Программа кружка «историческое краеведение»




Скачать 35,51 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «историческое краеведение»
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер35,51 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4




Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 17 г. Клина


ПРОГРАММА КРУЖКА

«ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

для учащихся 6-9-х классов основной школы


Автор и руководитель кружка:

учитель истории и обществознания

МОУ - средняя общеобразовательная школа № 17

г. Клина Московской области

Романова Валентина Александровна


Всего занятий……….. 34 часа

в том числе

-изучения нового материала ………….. 27 часов

-экскурсии, посещение музеев………….. 4 часа

-формы контроля . в том числе………... 3 часа

мониторинг…………………………… 1 час

защита рефератов. проектов ……….. 2 час





Пояснительная записка к программе


Курс «Историческое краеведение» построен на материале истории России, поскольку эти курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и события, связанные с историей региона и родного края лишь упомянуты или в лучшем случае рассматриваются отдельные фрагменты, Изучение курса как самостоятельного курса в рамках дополнительного образования учащихся 6- 9-х классов создает условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса к отечественной истории..

Курс рассчитан на изучение краеведения в 6-9 классах всего 34 часа. Из них на изучение теоретического материала отводится 27 часов. Остальное время рекомендуется использовать для проведения уроков-экскурсий, встреч со знаменитыми людьми и т.п.3 часа на промежуточный и итоговый контроль знаний.

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель истории приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.

В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознает свои нормы, вечные, непреходящие ценности человека; честность, справедливость, совестливость, долг, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение создается органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах образовании РФ и Московской области: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей.

В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные материалы в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой, военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.

Неотъемлемой частью истории региона, его культуры, духовной жизни является религия и история церкви. История религиозных конфессий в Московском крае, прошлое храмов и монастырей, деяния местных святых, восстанавливаются через обращение к различным источникам, памятникам церковной истории и культуры.

В результате изучения курса исторического краеведения ученики должны знать:

  • памятники истории и культуры: здания, сооружения, памятные места и предметы связанные с важнейшими историческими событиями в жизни парода, развитие общества, государства, революционным движением, гражданской и отечественной войнами, развитием культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины.

  • памятники археологии - городища, курганы, останки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, старинные предметы, участки археологических раскопок древних населенных пунктов

  • Принимать участие в охране памятников истории и культуры. Ученики должны знать: памятники археологии - городища, курганы, останки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, старинные предметы, участки археологических раскопок древних населенных пунктов. Ученики должны знать: принадлежность к определенной эпохе памятников градостроительства и архитектуры:архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, хромы, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные; остатки древней планировки и застройки городов и др. населенных пунктов, сооружения гражданской, военной. промышленной, культовой архитектуры, народного зодчества, декоративно прикладного, садово-паркового искусства.

  • Ученики должны ориентироваться во всех видах памятников искусства, а также иметь представление о документальных памятниках: письменных, исторических, кинофотодокументах, звукозаписях, фольклоре, музыке, о редких печатных изданиях и др.

Среди методов обучения историческому краеведению могут использоваться:

  • лекции,

  • беседы,

  • встречи с интересными людьми,

  • ролевые игры,

  • конкурсы, викторины,

  • диспуты,

  • экскурсии,

  • экспериментальные формы и методы обучения учитель выбирает опираясь на возраст учащихся, а также учитывая особенности своего села, города, района.



Учитель может самостоятельно распределять количество часов по темам программы опираясь на собственный ответ и подготовленность учащихся в классе, местные достопримечательности. Допускается изменение последовательности изучения разделов программы. К преподаванию исторического краеведения могут привлекаться работники местных музеев, энтузиасты-краеведы.


Возможны следующие виды деятельности учащихся:

-анализ исторических источников;

-устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

-написание рефератов с последующей защитой в рамках «Дня науки»

-проектная деятельность..


При изучении курса учащиеся могут выбрать:

-объект изучения;

-вид отчетных работ;

-литературу для подготовки докладов и рефератов.

- использовать Интернет- технологии;

-участвовать в «Дне науки».


Форма итоговой отчетности:

Итоговая конференция и защита рефератов и проектов.


Цель и задачи

Целью данного курса является активизация познавательного интереса учащихся к отечественной и региональной истории и создание условий приобретения разновозрастными учащимися умений, требуемых их годом обучения в основной школе.

Задачи:

  1. Обучающие. Ознакомить учащихся с базовыми знаниями по региональному краеведнию грамматике, лексике и фонетике английского языка. Сформировать навыки

  2. Развивающие. Развивать навыки диалогической и монологической речи, долговременную память, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы,

  3. Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к учебному труду, культуру общения.

  4. Социокультурные. Прививать интерес к жизни, культуре, традициям родного края, способствовать социализации личности ученика.


Развертывание краеведческих знаний осуществляется со следующими ориентирами:

  • создание относительно завершенной системы знаний, отвечающей потребностям и возрастным возможностям формирующейся личности;

  • обеспечивается преемственности между курсами базового и краеведческого блока материалов по истории отечества основной средней школой, исключая прямое дублирование учебного материала, но осуществляя возврат к целому ряду ранее рассмотренных вопросов с целью их углубленного изучения в новых связях на более высоком уровне.



Задачи:

  • Обучающие. Ознакомить учащихся с базовыми знаниями по региональному краеведению , определить закономерности и особенности развития государства и его субъектов на уровне региона, района, города.

  • Развивающие. Развивать навыки диалогической и монологической речи, долговременную память, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы,

  • Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к учебному труду, культуру общения.

  • Социокультурные. Прививать интерес к жизни, культуре, традициям родного края, способствовать социализации личности ученика, помочь профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности.

Для реализации целей и задач используются различные формы работы

  • фронтальные,

  • групповые,

  • парные,

  • индивидуальные

  • различные виды контроля тестирование, собеседование, защита реферата или проектной работы


Требования к уровню подготовки обобщенные виды знаний и умений,

1. Знание фактов:

1.1. Хронологические знания (датировка событий, последовательность расположения событий во времени).

1.2. Знания по исторической географии.

1.3. Персоналии.

1.4. Памятники культуры.

2. Знание основных понятий и умение работать с ними.

3. Знание общепринятых суждений о прошлом и исторических закономерностях.

4.Овладеть навыками различного вида:

  • вести диалог и выстраивать собственные монологические высказывания;

  • понимать особенности и специфику развития края, области, района и города в определенный исторический период;

  • выполнять проектные работы и рефераты, делать доклады и сообщения по теме

  • вести исторические экскурсии.


Результатом изучения данного курса должно стать наряду с усвоением знаний овладение рядом умений и навыков, в том числе:

  • выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;

  • конспектировать/несколько источников по одной проблеме/;

  • описывать изучаемый объект, объяснять общественное явление с помощью конкретных примеров;

  • сравнивать и делать вывод по изучаемому вопросу и аргументировать их;

  • участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы и контраргументы;

  • вырабатывать личностное отношение к явлениям окружающей действительности;

анализировать конкретные жизненные ситуации и планировать практические действия.

Учащиеся по окончании занятий

    • увеличат свой объём знаний по истории родного края

    • смогут успешно вести экскурсии в школьной комнате Памяти, по городу,

    • участвовать в Дне науки и научно- практических краеведческих конференциях..


Данные занятия способствуют

  • расширению кругозора учащихся,

  • пополнению их учебного материала,

  • развитию различных видов памяти,

  • улучшению культуры речи,

  • умения самостоятельно организовывать учебную деятельность.


Для реализации программы используются УМК:



  1. Клинский край. Учебное пособие по краеведению для учащихся общеобразовательных школ.- Клин: Издательский дом ООО «Арт- Сити», 2005.

  2. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. – М.: Издательство МГОУ, 2003.

  3. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. Рабочая тетрадь. – М.: Издательство МГОУ, 2003.

  4. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. Методическое пособие для учителя. – М.: Издательство МГОУ, 2003.



Основная содержательная линия и место курса

«Историческое краеведение» в учебном плане системы дополнительного образования в школе

В настоящее время значительное количество часов в учебном плане средней общеобразовательной школы отводится на так называемый региональный компонент. В связи с этим во всех республиках и в большинстве краев и областей РФ уже изданы учебники и учебные пособия по местной истории.

Рабочая программа кружка создана на основе учебной программы курса “Историческое краеведение”, разработанной преподавателями Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области доктором исторических наук, профессором Т.В. Осиновой и В.В. Семеновым. Авторы, рассматривая историю Подмосковья как часть истории России, вместе с тем выявили в ее рамках учебные вопросы, отражающие специфику процессов, протекавших в регионе. Их решение призвано сформировать у учащихся понимание того, как общие тенденции развития страны по-разному отражались в истории ее регионов и, в том числе, в истории Московского края.

Сквозной нитью, связывающей отдельные темы в единое целое, выступает проблема выбора, перед которым история часто ставила жителей Московского края

При рассмотрении проблем современной истории Московского края акцент сделан на активизации способности учащихся анализировать действительность, применяя умения и навыки, отработанные на уроках истории. Ученики знакомятся с массивом разнообразной статистической информации, всесторонне характеризующим современное состояние Московской области и Клинского края (демографические процессы, положение дел в различных отраслях хозяйства, уровень жизни населения и т.п.; все данные приведены в сравнении со средними показателями по России и Москве). Эти задания также выполняют и функцию итогового контроля. Вместе с тем предусмотрен и контроль на тестовой основе, а также выполнение обобщающих заданий по отдельным аспектам истории Подмосковья.. Многочисленные задания по работе с ними позволяют разнообразить учебную деятельность, сделать ее интересной и для учеников, и для учителя.

Программа кружка создана с использованием элементов развивающего обучения, которое, как известно, нацеливает учащихся на совместный с учителем поиск ответов на учебные вопросы и решение учебных задач на основе имеющихся источников информации. Каждый тема занятия посвящена отдельному вопросу истории Московской области и Клинского края.


Содержание данной программы

  • расширяет содержательный блок исторических знаний;

  • создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;

  • обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;

  • создает возможности для формирования ценностных ориентиров в области социальных норм, регулирующих жизнедеятельность гражданина;

  • дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.



Рекомендуемая структура занятия

1. Вводно-мотивационная, часть (около 10 мин). На этом этапе преподаватель увязывает общероссийскую проблематику и особенности региональной истории; в совместной деятельности формулируется учебный вопрос, нацеленный на выявление специфики нашего региона, и этот вопрос фиксируется учащимися в тетрадях.

2. Этап собственно учебной деятельности (15-20 мин). На этом этапе учащиеся работают преимущественно самостоятельно, выполняя задание по работе с текстом параграфа и (при необходимости и по желанию учителя) другие задания, содержательно связанные с основным учебным вопросом. Учитель на этом этапе урока выполняет роль консультанта, оказывая помощь тем учащимся, у которых возникают сложности, и проверяя тех, кто раньше других справился с работой.

3. Этап контроля и коррекции (около 15 мин). Учитель проверяет правильность выполнения заданий (устный опрос) и в случае необходимости корректирует полученный результат. При отборе контрольных заданий использованы материалы Единого экзамена по истории России. Представлен список источников и литературы.


В основе структурирования занятий лежит проблемно-диалогический принцип объединения изучаемых тем по истории Московской области и Клинского края с привлечением материалов наиболее близких учащимся, что должно стимулировать их интерес к изучаемому предмету.


Учебно - тематический план




занятия

Тема занятия

Количество часов

1

Введение. Наш край: история и современность.

1

2

История области

1

3

История района

1

4

История города

1

5

Расселение славян в Московском крае.Экскурсия.

1

6

Древний Клин. Начальный период.

1

7

Московский край в период раздробленности и во время монголо-татарского нашествия.

1

8

Период раздробленности в Клинском крае. (Х-ХIII в)

1

9

Объединения русских земель вокруг Москвы

1

10

Клин средневековый.

1

11

Московский в XVI-XVII вв. )-

1

12

Клинский край в Смутное время

1

13

Крупнейшие монастыри в Подмосковье

1

14

Клин православный(город)

1

15

Клин православный(район).Экскурсия

1

16

Особенности социально-экономического развития Подмосковья в ХVIII-ХIХ в. )

1

17

Клин ямщицкий.. Образование Клинского уезда.

1

18

Отечественная война. 1812 г. и ее отражение в памятниках Подмосковья-)

1

19

«Гроза двенадцатого года» в нашем крае.

1

20

Подмосковье в истории русской культуры XVIII — нач. XX века.

1

21

Подмосковные усадьбы ХVIII - нач ХХ вв.-


1

22

Клинские усадьбы ХVIII - нач ХХ вв.-

1

23

Подмосковье и Клинский край в истории русского революционного движения Подмосковье и Клинский край в революции 1905-1907 г.

1

24

Установление Советской власти в Подмосковье и Клинском уезде-

1

25

Московская область и Клинский район в конце_20-х - в 30-е годы.

1

26

Подмосковье в годы Великой Отечественной войны-

1

27

Клинский район в годы Великой Отечественной войны-.Экскурсия

1

28

Клинчане- Герои Советского Союза.




29

Социально-экономическое развитие Подмосковья и Клинского района в 40-е - 80-е годы

1

30

Подмосковье в конце XX- начале ХХ1 вв.

1

31

Клинский район в конце XX- начале ХХ1 вв.

1

32

Замечательные люди Клинского края. Экскурсия

1

33-34

Итоговое занятие. Научно-практическая конференция по защите краеведческих проектов, рефератов

2


Содержание программы

Введение.1 час. Наш край: история и современность.


Тема_1. История области. 1 час.


Понятия: “губерния”, “область”. Их происхождение и смысловое содержание. Памятники прошлого на территории области. Документы по истории области, Герб области, ее символика. Территория области. Изменение ее границ. Карты разных лет. Географическое положение и природные условия. Изменение численности населения. Его национальный состав. Занятия жителей области. Земледелие. Животноводство. Заводы. Фабрики. Техника и технология производства. Торговля. Транс" порт. Связь. Страницы боевого прошлого области. Участие ее жителей в защите Отечества. Герои-земляки. Развитие культуры. Образование. Наука. Библиотеки. Музеи. Театр. Средства массовой информации. Религия. Роль церкви в жизни области. Экономические, научные, культурные связи области с другими регионами страны, государствами ближнего и дальнего зарубежья. Города и области-побратимы. Органы власти и управления в области. Традиции жителей области.

Тема 2. История района-1 час.


Районирование прежде и теперь. Понятия “уезд”, “район” их происхождение и содержание. Памятники истории и культуры района. Документы о его прошлом. Территория района, изменение ее границ. Географическое положение и природные условия. Изменение численности населения, его национальный состав. Герб района, его символика. Основные этапы истории района. Современные изменения в жизни района. Проблемы и перспективы развития. Место района в хозяйстве и культуре области. История районного центра и отдельных населенных пунктов. Органы власти и управления. Общественные организации. Быт и обычаи населения. Традиции жителей района.

Тема. 3. История города. 1 час.


Города и их функции. Роль городов в развитии экономики, материальной и духовной культуры городов. Источники знаний о прошлом города. Первые упоминания о родном городе. Происхождение названия. Памятники и достопримечательности. Его история в названиях улиц и площадей. Герб города, его символика. Географическое положение и природные условия. Территория города, ее рост. Изменение численности населения, национальный состав. Город -укрепленный пункт. Центр ремесла и торговли. Характеристика различных классов, сословий, различных этнических групп городского населения в разные периоды. Улицы, районы, слободы, поселки, посады и 'г.п. Участие жителей в общественно-политической жизни. Развитие культуры. Образование, школы, Библиотеки. Музеи. Роль церкви в жизни города. Город, административный центр района (области). Экономические и культурные связи с селом, другими регионами страны, ближним и дальним зарубежьем. Труд граждан города - перспективы их жизни и развития. Почетные граждане города. История родного города - часть истории края. Отечества.

.Тема 4. Подмосковье и Клинский край в древности и в период феодальной раздробленности Руси (Х-ХIII в)-4 часа

Расселение славян в Московском крае. Древний Клин. Начальный период. Территория нынешнего Подмосковья и Клинского в составе русского государства - Возникновение городов. Размещение и укрепление городов. Хозяйство края.

Феодальная раздробленность. Подмосковные земли в составе Владимиро-Суздальского княжества. Основание Москвы, Дмитрова, Перемышля, Владение Новгорода: Волок Ламский, Владение Смоленска - Можайск. Рязанские города и земли: Коломна, Зарайск. Кремли - как древние памятники военного искусства. Подмосковье в период нашествия Батыя.

Тема. 5_Подмосковье и Клинский край в период создания российского государства (ХIVV в.) )-2 часа

Формирование территории Московского княжества в XIV в. Выделение в его составе удельных княжений. Феодальная воина во второй четверти XIV в. Возникновение и развитие городов: Серпухова, Верея, Звенигорода, Радонежа, Рузы, Можайское, Дмитровское, Волоцкое удельные княжества. Тверские города: Клин, Микулин.

Тема 6 Московский и Клинский край в XVI-XVII вв. )-2 часа

Административное деление. Уезды, станы, волости. Московский уезд. Другие города и уезды Подмосковья. Сельское хозяйство, Системы землевладения. Крупнейшие вотчинники в Московском крае. Старинные села. Ремесло и торговля. Пути сообщения. Подмосковье в борьбе с иноземными захватчиками в XVI-ХVII в. Отражение татарской агрессии. Борьба с польскими интервентами в нач. XVII в.

Тема 7. Крупнейшие монастыри в Подмосковье. Клин православный. -3 часа

Историко-краеведческое значение сохранившихся комплексов бывших монастырей в наши дни. Троице-Сергиев монастырь и его история. Возникновение монастыря, его роль в политической жизни страны в ХIV-XVI вв. Владения монастыря. Героическая оборона монастыря от польских интервентов в начале XVII века. Историко- художествепный комплекс Троице-Сергиевой лавры: этапы его сформирования. Лавра в XVIII - нач. XX в. Сергиев Посад. Монастыри в годы Советской власти. Загорский историко-художественный музей-заповедник. Другие монастыри на территории Подмосковья; Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоколамский, Воскресенский на Истре и другие мужские и женские монастыри. Их возникновение и история. Монастыри как архитектурные памятники. Клин православный

Тема 8. Особенности социально-экономического развития Подмосковья и Клинского края в ХVIII-ХIХ в. )-2 часа

Развитие с/х. Подмосковная крепостная деревня. Разложение и кризис феодально-крепостнической системы. Развитие промыслов в Подмосковье. Художественные промыслы (Гжель, Федоскино, Жостово, Богородское и др.). Ремесло и торговля. Пути сообщения. Реформа 1861 в Подмосковье и социально-экономическое развитие края в пореформенную эпоху. “Раскрестьянивание” подмосковной деревни. Возникновение крупных промышленных центров. Текстильное производство. Развитие машиностроения:

Коломна, Подольск, Люберцы, Мытищи.

Тема 9. Отечественная война. 1812 г. и ее отражение в памятниках Подмосковья-)-2 часа

Бородинское сражение и его историческое значение. Бородинское поле и его историческое памятники. Бородинский военно-исторический музей. Тарутинский лагерь. Сражение под Малоярославцем. Исторические памятники Тарутина и Малоярославца. Партизанское движение в 1812 г в Подмосковье. Герои 1812 года и их отражение в названиях населенных пунктов Подмосковья, в памятниках истории и культуры.

Тема 10. Подмосковье в истории русской культуры XVIII — нач. XX века. Подмосковные и Клинские усадьбы ХVIII - нач ХХ вв.- 2 часа


Усадьбы как историко-художественные комплексы. Их историко-краеведческое значение. Обилие “дворянских гнезд” в Подмосковье в крепостническую эпоху. Комплексы наиболее крупных усадеб, сохранившиеся до наших дней: Горенки, Глинки, Никольское-Гагарино, Пахра-Яковлевское, Яропо-лец, Виноградове, Гребнево, Остафьево, Марфино, Вороново, Абрамцево, Архангельское и др. Возникновение усадеб, их история. Коллекции живописи. Творчество иностранных и крепостных мастеров. Подмосковье в истории русской литературы и искусства. А.С. Пушкин в Подмосковье. Захарове, Яропо-лец, Лопасня. Мемориальные места и памятники Подмосковья, связанные с жизнью и деятельностью И.И. Новикова, М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, П.И. Чайковского, Е.И. Танеева, А.П. Чехова, А.А. Блока, М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.М. Пришвина. Усадьбы в наши дни.


Тема 11. Подмосковье и Клинский край в истории русского революционного движения Подмосковье и Клинский край в революции 1905-1907 г. -1 час

Декабристы в Подмосковье. Революционеры-демократы в Подмосковье. Деятельность народнических организаций в Московской губернии. Зарождение и развитие рабочего движения в крупных промышленных центрах Московской губернии. Его особенности. Морозовская стачка. Тема

Рабочее движение в ходе революции. Железнодорожники Москвы и Подмосковья в декабрьском восстании 1905 г. Крестьянское движение. Марковская “Крестьянская республика”.

Тема 12. Установление Советской власти в Подмосковье и Клинском уезде- 1 час

1917 г. в Подмосковье. Мирный и вооруженный путь борьбы за Советскую власть. Установление власти Советов в отдельных городах и уездах Московской губернии. Преобразования в Подмосковье в первые годы Советской власти.

Тема 13. Московская область и Клинский район в конце_20-х - в 30-е годы.-1 час

Образование Московской области в январе 1929 г. Ее территория н административное деление в 30-е годы. Промышленность области в годы первых пятилеток. Развитие старых промышленных центров (Коломна, Серпухов, Богородск, Орехово-Зуево, Павлово-Посад и др.) и возникновение новых (Вос-кресенск, Электросталь, Красногорск и др. С/х в годы коллективизации (особенности, проблемы). Культура и народное образование области в 20 - 30-е годы. Разрушено культовых памятников.

Тема 14. Подмосковье и Клинский район в годы Великой Отечественной войны-3 часа

Битва под Москвой в 1941 г. Бои на подступах к Москве в октябре-ноябре 1941 г. Героические подвиги защитников Москвы. Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г. Разрушения на временно оккупированной территории. Партизанское движение в Подмосковье. Формирование и состав партизанских отрядов в городах и районах Московской области. Герои Подмосковья.

Использование мемориальных и военно-исторических музеев в историко-краеведческой работе и военно-патриотическом воспитании.

Тема 15. Социально-экономическое развитие Подмосковья и Клинского района в 40-е - 80-е годы. -1 час

Восстановление народного хозяйства Подмосковья. Промышленность Подмосковья: крупнейшие промышленные центры и ведущие промышленные предприятия Подмосковья. Сельское хозяйство области: специфика с/х производства в Московской области, его основные отрасли. Передовые хозяйства в аграрном секторе Подмосковья. Наука и наукограды Подмосковья;

(особенности развития): Дубна, Троицк, Протвино, Пущине, Черноголовка, и др. Население Подмосковья и тенденции демографического развития. Развитие культуры и народного образования. Повышение жизненного уровня жителей Подмосковья. Культура и культурные центры области.

тема 16. Подмосковье в и Клинский район в конце XX- начале ХХ1 вв. Знаменитые люди и почетные граждане. -3 часа

Особенности социально-экономического развития. Трудности становления рыночной экономики. Проблемы в развитии промышленности и сельского хозяйства, науки, культуры и образования. Демографическая ситуация. Связь Подмосковья с другими регионами страны, странами ближнего и дальнего зарубежья. /

Итоговое занятие. /2 часа/

Научно-практическая конференция по защите краеведческих проектов, рефератов.


Контрольно-измерительные материалы


  1   2   3   4

Похожие:

Программа кружка «историческое краеведение» iconПрограмма внеурочной деятельности «Историческое краеведение Владимирской области»
Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение Владимирской области» в начальной школе
Программа кружка «историческое краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение»
Созданы «Музей боевой славы», кабинет краеведения, собрана библиотечка книг по краеведению. Многие из книг подарены музею ветеранами...
Программа кружка «историческое краеведение» iconПояснительная записка Конспект занятия по теме «Рельеф Кемеровской области»
Любить свою малую Родину – любить свое историческое прошлое, одна из важнейших задач краеведческого воспитания подрастающего поколения....
Программа кружка «историческое краеведение» iconПодсекция «Историческое краеведение» Тема «Детство, опаленное войной»
Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях,...
Программа кружка «историческое краеведение» iconРабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья»
Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» и «Православная культура» автора: Л. Л. Шевченко...
Программа кружка «историческое краеведение» iconКонспект урока Предмет: Духовное краеведение Подмосковья
Тема: Часть о предмете «Духовное краеведение Подмосковья» (История и культура религии (Православие)
Программа кружка «историческое краеведение» iconПрограмма кукольного кружка «Рукавичка»
А как интересно, если вдруг эта кукла оживёт в твоих руках и заговорит твоим голосом, и сможет удивить твоих друзей и взрослых. Именно...
Программа кружка «историческое краеведение» iconПрограмма кружка «Школьный пресс-центр» Подготовили: Руководители кружка: учитель иностранного языка, В. А. Буркатская
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации....
Программа кружка «историческое краеведение» iconКраеведение в научно – исследовательской деятельности учащихся
Краеведение, как магнит, притягивает к себе другие формы деятельности. В рамках работы опорной площадки учителями школы ведется работа...
Программа кружка «историческое краеведение» iconПрограмма школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
России личностно-ориентированной модели образования, о возвращении к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Одной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница