Рабочая программа по литературному чтению 3 класс




НазваниеРабочая программа по литературному чтению 3 класс
страница1/7
Дата03.02.2016
Размер30,9 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение

«Гимназия г. Уржума»

Утверждаю:

Директор

КОГОАУ «Гимназия г.Уржума»


_________________________

Д.Н.Феофилатов

Приказ № _____ от _________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
3 класс

на 2012 – 2013 уч.год


Автор составитель:

Соболева Г.К,учитель

начальных классов


Уржум 2012 год


Пояснительная записка
к развернутому тематическому планированию
по литературному чтению


  • Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования, а также авторской программы В.Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3класс. 1–4. Части 1, 2. – Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2010.



Изучение литературного чтения начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной Росси и других стран.


Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.


Курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

  2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

  3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

  4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.



Курс 3 класса продолжает работу по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведения разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещенных произведениями. Дается представление о жанре басни. Читательский багаж пополняется за счет мифологии и фольклора разных народов. Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике.

План предусматривает обучение в 3 классе в объеме 136 часа, по 4 урока в неделю.

Предметные результаты

Обучающийся научиться:

- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

-читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;

-ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;

-кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;

-отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

-определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

-узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;

-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

-выявлять авторское отношение к герою;

-понимать специфику прозаических и поэтических текстов;

- соотносить главную мысль и название произведения;

-находить портрет и пейзаж в произведении;

-видеть особенности юмористических текстов;

-соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

Обучающийся получит возможность научиться:

-пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

-сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

-представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;

-осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;

-находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

-понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;

-понимать особенности жанра басни;

-определять роль портрета и пейзажа в произведениях;

-находить в юмористических текстах приемы создания комического;

-оценивать поступки героя и отношение автора к нему.


Обучающийся научиться:

-самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т. ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;

-самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;

-осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;

-осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;

-готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;

-понимать назначение аннотации на литературное произведение;

-называть одно периодическое литературно-художественное издание.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;

-составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;

-писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;

-создавать презентации книг различной тематики;

-сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией(мультипликацией);

-участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;

-ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы


; Обучающийся научиться:

-пересказывать текст кратко, выборочно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;

-читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;

-передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;

-выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности4

-создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.

Обучающийся получит возможность научиться:

-сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;

-читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;

-подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;

-читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;

-сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

-интерес к содержанию и форме художественных произведений;

-интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

-интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

-основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

-эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на героев литературных произведений;

-чувство сопричастности своему народу;

-понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

-общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

-понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы;

-понимания своей семейной и этнической идентичности;

-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;

-чувства ответственности за мир природы;

-умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные УУД

Обучающийся научиться:

-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

-выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

-выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

-самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

-соотносить внешнюю оценку и самооценку;

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.


Познавательные УУД


Обучающийся научиться:

- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

-пересказывать текст по плану;

-структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

-искать информацию, представлять найденную информацию;

-уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

-знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:

-пересказывать близко к тесту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

-понимать структуру построения рассуждения;

-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

-создавать художественные тексты разных жанров устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научиться:

-выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

-участвовать в учебном диалоге;

принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.


Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

-устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

-проявлять самостоятельность в групповой работе;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

-выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.


Содержание программы


№ п/п

Название раздела

Количество

часов

Содержание

Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1

Аудирование (слушание)

5

Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения;

Определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором;

Определение жанра художественных произведений;


-воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции;

-воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий)

- характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев;

-сравнивать свои ответы одноклассников и оценивать свое и чужое высказывания по поводу художественного произведения.

-различать на слух речь родного и иностранного языков.

У обучающегося будут сформированы:

-интерес к содержанию и форме художественных произведений;

-основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

-эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на героев литературных произведений;

-общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.


Обучающийся получит возможность для формирования:

-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

-понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы;

-понимания своей семейной и этнической идентичности;

-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;

-чувства ответственности за мир природы;

-умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.



Обучающийся научиться:

-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

-соотносить внешнюю оценку и самооценку;

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.


Обучающийся научиться:

- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

-структурировать знания при сопоставлении текстов;

-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

--уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать структуру построения рассуждения;

-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;


Обучающийся научиться:

-участвовать в учебном диалоге;

принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.


Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;


2.

Чтение

Виды речевой и читательской активности

79






















Чтение вслух и про себя.

27


Постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения;

орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов;

Интонирование простого предложения на основе знаков препинания;

Чтение художественных произведений с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации;


Обучающийся научиться:

- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

-читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;

-ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;

-кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;

-отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

-определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

-узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;

-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

-выявлять авторское отношение к герою;

-понимать специфику прозаических и поэтических текстов;

- соотносить главную мысль и название произведения;

-находить портрет и пейзаж в произведении;

-видеть особенности юмористических текстов;

-соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

Обучающийся получит возможность научиться:

-пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

-сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

-представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;

-осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;

-находить способы создания характера ии изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

-понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;

-понимать особенности жанра басни;

-определять роль портрета и пейзажа в произведениях;

-находить в юмористических текстах приемы создания комического;

-оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

У обучающегося будут сформированы:

-интерес к содержа-нию и форме худо-жественных произведений;

-интерес к некото-рым видам творче-ской деятельности на основе литературных произведений;


Обучающийся получит возможность для формирования:

-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

-понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы;

-понимания своей семейной и этнической идентичности;

-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;

-чувства ответственности за мир природы;

-умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.


Обучающийся научиться:

-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

-выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

-выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

-самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

-соотносить внешнюю оценку и самооценку;

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.


Обучающийся научиться:

- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

-пересказывать текст по плану;

-структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

-искать информацию, представлять найденную информацию;

-уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

-знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:

-пересказывать близко к тесту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

-понимать структуру построения рассуждения;

-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

-создавать художественные тексты разных жанров устной и письменной форме.

Обучающийся научиться:

-выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

-участвовать в учебном диалоге;

принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т. ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.


Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

-устно и письменно выражать впечатление о прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

-проявлять самостоятельность в групповой работе;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

-выбирать способы деятельности в коллективной работе;

-осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.



Работа с разными видами текста.

52

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли.

Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его характером (ответ на вопрос «Почему автор так назвал свое произведение»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст.

Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.

Анализ (с помощью учителя) причины поступка героев по аналогии или по контрасту.

Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.

Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.

Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Виды текста: художественные, учебные, научно-популярные. Практическое сравнение различных видов текста.

Выбор книг на основе рекомендованного списка.


















3

Культура речевого общения. Диалог. Монолог. Устный рассказ

20

Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту, выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения.

Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно- выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворение, гипербола) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ дача основной авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии в соответствии с правилами речевого этикета.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?)

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему)

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ).












  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая учебная программа по образовательной системе «Гармония» по предмету «Литературное чтение» автора Кубасовой О. В. 2 класс
Планирование составлено на основе требований Государственного стандарта 2004 года и Примерных программ начального общего образования...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению
Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconКонспект урока по литературному чтению, 3 класс
Цель: познакомить учащихся с новой литературной сказкой; совершенствовать технику чтения; развивать речь
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconОбразовательная программа по индивидуальным занятиям по литературному чтению Составил: учитель начальных классов
Целью курса является формирование младших школьников как сознательных читателей, проявляющих интерес к чтению, владеющих навыком...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению для обучающихся во 2Б классе (по учебнику Л. А. Ефросининой)
Чтение произведений разных жанров (загадок, сказок, былин, стихотворений, рассказов), понимание их содержания, ответы на вопросы,...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению в 3 классе «Б»
Министерством Образования Российской Федерации и авторской программы общего развития Л. В. Занкова, разработанной в фнмц им. Л. В....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconУчебно-методический комплекс по предметам федерального компонента
Программа по литературному чтению «Родное слово» для оу г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова, 2008
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая программа Смирновой Елены Леонидовны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории по литературному чтению, для 2 «Б» класса 2012 2013 учебный год
Программа предмета «Литературное чтение» для начальной школы разработана в контексте системы Л. В. Занкова, нацеленной на разностороннее...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, работающего по системе учебников «Начальная школа ХХI века»
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.
Ы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница