Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса




Скачать 23,22 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер23,22 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 6 г. Невинномысска


«Согласовано»

зам. директора по УВР

________________М.В.Агаркова

Протокол № _________________ «_26__» _августа_ 2011 г.


« Согласовано»

зав. кафедрой

________________Н. П. Голищева

«_26__» _августа_ 2011 г.



«Утверждаю»

директор лицея

____________С. Б. Денисюк

Приказ № _____________ «_26__» _августа_ 2011 г.



Рабочая программа по предмету

«Изобразительное искусство и художественный труд»

для 4 класса

Программа предназначена для реализации в 2011-2012 учебном году.

Автор - составитель программы

учитель начальных классов высшей категории

Кутепова Елена Петровна.


Рассмотрено на заседании

научно-методического совета МОУ Лицей № 6

протокол № _________ от «_______»_____________ 2011 года.

Раздел I. Пояснительная записка.


Статус документа

Настоящая программа по изобразительному искусству для 4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.


Общая характеристика учебного предмета

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.


Основные содержательные линии

В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Цели обучения

Изучение изобразительного искусства в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.


Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 2 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 68 часов. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.


Раздел II. Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

п\п

Наименование разделов и тем.

Всего часов

1.

Истоки искусств твоего народа

16 ч.

2.

Древние города твоей земли

14 ч.

3.

Каждый народ – художник

22 ч.

4.

Искусство объединяет народы

16 ч.


Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 4 класса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

Учащиеся должны знать:

• основные виды и жанры изобразительных искусств;

• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• наиболее крупные художественные музеи России;

• известные центры народных художественных ремесел России;


Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.


Формирование УУД в рамках эксперименты по апробации ФГОС


Универ­сальные

учебные дейст­вия

Формирование универсальных учебных действий

Учителем

Учеником

Личностные универсальные

учебные действия

  • Создание образовательной ситуации для присвоения и проявления ролей художника (живописец, график,

скульптор, дизайнер и т. д.), автора, зрителя, критика,

экскурсовода, искусствоведа и т. д.

  • Использование только позитивного обращения к

Личностному своеобразию (формирование позитивной

Я-концепции).

  • Создание ситуации для проявления своей личностной позиции.

  • Обеспечение адресного выполнения творческой работы с обязательным указанием имени автора.

  • Проведение персональной выставки юных авторов.

  • Публичная защита авторской концепции/проекта.

  • Создание системы позитивной и качественной обратной связи по результатам и процессу творческой деятельности.

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству,

  • Формирование представлений о добре и зле.

  • Обогащение нравственного опыта.

  • Развитие нравственных чувств.

  • Развитие уважения к культуре народов многонациональной

  • России и других стран.

  • Развитие воображения, творческого

  • потенциала, желание и умение подходить к любой своей

  • деятельности творчески.

  • Развитие способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру.

Регулятивные универсальные

учебные действия

  • Вера в способности и талантливость ученика!

  • Выявление индивидуальных интересов и ожиданий от урока.

  • Совместное целеполагание, использование мотивирующих

метафор, сказок, легенд и историй.

  • Использование особо эмоциональных высказываний

  • Выдающихся деятелей мировой культуры и искусства.

  • Индивидуальное планирование результатов продвижения в

освоении творческой деятельности.

  • Организация художественно- творческой деятельности:

  • рисование, лепка, моделирование из бумаги, создание проекта дизайна и т. д.

  • Восприятие и анализ произведений искусства: созерцание,

разглядывание, высказывание собственного мнения, создание отзыва, написание рецензии и т. д.

  • Понимание учебной задачи.

  • Определение последовательности действий.

  • Работа в заданном темпе.

  • Проверка работы по образцу.

  • Оценивание своего отношения к работе.

  • Выполнение советов учителя по организационной деятельности.

  • Владение отдельными приемами контроля.

  • Умение оценить работу товарища.

  • Умение планировать учебные занятия.

  • Умение работать самостоятельно.

  • Умение организовать работу по алгоритму.

  • Владение пооперационным контролем.

  • Оценивание учебных действий своих и товарища.

  • Умение работать по плану и алгоритму.

  • Планирование основных этапов работы.

  • Контролирование этапов и результатов.

Познавательные

универсальные учебные

действия

  • Построение обучения на основе:

- восприятия художественного произведения;

- изображения формы, выбора и смешения красок, изображения света и тени, создания композиции, отражения перспективы и т. д.;

- разработки и реализации творческой работы/проекта;

- анализа художественного произведения (замысла автора,

  • Использования комплекса выразительных средств, определения

  • Принадлежности произведения к эпохе, стилю и т. д.);

- создания отзыва и написания рецензии;

- продуктивного посещения выставки и галереи;

- организации экскурсии.

  • Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации.

  • Овладение приемами работы различными графическими материалами.

  • Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета.

  • Наблюдение природы и природных явлений.

  • Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве.

  • Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен.

  • Использование контраста для усиления эмоционально- образного звучания работы.




Коммуникативные

универсальные

учебные действия

  • Обеспечение обоснованного личностного выбора в обучении:

- индивидуальной или групповой работы;

- формы и вида деятельности;

- темы, художественных средств, сложности работы;

- индивидуальной или групповой деятельности;

- формы домашнего задания.

  • Выражение своего отношения к произведению изобразительного

искусства в высказываниях, письменном сообщении.

  • Участие в обсуждении содержания и выразительных средств

произведений.

  • Оценивание учебных действий своих и товарищей.


Раздел IV. Литература и средства обучения

Учебно-методическое обеспечение

Для ученика:

  1. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Школа Неменского), Автор Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др. / Под ред. Неменского Б. М.

Для учителя :

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

  2. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.

  4. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.

  5. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.



Раздел V. Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) .

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся


  1. Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность

  2. Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы

  3. Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация

  4. Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ

  5. Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла

  6. Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств

  7. Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы

  8. Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)


Формы контроля уровня обученности:

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование



  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса iconПрограмма «Изобразительное искусство и художественный труд»
Составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл./Под руководством...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса iconДанная рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.
Данная рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса составлена...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса iconПояснительная записка для 6 класса
Рабочая программа 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса iconПояснительная записка для 7 класса
Рабочая программа предназначена для учащихся 7 класса, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса iconНаиболее распространенные программы Изобразительное искусство Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. Под рук. Неменского Б.
Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. Под рук. Неменского Б. М. Мдо, 1995
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса iconПрограмма рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, т е. 34 часа в год, согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004, согласно учебного плана моу «Шамординской оош»
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса составлена на основе авторской программы Б. М....
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса iconПояснительная записка для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса iconУчебник создан по программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд»
В данном сборнике представлены материалы по итогам апробации учебника «Изобразительное искусство», «Каждый народ – художник», в 4...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса iconРабочая программа «Дизайн и архитектура в жизни человека» составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского( 1- 9 классы)
Данная рабочая программа «Дизайн и архитектура в жизни человека» составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса iconРабочая программа внеурочной деятельности «Кисточка»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница