Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ Ульяновск 2008




Скачать 37,01 Kb.
НазваниеПрограмма спецкурса для 5-11 классов массовых школ Ульяновск 2008
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер37,01 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
  1   2   3   4   5



Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Т.Н. Васильчикова

Г.Л. Коровкина

Л.Н. Курошина


Литературное краеведение

Ульяновской области


Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ


Ульяновск - 2008


Пояснительная записка


Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.

Материалы по литературному краеведению Ульяновской области, легшие в основу данного спецкурса, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.

Программа предназначена для общеобразовательной школы как региональный компонент базисного плана.

Курс рассчитан на 34 часа в каждом классе – с 5-го по 11-й.

Основные задачи курса:

- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;

- осмысление важности и необходимости использования краеведческого материала в педагогической деятельности;

- знакомство с произведениями писателей, поэтов Симбирска-Ульяновска, их художественным мастерством;

- приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.

Программа включает:

- пояснительную записку,

- основное содержание курса,

- списки рекомендуемой литературы для каждого класса,

- календарно-тематическое планирование.

В процессе изучения курса должны периодически организовываться экскурсии в краеведческий, художественный и другие музеи, творческие встречи с местными авторами.

Данный спецкурс представляет собой переизданную, расширенную и обновлённую программу «Литературное краеведение Ульяновской области», разработанную в 1995 году.

формы и методы организации занятий с учащимися, формы контроля.

Примерное календарно-тематическое планирование включает общую тему занятия, количество часов на тему, литературоведческое понятие.

С целью активизации работы учащихся и в зависимости от задач педагога, уровня подготовленности класса форма организации занятия выбирается учителем самостоятельно. Это может быть индивидуальная, парная, групповая; самостоятельная, творческая (и др.) работа. В 5-6 классах приоритетными являются занимательные формы организации деятельности учащихся, а в средних и старших – практикумы, семинары, проектная деятельность и т.д.


Оглавление


5 класс – 4 стр.

Край сказок и сказочников

Литература по теме

Календарно-тематическое планирование


6 класс – 9 стр.

Певцы родной земли

Литература по теме

Календарно-тематическое планирование


7 класс – 14 стр.

Мир детства

Литература по теме

Календарно-тематическое планирование


8 класс – 19 стр.

Художественная летопись края

Литература по теме

Календарно-тематическое планирование


9 класс – 24 стр.

Литература конца 18-первой половины 19 в.в.

Литература по теме

Календарно-тематическое планирование


10 класс – 33 стр.

Литература 2-ой половины 19 в.

Литература по теме

Календарно-тематическое планирование


11 класс – 37 стр.

Литература 20-начала 21 в.

Литература по теме

Календарно-тематическое планирование


5 класс

Край сказок и сказочников (34 часа)

  1. Введение.

Богатство устного народного творчества и литературы Симбирского края. Собиратели и хранители фольклора (П.В. Киреевский, братья Языковы, Д.Н. Садовников, Д.П. Ознобишин, А.А. Коринфский и др.). Фольклор как источник творческого вдохновения писателей-сказочников.

Теория литературы: понятие о фольклоре.

  1. Сказки наших бабушек.

Сказки, известные учащимся по рассказам родственников. Воплощение в сказках исторического опыта, представлений и надежд народа. Гуманистический пафос, прославление любви, верности, доброты, мудрого отношения к природе, смелости, трудолюбия. Борьба добра со злом как основной конфликт сказок. Герои. Особенности языка и построения русских народных сказок.

Теория литературы: поэтика сказок: волшебное и реальное, развитие основного конфликта, своеобразие героев, построение, язык.

  1. Сборник Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края». Сказки (по выбору учителя и учащихся).

Страницы жизни Д.Н. Садовникова. Сказочник Абрам Новопольцев. Характеристика сборника «Сказки и предания Самарского края». Волшебная сказка «Про Кота Бессмертного и Марью Еридьевну». Структура волшебной сказки, основные типы сказочных героев. Особенности бытовых сказок. («Солдат и чёрт», «Барин-кузнец» и др.)

Теория литературы: Понятие о видах сказочного жанра (волшебные и бытовые сказки).

  1. Исторические предания Симбирского края, записанные Д.Н. Садовниковым.

Предание. Родство и отличие преданий и сказок. Чтение и обсуждение исторических преданий, записанных Садовниковым. Отражение исторического, бытового, культурного опыта поколений в преданиях.

Теория литературы: понятие об историческом предании как произведении устного народного творчества.

  1. Русские народные сказки в пересказе А.Н. Толстого.

Слово о писателе. Его любовь и бережное отношение к народным сказкам. Обзор книги А.Н. Толстого «Русские народные сказки». Чтение и обсуждение сказок из сборника Толстого (по выбору учителя и учащихся).

Мастерство Толстого в передаче простого, образного и сильного народного языка.

Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (сказки о животных и волшебные).

  1. Н.М. Карамзин. «Прекрасная царевна и счастливый карла».

Слово о писателе. Фольклорное и авторское в сказке Карамзина. Красота «тела и духа» царевны, ум и достоинство карлы. Торжество любви и справедливости. Особенности авторской манеры повествования.

Теория литературы: понятие о литературной сказке.

  1. Н.М. Языков. «Сказка о пастухе и диком вепре», «Жар-птица».

Слово о поэте. Языков – страстный собиратель фольклора и автор литературных сказок. Участие поэта в «сказочном состязании» Жуковского и Пушкина.

Пародийно-ироничная «Сказка о пастухе и диком вепре».

Драматическая сказка-поэма «Жар-птица». Её родство и различие с народными сказками, со «Сказкой об Иване-царевиче и Сером Волке» В.А. Жуковского. «Поэтическая (?) модернизация фольклора» Языковым: введение (?)сатирические картины нравственного состояния общества. Интонационные особенности языковского стиха.

Теория литературы: понятие о драматургической сказке. Пародия, ирония.

  1. С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».

Слово об авторе. Творческая история сказки Аксакова. «…странное сочетание восточного вымысла с народной нашей речью» (Аксаков) в «Аленьком цветочке». Оригинальность авторского освещения образа главной героини, всепобеждающая сила добра и любви в сказке.

Теория литературы: развитие понятия о литературной сказке.

  1. Д.Д. Минаев как сказочник.

Слово о поэте. Его любовь к русским народным сказкам. Рассказ учителя о его книгах: «Дедушкины вечера. Русские сказки для детей в стихах Д.Д. Минаева» (1880 г.), Д.Д. Минаев «Народные русские сказки для детей в иллюстрациях».

(Примечание: сказки Минаева в ХХ веке не перепечатывались).

  1. Д.Н. Садовников. Стихи-сказки.

Д.Н. Садовников – сотрудник детских журналов («Игрушечка», «Детское чтение», «Семейное чтение»).

Поэтический мир природы в «Весенней сказке». Средства создания сказочных образов Зимы, Мороза, Весны.

Побасенка «Хитрый заяц». Сказочное и реальное в произведении. Особенности поэтического языка Садовникова.

Теория литературы: пейзаж в лирическом произведении.

  1. Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказки: «Знаем!», «Чапоги», «Охотники на тигров» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Гарин-Михайловский – автор сборника «Корейские сказки». Чтение и обсуждение сказок.

Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (бытовые сказки).

  1. А.Н. Толстой. Литературные сказки.

А. Толстой как автор оригинальных сказок. Любовь к подлинной жизни, к родной природе в «Сорочьих сказках» (чтение и обсуждение сказок по выбору учащихся и учителя).

«Золотой ключик, или Приключения Буратино». Творческая история произведения. Мастерство Толстого в обрисовке персонажей, развитии сюжета, стилевом оформлении произведения. Прославление добра, справедливости, дружбы, взаимовыручки. Юмор в сказке.

Теория литературы: понятие о юморе.

  1. Е.С. Ларин. Сказки (по выбору).

Слово о писателе. Основа произведений писателя – сказки народов мира. Динамизм и занимательность, ненавязчивая назидательность, сочетание лиризма и юмора, фантастического и реального.

Трудолюбие и справедливость героев («Разбитая чаша», «Кузнец», «Про Ерёму-молодца», «Отцовский клад», «Нужда научит»).

Братство, единство и взаимопомощь людей труда («Три сына», «Как мужик справедливость искал»).

Душевная красота, бескорыстие человека труда («Кузнец»).

Торжество добра, правды, справедливости в сказках Ларина. Особенности поэтического языка автора.

Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (бытовые сказки).


Литература к теме

1

1. Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 5-36.

2. В,П, Аникин. Русская народная сказка. М., 1977.

3. «Жили-были…» Русская литературная сказка 19 века. М., 1993, с. 3-4.

4. Зуева Т.В. Русь – Россия – Русская сказка. – «Литература в школе», № 4, 6. 1993, с. 17-24, 36-40.

5. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 134-138.

6. Ульяновские писатели – детям. Памятка читателю. – Ульяновск, 1994.

7. Углублённое изучение народной культуры и литературы в школе. – Ульяновск, 1991, с. 15-23.

8. Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.

9. Матлин М.Г. Изучение народных песен на уроках литературы. – Ульяновск, 2002.

10. С любовью трепетной… Антология. (Путешественники, писатели и поэты о Симбирском-Ульяновском крае). Корпорация технологий продвижения. Ульяновск, 2005.

11. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 10-30.


2

1. В.П. Аникин. Русская народная сказка. М., 1977.

2. Записи сказок, сделанные учащимися.

3. Зуева Т.В. Русь – Россия – Русская сказка. – «Литература в школе», № 4, 6. 1993.

4. Углублённое изучение народной культуры и литературы в школе. – Ульяновск, 19991, с. 23-29.

5. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 32-38.

3

1. Зуева Т.В. Русь – Россия – Русская сказка. – «Литература в школе», № 4, 6. 1993, с. 17-29; 36-40.

2. Матлин М.Г., Рассадин А.П. В мире устного народного творчества… в кн. «Углублённое изучение народной культуры и литературы в школе. – Ульяновск, 1991, с. 30-54.

3. Писатели нашего края 18-19 веков. Библиографический указатель. – Ульяновск, 1977, с. 77-86.

4. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 134-138.

4

  1. Садовников Д.Н. Из-за остова на стрежень. Волжские предания и песни. – М., 1963.

  2. Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов. – Ульяновск, 1993, с. 70-80.

5

  1. Городок в Табакерке. Сказки русских писателей. – М., 1989, с. 560-572.

  2. Любимые сказки. Составитель-редактор Стояновская Е.В. – М., 1993, с. 7-11.

  3. Русские народные сказки. – М., 1984 (или другие издания).

  4. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 156-161.

6

  1. Городок в Табакерке. Сказки русских писателей. – М., 1989, с. 560-572.

  2. Писатели нашего края 18-19 веков. Библиографический указатель. – Ульяновск, 1977, с. 5-17.

  3. Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. – Л., 1988, с. 381-447.

7

  1. «Жили-были…» Русская литературная сказка 19 века. М., 1993, с. 206-260, 347-348.

  2. Писатели нашего края 18-19 веков. Библиографический указатель. – Ульяновск, 1977, с. 19-28.

  3. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 22-30, 108-114.

  4. Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. – Л., 1988, с. 381-447.

  5. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 113.

8

  1. Аксаков С.Т. Аленький цветочек. – Ульяновск, 1991.

  2. «Жили-были…» Русская литературная сказка 19 века. М., 1993, с. 326-341, 350.

  3. Кошелев В.А. Время Аксаковых // «Литература в школе» - 1993, № 4, с. 3-10.

  4. Писатели нашего края 18-19 веков. Библиографический указатель. – Ульяновск, 1977, с. 29-38.

  5. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 94.

9

  1. Писатели нашего края 18-19 веков. Библиографический указатель. – Ульяновск, 1977, с. 65-76.

  2. Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 696.

  3. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 51-56.

10

  1. Поэты-демократы 1870-1880 г.г. – Л., 1968.

  2. Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 276-280.

  3. Матлин М.Г., Рассадин А.П. В мире устного народного творчества (к изучению темы «Богатство фольклора»). Певец Волги – Дмитрий Садовников. // Углубленное изучение народной культуры и литературы в школе. (Сборник методических статей). Выпуск 1 – Ульяновск. 1991.


11

  1. Сказки русских писателей. – М., 1983, с. 372-375.

  2. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 180-182.

12

  1. Любимые сказки. Составитель-редактор Стояновская Е.В. – М., 1993, с. 84-142.

  2. Рождественская И., Ходюк А. А.К. Толстой. Семинарий.- Л., 1962, с. 250-251.

  3. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с 156-161.

  4. русская литературная сказка. – М., 1989, с. 413-445, 459.

  5. Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино (любое издание).

13

  1. Е.С. Ларин. Дороже золота. Сказки. – Саратов, 1992.

  2. Ульяновские писатели – детям. Памятка читателю. – Ульяновск, 1994, с. 10-13.

  3. Рогачёв Я. Труд и правда – дороже золота. – Газ. «Знамя труда», 19 января 1993 г.


Примерное календарно-тематическое планирование



Тема занятия

Количество часов

Литературоведческое понятие

1

Введение. Богатство устного народного творчества и литературы Симбирского края.


1

Фольклор

2-3

Сказки наших бабушек. Любимая сказка, рассказанная бабушкой. Виды сказок.

Поэтика сказок: волшебное и реальное, развитие основного конфликта, своеобразие героев, построение, язык.

2




4-5

Д.Н.Садовников. Жизнь и творчество. Сборник «Сказки и предания Самарского края». Чтение и анализ сказок по выбору.

Волшебные и бытовые сказки в сборнике. Их жанровое своеобразие.

2




6-7

Исторические предания Симбирского края, записанные Д. Н. Садовниковым. Предание. Жанровое своеобразие. Сказки и предания.

Чтение и анализ преданий по выбору.

2




8-9

Русские народные сказки в пересказе А.Н.Толстого. Жизнь и творчество писателя. Книга «Русские народные сказки». Язык сказок.

Чтение и анализ сказок по выбору.

2




10-11

Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество. Сказка «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Чтение и анализ сказки.

Фольклорное и авторское в сказке.

2

Литературная сказка

12-14

Н.М.Языков. Жизнь и творчество. «Сказка о пастухе и диком вепре» Чтение и анализ сказки.

Сказка «Жар-птица». Чтение и анализ сказки.

Пародия. Ирония в сказках Н.М.Языкова.

3

Драматургическая сказка

15-16

С.Т.Аксаков. Жизнь и творчество. Творческая история сказки «Аленький цветочек».

Чтение и анализ сказки.

2




17-18

Д.Д. Минаев – сказочник. Слово о поэте. Рассказ о книге «Дедушкины вечера. Русские сказки для детей в стихах Д.Д.Минаева». История книги.

Рассказ о книге «Д.Д.Минаев. Народные русские сказки для детей в иллюстрациях»

2




19-20

Д.Н.Садовников. Стихи-сказки. Работа Д.Н.Садовникова в детских журналах.

Чтение и анализ «Весенней сказки». Пейзаж в лирическом произведении.

2





21-23


Н.Г.Гарин-Михайловский. Слово о писателе. Сборник «Корейские сказки». Чтение и анализ сказок из сборника по выбору.

Чтение и анализ сказок Н.Г.Гарина-Михайловского. Особенности бытовых сказок.



3




24-26

А.Н.Толстой. Слово о писателе. Литературные сказки. Художественное своеобразие сказок А.Н.Толстого.

Чтение и обсуждение «Сорочьих сказок» (по выбору).

«Золотой ключик, или Приключения Буратино». История произведения. Чтение и анализ.


3

Юмор в художественном произведении

27-29

Е.С.Ларин. Слово о писателе. Особенности сказок Е.С.Ларина. Сказки народов мира и произведения Е.С.Ларина.

Жанровое своеобразие и нравственная основа сказок.

Чтение и анализ сказок Е.С.Ларина по выбору.

3




30-32

Обобщающие занятия

Автобусная экскурсия в Языково.

3




33-34

Викторина «Знаешь ли ты сказки Симбирского края?»

2





6 класс (34 часа)

Певцы родной земли

  1. Введение.

Красота и богатство природы, её отражение в творчестве писателей, поэтов, художников нашего края.

Единство человека и природы. Важность проблемы защиты окружающей среды. Естественность доброго отношения человека к своим «братьям меньшим».

  1. Н.М. Карамзин. Пейзажная лирика. («Осень», «Молитва о дожде», «Волга» и др. – по выбору учителя и учащихся).

Слово о Карамзине, о его любви к родной земле (с использованием воспоминаний).

Картина увядающей природы и уверенность в её весеннем возрождении в стихотворении «Осень». Оптимизм в «Молитве о дожде».

«Волга» - поэтический гимн родной реке. Неразрывная связь мира природы и душевных переживаний лирического героя.

Теория литературы: понятие о жанре пейзажной лирики, о лирическом герое.


  1. Н.М. Языков. Стихотворения: «Мой друг! Что может быть милей…», «Родина», «Чужбина», «Две картины», «Ручей» и др.

Слово о поэте. Симбирский край в жизни и творчестве Языкова. Особенности авторского языка (неожиданные и интересные сравнения, меткость выражений, словотворчество).

Теория литературы: тропы. Олицетворение.


  1. С.Т. Аксаков. Стихотворения: «Элегия в новом вкусе», «Осень» (отрывки), «Прощай, мой тихий сельский дом…»

Рассказы о родной природе («Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», «Мелкие охотничьи рассказы»),

Аксаков – певец и знаток русской природы, родного края. Живые картины степного Заволжья в изображении писателя. Наблюдательность автора. Лиричность, простота и точность языка.

Теория литературы: пейзаж в художественном произведении.


  1. Д.Д. Минаев. Стихотворения: «Не троньте майского жучка…», «Зимы уж нет…», «Стужа», «Воздух вечера чист…»

Слово о поэте-патриоте. Родная природа, её поэтичность и хрупкость в стихотворениях-миниатюрах Минаева. Призыв к доброму, внимательному и бережному отношению к человеку и ко всему живому. Минаев – «король рифмы».

Теория литературы: поэтическая миниатюра.


  1. Д.Н. Садовников. Пейзажная лирика. («На Волге», из «Волжских эскизов», «К Волге», «В Жигулях», «Ребёнку»).

Слово о поэте-певце родной земли. Любовь к природе как выражение патриотизма автора. Точность и узнаваемость пейзажных зарисовок. Богатство языковых средств.

Теория литературы: тропы. Эпитет.


  1. А.А. Коринфский. Стихотворения – по выбору учителя и учащихся.

Коринфский – «волжский певец». Поэтический календарь природы в стихотворениях («Осенью», «Октябрьские напевки», «Смерть зимы», из «Песен о весне», «Майские веснянки», «Летней ночью», из «Июньских сказок», «Бабье лето»).

Богатство песенно-народных элементов («Зябликам навстречу», Мой лужок», «На ниве», «Лес в половодье», «На ранней зорьке», «Прощайте, птички»).

Действенная любовь поэта к природе, призыв к её защите («Горе-богатырь»).

Теория литературы: тропы.


  1. С.Г. Скиталец. Пейзажная лирика («Волжские легенды» - отрывок, «Мороз», «Утром зорька молодая…», «Лунная ночь»).

Слово о поэте. «Волшебная» и «сказочная» красота родной земли в пейзажной лирике Скитальца. «Нет лучше волжской стороны!» - главная мысль стихотворений о родной природе.

Особенности поэтического языка автора.

Теория литературы: тропы.


  1. Александр Ширяевец. Стихотворения: «Жигули», «Масленица», «Ширяево», «Есть ли что чудеснее…», «Волге»,

Слово о поэте. Родное «волжское приволье» в лирике Ширяевца. Поэтизация деревни и «седой старины». Тревога за природу, «тускнеющую» от напора «Горынычей стальных». Народно-песенные и былинные элементы в языке.

Теория литературы: тропы.


  1. Современные поэты о любви и бережном отношении к родной природе, к её обитателям.

Н. Благов («Свияга», «Землю, в закате багровом…», «Лето», «По городам неслышно ходят вёсны…», «Озноб осыпал снег с берёзы…», «Сроки», «Ранний снег» и др.).

В.Гришин («Горят костры…», «Мир лесной», «По весеннему топкому лесу…», «Ходишь нередко ты, не замечая…», «Петух» и др.).

В Пырков («Озёра», «Лось», «Грибники» и др.).

В. Агапов («Берёзовый сок», «Снегириная пора» и др.).

Ф. Ракушин («Срубили белую берёзу…» и др.).

Мысль о единстве человека и природы, яркость и глубина образного ряда в лирике современных авторов. Богатство изобразительныз средств. Поэтика.

Теория литературы: тропы. Метафора.


  1. Современные прозаики о любви и бережном отношении к природе и её обитателям.

Экологический образ мышления как выражение нравственности.

Василий Черников. «До ружья».

Геннадий Левин. «По грибы».

Владимир Стрекач. «Тюха».

Теория литературы: рассказ как эпический жанр.


Литература к теме


1

  1. 1. Дедюхин В. Краски Прислонихи. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1970.

  2. С любовью трепетной… Антология. (Путешественники, писатели и поэты о Симбирском-Ульяновском крае). Корпорация технологий продвижения. Ульяновск. 2005.

3. Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 5-36.

  1. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, 254 с.



2

  1. Карамзин Н.М. Избранное. – Куйбышев, 1982, с. 128-136.

  2. Лиры и трубы. Русская поэзия 18 в. – М., 1973, с. 304-324.

  3. Русские поэты 19 в. Первая половина. – М., 1991, с. 52-57.

  4. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 12-15.

  5. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 4-17.

  6. Три века русской поэзии. – М., 1986, с. 30-32.

  7. Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.



3

  1. Авдонин А.М. Под сенью языковских муз. – Ульяновск, 1991, с. 4-10

  2. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 19-28.

  3. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 22-25, 108-114.

  4. Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. – Л., 1988.

  5. Языков Н.М. Пловец. Избранная лирика. – Ростов, 1978.

4

  1. Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе. – М., 1959.

  2. Аксаков С.Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. – М., 1987, с. 8-20, 413-526.

  3. Аксаков С.Т. Собрание сочинений в 3-х томах, т. 1, с. 519-533.

  4. Пахомов Н.С. Аксаков – певец природы. – в кн. С.Т. Аксаков. Рассказы о родной природе. – М., 1959, с. 3-9.

  5. Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 148, 689.


5

  1. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 51-56.

  2. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 65-76.

  3. Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 211-216, 696.


6

  1. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 65-68.

  2. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 77-85.

  3. Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов. – Ульяновск, 1993, с. 97-98, 108.

  4. Русские поэты 19 в. Вторая половина. – М., 1991, с. 428-439.

  5. Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 275-280, 700-701.


7

  1. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 69-70, 186.

  2. Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 400-421, 712-714.


8

  1. Русские писатели. Библиографический словарь – том 2, 1990, М., с. 233-235.

  2. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 71-77.

  3. Скиталец. Избранное. – М., 1988, с. 4-44.


9

  1. Серебряный век русской поэзии. – М., 1993, с. 326-330, 420.

  2. «Мы – дети страшных лет России…» - М., 1991, с. 101-117.

  3. Венец. Историко-краеведческий альманах, № 1, - Ульяновск, 1991, с. 60-66.

10

  1. «Её простая красота». Охотничьи рассказы. Стихи, очерки. – Саратов, 1977, с. 9-40.


11

  1. «Её простая красота». Охотничьи рассказы. Стихи, очерки. – Саратов, 1977, с. 43-53, 148-152, 153-169.


Примерное календарно-тематическое планирование





Тема занятия

Кол-во часов

Литературоведческое понятие

1

Введение. Красота и богатство родной природы. Необходимость бережного отношения к природе.

1

Пейзаж

2-4

Н.М.Карамзин. Пейзажная лирика.

Чтение и анализ стихотворений о природе Н.М.Карамзина.

Понятие о жанре пейзажной лирики. Лирический герой произведений Н.М.Карамзина.

3

Лирический герой

5-7

Н.М.Языков. Симбирский край в жизни и творчестве Н.М.Языкова. Художественное своеобразие поэзии Н.М.Языкова.

Чтение и анализ стихотворений Н.М.Языкова.


3

Тропы. Олицетворение

8-10

С.Т.Аксаков – знаток и певец природы родного края. Стихи и рассказы о родной природе. Особенности поэтического языка.

Чтение и анализ произведений С.Т.Аксакова.

Закрепление понятия пейзаж в художественном произведении.

3




11-13

Д.Д. Минаев. Поэт-патриот.

Чтение и анализ стихотворений Д.Д.Минаева о природе по выбору. Призыв любить и беречь всё живое.

Поэтическая миниатюра как жанр в творчестве Д.Д. Минаева.

3




14-15

Д.Н. Садовников – певец родной земли. Патриотизм автора.

Чтение и анализ стихотворений Д.Н. Садовникова по выбору.

Богатство языковых средств.

2

Тропы.

Эпитет

16-17

А.А. Коринфский – «волжский певец».

Чтение и анализ стихотворений А.А.Коринфского о природе.

Творчество поэта и фольклор.

2




18-19

С.Г. Скиталец. Слово о поэте. Пейзажная лирика и её особенности в творчестве С.Г. Скитальца.

Чтение и анализ стихотворений поэта.

Особенности языка.

2




20-21

Александр Ширяевец. Слово о поэте. Поэтизация деревни и старины.

Чтение и анализ стихотворений А.Ширяевца.

Народнопесенные элементы в языке поэта.

2




22

Современные волжские поэты. Обзор творчества с чтением и обсуждением стихотворений и отрывков. Традиции и новаторство.

1





23

Н. Благов. Слово о поэте. Обзор творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору.



1




24

В.Гришин. Слово о поэте. Обзор творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору.

1




25

В.Пырков. Слово о поэте. Обзор творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору.

1




26

В.Агапов Слово о поэте. Обзор творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору.

1




27

Ф.Ракушин. Слово о поэте. Обзор творчества. Человек и природа – главная тема творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору.



1

Тропы.

Метафора

28

Современные волжские прозаики. Обзор с чтением и обсуждением отрывков из художественных произведений.

1




29-31

В.Черников. Рассказ «До ружья». Г. Левин. Рассказ «По грибы». В. Стрекач Рассказ «Тюха». Проблемы экологии в рассказах.







32-33

Обобщающие занятия

Автобусная экскурсия «Литературные места Ульяновска».

2




34

Игра «Счастливый случай» (на краеведческом материале)

1





  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ Ульяновск 2008 iconРеестр сертифицированных медицинских подразделений по состоянию на 01. 12. 2012
Ульяновск, ул. Карбышева, д. 14 Ульяновск, Аэропорт "Ульяновск Восточный", корп. 43
Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ Ульяновск 2008 iconРабочая программа По химии
О. С. Габриелян «Органическая химия для 10 классов», программа для общеобразовательных школ, Дрофа, 2004 год
Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ Ульяновск 2008 iconАннотация курса
Виленкин Н. Я., Ивашев-Мусатов О. С. «Алгебра и математический анализ для 11 классов». Учебное пособие для учащихся школ и классов...
Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ Ульяновск 2008 iconМетодические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и танца коррекционных школ VII viii вида и коррекционных классов общеобразовательных школ
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии...
Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ Ульяновск 2008 iconПрограмма спецкурса история экономической мысли в россии (XX век)
Программа спецкурса «История экономической мысли в России (ХХ век)». Для студентов-магистров II курса факультета гуманитарных и социальных...
Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ Ульяновск 2008 iconУчебная программа блочно-модульного курса семинаров для учителей английского языка 5-9 классов школ сетевого окружения
«инновационная образовательная программа «оксфордское качество». Содержание, технологии, средства обучения и контроля»
Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ Ульяновск 2008 iconЛитература: Черных Алла: (2008) Социология массовых коммуникаций. Гу вшэ 2008
Программа курса, концептуальное содержание которого находится в границах интерпретационных парадигм «информационного общества», «рефлексивной...
Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ Ульяновск 2008 iconУчебно-методических материалов по опк. Шевченко Л. Л. Православная культура: учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Первый год обучения. Книга первая
...
Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ Ульяновск 2008 icon«Чье это дело война?»
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы...
Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ Ульяновск 2008 iconПравила благоустройства территории муниципального образования «город ульяновск» (далее правила)
Настоящие Правила устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница