Рабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год




Скачать 33,64 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год
Дата03.02.2016
Размер33,64 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №6

_____________Ю.П.Анохин

Приказ №______________

от______________ 2012


Программа проверена

Зам. директора по ВР

__________Т.И. Аягут

_________


«Основы театральной культуры»

Рабочая учебная программа

дополнительного образования учащихся 7- 8 лет

Срок реализации – 1 год


Фаткуллина Резида Минегадиевна

учитель начальных классов


г. Радужный.


2012 г.


ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа Основы театральной культуры для 1 классов составлена на основе Программы внеурочной деятельности Д.В. Григорьева, Б. В. Куприянова (Москва, «Просвещение» 2011г.)

Количество часов по программе: 17

Цель программы:

Опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала учащихся, создавать условия для воспитания в них нравственных и эстетических чувств;

развитие личности школьников и способности их к творческому самовыражению посредством занятий театральным творчеством, формирование положительного отношения к театральному искусству, активизация мыслительных процессов, воображения, художественно - образного мышления, успешная самореализация и адаптация учащихся;

освоение сложных театральных понятий через игру;

овладение основами актерского искусства, опытом практической деятельности по созданию театральных образов (при помощи различных видов кукол и «вживую»), способами объективной оценки своей и чужой работы, навыками общения и коллективного взаимодействия;

воспитание эмоциональной отзывчивости, нравственных и эстетических чувств, зрительской культуры.

Задачи программы:

Обучающие:

- обеспечить учащихся знаниями в области театрального искусства, познакомить их с историко-культурным наследием;

- сформировать познавательный интерес к театральному искусству, научить определенным актерским приемам и навыкам.

- познакомить с различными видами театральных кукол и научить создавать кукольные

представления.

Воспитательные:

- формировать положительную мотивацию детей к театральной деятельности;

- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

- воспитывать у школьников способность эмоционально воспринимать и оценивать нравственную суть поступков героев произведений.

- способствовать формированию у школьников системы ценностей, идейно - эстетических взглядов, вкусов и мировоззрения;

- воспитывать зрительскую культуру.

Развивающие:

- развивать личностные качества ребенка: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; его творческую индивидуальность.

- формировать потребности в самопознании, саморазвитии.

Компетенции формируемые в курсе: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

На занятиях театральным искусством формируются умения воспринимать окружающий мир через призму театрального искусства; объединять театральные произведения по видовым и жанровым признакам; создавать различные модели сценических образов; решать сценические задачи на уровне простых актерских приемов и проявлять оригинальность при их решении; создавать творческие работы на основе собственного замысла. Формируются навыки учебного сотрудничества, сотворчества в коллективных работах и в работах с партнером; навыки управления и создания образов при помощи театральных кукол.


Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

Приход ребенка в школу означает вступление в новый возрастной этап – младшего школьного возраста и в новую ведущую деятельность – учебную. Но игра для детей начальной школы остается очень важной. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной.

В основе сознательного акта учения в системе развивающего обучения лежит способность к продуктивному творческому воображению и мышлению. Именно они определяют развитие творческого потенциала человека.

Готовность к творчеству формируется на основе развития таких качеств, как внимание и наблюдательность, воображение и фантазия, смелость и находчивость, умение ориентироваться в окружающем мире, произвольная память, умение согласовывать свои действия с партнером и др.

Иными словами театральные занятия не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах – в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, природы, культурных ценностей), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.


В основу разработки данной программы легли:

  1. Теоретические идеи и принципы технологии развивающего обучения:

  • принцип успешности; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием, в том числе и наиболее слабых учащихся;

  • принцип сохранности психического и физического здоровья детей;

  • принцип развивающего и творческого образования и воспитания ребенка. Работа в «зоне его ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому).

  • принцип «природосообразности» – учитывание потребностей и особенностей учащихся данной возрастной группы;

  • принцип инкрустации – создание целостного урока, где переплетаются разные виды искусства.

  1. Принципы обучения советского режиссера К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, психолога Л.С. Выготского:

  • система «Искусство переживания» - целенаправленная и систематическая работа над развитием творческих способностей, индивидуальности, сценической выразительности, правильного ощущения в сценическом пространстве;

  • система биомеханики В.Э. Мейерхольда «Искусство представления» - воспитание критического восприятия речи, необходимость научить детей не только говорить, но и чувствовать (динамика языка речи и тела);

  • принцип веселого сотворчества (по Л.С. Выготскому) – учить серьезным вещам весело. Изучение детей в деятельности (объективность, динамичность, разносторонность);


Отбор содержания программы продиктован необходимостью получения новых сведений в области искусства как нового учебного предмета, а также ограниченными

социокультурными возможностями северного города, далекого от культурных центров страны.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

  • системность,

  • объективность,

  • научность,

  • проблемность,

  • последовательность.

  • доступность,

  • увлекательность,

  • нестандартность.

Особенность выбора содержания материала программы – опора на изучаемый материал по учебным предметам и использование его в качестве творческих заданий.


Основные формы организации учебного процесса:

  • занятие

  • практическая групповая и индивидуальная работа

  • репетиции

  • спектакли и театрализованные представления.

  • посещение театральных постановок, экскурсии.


Формы текущего контроля знаний, умений и навыков

В условиях безотметочной системы оценивания контроль за усвоением учебного матриала осуществляется:

  • при устном ответе

  • при выполнении творческих работ

  • при выполнении практических работ (рисунки, создание куклы, декорации, реквизита, задания по созданию гримасок и. т. д.)

  • во время дискуссий, оценивания работ.

Подводя итог занятия, учитель должен дать оценку деятельности всего коллектива, выделяя особо отличившихся; дать возможность самим учащимся оценить свою и чужую деятельность.

Показателем совместного творчества учителя и учащихся является большая общая работа – спектакль, урок-подарок и т.д. при подготовке которого, у детей формируется осознанное требование к своему исполнению и творчеству своих товарищей, развивается потребность совершенствовать качество своего исполнения. Кроме того, участие детей в спектакле доставляет им радость, удовольствие, удовлетворение, повышает их самооценку и зрительскую культуру.

В течение года готовиться показательное занятие:

- спектакль (кукольный или «вживую»)

- выставка работ (афиши, рисунки, элементы декорации, изготовленные куклы)


Планируемые результаты к концу учебного года.

Знать/понимать

  • знать и распознавать основные виды настольного театра

  • знать не менее 10 скороговорок и чистоговорок

  • знать и выполнять правила зрительской культуры

  • понимать и знать театральную терминологию

Уметь

  • уметь воспринимать окружающий мир и произведения театрального искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные жанровые признаки, анализировать результаты сравнения;

  • владеть комплексом актерского разминочного тренинга (включая три вида дыхания)

  • уметь подбирать рифму к словам, пользоваться всеми средствами и приемами речи, произносить скороговорки;

  • уметь произносить текст, правильно расставляя логическое ударение; строить диалог с партнером;

  • уметь строить диалог между героями в заданных обстоятельствах, с партнерами; сочинять и обыгрывать монологи от имени сценических образов

  • уметь равномерно распределятся на сцене, двигаться в различном темпе не сталкиваясь друг с другом

  • уметь моделировать свое поведение, свои действия с партнерами

  • уметь владеть своим телом, создавать пластические импровизации под музыку и находить оправдание заданной позе в простом этюде

  • уметь менять свое отношение к предмету, месту действия, обстоятельствам, партнеру; выбирать способ решения сценической задачи на уровне простых этюдов и импровизаций;

  • уметь управлять куклами настольного театра, обыгрывать сценические истории с помощью игрушки, импровизировать на темы знакомых произведений, сочинять и воплощать их в этюды, новые сюжеты;

  • изготовлять простые куклы, элементы декорации, костюма, реквизит

  • проявлять оригинальность при решении сценических задач, создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Общие методические рекомендации по организации

учебной деятельности учащихся.

  1. Занятия проводятся с детьми без какого - либо отбора. Зал для занятий просторный, регулярно проветриваемый. Предполагается наличие сцены, объемных мягких модулей различной формы, технических средств.

  2. Форма одежды облегченная, обувь мягкая.

  3. Продолжительность занятия 1 раз в неделю 25 минут. Индивидуальная работа и репетиции проводятся 1-2 раза в неделю 20 минут.

  4. Занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих упражнений, тренингов, зарисовок, этюдов, игр, направляемых на развитие способностей детей.

  5. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих активного поиска в занимательной и интересной форме.

Методическое обеспечение учебного процесса:

(Ведущие методы, приемы, технологии)

Содержание программы направлено на развитие ребенка и обусловливает его потребность в познании, переживании и находит эмоциональный отклик на все, что происходит в процессе учебной деятельности. Это является типичным признаком методики развивающего обучения, а именно: обеспечение не только усвоения знаний, но и развитие школьников, вовлечение в сферу эмоциональной, интеллектуальной, эстетической деятельности.

Оно потребовало применения многогранности методов, приемов и средств обучения.

Методы:

  • словесные (передача информации);

  • наглядные (наблюдения, демонстрации, просмотр видеоматериалов, профессиональных и самодеятельных спектаклей);

  • практические (разнообразные упражнения, творческие задания);

  • метод сопоставительного анализа;

  • театрально-игровой метод

Театрально-игровой метод реализуется при помощи:

  • общеразвивающих игр и упражнений, включенных в театральный тренинг (готовят к творческой деятельности, способствуют быстрой адаптации);

  • сюжетно-ролевых, подвижных, занимательных игр (мотивируют познание окружающего мира, формируют навыки и умения);

  • упражнений и речевых игр (активизируют речевой аппарат, формируют речь, развивают память, интеллект, учат вести диалог, развивают правильное дыхание);

  • комплексных ритмических, музыкальных, пластических зарисовок, этюдов, игр (активизируют двигательные способности, развивают пластическую выразительность и импровизацию, развивают умение владеть своим телом);

  • специальных театральных игр, творческих задач (развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и здравомыслящему человеку; готовят к тонкому восприятию различных видов искусства);

  • импровизаций, игр-перевоплощений, игр-подражаний (развивают умение с помощью воображения, фантазии изменить свое отношении, поведение, оправдать позу или действие нафантазированными причинами);

  • инсценировок, игр с куклами разных видов, игр-драматизаций, постановок (развивают многие качества, необходимые для участия в спектаклях, реагировать на поведение партнеров, поощряют попытки детей уйти от стереотипов, будят творческую фантазию, воспитывают коллективизм).

Приемы:

  • организации и самоорганизации;

  • стимулирования и мотивации;

  • разнообразные приемы контроля.

Средства:

  • организация поисковой деятельности (оптимальный способ решения задачи)

  • учебного процесса;

  • проблемного изложения;

  • взаимных консультаций;

  • коллективного обсуждения результатов;

  • технические.



ЛИТЕРАТУРА


Список литературы для учителя


  1. И. А. Генералова «Театр» Методические рекомендации для учителя Изд. «Баласс», Москва, 2005 (обязательная)

  2. Альянский Ю.Л. Азбука театра, Ленинград, 1996 (обязательная)

  3. Кренке Ю.И. Практический курс воспитания актера, Москва, 1994 (обязательная)

  4. Колчеев Ю. В. Театрализованные игры в школе, Москва, Школьная пресса, 2000 (обязательная)

  5. Иванцов Л. Д. Мир кукольного театра, Ростов – на - Дону, Феникс, 2002 (обязательная)

  6. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, Москва, Владос, 2003 (дополнительная)

  7. Энциклопедия юного зрителя под редакцией Минина Т.П. Москва, 1995 (дополнительная)

  8. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники, Л.

Искусство, 1967 (обязательная)


Список литературы для учащихся


  1. Генералова И. А. Театр. Учебное пособие для дополнительного образования Москва, Изд. Баласс, 2004 (дополнительная)

  2. Поиграем, помечтаем. Сборник упражнений под редакцией Сажиной Т.Ю., Москва, Изд. Эйдос, 1994 (дополнительная)

  3. Детская энциклопедия «От А до Я» под редакцией Полякова В.К., Москва, ЗАО «Аргументы и факты», 2001 (обязательная)

  4. Стрельцова А. Е. Литература и фантазия, Сборник произведений классической и современной поэзии, Москва, Просвещение, 1992 (дополнительная)

5. Я познаю мир, Детская энциклопедия, Театр, М, Изд. «АСТ», Изд. «Астрель», 2000

(дополнительная)

Календарно – тематический план.



п/п

Тема

Количество

часов

Экскурсии

1

Голос как инструмент

эффективного воздействия на окружающих.


5

1

2.

Детский театр

«Мир игрушки»


6




3

Детский театр

«Волшебные пальцы»


5






Итого: 17 часов.


Учебно-тематический план.

Количество часов: 33

п\п

Перечень тем и разделов

Время на

обучение

Виды и формы учебной деятельности

Содержание работы

Формы и виды контроля

Точки

контроля




Голос как инструмент эффективного взаимодействия на окружающих

5 ч




На каждом уроке проводится тренинг в дыхании, артикуляции, коррекции дефектов речи, развитии общей координации, пластики, речевые игры







1.

Дыхание и голос

Их взаимодействие

Игры с предметом

1нд.

- Урок-путешествие

в мир театра.

- Беседы:

«Что есть театр?»

«Дыхание – основа речи»

- в\с «Давай, давай!»

- Упражнения и игры

на внимание:

«Кто, что, где?», «Руки – ноги»

- Упражнения дыхательной

гимнастики

«Свеча», «Упрямая свеча»

- Игры с предметом (палка)


Вводный

контроль


Наблюдение за работой учащихся

Речевое

дыхание

2.

Артикуляция

Дикция

2 нд.

Урок - игра

- тренинг

с зеркальцем

Упр. в артикуляции зеркальцем) «Веселый пятачок», «Жало»

- Чистоговорки

- Игра с предметом

(палка, мячик)


Текущий

контроль

Наблюдение

Анализ и высказывание

Свобода звучания (мягкая атака)

3 – 4.

Высота звука

Диапазон

3- 4 нд.

Урок - игра

«Секреты

Волшебницы речи»

- Упражнения в дыхании, артикуляции «Жало», «Маятник»

- Упражнения на развитие

диапазона «Жабы», «Дождик»

- Общеразвивающая игра

«Руки – ноги»


Текущий

контроль


Наблюдение


Диапазон

Речевое

дыхание

5.

Темп. Темпоритм.

Внутренний ритм.

Изменение ритма.

Техника падения

5 нд.

Урок - игра

«Секреты

Волшебницы речи»

- в/с «Рыбак»

- Тренинг «Темпоритм»

- Игры с ритмическим движением: «Мишка», «Обезьянки»

- Игры в стихи и со с стихами: «Бычок», «Коза»

- Этюд «Рыбак» Этюд «Лужа»


Текущий

контроль

Творческая работа

Анализ

и обсуждение

Внутренний ритм

Техника

падения

6.

Экскурсия в ГДДТ

6 нд.

Урок – экскурсия.














Детский театр

«Мир игрушки»

6 час.




На каждом уроке проводится тренинг в дыхании, артикуляции, мышечном разогреве, двигательной и пластической выразительности, в импровизации.








7.

Театр и зритель

Культура зрителя

7 нд.

Урок – игра

«Билет в театр»

-Беседа

«Я иду в театр»

в/с «В театре»

- Работа по пособию (стр. 10)

- Тренинг «Я иду в театр»,

«Культура зрителя»

- Зарисовки «Потерял билет», «Опоздал в театр»

Вводный

контроль


Наблюдение

Анализ и

обсуждение

Поведение

в театре

8.

Театр игрушки

Фантазия как рождение

новых идей

8нд.

- Урок - путешествие в мир игрушки

- Показ учителя «Старушки»

- Зарисовки – образы различных игрушек: «Роботы», «Матрешки», «Кукла», «Самолет»

-Драматизация стихов А. Барто.

- Слушание музыки

Б. Кабалевский «Кукла заболела»


Текущий

контроль


Творческая работа


Сценическая правда

создания

образов-игрушек

9.

Настольный театр игрушки. Декорация.

Воображение как видение мира.


9 нд.

Урок-путешествие

на поезде.



- Зарисовки – образы

- Драматизация сказок «Колобок», «Теремок» (настольный театр)

- Создание этюдов

«Я – заяц…» (игрушки)


Текущий

контроль

Анализ и

обсуждение

Приемы

создания

настольного театра

10.

Настольный театр картинок. Его виды.

Книжка – театр

10 нд.

Урок-игра

Изготовление декораций и персонажей. Создание и показ сюжетов

- Импровизация

- Отрывки из сказок «На болоте», «Зимовье зверей», «Репка»


Текущий

контроль

Анализ и

обсуждение

Приемы

создания

настольного театра

11.

Настольный театр объемных игрушек.

Театр оригами

11 нд.

Урок - игра

- Создание сюжетов к сказкам «Заяц - хваста», «Заяц и Петух»

- Изготовление персонажей способом оригами.

- Этюд «Капитан» (с использованием поделок из оригами)


Текущий

контроль

Анализ и

обсуждение

Приемы

создания

настольного театра

12.

Музыка – средство создания образа.

Фантазия и воображение

12нд.

Урок - фантазия

- в/с «Мохнатики»

- Создание образов на основе музыкальных отрывков с помощью игрушек, рук, тела.

- Игра «Я танцую героя» (огонь, листочек, цветок)

Творческая работа

Анализ и

обсуждение

Оценка и

самооценка

Приемы

и способы создания

образа




Детский театр

«Волшебные пальцы»

5





На каждом уроке проводится тренинг упражнений дыхательной, артикуляционной, разогревающей гимнастики. Использование упражнений на развитие пластичности, координации движений, фантазии и воображения.








13.

Пальчиковый театр.

Сказка «Братцы – пальцы». Сказка «Репка»

13нд.

Урок - спектакль

Сказка «Братцы – пальцы» (учитель или подготовленные уч. – ся)

- Игры - сочинялки в парах.

- Изгот. персонажей пальчикового театра (пособие стр.12-13)

- Драматизация сказки «Репка»


Текущий

контроль

Анализ и

обсуждение


Приемы

создания пальчикового театра

14.

Игрушки – топотушки.

Театр рук

14 нд.

Урок-игра

- Минисценки с использованием игрушек – топотушек.

- Драматизация «Колобок», «Курочка-Ряба» Речевые игры.

Текущий

контроль

Работа в

творческих группах

Приемы создания театра игрушек-топотушек

15-16.

«Варежкин театр». Декорация.

Приемы создания декорации (ширма для театральных постановок)

15-16 нд.

Комбинированные уроки

Работа по пособию (стр. 14-16 )

- Драматизация «Лиса и Заяц», «Заяц и Ворона», «Хвосты»

- Упражнения в пластике

«Изображаю героев сказки»

Текущий

контроль

Творческая работа

Анализ и

обсуждение


Приемы

создания «варежки

ного»

театра

17.

Создание спектакля на

основе знакомой сказки

с элементами творчества

(изменение сюжета, ввод новых героев)

17нд.

Урок - репетиция

Выбор сказки,

распределение ролей.

- Индивидуальные и

коллективные работы учащихся над сказкой.

- Работа над образами, речью,

декорациями.


Текущий

контроль

Творческая работа


Образы (речь и характер)



Похожие:

Рабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год iconРабочая программа по фортепиано срок реализации 7 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год iconПрограмма дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года
Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению...
Рабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год iconПрограмма дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года
Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению...
Рабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год iconПрограмма дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года
Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению...
Рабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год iconПрограмма дополнительного образования для обучающихся школьного возраста Срок реализации программы 1 год
«Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области»
Рабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год iconОбразовательная программа «Пешеходный туризм» Возраст обучающихся 11 16 лет. Срок реализации программы 3 года. Программу разработал: Андреев А. А. заместитель директора по увр мкоу дод «Станция юных туристов»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных туристов»
Рабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год iconОбразовательная программа «Химия вокруг нас» для учащихся 14 16 лет Срок реализации программы 1 год Автор-составитель Шашкова О. В. педагог Санкт-Петербург 2010 пояснительная записка образовательная программа Объединения «Химия вокруг нас»
Образовательная программа Объединения «Химия вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность, и предполагает углубленный уровень...
Рабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год iconРабочая учебная программа по географии уровень, ступень образования
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по физической географии под редакцией Е. М. Домогацких, М. «Русское...
Рабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год iconПрограмма «Ритмика и танец» Срок реализации 7 лет Возраст детей 7 14 лет
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело
Рабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год iconОбразовательная программа дополнительного образования детей детского объединения «Планета здоровья» кружок «красота и здоровье человека»
Программа предназначена для учащихся 9,10, 11 клас­сов, старшего школьного возраста (14-17 лет). Программа рассчитана на три года...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница