Программа элективного курса «Виртуальная химическая лаборатория»




Скачать 16,25 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Виртуальная химическая лаборатория»
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер16,25 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Из опыта работы Бурдаковой Е.Н., учителя химии, материал представлен на III Всероссийский конкурс на лучший молодежный проект по экологической проблематике Открытый конкурс общественных инициатив в области экологического образования и просвещения

в номинации «Экологическое образование в среднем общеобразовательном учреждении»


1. Проект «Экологическое образование учащихся»

2. Предпрофильная профориентационная программа элективного курса. «Садово-парковый дизайн». ( 12 часов). Разработана для учащихся 9-ых классов.

3. Программа элективного курса «Виртуальная химическая лаборатория». (72 часа). Разработана для учащихся 14-16 лет.

4. Исследовательские проекты учащихся секции «ЮНЭК» школьного научного общества учащихся:

- проект «Охрана и расселение муравьев»,

- проект «Роль автотранспорта в загрязнении окружающей среды (на примере экологического состояния микрорайона школы № 1 города Пестово).


Проект «Экологическое образование учащихся»

Природа не имеет органов

речи, но создает языки и

сердца при посредстве

которых говорит

и чувствует.

И.Гете.

Введение

«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская ее разрушения и загрязнения …» А.А.Плешаков

В современном мире экологические проблемы по своей общественной значимости вышли на одно из первых мест, оттеснив даже опасность ядерной войны. Бурное развитие хозяйственной деятельности людей привело к интенсивному, часто разрушительному воздействию на окружающую (природную) среду. Влияние человека на природу происходит, как путем преобразования сложившихся в течение тысячелетий естественных систем, так и в результате загрязнения почв, вод, вырубки лесов. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. Будущее человечества зависит от уровня экологический культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка молодого поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменения в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии.

Актуальность проекта

В рамках инициативы Президента РФ "Наша новая школа" обозначены приоритетные направления в 2010-2011 учебном году: формирование современной школьной инфраструктуры и развитию здоровьесберегающих технологий обучения; построение системы раннего выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, воспитание экологической культуры учащихся.

Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Успешность решения этой проблемы во многом определяется, если она рассматривается в едином контексте, органической взаимосвязью с деятельностью школьников по профессиональной ориентации, направленной на формирование таких качеств субъекта трудовой деятельности, как целеполагание, планирование, способность контролировать и оценивать свои действия, ход и результаты своего труда, проявлять творческую активность.

Сегодня уже очевидно, что классно – урочная система (при всех ее неоспоримых достоинствах) не должна оставаться единственной формой взаимодействия учитель- ученик. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Одной из актуальных технологий, на мой взгляд, сегодня является проектное обучение. Цель его состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в разнообразных группах, развивают у себя исследовательские умения. Проектная деятельность, активно используемая мною в учебной и во внеурочной деятельности, предполагает формирование следующих компетенций:

  • социальная компетентность — способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;

  • коммуникативная компетентность — способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

  • предметная компетентность — способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Цель проекта: воспитание широкого экологического кругозора учащихся, формирования ответственного отношения не только к людям, труду, но и к природе через обучение, внеклассные мероприятия, систему дополнительного образования.

Задачи проекта:

  • формирование системы научных экологических знаний, доступных пониманию учащегося ( прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

  • формирование умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения;

  • воспитание гуманного, эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями своего края;

  • освоение норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования;

  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь ( уход за живым объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Таким образом экологическое образование и воспитание позволяют мне прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- понимание жизни как высшей ценности;
- человек как ценность всего смысла познания.
- универсальные ценности природы,
- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Методы, наиболее активно используемые мной в проектной деятельности:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические.

Виды деятельности:

  • учебно-игровая;

  • исследовательская;

  • коммуникативно-диалоговая;

  • практико-ориентированная.

Этапы реализации проекта

1.Организационный.

Выстраивая систему экологического образования, использую программы Министерства РФ образования по экологии, авторские программы по экологии, методические разработки по методам исследования, учебные планы, планы работы на год, активно включаю в свои программы биолого-экологическую составляющую. Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии, научно-исследовательские работы и т.п. 
Большое значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов.
Реализация экологического образования и воспитания в нашей школе осуществляется на высоком уровне благодаря тесному сотрудничеству с лесхозами района.
Все это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах: 
- предметная – на уроках экологии; 
- межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
- внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
- классные и библиотечные часы;
- экологическая работа в системе ДО; 
- исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей
- экологические праздники и мероприятия;
- лекторская работа - сотрудники лесхоза посещают школу с лекциями и беседами, педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;
- походы и экскурсии;

- волонтерское движение.

В школе организовано «Школьное Научное Общество Учащихся». С 1999 года в школьном научном обществе учащихся работает секция ЮНЭК, которая объединяет школьников, увлечённых единым делом - изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса. В течение года члены секции изучают теорию, встречаются с работниками лесхоза, а в летний период работают в разнопрофильном лагере «Зеленая республика», который базируется в лесничестве.

Благодаря социальному партнерству имеются следующие возможности:

- трудовое, нравственное, экологическое воспитание продолжается за пределами школы;

- занятость учащихся в летний период ;

-возможность проводить исследования;

- возможность учащимися заработать.

В начальной школе проводятся экологические акции, праздники, конкурсы рисунков, выпуск газет, проведение ярмарки «Золотая осень».

Среднее звено - экологические акции, праздники, исследовательская экологическая работа, участие во внедрении проекта «Дизайн пришкольного участка», выпуск экологических листовок, работа на пришкольном участке.

Старшее звено – экологические акции, участие в школьной и городской НПК, проведение «Недели экологии». В

2.Внедренческий

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по проблеме экологического воспитания позволил сделать вывод о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно- исследовательской деятельности учащихся. С этой целью мною в рамках предпрофильной подготовки обучающихся разработан элективный курс «Садово-парковый дизайн»( Приложение1), а также программа курса «Виртуальная химическая лаборатория» (8-9 кл) ( Приложение 2).

Развитие научно- исследовательской деятельности учащихся проходит несколько этапов. В первый год мои учащиеся в основном только познают методику наблюдений, происходит ознакомление с основными требованиями оформления научно-исследовательской деятельности, до учеников доводится примерная программа исследовательских и проектных работ. Затем учащиеся в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают исследовательские работы.

3.Результативный

Я преподаю химию, биологию, экологию, являюсь руководителем секции «ЮНЭК». Мои учащиеся начинают заниматься научно – исследовательской деятельность с раннего возраста. Они работают на пришкольном участке и посещают экологические кружки. Так, в период 2008 – 2010 года были выполнены следующие исследовательские пректы:

« Влияние света, тепла и воздуха на всхожесть семян бобовых растений», «Влияние подкормки на величину цветка», «Наш школьный двор», «Реки нашего города», «Происхождение и особенности породы собак - такса» «Новое поколение выбирает»,

«Кристаллы тоже растут».

По мере взросления проекты усложняют. Вот некоторые темы проектов, выполненные учениками:

  • «Пищевые добавки: за и против» ( 2007 г.)

  • «Особенности питания в школьной столовой» (2007 г.)

  • «Косметика и здоровье» (2008 г)

  • «Наш русский лес» ( 2008 г.)

  • « Кислотные дожди» (2009 г.)

  • «Автомобиль – благо или зло» (2009г)

  • « Полезны ли чипсы?»( 2010 г).

Обучающиеся, выполняющие проекты, принимают участие и занимают призовые места в конкурсах различного уровня. Так проект «Влияние сорной растительности на качество и количество сеянцев хвойных пород»( 2007 г.) был представлен на областном конкурсе «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам» в номинации « Лесоведение и лесоводство» - 3 место.

В 2009 г. на областной конкурс была представлена работа «Роль муравьев в биологической защите леса» ( Приложение 3). В номинации «Лесоведение и лесоводство» она заняла 1 место и была представлена на Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост», проходившем в г. Рязань (диплом участника).

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Использование в работе проектно – исследовательской деятельности экологической направленности позволяет получить ряд практических результатов: отсутствие второгодников, рост качества знаний, активное участие учащихся в НОУ, невозможных при других формах обучения. (Приложение 5 )

Планируемый результат реализации проекта - творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому. Личность, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.( Приложение 6)

Список литературы

  1. Буковская Г.В.Формирование экологической культуры школьников- Тамбов, 1999г.

  2. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 1999 г.

  3. Захлебный, А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение , 1984г.

  4. Развитие исследовательской деятельности учащихся : Методический сборник. М.: Народное образование , 2001.

  5. Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: практические занятия для учащихся 9 – 10 классов.- М.: Новая школа,1996.

  6. Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. – Волгоград: Центр экологического образования., 2001.


  1   2   3   4

Похожие:

Программа элективного курса «Виртуальная химическая лаборатория» iconПрограмма элективного курса по математике «Мир алгебры»
Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Программа элективного курса «Виртуальная химическая лаборатория» iconПрограмма элективного курса для обучающихся 10 класса средней школы Тип элективного курса: межпредметный
Мбоу «Нелюбинская сош» Томского района Томской области, высшая квалификационная категория, 2012 г
Программа элективного курса «Виртуальная химическая лаборатория» iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
Технологии: интерактивная доска, компьютеры, презентации, виртуальная лаборатория электронного издания «Математика, 5-11» исполнитель:...
Программа элективного курса «Виртуальная химическая лаборатория» iconПрограмма дистанционного элективного курса по биологии «Основы рационального питания»
Программа дистанционного элективного курса «Основы рационального питания» предназначена для учащихся 9-х классов и помогает им сориентироваться...
Программа элективного курса «Виртуальная химическая лаборатория» iconМуниципальное образовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа Программа элективного курса по алгебре и началам анализа
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Программа элективного курса «Виртуальная химическая лаборатория» iconПрограмма элективного курса «В мире случайных закономерностей»
Программа элективного курса «В мире случайных закономерностей (теория вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики»)...
Программа элективного курса «Виртуальная химическая лаборатория» iconПояснительная записка Программа элективного курса «Россия в меняющемся мире»
Россия в меняющемся мире: программа элективного курса. – Саранск: мрио, 2012. – 28 с
Программа элективного курса «Виртуальная химическая лаборатория» iconРабочая программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы»
Рабочая программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы» разработана на основе программы элективных курсов по...
Программа элективного курса «Виртуальная химическая лаборатория» iconПлан работы муниципального методического объединения учителей химии Томского района «Химическая Лаборатория»
Совершенствование профессиональных компетенций педагогов, позволяющих достигнуть качественно новых образовательных результатов
Программа элективного курса «Виртуальная химическая лаборатория» iconПрограмма элективного курса
Новизной предлагаемого курса является демонстрация универсальных возможностей электронной таблицы для обработки данных
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница