4

Похожие:

Название работы iconНазвание работы

Название работы iconНазвание работы
Последствия исчезновения буквы ё
Название работы iconНазвание работы
Наименование конференции: Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Название работы iconНазвание проекта
Название научной части проекта: "Спин-орбитальная эволюция, селенодезия и геофизика Луны"
Название работы iconНазвание проекта
...
Название работы iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Специальная дисциплина мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература»
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы
Название работы icon«Юный патриот» Автор работы: Ахметшина Фарида Зуфаровна
Полное название учебного заведения – коммунальное (муниципальное) общеобразовательное учреждение гимназия №11
Название работы iconИнтеллект Дриллинг Сервисиз ids № п/п Название
Исследование работы кнбк для бурения по проектному профилю забойными двигателями в сложных условиях
Название работы iconНазвание контрольной работы
...
Название работы iconНазвание работы / Электронный вес
Состояние и пути совершенствования нормативной базы гидрогеохимических исследований при разведке месторождений подземных вод (обзорная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница