Программа сетевая площадка сопровождения




Скачать 22,84 Kb.
НазваниеПрограмма сетевая площадка сопровождения
страница1/9
Дата03.02.2016
Размер22,84 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ПРОГРАММА

СЕТЕВАЯ ПЛОЩАДКА СОПРОВОЖДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ





КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЛУЖСКОГО РАЙОНА

МКУ «ЛУЖСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»


Программа

Сетевая площадка сопровождения социально одаренных детей

(возраст 12-17 лет, срок реализации 2011-2013 г.г.)


Ахутина Татьяна Сергеевна, методист по

воспитательной работе


Луга

2012


Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….4


1.1. Анализ состояния и прогноз изменения социальной среды……………………………..4


1.2. Определение ценностно-смысловых предпочтений выпускников 2012 года

Лужского муниципального района…………………………………………………………….6


2. Концептуальный блок……………………………………………………………………….9


2.1 .Основные идеи и принципы………………………………………………………………...9


2.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты……………………………………………………....9


2.3. Основные направления Программы……………………………………………………….10


3. Модель сетевой площадки сопровождения социально одаренных детей……………10


4.Определение эффективности реализации Программы……………………………….. 11


5.Ресурсное обеспечение Программы…………………………………………………….... 14


6. Мероприятия по реализации Программы……………………………………………….14


6.1. Этапы реализации Программы…………………………………………………………….14


6.2. План реализации…………………………………………………………………………….14


7. Глоссарий…………………………………………………………………………………… 17


8. Список литературы………………………………………………………………………... 21


9. Приложения………………………………………………………………………………... 22


Приложение 1. Положение о научно- практическом марафоне «Наследие»……………….22

Приложение 2. Положение и план проведения муниципального фестиваля

социальных проектов «Мы изменяем мир»………………………….........................................37

Приложение 3. Методические материалы к мониторингу определения

эффективности реализуемой Программы.....................................................................................46

Приложение 4. Авторские анкеты……………………………………………………………….69


1. Пояснительная записка


1.1. Анализ состояния и прогноз изменения социальной среды

Мы живем в постоянно меняющемся и обновляющемся мире. Глобализация научно-технологического, промышленного, культурного пространства продолжается. Вектор развития выдвигает перед народами Земли стратегическую задачу современного образования: научиться жить вместе.

Совет Европы для того, чтобы молодые люди могли лучше понять, принять окружающий мир, участвовать в его созидательном строительстве, сознательно строить свою личную и социальную жизнь предложил сосредоточить образование на формировании ключевых компетенций личности. Было предложено ориентироваться на восемь групп ключевых (базовых) компетенций, необходимых для успешной самореализации:

- общение на родном языке;

-общение на иностранных языках;

-математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии;

- компьютерная грамотность;

-освоение навыков обучения;

-социальные и гражданские компетенции;

-инновационное мышление, предприимчивость;

-осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере.

Основные тенденции развития мирового сообщества нашли свое отражение и в государственной политике в области образования России. Это можно увидеть в следующих государственных документах:

-Национальная доктрина образования в Российской Федерации;

-Основные направления социально – экономического развития Российской Федерации до 2010 года;

-Концепция и программы модернизации образования (ФЦП до 2005, до 2010 гг.);

-Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

-Приоритетный национальный проект «Образование»;

-Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, до 2020 года;

-Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

-Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации;

-Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;

-Долгосрочная целевая программа «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ»;

-Закон РФ «Об Образовании» (проект).

В ходе продолжающейся модернизации российскому обществу необходимо разрешить многие острые проблемы, которые тормозят прогрессивное развитие. Среди них:

- снижение качества и продолжительности жизни населения;

- нарушение преемственности поколений, механизмов передачи духовного, культурного, национального, социального опыта;

-демографический спад;

- аномия общества.

Решение обозначенных проблем, достижение нового качества жизни невозможно без духовно - нравственной консолидации россиян, развития гражданского общества, раскрытия человеческого потенциала. Социально одаренные люди для решения этих задач делаются все более востребованными.

Понятие социальной одаренности связывают с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений и рассматривают как предпосылку      высокой успешности в сфере деятельности типа «человек-человек». Многие исследователи рассматривают социальную одаренность как потенциал для развития управленческих и лидерских качеств личности.

Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно выделить общие черты. Почти всеми исследователями отмечается то, что определенный набор умений лидера делает возможным для группы достижение поставленных перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации.

Пробуждение внутренних источников активности человека, формирование его созидательной жизненной стратегии требуют работы в ценностно – смысловом поле.

Современное состояние духовно – нравственной сферы российского общества и особенно молодежи вызывает тревогу. О неблагополучии свидетельствует ряд показателей. По данным НИИ Генпрокуратуры РФ, в последние пять лет уровень преступности в нашей стране ежегодно возрастал на 2,4%. Согласно исследованиям ООН, в России, по сравнению со странами Евросоюза, в 2,5 раза выше смертность от самоубийств (в том числе, среди молодежи), и в 20 раз выше смертность от убийств. По этому показателю наша страна входит в десятку самых криминализированных государств. О безразличном отношении многих граждан к человеческой жизни свидетельствует также численность пешеходов, погибших в результате ДТП – свыше 40% - это самый высокий процент в мире. При этом продолжительность жизни в России (67,2 года) одна из самых низких в Евразии.1 Наша страна занимает первые места в мире по числу разводов, числу курящих детей и подростков, количеству абортов, материнской смертности, объему потребления героина и алкоголя, торговли людьми и производства порнофильмов.

Ряд исследователей в области социологии, психологии, экономики, философии, искусствоведения предупреждают о приближении опасной черты, переступив которую моральная деградация и цивилизационный крах становятся необратимыми. К числу основных причин нравственного неблагополучия эти исследователи относят аномию – размыв и разрушение системы моральных норм. Необходимым условием возникновения аномии является противоречие между двумя рядами социально порождаемых явлений (первый – потребности и интересы, второй – возможности их удовлетворения). Если значительная часть граждан допускает возможность нарушения моральных и нравственных норм, так как не может удовлетворить свои потребности социально – приемлемыми способами, то существует реальная угроза самоуничтожения общества. Возникающая своего рода черная дыра, поглощает правовые, нравственные и другие регламентирующие жизнь общества основы. Происходят изменения на уровне индивидуального и массового сознания.

В современной жизни существует еще один мощный фактор влияния на формирование внутреннего мира личности. Научно- технический прогресс, информационные технологии радикально изменили коммуникационные возможности людей. Общение стало доступным в любой момент времени независимо от расстояния. Но существует и оборотная сторона медали. С появлением средств массовой информации возникает массовая культура и возможность манипуляции массовым сознанием. В США и в европейских странах технологии управления массовым сознанием хорошо отработаны. Мода, реклама, пиар – ценные инструменты для создания общества потребления. Общество потребления в свою очередь формирует «рыночную личность», всесторонне описанную Э. Фроммом.

Рыночная личность по Фромму предлагает свои достоинства: красоту, молодость, ум в обмен на материальное благополучие, общественное положение, престиж. Она не критична и не способна к самостоятельному мышлению. К основным факторам влияния массовой культуры на ценности и смыслы личности относят:

- культ денег и материальных благ;

-создание нового пантеона «богов» - образцов для подражания: гламурных звезд поп - музыки, кино, спорта, политики;

-снижение ценности всего героического, размыв общечеловеческих ценностей, лежащих в основе мировых религий;

- культ обыденности, удовлетворения биологических потребностей, развлекательности;

- использование «иконических изображений» в комиксах, мультфильмах, видеоиграх для возникновения чувства страха и поклонения.


1 Программа развития ООН опубликовала доклад о развитии человеческого потенциала в регионах России на 2010 год// новости гуманитарных технологий.URL.http//gtmarket/ru/new/state/2010/10/29/2715

Наиболее восприимчивой к эмоционально-ценностному развитию и гражданскому воспитанию является детско-молодежная среда. Различные научные исследования фиксируют интенсивную примитивизацию идеалов современных подростков, развитие цинизма и прагматизма. Опросы показывают, что возможность уехать за рубеж готовы рассмотреть от 18 до 45% выпускников ВУЗов.2 Наиболее часто эмиграционная мотивация объясняется симпатией к другой стране. Желание связать жизнь с другой страной означает, что молодым людям трудно осмыслить себя в своем отечестве, свидетельствует о вымывании национальной идентичности.

1.2.Определение ценностно-смысловых предпочтений выпускников 2012 года Лужского муниципального района

Для прояснения картины ценностно-смысловых предпочтений выпускников 2012 года Лужского муниципального района мы предложили учащимся 11 класса ответить на вопросы двух авторских анкет «Родина» и «Чемодан успеха». В опросе приняли участие 128 человек из 10 школ: 3 городских и 7 сельских.

В анкете «Родина» выпускникам предлагалось описать, возникающие у них ассоциации со словом «Родина», желаемый образ страны в будущем и что, по их мнению, надо сделать государственным чиновникам для патриотического воспитания молодежи. Полученные ответы представлены в таблицах 1,2.

Ассоциации со словом «Родина»

Таблица 1




Ответы

Количество учащихся

%

1

Место, где я родился и вырос, дом, родные, друзья, реки и озера, сосновые леса, березовые рощи

76

60

2

Родной поселок или город, страна, Россия

32

25

3

Двойственное чувство: с одной стороны любовь к месту, где родился, родным и знакомым, с другой ощущение социальной несправедливости, своей ненужности

13

10

4

Только отрицательные ассоциации: коррупция, в прошлом великая страна - в настоящем разворованная по частям

3

2

5

Не ответили на вопрос (отсутствие ассоциаций)

4

3

Приведенные данные свидетельствуют о том, что 15 % опрошенных выпускников 2012 года не чувствуют себя востребованными в своей собственной стране.


Желаемый образ Родины в будущем

Таблица 2



Ответы

Количество

Процент

1

Не ответили на вопрос (не задумываются над этим)

17

13

2

Развитая процветающая страна с высоким уровнем жизни населения. Большое социальное неравенство, коррупция и бедность отсутствуют. Хорошая экология. Засеянные рожью и пшеницей поля, чистые леса, реки города. Жить хорошо и безопасно. Слово Родина вызывает в душе только самые светлые и добрые чувства.

111

87

2 Иноземцев В. Тихий исход энергичных и молодых сограждан//Известия.15декабря 2010г.

13% выпускников выразили равнодушие к будущему своей страны. 87% желают экономического и социального развития России.

На вопрос «Что надо делать государству для формирования у детей и молодежи патриотических ценностей?» школьники высказали следующие мнения:

- прежде всего, надо сделать так, чтобы молодежь хотела жить в своей стране: хорошие условия жизни, доступное жилье и образование, рабочие места, достойная зарплата;

-добиться уважения стариков (поднять их пенсии, организовать службы социальной помощи, заботиться в семье);

- государственным чиновникам самим показать действенные примеры патриотизма;

- убрать из СМИ все пошлое и аморальное,

- обеспечить психическую и физическую безопасность на улицах городов, в различных общественных заведениях;

-сделать для молодежи бесплатные дни в музеях;

- восстановить и сохранять исторические памятники;

- развивать различные виды спорта, сделать спорт доступным и массовым;

-изучать культурные и исторические традиции России;

-изучать жизнь людей, совершивших героические поступки;

-создавать молодежные организации, участвующие в социальной жизни общества.

В отсутствии Государственной программы воспитания и социализации детей в Российской Федерации, сформированного единого воспитательного пространства гражданское воспитание испытывает большие трудности. Происходит размыв традиционных скрепов социального порядка российского общества. Понятия «взаимная ответственность», «долг», «честь» стремительно устаревают. Молодежь в первую очередь ждет проявления заботы от государства.

Вторая анкета «Чемодан успеха» предполагала выявить, с чем связывают понятие жизненного успеха наши выпускники и какие способы его достижения для них приемлемы. Школьникам предлагалось представить, что они находятся в необычном супермаркете, где можно приобрести различные возможности, расположенные в виде товара на четырех полках. На полках стояли:

-Возможности иметь «все и сразу»;

-«Возможности для личностного развития и деятельности»;

-«Возможности для достижения успеха безнаказанно нарушать законы и нравственные нормы»;

-«Возможности суррогатных радостей уводящих от реальной жизни в виртуальное пространство».

Выбор наших выпускников представлен на диаграммах 1,2,3.

Диаграмма 1



В жизненную ловушку «Всё и сразу» могут попасть в результате своего выбора 47% опрошенных выпускников (60 человек). 14% (18 человек) предпочли бы бездельничать 365 дней в году. 12% (15 человек) респондентов привлекает возможность известности и популярности, 11% (14 человек) хотели бы иметь власть над людьми.


Диаграмма 2



Отрадно, что возможности развития привлекают абсолютное большинство выпускников. При этом среди возможностей развития 80% учащихся ставят на первое место здоровье, на второе хорошее образование (76%), на третье трудолюбие (70 %). В достижении жизненного успеха роль хорошего интеллекта считают важной 47% учащихся, развитой воли -38%, креативности -37%, первоначального капитала – 32%, коммуникативных навыков -27%.


Диаграмма 3



Проанализируем выбор «товара» с полки «возможности для достижения своей цели безнаказанно нарушать закон и нравственные нормы». Видим, что данный товар пользуется спросом:

- 24% (почти четвертая часть всех опрошенных) могут жестко добиваться своих целей, ни с кем не считаясь;

- 12% опрошенных желали бы иметь возможность убирать с дороги конкурентов,

- 9% делать все, что хочется и когда хочется;

- 9 % - предпочли бы утрясать свои проблемы с помощью денег и подарков;

- 4% хотели бы отбирать у других все, что им понравилось;

- 4% могут построить свой будущий бизнес на обмане и манипуляции.

Что касается полки «суррогатных радостей», то 35% выпускников желали бы взять в свою дальнейшую жизнь компьютерные игры.

Таким образом, даже неполный анализ ценностно – смыслового поля наших выпускников показывает усиление жестких прагматичных подходов к построению своей жизни, наличие процесса размыва традиционных нравственных ориентиров. Эти явления входят в явное противоречие с необходимостью возрождения личного достоинства граждан, духовно-нравственным развитием.

2. Концептуальный блок

2.1. Основные идеи и принципы

Мудрецы говорят, чем совершеннее воспитание, тем более счастливы народы. Чтобы из беспомощного малыша вырос человек с сильным и деятельным характером надо вовремя дать ему здоровую пищу для ума, сердца и воли, оставить простор для самостоятельной жизни, помочь найти разумное применение своим идеям и силам. «В душе каждого ребенка есть невидимые струны! Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» - заметил великий русский писатель Максим Горький. Мы очень хотели, чтобы мероприятия нашей программы задевали именно такие струны в душе ребенка, помогали ему осмысливать жизненные ситуации, находить истинные ценности.

При организации работы с одаренными детьми мы исходили из того, что в районе необходимо создать благоприятные условия для развития всех видов одаренности. В Луге существуют спортивная, музыкальная, художественная школы, школа искусств. Развитием детей занимаются Центр детского творчества, Компьютерный центр, различные кружки в школах, городском и сельских Домах культуры. Однако изучение направлений деятельности учреждений дополнительного образования показало, что в нашем районе недостаточно внимания уделяется поиску и развитию социально одаренных детей. Поэтому миссия программы «Сетевая площадка сопровождения социально – одаренных школьников» нам видится в создании недостающего звена.

Программа направлена на учащихся района 12-17 лет, проявляющих социальную активность, и отражает следующие основные принципы:

- принцип центрации воспитания на развитии личности;

-принцип субъектности (максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия);

- принцип гармонизации процессов индивидуализации и социализации.

Актуальность этой программы заключается в формировании детской социальной сферы, ориентированной на развитие гражданской ответственности и социальной активности.

Новизна программы в создании муниципальной площадки для обмена опытом в области социально – полезной деятельности школьников и их наставников.

2.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель программы – выявление социально одаренных детей, стимулирование их социальной активности и развития, создание банка данных.

При этом необходимо решить задачи:

- активизации интереса школьников к социальной жизни, развития личностных качеств: эмпатии, ассертивного поведения, коммуникативных навыков, чувства сострадания, ответственности и самостоятельности;

- воспитания ценностного отношения к жизни человека, своей семье, окружающим людям, родному городу, стране, традициям, культурному и историческому наследию, духовным ориентирам и нравственному поведению;

-обучения социальному проектированию, организации исследовательской работы, навыкам работы в команде, реальному знакомству с функционированием различных уровней власти, средств массовой информации, социологических служб, общественных организаций.

Программа рассчитана на 2011-2013 годы.

Ожидаемые результаты:

- создание банка данных социально одаренных детей;

- положительная динамика в развитии их личностных качеств и способностей;

-положительная динамика в формировании ценностных ориентиров и гражданской позиции;

-освоение новых форм поиска, обработки, анализа информации, навыки работы в команде, опыт взаимодействия с органами власти, социальными партнерами.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа сетевая площадка сопровождения iconПрограмма опытно-экспериментальной работы «Инновационная сетевая площадка: школьное информационное пространство»
В том, что информатизация образовательной системы не только по горизонтали, но и по вертикали назрела, убеждать уже никого не надо....
Программа сетевая площадка сопровождения iconПроекта: «Детская игровая площадка «Городок»
В результате реализации нашего проекта будет построена детская игровая площадка, решена проблема занятости детей дошкольного и младшего...
Программа сетевая площадка сопровождения iconРабочая программа дисциплины Специальность 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике»
Сетевая экономика [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: тгамэуп, 2012. 20 с
Программа сетевая площадка сопровождения iconОтчет по летней практике 2010
Детская пришкольная площадка действовала с 06. 10 по 23. 06. 10., которая собрала учащихся 7-10 классов в количестве 35 человек....
Программа сетевая площадка сопровождения iconПлан Понятие психолого-педагогического сопровождения. Основные направления психологического сопровождения деятельности педагогов в условиях системных изменений
Психологическое сопровождение деятельности педагогов дошкольного образования в условиях системных изменений
Программа сетевая площадка сопровождения iconФедеральная экспериментальная площадка
Победитель конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы
Программа сетевая площадка сопровождения icon«Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала»
Информация, содержащаяся в настоящем списке аффилированных лиц, подлежит раскрытию в соответствии
Программа сетевая площадка сопровождения iconКвалификационная работа
...
Программа сетевая площадка сопровождения iconКодекс корпоративного управления открытого акционерного общества «межрегиональная распределительная сетевая компания юга»
Принципы и практика взаимодействия с дочерними и зависимыми хозяйственными обществами
Программа сетевая площадка сопровождения iconПилотная площадка ООО издательский центр «вентана-граф»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница