Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2011 2012 учебном год




Скачать 16,82 Kb.
НазваниеАнализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2011 2012 учебном год
Дата03.02.2016
Размер16,82 Kb.
ТипДокументы

АНАЛИЗ


состояния и методического обеспечения преподавания

иностранных языков в 20112012 учебном году


Т.Г. Степанченко, Н.И. Шермазан

Одним из приоритетных направлений реформирования современного образования является достижение качественно нового уровня в изучении базовых учебных предметов, в том числе и иностранных языков. Овладение этим учебным предметом рассматривается как необходимый компонент общекультурного развития школьника, его уровня обученности, приобщения к мировой культуре и общечеловеческим ценностям. Владение иностранным языком в настоящее время является важным условием ускорения социально-экономического развития общества. Кроме того необходимость знания иностранного языка становится острой проблемой в связи с интеграцией независимой Украины в европейское и мировое сообщество.

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины выделяет два ключевых направления – информационно-коммуникационные технологии и иностранный язык, являющиеся опорой современной образовательной стратегии и новых стандартов. Ныне 85% всей информации в Интернете – на английском языке, поэтому объективно следует, что овладение ИКТ без знаний иностранных языков просто невозможно.

Первым шагом в реформировании образования является обучение детей компьютерной грамотности и иностранному языку с первого класса. Следующий шаг – второй иностранный язык с пятого класса, причём одним из двух языков обязательно должен быть английский. Эти шаги отражены в новых Государственных стандартах.

На третьем этапе предусмотрена разработка стандартов профильной и старшей школы – это изучение ряда предметов на иностранном языке, прежде всего английском, на котором в первую очередь планируется преподавать информатику.

С учётом приоритетных направлений в прошедшем учебном году вся работа методистов ИПО СГГУ по иностранному языку была акцентирована на реализацию новой стратегии и мировых тенденций в обучении иностранным языкам.

Было продолжено повышение профессионального уровня учителей (74 человека) на комплексных курсах повышения квалификации по усовершенствованной программе «Teaching Knowledge Test», направленных на овладение современными коммуникативно-ориентированными и информационными технологиями, методикой проектной работы, спецификой психологии обучения на различных этапах. Проводилось дальнейшее освоение компьютеров и сети Internet на проблемно-тематических курсах «ИКТ в обучении» (7 человек).

Методистами ИПО СГГУ с целью дальнейшей реализации приказов МОНМС Украины и УОН были организованы различные виды подготовки учителей иностранных языков для работы в школе первой ступени.

В 2011–2012 учебном году на проблемно-тематических курсах «Методика преподавания английского языка в начальной школе» (72 часа) в рамках региональной программы «Школа–2015» обучались 48 человек. В текущем учебном году слушатели курсов по раннему обучению прошли педагогическую практику на базе ОШ № 12, 18, 23, 25, 37, 49, 54, СШ № 3, 43, 57, 58, гимназии № 2.

При проведении комплексных курсов повышения квалификации заведующей кафедрой иностранной филологии СГГУ, кандидатом педагогических наук Тяллевой И.А. проводился спецкурс «Раннее обучение» в объёме 12 часов.

Слушатели курсов овладели общими и специальными принципами методики обучения иностранному языку, а именно:

– коммуникативной направленностью;

– учётом особенностей иностранного языка;

– доминирующим принципом упражнений во всех сферах овладения языком;

– обучением на основе типовых образцов (модели, структуры, типовые фразы);

– сочетанием языковых тренингов с речевой практикой;

– взаимодействием основных видов речевой деятельности (интеграция навыков);

– устным опережением в обучении чтении и письму;

– приближением к реальным ситуациям общения;

– интенсивностью начальной стадии обучения языку.

В межкурсовой период для молодых учителей, работающих в начальных классах, под руководством учителя английского языка СШ № 3 Воробьёвой М.Ю. (директор Живодуева Т.А.) ежемесячно проводился постоянно действующий семинар «Особенности преподавания английского языка в начальных классах». Были организованы открытые уроки, круглые столы, на которых лучшие учителя делились накопленным опытом работы.

В текущем учебном году продолжилось участие всех субъектов учебного процесса в международных семинарах, вебинарах, онлайн-конференциях, конкурсах, сдача экзаменов на международные сертификаты; укреплялось сотрудничество с международными организациями и зарубежными специалистами с целью дальнейшего совершенствования уровня преподавания иностранных языков.

Повышению профессионального мастерства учителей способствовало участие педагогов во Всеукраинском конкурсе «Учитель года – 2012», в номинации «Английский язык», в котором приняли участие учителя английского языка СШ № 3, 35, 43, 58, гимназии № 8. Победителем стала учитель английского языка Воробьёва М.Ю. (СШ № 3).

Проводилась работа по методическому обеспечению допрофильного и профильного обучения в соответствии с Концепцией профильного обучения в старшей общеобразовательной школе. Функционировала группа в социальных сетях https://groups.google.com/group/profclass, которая обсуждала проблемы методики преподавания в старших классах.

Плодотворно работала творческая группа «Использование ИКТ в обучении английскому языку» (руководитель – к.п.н. Фоминых Н.Ю.). Интенсивно использовался информационный сайт http://shvidko172.narod2.ru, выпускалась газета для преподавателей иностранного, русского и украинского языков «Филолог.ru» http://group-gazeta.narod2.ru. Подготовлены к публикации статьи из опыта работы учителей-экспериментаторов.

Свою работу продолжили группы и сайты, на которых размещены методические рекомендации по организации обучения учащихся иностранным языкам и качественному выполнению учебных программ:

https://groups.google.com/group/foreignlang10 , http://sites.google.com/site/foreignlang11,.

Для учителей иностранных языков первых классов функционировал сайт (https://sites.google.com/site/younglearners2011), на страницах которого учителя могли найти документы, методические рекомендации по организации раннего обучения предмету.

Работала творческая группа из числа опытных учителей иностранных языков, которая оказывала помощь в планировании и выборе учебно-методических комплексов для начальных классов. После тщательного анализа рекомендованных МОНМС Украины УМК члены творческой группы отобрали наиболее оптимальные варианты для использования в первых классах: English with Fun (автор Иванова – Украина); First Friends, Family and Friends, Get Ready (Oxford), Fairyland (Express Publishing) – Великобритания.

Проводилось дальнейшее освоение сети Internet, внедрение компьютерных учебников по английскому языку в 7–8-х классах (руководитель творческой группы Ромко Е.А., СШ № 3).

Администрации школ оказывалась консультативная помощь по вопросам аттестации учителей, методики преподавания иностранных языков, внутришкольного контроля, подготовки учеников к внешнему независимому тестированию, оформления документации, выбора альтернативных учебников.

Особое внимание уделялось сельским и отдалённым школам, в которых методисты проводили выездные консультации с анализом посещённых уроков, оказывали адресную методическую помощь (ОШ № 20, 25, 46, 47, 59, УВК № 2, 3, школа-интернат № 5) по вопросам аттестации учителей, методики преподавания иностранных языков, внутришкольного контроля, тестирования учащихся, оформления документации, выбора альтернативных учебников, расширения возможностей для изучения языков.

С целью изучения состояния преподавания английского языка в первых классах методистами ИПО СГГУ посещены уроки в гимназии № 2, СШ № 3, 57, 58, ОШ № 18, 25, 43, 49, 54, проанализирована документация, оказана адресная помощь учителям, даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию формирования навыков и развития умений учащихся в соответствии с программными требованиями.

Проведённый мониторинг качества обучения в первых классах показал, что дети младшего школьного возраста находятся на стадии так называемых «конкретных операций». Учителя, работающие в первых классах, учитывают возрастные особенности детей, используют коммуникативный подход: коллективные способы обучения, игровую активизацию, в том числе подвижные игры и физкультминутки, аудио- визуальные средства (наглядность, игрушки, видео- и аудиоматериалы и пр.), элементы ролевой игры и драматизации. Уроки носят практическую направленность и познавательный характер. Учителя стараются создать оптимальный микроклимат, расширить кругозор учащихся, развивают языковую догадку, прививают интерес к предмету.

Учителя английского языка Гаценко М.В. (ОШ № 18), Владимирцева Е.В., Ишина В.В., Драпова С.В. (гимн. № 2), Кошель С.В. (ОШ № 54), Фурсевич З.А., Хахолева Т.Н. (ОШ № 25), Кравченко Ю.А. (СШ № 43), Бабийчук С.В., Куликова Л.И., Ульянова О.А., Левина И.Ф. (ОШ № 49), Кожемякин Д.С. (СШ № 58), Новикова С.И., Корчак Н.И., Зданевич Ю.Э. (СШ № 3), Шуляченко А.А., Гросс Т.А. (СШ № 57) творчески внедряют коммуникативный подход в обучение, организуют парную и групповую работу на уроке, осуществляют дифференциацию, применяют разнообразные приемы, способствующие формированию навыков и развитию умений в говорении, аудировании, чтении и письме, стимулируют активность учащихся на уроке.

Важной составляющей реформы иноязычного образования является система тестового контроля и оценивания уровня языковой и речевой компетенции учащихся, имеющая коммуникативную направленность и составленная с учётом Рекомендаций Совета Европы. Учителями на уроках использовались тесты для первых классов в игровой и доступной форме с учётом возрастных и психологических особенностей.

Осуществлялось проведение мониторингового исследования качества учебных достижений иноязычного образования по английскому языку в процессе знакомства с системой работы аттестующихся учителей и изучения школьной документации (СШ № 19, 43, 45, 58, гимназии № 2, 7, 10, ОШ № 23, 47, ДСОЦ «Ласпи», ВПУ-3, СМК), при тематическом изучении результативности курсовой подготовки учителей (гимназия № 2, СШ № 3, 58, ОШ № 11, 12, 18, 23, 37, 43, 49, 54, 59, шк.-инт. № 5), при подготовке и проведении конкурса «Учитель года – 2012» (СШ № 3, 35, 43, 58, гимназия № 8), при посещении и организации открытых уроков, городских и районных семинаров (СШ № 3, 43, 58, гимназия № 2, ОШ № 18, 23, 25, 37, 54, школа-интернат № 5), при определении уровня подготовки выпускников к независимому оцениванию.

В соответствии с требованиями в школах систематически проводился семестровый контроль по четырём видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму).

В специализированных школах и профильных классах, где при обучении используются рекомендованные МОНМС Украины аутентичные учебно-методические комплекты, видео- и аудиоматериалы, информационно-коммуникационные технологии, осуществляется деление класса на группы, выделено больше учебных часов на изучение предмета, качество знаний значительно выше, о чём свидетельствуют итоги семестровых контрольных работ, срезов и тестов, олимпиад и конкурсов. Высокий уровень подготовки учащиеся СШ № 3, 19, 35, 43, 45, 58, гимназий № 1, 2, 5, 7, 10, 24, ОШ № 6, 9, 13, 15, 17, 22, 30, 31, 32, 37, 38, 41, 42, 46, 50, 54 подтвердили на районном, городском и Всеукраинском этапах ученических олимпиад, при сдаче экзаменов на международные сертификаты, участии в международной программе обмена лидерами, Всеукраинских конкурсах «Гринвич» 2010, «Puzzle», общении с носителями языка.

Методистами ИПО СГГУ обеспечивался организационный и научно-методический уровень выполнения учебных программ, проведены групповые и индивидуальные консультации по организации обучения в первых и 11 классах, проанализированы и доведены до сведения учителей действующие Программы и новые государственные стандарты, даны рекомендации по выбору и использованию учебной и методической литературы, оказана помощь в составлении календарного планирования.


В общеобразовательных учебных заведениях использовались альтернативные учебно-методические комплексы (учебник, рабочая тетрадь, тесты, аудио и видеоматериалы) – национальные и аутентичные, рекомендованные МОНМС Украины для всех типов школ. Однако не во всех школах приобретались рабочие тетради для закрепления учебного материала, пройденного на уроке, недостаточное количество тренировочных упражнений снижало уровень владения учащимися иностранным языком.

Имеются объективные трудности и проблемы в работе отдельных учителей. Пока ещё не у всех сформирована чёткая методическая система обучения первоклассников, уроки не полностью проводятся на английском языке, зачастую преобладает речь учителя и русский язык, нерационально используется время урока, дети не всегда активизированы и вовлечены в интерактивную деятельность. Отсутствие деления первых классов на группы для изучения английского языка, а также учебников, рабочих тетрадей, книг для учителя, которые необходимо было покупать за счёт средств спонсоров или родителей, оказало отрицательное влияние на качество выполнения программы по видам речевой деятельности (на формирование навыков чтения и письма).

Целенаправленно велась работа с одарёнными детьми по подготовке к участию во Всеукраинских ученических олимпиадах, были организованы занятия учебно-тренировочных сборов в объёме 30 часов по четырём иностранным языкам. Десять учеников стали победителями IV этапа Всеукраинских ученических олимпиад по иностранным языкам в 2012 году (учащиеся гимназии № 2, СШ № 3, 35, 45). Проведённый городской конкурс-защита научно-исследовательских работ учащихся «Молодёжь в науке и творчестве» стимулировал повышение мотивации старшеклассников к научно-исследовательской деятельности в области иностранной филологии. Лучшими были учащиеся гимназий № 2, 24, ОШ № 15, 23, СШ № 3, 35, 45.

Для повышения эффективности методической работы с педагогическими кадрами в новом учебном году считаем необходимым:

– продолжить повышение квалификации учителей иностранных языков на комплексных курсах по программе ТКТ (Teaching Knowledge Test), направленной на овладение современными коммуникативно- ориентированными и информационными технологиями и проблемно- тематических курсах в рамках региональной программы развития образования «Школа–2015» для совершенствования методики преподавания иностранного языка в первых классах;

– практиковать участие учителей иностранных языков и учащихся в международных семинарах, вебинарах, онлайн-конференциях, конкурсах, стажировках в странах изучаемых языков, сдачу экзаменов на международные сертификаты;

– расширять и укреплять сотрудничество с международными организациями и зарубежными специалистами с целью дальнейшего улучшения системы преподавания иностранных языков;

– совершенствовать работу постоянно действующих семинаров на базе СШ № 3 (рук. Воробьёва М.Ю.), ОШ № 54 (рук. Кошель С.В.) для решения проблем раннего обучения предмету;

– продолжить работу творческих групп по развитию профильного и раннего обучения, внедрению ИКТ в учебный процесс;

– продолжить дальнейшее освоение сети Internet, проекта «Щоденник. ua», компьютерных программ для учебных целей;

– оказывать администрации школ и учителям консультативную помощь по вопросам подготовки к внешнему независимому оцениванию учащихся, современной методики преподавания предмета, внутришкольного контроля, тестирования учащихся, по оформлению документации, выбору альтернативных учебно-методических комплектов;

– внедрять Европейское языковое портфолио – инновационную технологию самоконтроля и самооценки собственных достижений учащихся в процессе овладения иностранным языком.

Возрастающие процессы интеграции на современном этапе обусловили новые перспективы в обучении предмету. Обновление содержания образования направлено на формирование коммуникативной и социокультурной компетентности и развитие творческой личности, конкурентоспособной в постоянно изменяющемся мире.

Концепция школьного воспитания предусматривает комплексное решение вопросов развития детей, среди которых важное место занимает обучение школьников иностранным языкам. Язык выступает как способ познания картины мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами, как социальное средство сохранения и передачи информации, играет важную роль в гуманизации современного образования.

Похожие:

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2011 2012 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения работы библиотек общеобразовательных учреждений в 2011 2012 учебном год
Анализ состояния и методического обеспечения работы библиотек общеобразовательных учреждений в 2011–2012 учебном году
Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2011 2012 учебном год iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Методика преподавания иностранных языков»
Курс методики преподавания иностранных языков занимает одно из ведущих мест в системе профессиональной подготовки будущего специалиста...
Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2011 2012 учебном год iconОптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий для студентов языковых
Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного...
Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2011 2012 учебном год iconАнализ основных направлений деятельности Информационно-методического Центра за 2011-2012 учебный год
Основными направлениями деятельности Информационно-методического Центра в 2011-2012 учебном году были
Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2011 2012 учебном год iconАнализ работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы мбоу сош №16 за 2011-2012 учебный год
В 2011-2012 учебном году методическое объединение учителей русского языка и литературы работало над следующими темами
Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2011 2012 учебном год iconАнализ методического сопровождения учебного процесса на муниципальном уровне мкоу до «симц» за 2011-2012 учебный год
«Сухиничский информационно-методический центр» в 2011-2012 учебном году была направлена на развитие муниципальной системы образования,...
Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2011 2012 учебном год iconПрограмма «Лингвострановедение первого иностранного языка» предназначена для студентов 3 и 4 курса по профилю подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания...
Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2011 2012 учебном год iconАнализ методической работы моу «Дашковская сош» в 2011/12 учебном год
Работа педагогического коллектива над единой методической темой и инновациями в 2011/2012 учебном году
Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2011 2012 учебном год iconАнализ воспитательной работы в 2011-2012 учебном год
В 2011 – 2012 учебном году определена цель и задачи воспитательной работы; пути реализации этих задач, основные направления воспитательной...
Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2011 2012 учебном год iconРабочая программа дисциплины фтд. 04 Современные компьютерные технологии для специальности 031201 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница