Пояснительная записка




Скачать 16,53 Kb.
НазваниеПояснительная записка
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер16,53 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2


Содержание


Предисловие……..……………………………………………………………..3

Пояснительная записка ………………………………………………………..6

Содержание программы………………………………………………………..8

Учебно-тематический план…………………………………………………...11

Календарно-тематическое планирование……………………………………16

Используемая литература……………………………………………………..21

Приложение 1………………………………………………………………….22


Предисловие


Связь человека с природой начинается с раннего детства. Став взрослым, мы очень часто вспоминаем детские годы. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Природа оставляет глубокий след в душе человека, своим многообразием воздействует на наши чувства, вызывая удивление, восхищение и желание узнать тайны окружающего мира [2].

Но в сегодняшней, окружающей нас действительности, существует такой факт, как падение детского интереса к таким наукам как биология и экология [1]. Как привить интерес обучающихся к этим наукам?

Думаем, что это возможно лишь через непосредственное вовлечение детей и подростков к изучению тайн природы родного края, в научно-исследовательскую деятельность, способную раскрыть суть экологических взаимосвязей между человеком и окружающей средой.

На сегодняшний день существует множество различных программ дополнительного образования, позволяющих изучать природу родного края [3, 4]. Но, к нашему сожалению, не все программы адаптированы к их реализации в нашей сельской местности. Поэтому мы решили создать рабочую программу, реализация которой будет происходить на основе анализа природных компонентов, имеющихся в нашем селе.

Так возникла рабочая программа дополнительного образования «Экологическое краеведение. Юный исследователь". 

Актуальность данной программы заключается в том, чтобы дети и подростки не бездумно смотрели на природу, а видели и понимали природные явления и связь между ними; могли объяснить, почему происходит изменение внешнего вида и образа жизни животных и растений в разное время года; могли ответить на вопросы, где живут и чем питаются основные виды птиц, зверей, насекомых, рыб, умели отличать деревья от кустарников, различать хвойные и лиственные деревья

Цель программы заключается в передаче комплекса знаний, умений и навыков о природе родного края. 

Задачи:

- образовательные: формировать систему экологических знаний в области биологии и экологии через развитие интереса к дополнительному материалу;

- развивающие: развивать у детей навыки общения с живой природой, исследовательской деятельности посредством фенологических наблюдений в природе, учебно-исследовательской деятельности и практической работы;

- воспитательные: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе и всему окружающему миру через экологические игры, викторины, экскурсии, просмотры фильмов о природе, а также мотивацию к трудолюбию, активности, самостоятельности, коллективизму.

Теоретический материал рабочей программы составлен таким образом, чтобы сформировать в сознании детей и подростков картину целостного представления об окружающем его мире.

Структура программы предлагает наличие теоретических, практических, экскурсионных занятий и часов для самостоятельной работы в зависимости от темы. В рассматриваемых вопросах программы предусматривается более полное изучение природы родного села. Весь материал построен с учетом экологического подхода, раскрывающего межпредметные связи, дающие возможность создать в сознании ребенка целостную картину окружающего его мира.

Занятия предусматривают использование активных форм и методов преподавания: экологические игры, практические работы, экскурсии, разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение викторин, инсценировок, экологических симпозиумов и другое. Эти формы занятий развивают у детей и подростков мышление, память, внимание, воображение. При этом используется коллективная, групповая и индивидуальная формы работы с обучающимися.

Данная программа ориентирована на детей и подростков от 11 до 14 лет, рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю).

Рабочая программа «Экологическое краеведение. Юный исследователь» была представлена и обсуждена на кафедре естественнонаучных и математических дисциплин Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (протокол №1 от 30 августа 2010 года), получила рецензию Соловьёва Леонида Иосифовича, методиста по географии и краеведению, доцента кафедры естественно-математических дисциплин КРИПК и ПРО (приложение 1), и рекомендована к использованию в работе.

Программа прошла апробацию в 2010 – 2011 учебном году в детском объединении по экологическому краеведению «Юный исследователь» в МОУ «Святославская средняя общеобразовательная школа».

В период обучения ребята принимали участие в общешкольных, районных и областных конкурсах, акциях и конференциях и достигли высоких результатов (Владислав Беленков (8 класс) - 3 место в областной заочной конференции «Экология и человек»; Александр Холодов (8 класс) – 2 место в районной, 3 место в областной туристической конференции «Живи, Кузнецкая земля!»; Рамис Худайбердин (7 класс), Татьяна Волошина, Анастасия Мильченко (6 класс) – 2 место в конкурсе «Описание экологического объекта», с. Подъяково на областном слёте экологов-туристов; Владислав Беленков (8 класс) – 3 место в конкурсе фотографий на областном слёте экологов-туристов; команда ребят – 3 место в районном туристическом слёте).

Надеемся, что наша программа будет полезна педагогам, работающим в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности.


Пояснительная записка


«В настоящее время воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования. Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается всех участников образовательного процесса, в данном случае речь идёт о формирование экологической культуры школьников. Особое внимание все образовательные программы данного профиля должны уделить улучшению подготовки учащихся по экологии, защите окружающей среды» [7].

Из ежегодного послания президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному собранию 2010 года.

Данная программа ориентирует преподавателя на развитие у школьников знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания учащихся через познание экологического состояния природы той местности, где они живут.

Основная цель курса: привитие учащимся любви к своей малой родине, бережного отношения к природе, углубление их экологических знаний, вовлечение в исследовательскую деятельность, воспитание экологической культуры личности.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с природой родного села, района, ее экологическим состоянием;

  2. познакомить с методиками и выработать навыки исследовательской
    деятельности в природе;

  3. выработать умения давать оценку экологического состояния
    экосистемы;

  4. сформировать потребность в природоохранной деятельности
    посредством проведения экологических акций;

  5. научиться новым педагогическим технологиям -проектированию и моделированию.

Учащиеся должны знать: природу родного села, (флору, фауну, агроклиматические ресурсы, важнейшие экосистемы, охраняемые территории и объекты); антропогенное влияние на природу, приемы рационального природопользования, методики.

Учащиеся должны уметь:

1) проводить мониторинг, анализировать и систематизировать полученные данные, давать оценку состояния окружающей среды, прогнозировать;

  1. работать с определителем, вести дневники наблюдений, обрабатывать
    собранные материалы для написания творческих работ, рефератов, экопроектов;

  2. пропагандировать полученные знания, готовить доклады на открытые
    заседания, выступать на экологических конференциях, организовывать и проводить массовые мероприятия с младшими школьниками.

Программа рассчитана на 144 часа (один год обучения) – 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа)

Содержание программы

Природа нашей местности 16 часов

Предмет и задачи курса «Экологическое краеведение». Значение экологических знаний в жизни человека. Особенности природы села Святославка, ее богатство и разнообразие, географическое положение села, внутренние воды, растительный и животный мир, экологические проблемы. Понятие экосистемы. Экологические факторы. Понятие антропологического фактора. Практическая работа. Подготовка природного материала для общебиологических исследований.

Наша экологическая тропа 18 часов

Определение маршрута. Составление карты-схемы. Описание экосистем данного маршрута. Определение объектов для исследовательской деятельности. Практическая работа «Подготовка экскурсовода для проведения маршрута с объяснением биолого-экологических объектов».

Воздушная оболочка нашей местности 20 часов

Методы оценки качества среды. Оценка качества среды методами биоиндикации. Оценка качества воздуха. Знакомство с методиками, позволяющими определить уровень загрязнённости воздуха. Анализ полученных результатов исследований.

Лабораторная работа: Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников [6].

Исследовательская работа: Определение количества потребляемых энергоресурсов и выбрасываемого CO2.[6].

Лесные богатства села 18 часов

Общая характеристика лесных экосистем, кустарников и полукустарников, их структуры и свойств. Характеристика лесных фитоценозов (лекарственных растений). Методы геоботанических исследований. Методы описания пробных площадок. Уникальность лесов села: видовое разнообразие, наличие эндемиков, редких и ценных пород. Виды древесных пород, занесенные в Красную книгу. Роль лесничества в сохранении и преумножении лесных богатств. Проведение природоохранных акций: «Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина».

Практические работы: 1. Описание лесного фитоценоза [6].

2. Фенологические наблюдения в лесу [5].

3. Подбор материалов о краснокнижных растениях леса.

Радиационное загрязнение окружающей среды 30 часов

Понятие радиация, её виды. Выполнение исследовательской работы по радиоактивному загрязнению воздуха. Влияние радиации на здоровье человека. Болезни человека, вызванные радиоактивным загрязнением.

Исследовательская работа: Сосна в качестве тест-объекта в радио- и общеэкологических исследованиях. Мониторинг радиоактивного загрязнения [5].

Агроклиматические ресурсы села 10 часов

Понятие почвы, ее свойств. Плодородие. Характеристика почв природно-хозяйственных зон села. Преобладающие типы почв на территории села. Особенности климата.

Практическая работа: 1. Работа с почвенной картой-схемой.

2. Исследование механического состава различных типов почв [5].

Водные ресурсы села 20 часов

Общая характеристика водных экосистем; биоценоз водоемов. Методики описания реки, родника. Методы изучения биоценоза водоемов. Биоиндикация вод села.

Малые реки, ее обитатели и экология. Пруды. Подземные воды.

Исследовательская работа: 1. Описание родника. Мониторинг состояния родника — охраняемого объекта нашего села.

Практические работы: 1. Описание речки.

2. Изучение биоценозного водоема [6].

3. Работа с литературой. Подготовка сообщений

о водоемах.

4. Сравнительный анализ состояний водных

Биоценозов [6].

Антропогенное влияние на природу села 12 часов

Проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов села. Последствия данного воздействия.

Практическая работа: 1. Сравнительный анализ состояния различных

биоценозов в пределах села [5].

2. Изучение загрязненности бытовым мусором
окрестностей села.


Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ 1 «Природа нашей местности» (16 часов)



Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

1

Введение. Значение экологических знаний в жизни людей

2

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии

Тесты, собеседование, практическая работа

2.

Особенности природы села Святославка, ее богатство и разнообразие, географическое положение села, экологические проблемы

6

Рассказ учителя. Беседа. Стихи о родных просторах. Работа с картой Кемеровской области. Экскурсия в природу

Тесты, сообщения,проверочная работа

3.

Антропологический фактор

4

Экскурсия с практикой. Лекция с элементами беседы

Тесты, практическая работа

4.

«Вот моя деревня». Общие принципы использования биоиндикаторов

4

Лекция с элементами беседы. Экскурсия по селу. Подбор материалов для общебиологических исследований

Отчёт о проделанной работе, тесты, дискуссия

итого

16







РАЗДЕЛ 2 «Наша экологическая тропа» (18 часов)



Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

1

Наша экологическая тропа. Определение маршрута

4

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии. Экскурсия в природу. Определение маршрута

Тесты, практическая работа


2.

Составление карты-схемы маршрута экологической тропы


4


Практикум

Практичес-кая работа, сообщения

3.

Виды деятельности на экологической тропе

6

Экскурсия. Практикум. Экологический симпозиум

Тесты, составление коллекции


4.

«Экологическое состояние нашего села»


4


Семинар. Экологический диспут


Дискуссия, тесты

итого

18








  1   2

Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа ) моу носковской основной общеобразовательной школы разработана коллективом педагогов начальной школы на основе ст.
Пояснительная записка стр. 3-10
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка Актуальность и значение учебной дисциплины «История древней Христианской Церкви»
«История древней Христианской Церкви» является дисциплиной базовой части профессионального цикла
Пояснительная записка iconПояснительная записка к программно-методическому обеспечению инвариантной и вариативной частям учебного плана 42 Сведения об учебных программах и учебно-методическом обеспечении 48
Пояснительная записка к программно-методическому обеспечению инвариантной и вариативной частям учебного плана 42
Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану мкоу семеновская средняя общеобразовательная школа на 2012 -13 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану мкоу семеновская средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану моу семеновская средняя общеобразовательная школа на 2011 -12 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану моу семеновская средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4-5

Пояснительная записка iconОглавление пояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка Профессия «Сварщик»

Пояснительная записка iconСогласовано утверждаю
Пояснительная записка
Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница