Программа досугово-игровой центр




Скачать 18,83 Kb.
НазваниеПрограмма досугово-игровой центр
Дата03.02.2016
Размер18,83 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА

Досугово-игровой центр

«Путь к успеху»


Возраст детей: 11-17 лет

Срок реализации: 1 год

Автор программы:

Гурьева Евгения

Валентиновна

педагог дополнительного

образования


г. Пермь


Пояснительная записка.

«Старайся иметь досуг,

чтобы научиться чему-нибудь хорошему,

и перестать блуждать без цели».

Марк Аврели


Актуальность программы определяется необходимостью готовить подрастающее поколение к жизни в условиях меняющегося общества, формировать личность, способную адаптироваться к переменам, устойчивую к воздействию негативных факторов внешней среды. В социально-педагогической литературе подчеркивается, что достижение успеха в жизни во многом связано с наличием и уровнем развития социальной компетентности у учащихся образовательных учреждений, их умений взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные решения. Наше время – время крупных перемен– возвращает понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. Человек с активной жизненной позицией должен быть всесторонне развит. Однако активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Общий анализ ситуации и происходящие вокруг демократические изменения свидетельствуют о необходимости организации самоуправления в школе, развития творческих, организаторских, коммуникативных способностей детей и подростков, формирования у них инициативности и самостоятельности. Воспитание такой личности наиболее продуктивно возможно на основе комплексного воздействия на личность детей и подростков, которое призвано создать условия для оптимального раскрытия потенциала и развития способностей молодого человека.

Развитие каждого ребёнка происходит в процессе активного взаимодействия с миром. Самый лучший, безопасный, интересный и полезный способ познания мира в детстве – игра. Ведь во время игры ребёнка происходит активизация всех физических, эмоциональных сил, ребёнок увлечен и нацелен на свой личный или групповой результат. Это в детстве.

А как же подросток? У него уже много дел, ему нужно учиться, он занимается спортом, помогает по дому, работает. А где же время на игру? Его, к сожалению, нет, а учиться жизни приходится не в рамках безопасных игровых ситуаций, а на своих ошибках, неудачах и разочарованиях, обидах и огорчениях. Предлагая в качестве основного инструмента развития и воспитания подростка игру, стоит отметить, что близким по значению и форме термин, входящий в наш современный обиход, - как тренинг. Общность игровых и тренинговых понятий заключается как раз в некоторой «закрытости» обучающего процесса и создании игровой ситуации, приближенной к реальности, с целью тренировки определенных навыков (выработка своего мнения, работа в группе, разрешение конфликта и другое). В игре подросток совершенствует свои умения и навыки, учится анализировать свои поступки, также через игровую деятельность подросток примерять на себя различные социальные роли, попробует свои силы в управленческой деятельности.

Программа рассчитана на подростков 11-17 лет, осознавшие свою потребность в самореализации и саморазвитии личности посредством активного участия в общественной жизни школы и желающие овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для работы с коллективом.

Работа по программе подразумевает индивидуальную и групповую работу с подростками (постоянным и переменным составом), их условное деление по возрастным признакам на младшее (11-12 лет), среднее (13-15 лет) и старшее звено (16-17 лет).

Занятия проводятся в кабинете, мероприятия и праздники в зале школы, на выездах, на природе, улице.

Цель программы – создание условий, способствующих всестороннему развитию подростка, формирование личной мотивации к познанию и творчеству, повышение уровня личной культуры через активное участие и организацию позитивного досуга.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Обучить игровым формам организации досуга;

  • Познакомить с историей развития театра, речевого искусства;

  • Совершенствовать ученическое самоуправление.

Развивающие:

  • Развивать индивидуальные способности;

  • Развивать основные психические процессы (восприятие, память, внимание и др.);

  • Развивать речевой аппарат и пластическую выразительность движений;

  • Развивать ключевые компетенции в подростковом возрасте через приобретение опыта социальной практики (позитивная, социальная, коммуникативная, предметная компетенции).

Воспитывающие:

  • Развивать самостоятельность и ответственность, умение работать в команде.

Результатом овладения данными компетенциями является способность и потребность создавать собственный продукт (творческое дело, игру) с ориентацией на восприятие другими, личное состояние успеха.

Предлагаемая программа является адаптированной для школьного общественного объединения, составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «Подсолнух», Пермь 2007. Концептуальная основа.

Исследования в области свободного времени и его значение в социализации личности учащихся проводили многие ученые. Одним из представителей этих исследований является Шмаков С.А. Его идеи легли в основу этой программы.

Принципы, на которых строится данная программа:

  • Все делай творчески, а иначе зачем

  • Не доволен- критикуй, критикуешь- предлагай, предлагаешь- действуй.

  • Здесь может высказаться каждый, а если по делу, то можно и дважды.

  • Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.


Учебно-тематический план



Раздел программы

Количество часов







теория

практика

всего

1

Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности, диагностика интересов.

2

0

2

2

Знакомство (техника игр)

1

1

2

3

Правила коллектива (разработка, принятие).

1

1

2

4

Основы актерского мастерства.

10

20

30

5

Ораторское мастерство.

8

10

18

6

Позитивная компетенция.

4

6

10

7

Социальная компетенция.

6

10

16

8

Организационная деятельность.

8

14

22

9

Оценочно-рефлекторная деятельность.

6

10

16

10

Массовая работа.

8

14

22

11

Заключительное занятие, рефлексия, подведение итогов

0

2

2




Всего часов.

54

90

144


Содержание программы.


Вводное занятие. Знакомство. Представление педагога. Рассказ о программе. Особенности кружка. Чем будут заниматься кружковцы? Каких достигнут результатов? Как можно применить знания, полученные в кружке.

Требования к кружковцам: посещаемость, соблюдение расписания, внешний вид, наличие письменных принадлежностей. Анкетирование. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности.

Знакомство. Игры на знакомство, взаимодействие и сплочение коллектива. Изучение и прохождение американской методики «веревочный курс».

Практическое занятие. Игры: «Снежный ком», «Опиши ребят», «Расскажи мне о себе», «30 секунд в режиме стресса», «Автографы».

Правила коллектива. Раскрываем понятия «коллектив», «группа», «сплоченность», «права», «обязанности», «правила».

Практические задания: Групповая работа по созданию договоренностей межличностного общения в группе, разработка и принятие правил.

«Мозговой штурм», «Соглашение и Ожидание», «Мы выбираем».

Основы актерского мастерства. История развития театра: театр Древней Греции, Древнего Рима, Театры Средневековья, Современный театр. Понятия «актер», «мастерство», «сценическое движение», «сценическая пластика».

Практические задания: Упражнения на развитие сценического движения, речевого и дыхательного аппарата. Игры и конкурсы: КАМ, «Зеркало», «Живая анкета», «Жизнь в картине». Постановка этюдов, сценок, упражнения на освобождение мышц, упражнения на освобождение голоса, основы сценической речи, культура сценического поведения, постановка агиток, КТД, мероприятий.

Ораторское мастерство. Роль ораторского мастерства. История развития речевого искусства: классицизм, реализм, романтизм. Изучение основ теории ораторства и искусства художественного слова.

Практические задания. Артикуляционные упражнения, тренировка речевого аппарата, чтение по ролям, обучение публичному выступлению. «Технология дыхания», «Космонавты», «Гимнастика для губ». Пресс-конференция «Люди, которым мы подражаем».

Позитивная компетенция. Положительный взгляд на окружающий мир и на себя, как составную часть этого мира. Понятия «чувство собственного достоинства», «доброжелательность», «уважение», «компетенция».

Практические задания: Дискуссия «Мое настроение сегодня, завтра и всегда», игра «Комплимент соседу», игра «Волшебный стул», дискуссия «Хорошие манеры для меня», игра «Расскажи мне обо мне», игра «Пресс-конференция».

Социальная компетенция. Овладение способами изучения коллектива, способами выстраивания конструктивного диалога, основами конфликтологии. Раскрываем понятия «разговор», «беседа», «диалог», «я-высказывание», «ты-высказывание», «конфликт».

Практические задания: Дискуссия «Я в коллективе», игра-последствие «Зи-по-по», игра «Кому лучше», «Угадай позицию», тренинговое занятие «Планета людей».

Организационная деятельность. Знакомство с методикой И.П.Иванова, история и традиции коммунарских сборов. Знакомство с формами консультативной деятельности, интервьюированием. Раскрываем понятия «роли», «организатор», «сценарист», «волонтер».

Практические задания: Игра «Хочу быть лидером», дискуссионная игра «Карта Джеффа», «Встреча друзей», «Ты и Вы». Лекция «Почему так», игра «Расписание».

Оценочно-рефлекторная деятельность. Развитие оценочно-рефлексивных навыков, знакомство с понятиями «коммуникативная и личностная рефлексия», формы и методы анализа деятельности.

Практические задания: Упражнения «Подводная лодка», «Необитаемый остров», «Воздушный шар». Обсуждение, анализ.

Массовая работа. Основы возрастной психологии, знакомство с основами самоуправления, роль организаторов различных мероприятий. Практические задания: Игра "Расскажи мне обо мне", КТД "Тайна третьей планеты". Подготовка и проведение сборов выходного дня, концертных мероприятий.

Итоговое занятие. Игровая программа «Мы вместе разукрасим мир» подготовку осуществляют кружковцы совместно с руководителем. Подведение итогов за год. Проводится анализ работы.

Понятия программы:

Этап приветствия настраивает на работу.

Вводное слово предполагает объяснение участникам цели дальнейшей работы на этом и последующем занятий, создание мотивации на работу, установление контакта с участниками.

Этап развития коммуникативных навыков предполагает развитие умения слушать/видеть/чувствовать, умения выражать свои чувства, устанавливать контакт, вести продуктивный диалог и эффективно выстраивать процесс общения.

Этап завершения занятия предполагает закрепление полученных умений и навыков. Дня очевидности результатов занятий в конце курса проводится повторная диагностика.

Этап выхода – логически завершает занятие.


Структура занятий:

  1. Приветствие (ритуал вхождения в занятие); объявление темы, небольшой экскурс в теорию темы;

  2. Основное содержание: упражнения, игры, дискуссии, беседы.

  3. Прощание, ритуал выхода.

После каждого упражнения, игры, задания – рефлексия:

  • что чувствовали,

  • какие мысли возникали,

  • были ли сложности: что помогало, что мешало,

  • что намерены делать с тем, что узнали, чему научились.



Прогнозируемый результат.

К концу учебного года ребенок должен знать особенности развития театрального и речевого искусства, уметь подбирать и проводить игры, конкурсы, уметь применять организаторские способности в игровой и познавательной деятельности. Дети должны уметь реализовать себя в разных ролях (организатор, сценарист, волонтер); создавать команду, ценить дружбу и быть ответственным за коллективные успехи и неудачи. Подростки должны знать артикуляционные упражнения, уметь их применять. В ходе занятий у кружковцев обогатиться словарный запас, улучшится выразительность и пластичность движений. Так же кружковцы должны научиться выстраивать деловые отношения с другими похожими коллективами района и города.

Методическое обеспечение.

На начальном этапе проводится анкетирование, которое позволяет учесть все мнения и желания детей, в середине учебного года – скорректировать работу в группе, а в конце года - подвести итоги и сделать определенные выводы для будущей работы по программе. В программе используется как индивидуальное, так и коллективное анкетирование, а также «живая анкета».

Для достижения поставленных задач в ходе обучения используются традиционные формы проведения занятий: беседы, дискуссии, праздники, тренинги, экскурсии, игры, КТД, конкурсы, турниры, сборы.

Кроме того, во время занятий используется также объяснение, показ, самостоятельная работа, ЧТП (чередование творческих поручений), анкетирование, анализ и др.

Основными принципами реализации программы являются:

  • Добровольность – участие в деятельности центра строится на свободном выборе, желаниях и стремлениях его участников.

  • Сотрудничество – совместная познавательная, досуговая, волонтерская деятельность детей и взрослых.

  • Комплексность – обеспечение комплексного подхода к образовательному процессу.

При работе с коллективом учитываются склонности, интересы, мотивация каждого ребенка.

Использованная литература.



  1. Анучина Л. Как построить соуправление / Л. Анучина // Народное образование. – 2002. – №7. – С. 22-40

  2. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
    Гинзбург М.Р. Путь к себе / М.Р. Гинзбург. – М., 1991

  3. Гиппиус С. Гимнастика чувств / Гиппиус С. – Л., 1967

  4. Государев Н.А. Треугольный человек / Н.А. Государев. – М., 1991

  5. Горохова Е.В. Хочу быть лидером! / Е.В. Горохова. – Н. Новгород, 2000

  6. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе: книга для учащихся / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий. – М., 1991

  7. Зверева Н.А. Режиссерский анализ предлагаемых обстоятельств.– М., 1979

  8. Зинченко А.П. Игровая педагогика: система педагогических работ Школы Г.П. Щедровицкого / А.П Зинченко. – Тольятти, 2000

  9. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / сборник материалов. – М., 1993

  10. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. – М., 1990

  11. Кнебель М. О. Слово о творчестве актера / М.О.Кнебель. – М., 1991

  12. Кристофер Э. Тренинг лидерства / Э.Кристофер, Л. Смит. – С-Пб., 2002

  13. Леви В.Л. Искусство быть собой / В.Л. Леви. – М., 1989 \

  14. Лутошкин А.Н. Как вести за собой А.Н. Лутошкин.– М., 1986

  15. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А.С. Прутченков. – М., 1991

  16. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий / Прутченков А.С. – М., 1993

  17. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий / А.С. Прутченоков. – М., 1993

  18. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел / Н.Е. Щуркова. – Смоленск, 1998

Похожие:

Программа досугово-игровой центр iconМетодические рекомендации по организации игровой деятельности на прогулке с использованием спортивных игр и упражнений: «Технология первоначального обучения ходьбе на лыжах»; «Организация подвижных игр на улице» идр.
Педагогический коллектив организует образовательную деятельность через интеграцию образовательных областей и развитие самостоятельности...
Программа досугово-игровой центр iconПрограмма уроков «Охрана здоровья»
Все упражнения, выполненные в игровой форме, что более продуктивно для работы с детьми младшего школьного возраста
Программа досугово-игровой центр iconМетодические указания му 2644-10
Роспотребнадзора; фгуз "Центр гигиены и эпидемиологии" по г. Москве; филиалом фгуз "Центр гигиены и эпидемиологии" в Северо-Восточном...
Программа досугово-игровой центр iconПрограмма межрегиональной научно-практической конференции «Региональный логистический центр ключевой фактор улучшения инвестиционного климата». Дата проведения
Место: международный центр делового сотрудничества «Сахинцентр» (г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 32)
Программа досугово-игровой центр iconКак играть в со – творчество с творцом
Краткое описание игровой площадки: этюды о двойственности и многомерности
Программа досугово-игровой центр iconТема: Народная игрушка
Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой культуре, истории её развития
Программа досугово-игровой центр iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества»
Концептуальные идеи образовательной деятельности моу дод «Центр детского технического творчества»
Программа досугово-игровой центр iconМетодические рекомендации для родителей и педагогов
Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в младшем и старшем
Программа досугово-игровой центр iconСценарий игровой программы «арбузник»
Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться
Программа досугово-игровой центр iconБалтийской педагогической академии
Агеевец В. У. Массовый футбол альтерантива наркотической, экранной и компьютерно-игровой зависимости молодёжи
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница