Рабочая программа по географии 5-9 класс




Скачать 38,78 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии 5-9 класс
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер38,78 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5
Рабочая программа

по географии 5-9 класс


Структура документа


Примерная программа состоит из7 разделов:


  1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

    1. общая характеристика программы;

    2. вклад учебного предмета- географии в достижении целей основного общего образования;

2) общая характеристика учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) содержание учебного предмета, курса;

5) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ «ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ» 5 КЛАСС


Структура документа:

  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание программы.

  3. Требования к уровню подготовки учащихся.

  4. Предметные результаты, формирование УУД.

  5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Пояснительная записка:

Программа данного курса подготовлена в соответствии с Фе­деральным государственным образовательным стандартом об­щего образования.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изуче­ния географии в основной школе. «Введение в географию» опи­рается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окру­жающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и законо­мерностями науки географии;

  • формирование географической культуры личности и обуче­ние географическому языку;

  • формирование умения использовать источники географи­ческой информации, прежде всего географические карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гид­росфере, литосфере, биосфере;

  • формирование правильных пространственных представ­лений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Общая характеристика курса:

Согласно Федеральному государственному образовательно­му стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса сгруппирован в пять разделов.

Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследова­ний.

Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» — не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изоб­ражения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел «История географических исследований» зна­комит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авто­ры не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является пост­роенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, кото­рые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешест­венников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы ма­териков и океанов.

Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащих­ся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гид­росферой и биосферой.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в форми­ровании первичных представлений о географии как динамич­но развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

Состав УМК:

1. Программа курса «География. 5–9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.

2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

3. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».

4. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».

5. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.

6. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5–6 классы.

7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.

Количество часов: 35, в неделю – 1 час


Содержание программы:

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географи­ческих исследований: описательный, картографический. Кос­мические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия:

география, наука, метод, описательный метод, картографи­ческий метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

• География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

  • География располагает большим количеством разнообраз­ных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • специфику географии как науки;

  • специфику методов географических исследований.

Умение определять:

  • отличительные особенности географических методов ис­следования;

  • рациональность использования источников географичес­ких знаний в конкретной учебной ситуации.

Практические работы:

    • Составление схемы наук о природе.

    • Составление описания учебного кабинета географии.

    • Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства ша­рообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и дви­жение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофото­снимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, по­лярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) дви­жение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографи­ческая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон. Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли скла­дывались в течение долгого времени.

  • Форма и движение Земли во многом определяют особеннос­ти ее природы.

  • Картографические изображения земной поверхности — ве­личайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности формы и размеров Земли;

  • свойства географической карты и плана местности;

  • географические следствия вращения Земли.

Умение определять:

  • отличительные особенности изображений земной поверх­ности;

  • направления на карте и плане;

  • стороны горизонта.

Практические работы:

    • Составление сравнительной характеристики разных спо­собов изображения земной поверхности.

    • Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий (12 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Аф­рики. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Геогра­фические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хож­дение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо- востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, нор­манны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афана­сий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Бе­ринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгау­зен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • результаты выдающихся географических открытий и путе­шествий;

  • влияние путешествий на развитие географических знаний. Умение определять:

  • причины и следствия географических путешествий и от­крытий;

  • маршруты путешествий.

Практические работы:

    • Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

    • Составление сводной таблицы «Имена русских первопро­ходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тун­дра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно- исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании при­роды Земли.

  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;




  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы и населения матери­ков и океанов;

  • особенности взаимодействия океаны и суши;

  • значение Мирового океана.

Умение определять:

  • специфику природы и населения материков;

  • характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

Практические работы:

    • Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

    • Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли (2 часа) Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфе­ра, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных при­родных объектов.

  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географи­ческую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

9

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности оболочек Земли;

  • специфику географической оболочки.


Умение определять:


  • отличия природных объектов;

  • отличия оболочек Земли.

Практические работы:

1. Организация фенологических наблюдений в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

    • Знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

  • Уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обоб­щать географическую информацию.

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; зна­ния о географических явлениях в повседневной жизни.

  • находить закономерности протекания явлений по резуль­татам наблюдений (в том числе инструментальных).

  • описывать по картам взаимное расположение географичес­ких объектов.

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.

  • приводить примеры географических объектов.

  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.

  • различать и сравнивать изученные географические объек­ты, процессы и явления; географические процессы и явле­ния, определяющие особенности природы и населения ма­териков и океанов.

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географи­ческой информации.

  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ле­довитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвиней­ский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Кили­манджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибс­кое.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.


Предметные результаты

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

• объяснять роль различных источников географической информации;

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

• объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

• формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

использование географических умений:

• находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

• составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

использование карт как моделей:

• определять по карте местоположение географических объектов.

Личностные УУД

• Понимать смысл своей действительности;

• определять роль результатов выдающихся географических открытий;

• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиямокружающей среды.

Регулятивные УУД

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

• выделять все уровни текстовой информации;

• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД

• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;

• соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

• познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

• сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

• ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;

• соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,

позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и

собственного здоровья.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Кабинет географии является неотъемлемой частью ин­формационно-образовательной среды по предмету. В нем так­же могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим в каждой школе, а его оснащение должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта.

Оборудование кабинета :

  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

  • компьютер,

  • мультимедиапроектор,

  • интерактивная доска,

  • медиатека,

  • Интернет,

  • комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;

  • комплект портретов выдающихся географов и путеше­ственников;

  • учебно-методическая, справочно-информационная литература:


Рабочая программа 6-9 класс


1.Пояснительная записка

1.1.Общая характеристика программы


Примерная программа по географии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Примерная программа для основной школы предусматривает развитие всех представленных в программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Предмет география является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. Поэтому в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, культур, формируемой в процессе изучения предмета географии.

Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14— 15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Сначала у подростков формируются е универсальные учебные действия, обеспечивающие развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. С 6 по 11 класс учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, учатся работать с определением понятиям, описывать, давать характеристику, разъяснять, сравнивать, различать, классифицировать, наблюдать, уметь проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - метапредметном, личностном и предметном свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, целостно - ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки.

В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Примерная рабочая программа также включает «Рекомендации по оснащению учебного процесса»


1.2.Вклад учебного предмета - географии в достижении целей основного общего образования


В системе основного общего образования география- единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно- общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

  • Комплексное представление о географической среде, как среде обитания

( жизненном пространстве) человечества по средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

  • Целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно - общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам.

Школьный курс географии призван так же способствовать предпрофельной ориентацией учащихся.


2.Общая характеристика учебного предмета


География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.

Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.


3.Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане


География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 238, из них 34 ч (1 ч в неделю) в 6 классе и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Примерная программа по географии для основного общего образования составлена из расчета часов, отведенных на предмет базисным учебным (образовательным) планом образовательных учреждений общего образования, с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы

Инвариантная часть любого авторского курса географии для основной школы должна полностью включать в себя содержание примерной программы, на освоение которой отводится 180 ч. Оставшиеся 58 ч использую для дополнительного содержания обучения, и для увеличения времени изучения более сложных тем ( )


4.Содержание учебного предмета, курса


География Земли (6- 7 класс)


  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по географии 5-9 класс iconРабочая программа по географии 9 класс
География. 6-11 классы / сост. У. В. Овсянникова. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. – 128 с., инструктивно-методического письма...
Рабочая программа по географии 5-9 класс iconТематическое планирование по географии 6 класс
Программа : О. А климанова, В. В климанов для общеобразовательных учреждений «Землеведение» 6 класс, М.: Дрофа, 2010 год.( сборник...
Рабочая программа по географии 5-9 класс iconРабочая программа по географии для 9 класса включает разделы: 1
Класс 8 а (общеобразовательный, 8 б (гимназический), 8 в (физико-математический)
Рабочая программа по географии 5-9 класс iconРабочая учебная программа по географии уровень, ступень образования
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по физической географии под редакцией Е. М. Домогацких, М. «Русское...
Рабочая программа по географии 5-9 класс iconРабочая программа по «экономической и социальной географии мира» 10- 11 класс
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе моу «Средняя общеобразовательная школа с. Ягодная Поляна»
Рабочая программа по географии 5-9 класс iconРабочая программа по курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю
В. П. Дронова для основного общего образования по географии (базовый уровень);М.: «Дрофа», 2010 г
Рабочая программа по географии 5-9 класс iconРабочая программа по географии Иркутской области (8-9 класс)
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Рабочая программа по географии 5-9 класс iconРабочая программа по учебному курсу «География. Экономическая и социальная география мира» 10 класс. Программу разработал: Каратунов Вадим Михайлович
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии
Рабочая программа по географии 5-9 класс iconРабочая программа по географии на 2010-2011 учебный год
Примерная программа для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов...
Рабочая программа по географии 5-9 класс iconРабочая программа по географии 7, 9 класса комплекта
Экспертное заключение методического объединения учителей начальных классов на рабочую программу по географии для 7, 9 класса комплекта,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница