Тическому плану уроков по учебной программе




Скачать 25,78 Kb.
НазваниеТическому плану уроков по учебной программе
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер25,78 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Пояснительная записка

к тематическому плану уроков по учебной программе

«Изобразительное искусство и художественный труд»

Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», авторы Б. М. Неменский, Н. В. Гросул, 2004.

Тематический план ориентирован на использование:

учебников:

– Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;

дополнительных пособий для учителя:

– Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 1998;

– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1998;

– Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. – М.: Просвещение, 1965;

– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агар, 1998;

– Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5–8 классы. – М.: Просвещение, 1995;

дополнительных пособий для учащихся:

– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,

– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,

– Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

– Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», авторы Б. М. Неменский, Н. В. Гросул, 34 часа.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 5 классах, профильный (продвинутый) – в 5 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)


Учащиеся должны знать:

• основные виды и жанры изобразительных искусств;

• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• наиболее крупные художественные музеи России и мира.


Учащиеся должны уметь:

• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

• анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

• восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.


Список методической литературы для 5 класса


1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

4. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

9. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

10. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

11. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

17. Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. – Ижевск, 1992.

18. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

19. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

20. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

21. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

22. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

23. Шатских, А. Казимир Малевич. – М.: Слово, 1996.

24. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998.

25. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. – Воронеж: Учитель, 2003.


Развернутый тематический план

5 к л а с с

№ п/п

Система

уроков

Дидакти-

ческая

модель

обучения

Педагоги-

ческие

средства

Вид

деятельности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-методическое обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационно-коммуникативная

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Р а з д е л. Изобразительное искусство и мир интересов человека (34 часа)

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

1

Язык изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Лекция, вхождение в контекст проблем

ученика,

диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать виды изобразительного искусства.

Уметь различать виды изобразительного искусства

Знать отличительные особенности различных видов изобразительного искусства.

Уметь различать виды изобразительного искусства без помощи учителя

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Учебник

(1, 2, 3, 4), репродукции о видах изобразительного искусства, ЭЭ, ПК

2

Отношение человека к природе

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать возможности человека и природы.

Уметь:

– понимать назначение труда человека;

– создавать продукт творчества своими руками

Знать возможности человека и природы.

Уметь:

– понимать назначение труда человека;

– создавать продукт творчества своими руками

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Учебник.

Репродукции картин

И. Шишкина,

В. Поленова, В. Васнецова, Г. Климта, наглядные пособия.



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

























СД «История искусства», 2004

3

Отношение человека к природе

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог,

поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, чем отличается запись музыки от стихотворения, картины.

Уметь отличать виды искусства

Знать, чем отличается запись музыки от стихотворения, картины.

Уметь отличать виды искусства, создавать свои произведения творчества

Уметь находить и пользоваться информацией

Репродукции картин

И. Шишкина, К. Брюллова, И. Билибина, В. Васнецова,

А. Венецианова, таблицы, музыкальный ряд, стихи

С. Есенина, А. Пушкина, А. Толстого

4

Разные люди – разные культуры. Великороссы

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев.

Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам

Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев.

Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

5

Разные люди – разные культуры

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать традиции своих предков – славян.

Уметь характеризовать быт славян, различать

музыкальные инструменты, виды одежды

Знать традиции своих предков – славян.

Уметь характеризовать быт славян, различать музыкальные инструменты, виды одежды

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Репродукции картин

М. Врубеля,

В. Васнецова, В. Серова, П. Корина, таблицы.

СД «Истоки Древней Руси»

6

Мудрость народа

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать назначение пословиц, загадок.

Уметь объяснить их смысл

Знать назначение пословиц, загадок.

Уметь объяснить их смысл, понимать различие загадок и стихов, поэм, рассказов

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7

Идеал в жизни и в искусстве. Человек







Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, что такое идеал, его понятие в жизни

и в искусстве.

Уметь определить виды идеалов (воин-освободи-тель, русская красавица, русский пейзаж)

Знать, что такое идеал, его понятие в жизни и в искусстве, его изменения.

Уметь определить виды идеалов (воин-освободитель, русская красавица, русский пейзаж), самостоятельно определять виды репродукций

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Аленов М.

М. Врубель. – М.: Слово, 1996.

Школа изобра-зительного искусства. – М.: Искусство, 1994

8

Идеал в жизни

и в искусстве.

Жилище человека

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, как в жилище разных народов выражено представление об иде-але, совершенстве.

Уметь по элементам декора определить национальность

Знать, как в жилище разных народов выражено представление об идеале, совершенстве.

Уметь по элементам декора определить национальность, сопоставлять быт и нравы различных народов

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Учебник «Прекрасное рядом с тобой», рабочая тетрадь,

иллюстративный ряд, фотографии.

СД «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий, 2003)

9

Мой идеал

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать назначение идеала.

Уметь составить свое представление об идеале

Знать назначение идеала.

Уметь составить свое представление об идеале не только в искусстве, но и в музыке, литературе

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

10

Художественная мастерская

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать особенности материалов.

Уметь отличать художественные и природные материалы

Знать особенности материалов и их назначение.

Уметь отличать художественные и природные материалы

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

Человек – художник

ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем

ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень).

Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению

Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень).

Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению, уметь выделять декор и быт

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею




12

Природа и изделие




Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать манеру выполнения изделий мастеров Гжели, Хохломы, Палеха.

Уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля

Знать манеру выполнения изделий мастеров Гжели, Хохломы, Палеха.

Уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля, придумывать

и создавать узоры

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею




13

Художественное изделие

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная,

групповая

Знать назначение посуды.

Уметь:

– видеть различие между обыденной посудой

и праздничной;

– создавать разные виды посуды

Знать назначение посуды.

Уметь видеть различие между обыденной посудой и праздничной, создавать разные виды посуды, используя узоры и орнаменты

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Учебник, рабочая тетрадь; репродукции картин В. Васнецова, А. Куинджи, произведений мастеров Хохломы и Палеха; образцы деревянной посуды

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

14

Гармония

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, как использует человек природные мотивы в своих изделиях.

Уметь видеть прекрасное в природе

Знать, как использует человек природные мотивы в своих изделиях.

Уметь видеть прекрасное в природе, различать виды пейзажей

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Природные

и художественные материалы.

Репродукции картин

И. Васильева, Н. Рериха, Б. Кустодиева.

СД «История искусств», 2003

15

Симметрия

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, что такое симметрия.

Уметь определять симметричные и несимметричные формы предметов в повседневной жизни, в произведениях искусства

Знать, что такое симметрия, видеть ее в произведениях искусства.

Уметь отличать симметричные формы от несимметричных и на основе этого создавать орнамент

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Иллюстрации греческих ваз, храмов, строений (Колизея).

Кн.: «Школа изобразительного искусства», «История Древнего мира»

16

Орнамент

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика,

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, что такое орнамент, его виды, назначение.

Уметь различать виды орнаментов в разных видах искусства

Знать, что такое орнамент, его виды, назначение.

Уметь анализировать

и создавать виды орнаментов

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Репродукции с изображением греческих ваз, русских народных костюмов, посуды.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Тическому плану уроков по учебной программе iconТическому плану
Развернутый тематический план разработан применительно к Примерной образовательной программе основного общего образования «Технология....
Тическому плану уроков по учебной программе iconТическому планированию уроков по истории Древнего мира для 5- го класса
Пояснительная записка к тематическому планированию уроков по истории Древнего мира
Тическому плану уроков по учебной программе iconТическому плану
«Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Тическому плану уроков по учебной программе iconУрок проведен по плану работы методического объединения
Учитель химии Герасимова Н. Ф. работает по государственной программе автора О. С. Габриеляна для 8-х классов (2 часа в неделю)
Тическому плану уроков по учебной программе iconРабочая программа учебной дисциплины «Административная юстиция»
График организации самостоятельной работы студентов по учебному плану по дисциплине «Административная юстиция»
Тическому плану уроков по учебной программе iconТическому планированию по геометрии
Программой общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы / составитель Т. А. Бурмистрова. – М. Просвещение, 2009
Тическому плану уроков по учебной программе iconКалендарно-тематический план разработан применительно к учебной программе: «Физика 9 класс»
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе: «Физика 9 класс» ПёрышкинА. В., М., Дрофа, 2001г....
Тическому плану уроков по учебной программе iconУроков по модульной технологии. В данной работе представлены фрагменты сценариев модульных уроков по биологии в 8 классе
Методические рекомендации содержат информацию о целях и задачах проведения уроков по модульной технологии. В данной работе представлены...
Тическому плану уроков по учебной программе iconУчебно- методический комплект к учебному плану мкоу чилековской сош на 2012-2013 уч год
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и хранение других информационных ресурсов
Тическому плану уроков по учебной программе iconРабочая программа по дисциплине «История туризма и туристских организаций» предназначена для бакалавров, обучающихся на кафедре Социально-культурного сервиса и туризма факультета Экономики, менеджмента и международного туризма по направлению подготовки 100400 Туризм.
Согласно учебному плану, она изучается в 7 семестре на очной, очно-заочной и заочной классической формах обучения; в 4 семестре на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница