Рыцарский




Скачать 18,21 Kb.
НазваниеРыцарский
Дата03.02.2016
Размер18,21 Kb.
ТипУрок

Урок подготовила :

Учитель истории и обществознания:

Пантелеева Наталья Викторовна

МОУ СОШ № 125

г.Волгоград

Тема урока : Обобщающее повторение по теме:

« Рыцарский замок. Средневековая деревня и ее обитатели »

Аудитория : 6 класс

Тип урока : дидактическая игра

Знания : - расширить и закрепить знания о феодальных замках, о занятиях рыцарей.

  • подробнее узнать о жизни средневековых крестьян: о их жилище, повинностях.

  • вспомнить и объяснить основные понятия темы.

Умения : - развивать умения осмысливать теоретический материал, обобщать и систематизировать исторические знания , сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания. Оборудование урока : Исторические иллюстрации;

Макеты: рыцарский замок, средневековая деревня Схема местности;

Историческая лото (шарики, стеклянный сосуд) Карточки - исторические даты Правила поведения учащихся в группах Таблички « Феодалы» , « Крестьяне» Кроссворд

Запиши на доске : Феодалы Крестьяне

Что делают ? (2 слова)
Одно слово


Предложение (4 слова)

Мотивация : После истории Древнего Мира следует история средних веков, и длилась она тысячу лет до конца 15 века.

Так вот, итальянские ученые гуманисты считают, что это были темные времена и они снисходительно называли их « средними». Отчасти они были

*

правы: повсюду пылали костры, на которых сжигали еретиков, благородные рыцари то и дело воевали друг с другом, грабили и убивали простых людей.

Но с другой стороны итальянские гуманисты были не правы : именно в средние века возникли многие города, появились парламенты, открылись университеты. Были изобретены пуговицы и ножницы, компас и механические часы.

Словом, средние века нельзя назвать однозначно плохими. В те времена было много и плохого и хорошего. Вот только скучными и неинтересными средние века назвать нельзя !

Объяснение темы, учебных результатов, хода занятий:

Мы заканчиваем курс истории средних веков. И сегодня на уроке мы повторим две темы « Рыцарский замок. Средневековая деревня и ее обитатели »

Показ слайда 1

Вспомним как выглядел феодальный замок, заглянем во внутрь его,
поподробнее узнаем о занятиях рыцарей. Ч

Расширим знания о жизни крестьян, их повинностях. Кроме того узнаем много нового по этим темам.

Вспомним основные понятия темы.

Будем работать в группах, где вы на основе предложенного рабочего материала ответите устно и письменно на вопросы и сделаете определенные выводы по данным темам .

Учитель : в начале нашей работы, хочу обратить внимание на правила поведения во время работы в группах ( см. приложение)

Актуализация деятельности

Для того, чтобы вы устно и активно работали в группах, вспомним основные моменты тем.

« Картинная галерея »

Показ слайда 2 Учитель : давайте с Вами представим, что мы находимся в картиной галерее. Выставка посвящена истории средних веков.

Задание : Вы должны будете объяснить нам, что изображено на той или иной иллюстрации. ( см. приложение)

Показ слайда 3 - Кольчуга рыцаря, сплетенная из металлических колец

Показ слайда 4 - Загон для скота

Показ слайда 5 - Рыцарский турнир

Показ слайда 6 - Феодальный замок

Показ слайда 7 - Средневековая деревня

Показ слайда 8 - Средневековые рыцари

Показ слайда 9 - Крестьянская утварь

Показ слайда 10 - Штурм Феодального замка

Показ слайда 11 - Феодальный замок

Показ слайда 12 - Крестьяне на барщине

Показ слайда 13 - Рыцарский турнир

Показ слайда 14 - Рыцарский меч Учитель : Руководители групп, подводят итоги, (оценочный лист) - ( см. приложение) Кто был самым активным экскурсоводом ?

Историческое лото Показ слайда 15

Дать определение историческому понятию. Учитель : Следующий этап нашей работы: попрошу по 2 человека от каждой сруппы.

Задание : Берите штрих, открываете его, вслух прочитать слово и даете ему определение.

Понятия

  1. Акколада - обряд посвящения в рыцари

  2. Альменда - общинные земли: пастбища, луга, пустоши которые не делились между крестьянами.

  3. Оброк - платежи крестьян феодалу продуктами и изделиями своего труда.

  4. Феодальная вотчина - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

  5. Принудительные обязанности - барщина, оброк, церковная десятина.

  6. Барщина - работа крестьян в хозяйстве

  7. Чересполосица - полосы земли крестьян в разных местах

8)Приусадебный участок - сад, огород, виноград

9)Замок - жилище феодала, его крепость

Учитель : Руководители группы , подведите итоги

Учитель : Интерактивная часть урока

Переходим к основной части нашего урока

Синквейн

На доске : Феодал Крестьянин

  1. Что делает ( 2 слова)

  2. Какой ( 3 слова)

  3. Одно слово

  4. Предложение (4 слова)





Учитель : 1 группа - « Феодалы »

2 группа - « Крестьяне » Внимательно прочитайте рабочий материал .

На Iе вопросы я жду от Вас устных ответов , 2 и 3 вопросы оформляете письменно на листах ватмана . время работы 10 минут.

Показ слайда 16 ( Вопросы 2-х групп )

Пока работают группы звучит спокойная мелодия ( Шопен. Ноктюрн) Рабочий материал группы 1 и группы 2 см. приложение Учитель : Устный ответ.; зачитывается вопрос и ответ 1 и 2 группы.

На доске вывешиваются 4 листа ватмана - « Распорядок жизни на

неделю феодала и крестьянина»


2 листа - выводы по теме Iй и 2й групп.


Учитель : попрошу прокомментировать представителей групп (по 2 человека) написанное

Рефлексия

Учитель : 1. Какой можно сделать вывод сравнивая два распорядка жизни на неделю феодала и крестьянина ?

Рефлексия

2. Почему крестьяне были вынуждены нести повинности в пользу феодала ?

Рефлексия

Домашнее задание

Учитель : Настало время представить группам свое домашнее задание. ( выходят по 3 человека от групп) 1 группа рассказывает о феодальном замке - Макет 1 группа рассказывает о средневековой деревне - Макет

Схема местности

Показ слайда 17

Учитель : На экране схема местности ( см. приложение)

Задание : Куда вы поместите свой замок, средневековую деревню и почему?

Рефлексия


Учитель : Давайте , подведем итоги нашего урок.

  1. Что Вы запомнили сегодня на уроке?

  2. Что нового Вы сегодня узнали на уроке?

  3. Руководители групп выставляют оценки, объявляют их вслух. ( Оценочные листы отдают учителю)

Домашнее задание

Показ слайда 18

Историческое сочинение на тему :

  1. « Я в средневековой деревне» « Я в рыцарском замке»

  1. Повторите тему : « Образование централизованных государств в Западной Европе» § 17 - 22

  2. Рисунки по теме повторения .

Жизнь и быт крестьян. Духовная культура средневекового крестьянства. Суеве­рия.

Крестьянский быт был прост и однообразен. Каждая семья владела небольшим домом. В зависимости от местности и зажиточности семьи дом мог быть деревянным или каменным. Полы в доме были земляные или выложенные камнем, редко - дощатые. Рядом с домом находился сарай для сена и амбар для зерна. Скот, как правило, держали в доме, за перегородкой. В Южной Европе были распространены двухэтажные жилища: на первом этаже устраивались хлев и амбар, а на втором - жилое помещение. Топили обычно "по-черному": посреди комнаты устраивали очаг, дым от которого уходил сквозь проделанное в крыше отверстие. Но в эпоху развитого средневековья получили распространение печи с трубами. Постель обычно была одна на всю семью, в ней спали и взрослые, и дети. В этом же помещении стояли стол и скамьи, лари, всевозможные сосуды, инструменты. Где-нибудь у стены мог стоять простой ткацкий станок, на кото­ром работает хозяйка дома.

Основное время крестьянин проводил вне дома, занятый в поле, на виноградни­ках, ремонте дорог, выпасе скота или других работах. Работа продолжалась с раннего утра и до полудня. В это время крестьяне возвращались в свои дома, чтобы пообедать и отдохнуть. Через некоторое время работы возобновлялись и продолжались до захода солнца. Так продолжалось изо дня в день. Менялся только характер работы в зависимо­сти от времени года.

Вопрос : Каково было убранство крестьянского дома ?

Чаще всего крестьяне должны были регулярно отдавать сеньору часть урожая. Делать это были обязаны даже лично свободные крестьяне - в качестве платы за право пользоваться господской землей. Такая повинность называлась "оброк", или "чинш". Оброк мог быть двух видов: натуральным, когда крестьянин отдавал сеньору продукты, или денежным, когда крестьянин выплачивал сеньору определенную сумму денег, вы­рученную от продажи урожая на рынке. Иногда размер оброка достигал половины уро­жая, хотя это случалось достаточно редко: феодалам самим было невыгодно разорять крестьян и вгонять их в нищету.

Вторым распространенным видом повинности была барщина. Так называлась обязанность крестьянина несколько дней в неделю работать на полях и в других хозяй­ствах, которые сеньор оставил лично себе, не передав никому в держание. Барщина могла отнимать у крестьянина, в зависимости от сезона, от двух до пяти дней в неделю. Помимо обработки полей, крестьяне привлекались к ремонту замков, строительству оборонительных сооружений, прокладке дорог и уходу за ними. Такая барщина счита­лась особенно тяжелой. Никакой платы крестьянин за работу на барщине не получал. Поэтому крестьяне часто работали в господском хозяйстве хуже, чем на предоставлен­ных им наделах. Феодалы это видели и постепенно сокращали барщину, заменяя ее об­роками.

Широко пользовались феодалы личной зависимостью крестьян от них, держа под контролем всю их жизнь и сопровождая любое событие в ней определенными по­борами. Такие поборы взимались, когда крестьянин женился, когда выдавал замуж дочь, когда хотел заняться каким-либо ремеслом. Когда крестьянин умирал, его наслед­ник должен был заплатить феодалу за то, чтобы ему разрешили пользоваться отцовским заделом.

Существовали и чрезвьхчайные^овинностигесл1гххэзяинтюпадал в плен, кре­стьяне обязаны были выкупить его; они должны были частично оплачивать расходы господина, когда его старшего сына посвящали в рыцари или когда выходила замуж его старшая дочь, или когда сам он отправлялся в паломничество к Святым местам.

Но в жизни крестьян были не только будни. Немало было и определенных цер­ковью праздничных дней, в которые работы запрещались. Прежде всего, это были вос­кресенья. Впрочем, в страду, когда забот было особенно много, разрешалось работать и по воскресеньям. Но, тем не менее, каждое воскресное утро все жители деревни обяза­тельно шли в ближайшую церковь, где слушали проповедь и принимали участие в мес­се. Праздновали крестьяне Рождество, Пасху, дни поминовения особо почитавшихся в тех местах, где они жили, святых.

Вопрос : Составьте письменно распорядок жизни крестьянской семьи на

неделю.

Сделайте вывод письменно ( 3-4 слова) какой была жизнь средневекового

крестьянина?

Жить в замке было не очень уютно. По длинным коридорам гуляли сквозняки. Огромные залы были погружены в полумрак даже в солнечный день: узкие окна-бойницы почти не пропускали свет. Зимой их к тому же закрывали ставнями, но тепла это почти не прибавляло. Огромный камин, в котором можно было сжечь целое дерево, прогревал помещение очень неравномерно: рядом с камином невозможно было стоять от жара, а в дальних углах зала на стенах не таял иней. Чадили укрепленные на стенах факелы. Обстановку тоже нельзя было назвать роскошной: мебель стояла массивная, но простая. В центре пиршественного зала находился длинный стол со скамьями. Ска­мьи стояли и вдоль стен. Во главе стола находилось деревянное кресло хозяина замка. В спальне располагалась низкая широкая кровать под балдахином, несколько кресел, сун­дуки с одеждой, небольшой столик. На нем было зеркало и резная шкатулка с драго­ценностями хозяйки. Часто, чтобы сделать свое жилище более уютным, феодалы ук­рашали его: приказывали расписывать стены фресками с изображением битв, пейзажей, героев древней истории или рыцарских романов. Богатые феодалы могли позволить се­бе украсить стены замка гобеленами. Полы устилали душистыми травами. В главном зале на стенах вешали военные и охотничьи трофеи хозяина. Но все же красота и ком­форт были отнюдь не главными заботами обитателей замка. Превыше всего они ценили его надежность и безопасность, так как от этого зависела жизнь самого феодала, его се­мьи и приближенных.

Кроме парадных залов и жилых комнат, в каждом замке обязательно была не­большая тюрьма, или темница. Там хозяин замка держал пленников в ожидании, пока за них не заплатят выкуп, а также осужденных за какие-либо проступки крестьян.

Когда рыцарь не был занят войной, а проводил свое время в замке, дни его были чрезвычайно похожи один на другой.

Вопрос: Докажите, что жизнь в феодальном замке была неуютной ?

Просыпался он обычно поздним утром, днем охотился или просто совершал верховые прогулки по окрестностям замка, вечером играл в кости или шахматы с домо­чадцами. Время от времени сеньор устраивал пиры, на которые собирал своих вассалов. Иногда в замок приходили бродячие монахи, жонглеры или менестрели, что сущест­венно скрашивало монотонное однообразие жизни его обитателей. Они не только раз­влекали феодала и его приближенных, но и служили источником информации о том, что происходит за стенами замка.

Некоторое время, но очень небольшое, отнимали у феодала его судебные обя­занности: он участвовал в "суде равных" или председательствовал в суде, разбиравшем дела его вассалов. Хозяйством феодал не занимался: это считалось недостойным благо­родного человека. Всеми делами ведал управляющий.

Настоящими праздниками, к которым рыцари готовились задолго и на которые съезжались из самых отдаленных мест, были периодически проводимые состязания в воинском искусстве - турниры. Средневековые хронисты утверждали, что турниры изобрел в 1066 г. французский рыцарь Жоффруа де Прельи. На самом деле, он просто, впервые четко сформулировал правила этих состязаний. А происхождение свое они, не­сомненно, ведут еще от поединков древних германцев.

На турнир собиралось множество зрителей, в том числе дам - жен сеньоров и рыцарей. Они с интересом наблюдали за разворачивающимся сражением. К их мнению прислушивались при присуждении призов победителям. Местность, в которой прохо­дил турнир, пестрела знаменами участников, щитами с изображением их гербов, наряд­ными одеяниями зрителей. Герольды объявляли правила турнира, участники приносили клятву строго следовать им, и состязание начиналось. Обычно его открывало группо­вое сражение, за которым следовало несколько поединков между рыцарями. Победите­лей награждали призами, им воздавали почести; юг ждала слава, уважение рыцарей восхищение прекрасных дам. Кроме того, правила некоторых турниров – разрешали победителю забирать оружие и доспехи побежденного в качестве трофея, а иногда и тре­бовать за него выкуп, как за плененного в настоящем бою.

Турниры были не только захватывающим зрелищем, но и серьезными учения­ми, на которых рыцари совершенствовали свое воинское мастерство и оттачивали приемы ведения боя.

Когда сеньор считал, что молодой человек, находящийся на его попечении, уже достоин того, чтобы называться настоящим рыцарем, назначался день посвящения.

Ночь перед ним будущий рыцарь проводил в часовне, предаваясь молитве. Це­ремония начиналась с рассветом. Будущий рыцарь, коленопреклоненный, выслушивал благословение священника и приносил клятву верности сеньору. Торжественно освя­щался меч. Затем посвящаемого, облачали в доспехи. Особо важным моментом считалось прикрепление шпор (их имели право носить только рыцари) и опоясывание мечом. Часто сеньор сам надевал шпоры и меч будущему рыцарю. Затем посвящаемый, вновь опускался на колени. Сеньор плашмя ударял его своим мечом по плечу, произнося при этом установленные обрядом слова, например, такие: "Во имя Божие, во имя святого Михаила и святого Георгия делаю тебя рыцарем, будь храбр и честен". Затем молодому рыцарю вручали шлем, щит и копье.

Вопрос : Составьте письменно распорядок жизни рыцаря на неделю (вре­мя года - лето)

Сделайте письменно вывод ( 1 предложение 4-5 слов) каковы были занятия рыцарей?

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница