«Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя»




Скачать 18,69 Kb.
Название«Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя»
Дата03.02.2016
Размер18,69 Kb.
ТипУрок
Тема урока : «Моногибридное скрещивание . I и II законы Менделя»

Цели:

Образовательные:

  • Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

  • Формирование умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику

Воспитательные:

  • Воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем

  • Содействие формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы

Развивающие:

  • Развитие общеучебных умений и навыков – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составление плана

  • Развитие познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики

Оборудование: Компьютеры, интерактивная доска , мультимедийный проектор, семена гороха ,

Тип урока по основной образовательной цели:

урок изучения нового материала с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point . Основные опорные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедийного проектора.

План урока .

  • Генетика – как наука о наследственности и изменчивости.

  • Новости генетической науки.

  • Г. Мендель – основоположник генетической науки.

  • Основные генетические термины и символика.

  • Гибридологический метод изучения наследственности.

  • Основные наследственные закономерности, открытые Г. Менделем: I и II Законы чистоты гамет.



Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся:

В ходе фронтальной беседы по вопросам осуществляю проверку знаний учащихся по усвоению основных генетических понятий, изучаемых в курсе 9-го класса, и готовность к восприятию нового материала.

III. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя о рождении науки генетики: Итак сегодня изучаем новую тему «Генетика » и первый урок этой темы «Моногибридное скрещивание . I и II законы Менделя».


Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: “От худого семени не жди доброго племени”. Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались “тайной за семью печатями”. Среди учёных в середине XIXв. прочно утвердилось мнение: “Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет”.

В 9 классе мы поверхностно изучали основы генетики. А сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с самой интересной наукой, позволяющей ответить на множество вопросов в области наследственности.

Итак , домашним заданием было повторить основные понятия генетики и найти небольшие сообщения интересных событиях в области генетики.

  • Выступления учащихся о новостях генетической науки.

  • Повторение основных понятий генетики.

Вопрос Что такое генетика?

Генетика – наука, изучающая законы наследственности и изменчивости.

Вопрос Что такое наследственность?

Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки следующим поколениям. Записывается учащимися в рабочие листы.

Вопрос Что такое изменчивость?

Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития. Записывается учащимися в тетрадь .

  • Вступительное слово учителя о рождении науки генетики

  • Сообщение о биографии Г. Менделя ( презентация, слайд 3)

Становление этой науки связано с именем Грегора Иоганна Менделя Именно он сформулировал основные законы наследственности в своей монографии “Опыты над растительными гибридами”, вышедшей в 1865 году. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: “мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени – и весь мир признает результаты моих трудов”.

И он не ошибся. Законы наследования признаков, установленные Менделем, определили развитие генетики как науки на весь последующий период. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет. Официальной датой рождения генетики принято считать весну 1900 года, когда независимо друг от друга Г. де Фриз, Корренс, Чермак переоткрыли законы Менделя. Результаты работ этих учёных доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Г. Менделем. Они честно признали его первенство в этом вопросе и присвоили этим закономерностям имя Менделя. С этого момента генетика - это наука, представляющая собой стройку, где грохочут взрывы открытий. Четко сформулированные законы, предложенные Менделем легли в основу классической генетики.Мендель определил существование единиц наследования и назвал их задатками. Теперь мы знаем, что это гены.

1900г. – официальная дата рождения науки генетики.

Грегор Мендель родился 22 июля 1822г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда Австрийской империи. Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные. Родители мечтали вывести своего сына “в люди”, дать ему хорошее образование. Иоганн окончил гимназию, затем двухгодичные философские курсы.

В 1843г. Мендель поступил в монастырь августинцев в г. Брно, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провёл два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853г. вернулся в монастырь. Такой выбор предметов, несомненно, оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. А ещё раньше Мендель скрещивал мышей, наблюдал, какое получалось потомство. Быть может, сложись судьба иначе, оппоненты позднее называли бы законы Менделя не “гороховыми” а “мышиными”? Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и в, частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856г.

  • Постановка проблемного вопроса

Почему Г. Мендель выбрал объект для опытов - горох?

Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные? (дети работают за компьютером со статьёй «Как работал Мендель?»)

  • Обобщение учителя по выбору Менделем объекта для опытов:

Действительно, успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов – гороха огородного (слайд №6). Другие учёные работали с ястребинкой, а этому растению свойственны отклонения от нормального полового процесса, о чём ботаники XIXв. не знали. Мендель избежал этой западни. Он потратил несколько лет, чтобы выбрать организм, с которым ему предстояло работать, и решить какие признаки этого организма следует изучать.

  • Самостоятельная работа учащихся с компьютером :

Самостоятельно выясняют преимущества гороха огородного как объекта для опытов.

  • Проверка выполнения самостоятельной работы, пояснения и дополнения учителя

- Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.
- Имеет многочисленное потомство.
- Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.
- Самоопыляющееся растение – растение происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.
- Возможно искусственное скрещивание сортов. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях.

  • Ознакомление учащихся с альтернативными признаками гороха, объяснение учителя:

Избрав в качестве экспериментального объекта горох, Мендель ещё потратил два года на предварительные опыты, чтобы найти чистые сорта с различными наследственными признаками. Чистые линии – это когда у одного растения семена только желтые ,а у другого зеленые .

  • В процессе эвристической беседы с опорой на знания учащихся устанавливаем сущность гибридологического метода как основного метода генетики :

Г. Мендель поставил перед собой цель выяснить правила наследования отдельных признаков гороха. Эту работу он проводил в течение 8 лет, изучив за это время более 10000 растений гороха. В своих работах он использовал гибридологический метод исследования. Метод предполагает изучение признаков родительских форм, проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путем скрещивания (гибридизации). Поскольку потомков от таких скрещиваний называют гибридами, то и метод получил название гибридологического. Суть метода заключается в:

- скрещивании (гибридизации) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам
- анализе характера проявления этих признаков у потомков (гибридов).

Многие видные ботаники в то время пытались понять, как генетическая информация передаётся у растений от родителей потомкам. Однако все их попытки получить ответ на этот вопрос оказались неудачными, тогда как опыты Менделя позволили ему сформулировать законы наследственности. Как мог Мендель, работая в одиночку, увидеть то, чего не могли разглядеть его современники, тесно связанные с научным миром? Удачу Менделя определило стечение ряда обстоятельств. Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил :

- Использовал для экспериментов чистые линии, т.е. растения, в потомстве которых при самоопылении, не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку.
- Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала.

- Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) альтернативных признаков.

- Вёл строгий количественный учёт потомков. В своё время Мендель изучал математику и теорию вероятности. Поэтому он понимал, что при оценке результатов скрещиваний нужно оперировать большими числами. Математически обработанные данные позволили установить количественные закономерности в передаче изучаемых признаков.

  • Повторение генетической символики с использованием наглядного пособия (горох огородный)

В банке больше желтых горошин, чем зелёных. Какое понятие можно ввести (дети говорят о доминантном и рецессивном признаках)

Доминантный признак – это признак , который проявляется в поколение. Рецессивный признак - это признак, который подавляется. Доминантный признак обозначается – А. Рецессивный признак обозначается – а.

Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие определенного признака.

Каждый организм обладает своим набором генов, то есть генотипом. .

Но не все признаки, полученные организмом от родителей, проявляются у потомков. Каждый организм обладает своим фенотипом.

Все гены организма находятся в хромосомах – самоудваивающихся структурных элементах ядра, содержащих ДНК. Каждый ген имеет свое местонахождение – локус.

Каждая соматическая клетка содержит несколько пар одинаковых – гомологичных хромосом.

В каждой паре гомологичных хромосом содержатся аллельные гены(гены, ответственные за один признак ). Поэтому любой признак организма мы обозначаем двумя буквами (АА или Аа или аа). В зависимости от того какие гены содержит организм, он может быть гомозиготным и гетерозиготным.

  • Введение термина “моногибридное скрещивание” в процессе фронтальной беседы:

Опыты Менделя были тщательно продуманы. Свои исследования он начал с изучения закономерностей наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков .При таком скрещивании прослеживаются закономерности наследования только двух вариантов признака (например, высокий и низкий рост растения, жёлтая и зелёная окраска семени), а все остальные признаки организма во внимание не принимаются. Далее учащиеся выдвигают свои предположения, что можно понимать под “моногибридным скрещиванием”. Затем даём определение - скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

  • Физкульт минутка.

  • Изучение закономерностей наследования признаков, установленных Г.Менделем при моногибридном скрещивании в процессе просмотра видеофрагмента с дикторским текстом, иллюстрирующего I, II законы и их цитологические основы. ? (дети работают с компьютером и интерактивной доской)

  • Разбираем правило «Чистоты гамет» (дети работают с компьютером и интерактивной доской )

- Предложил парность определения каждого признака, т. е. признак определяется парой “наследственных факторов”. При образовании половых клеток в каждую из них попадает только один из пары “наследственных факторов”. В те годы, когда Мендель ставил свои опыты, о генах, хромосомах, митозе и мейозе не было известно ничего. Впоследствии было доказано, что в половую клетку действительно попадает одна из каждой пары гомологичных хромосом после редукционного деления мейоза.

  • Организация работы учащихся по выработке умений и навыков решения генетических задач с использованием генетической символики:

Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения уровня осмысления изученного материала решаем генетические задачи (дети работают с компьютером и интерактивной доской )

IV. Закрепление

  • Проверка осмысления нового материала учащимися и его упорядочивания в ходе эвристической беседы:

Используя схему скрещивания и название I закона Менделя – доминирования (доминирование – явление преобладания признака) или единообразия гибридов первого поколения прошу соотнести схему и название закона и сформулировать сам закон (формулировки закона на экране нет). В процессе совместной работы – наводящих вопросов, дополнений, уточнений, исправлений, обобщений – формулируем закон:

- При скрещивании двух гомозиготных организмов отличающихся друг от друга одним признаком, всё первое поколение будет нести признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.

Таким же образом поступаю , добиваясь осмысления учащимися II закона – расщепления (расщепление – явление, при котором часть особей будет иметь доминантный, а часть – рецессивный признак) и умения его формулировать:

- При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвёртую часть от всего числа потомков второго поколения.

Напоминаю учащимся, что в те годы, когда Мендель ставил свои опыты, о генах, хромосомах, митозе и мейозе не было известно ничего. Для объяснения наследования признаков Мендель предложил парность определения каждого признака и неизменяемость их при передаче из поколения в поколение. И далее, анализируя схему образования гамет выясняем, что для объяснения наследования признаков потомками Мендель предложил гипотезу чистоты гамет - при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух “элементов наследственности” (аллельных генов), отвечающих за данный признак.

V. Домашнее задание : ( презентация ,слайд 4).

  • § 38, 39;

  • Решите задачу (оформите в тетради, используя генетическую символику):

Седая прядь волос у человека — доминантный признак.Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца — нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.


VI. Подведение итогов работы и рефлексия:

Индивидуальная проверка изученного на уроке материала по вопросам с последующей взаимопроверкой .Подведение итогов работы за урок. Оценивание учащихся.

Литература:

  1. Диск «Основы общей биологии» . 9 класс – ЗАО «1 С», 2006. Учебное пособие: 1 CD-ROM , 120 МБ. к учебнику И.Н.Пономарёвой «Основы общей биологии. 9 класс» .

  2. Болгова И.В. “Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы”, М., “Мир и Образование”, 2005г.



  3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. “ Общая биология ”, 10-11 класс, Дрофа, М., 2005г.

  4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В., “Поурочные разработки по общей биологии”, 9 класс, М., “ВАКО”, 2006г.





.

Похожие:

«Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя» iconЗадачи по генетике (с иллюстрациями) Моногибридное скрещивание
Определите аллель обуславливающую появление золотистой окраски. Определите генотипы родителей (Р) и потомства определите расщепление...
«Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя» iconФундаментальные Законы Физики Содержание Введение Законы Ньютона Зако́н ине́рции (Первый закон Нью́тона)
Вселенной. Они позволяют объяснить и даже предсказать многие явления. Так, опираясь только на фундаментальные законы классической...
«Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя» iconЗакон волгоградской области об охране окружающей среды
Российской Федерации, которые по вопросам совместного ведения издают федеральные законы и принимают, в соответствии с ними, законы...
«Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя» iconТема: Основные понятия и законы химии. Повторить законы: сохранения массы вещества, сохранения и превращения энергии, постоянства состава Написать реферат о М. В. Ломоносове Д. И. Менделееве
Тема: Основные понятия и законы химии. Повторить законы: сохранения массы вещества, сохранения и превращения энергии, постоянства...
«Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя» icon«законы постоянного тока»
...
«Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя» iconСправочно-библиографический отдел
РФ. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" : федеральный закон от...
«Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя» iconУрок в 10 классе по теме «Законы сохранения»
Повторить и обобщить знания по данной теме. Проверить ваши умения и навыки решения задач по теме «Законы сохранения» в ходе выполнения...
«Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя» iconЗаконы (законопроекты) о поправках в законы, принятые
Зимнев В. Д., Караяков Р. А., Козлов С. С., Новоселов В. В., Романов С. В. На девятом заседании присутствовал 41 депутат. Отсутствовали...
«Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя» iconПрограмма дисциплины «”Законы” политической науки»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
«Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя» iconЗаконы спроса и предложения
Место экономической теории в системе современных знаний об обществе. Состояние и перспективы развития экономической теории. Материальное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница