Глава




НазваниеГлава
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер9,27 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6



ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1.Пояснительная записка………………………………………………....…8

Глава 2. Реализация программы……………………………………………...…....12

Глава 3. Задачи и цели программы…………………………………………..…....13

3.1 Задачи программы………………………………………………………….......13

3.2 Цели программы……………………………………………………………......14

Глава 4. Предполагаемые результаты и способы их проверки………………………………………………………………….……....…15

Глава 5. Межпредметные связи……………………………………...……….....…16

Глава 6. Виды творческих заданий………………………………………………. 17

6.1 Выразительное чтение и анализ произведения…………………………....…17

6.2 Литературное творчество……………………………………………........……17

6.3Словесное рисование……………………………………………….……...........18

6.4 Изучение биографии писателя…………………………………………….…..19

6.5 Просмотр экранизаций произведений…………………………………….…..20

6.6 Работа с аудио материалом……………………………………………….……20

6.7 Работа с наглядными пособиями (иллюстрациями)…………………………21

6.8Беседа……………………………………………………………………………22

6.9 Лекция…………………………………………….……………….……………23


6.10 Литературные игры, викторины, конкурсы…………………………..….…23

Глава 7.Тематическое планирование……………………………………………..24

Глава 8. Содержание программы факультатива…………………………….……26

Глава 9. Материально – техническое обеспечение программы……………...….40 Заключение………………………………………………………….………...…….41

Список литературы, использованной при написании программы................................……………………………………….....................43

Список литературы, рекомендуемой учащимся для прочтения……….………..45

ВВЕДЕНИЕ


Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала России.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, также в нём учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

В примерной программе по литературе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9.  Зарубежная литература. 1
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

Проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира продолжает быть актуальной научной проблемой, поэтому в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя, следовательно, основой базового компонента литературного образования являются чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

На сегодняшний день школа сталкивается с ситуацией потери мотивации к чтению у обучающихся, снижением эффективности освоения базового курса по литературе. Методы и приёмы, направленные на решение этой проблемы, не могут быть успешно реализованы только во время основных занятий по литературе, таким образом возникает необходимость в факультативных, внеурочных занятиях по литературе, с целью преодоления возникающих проблем и трудностей.

Психолог А.А. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением с социально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей.2

Внеклассное чтение, по утверждению Богдановой А.Ю., является одним из важных направлений в работе учителя-словесника. Она заявляет, что в методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.3

Особый интерес представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в начале XX в. в работах Н.А. Рубакина, писавшего о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются», и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей.4

Внеклассное чтение, по словам Маранцмана В.Г., создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках. Это - основа литературного развития. Заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта, поэтому часто уроки внеклассного чтения в программе опережают уроки литературы.

Отношение к художественному произведению в 7 классе становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственным личностным проблемами, где на первом плане оказываются нравственные категории. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к отдалению от текста, произвольному его истолкованию.

Теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства выдвигаются на первый план. Необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства - живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино.

Важность дополнительного внеклассного чтения отмечают многие учителя-словесники, широко использующие в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе), но и основанного на достижениях исторической поэтики, сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависит от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ.

Факультативные занятия – один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Российской Федерации введены в 1966 году с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На факультативные занятия в учебном плане общеобразовательной школы выделяются специальные часы в классах средней и старшей ступеней школы. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер; учителя могут составлять оригинальные, авторские программы, которые утверждаются педагогическим советом школы. Учащиеся зачисляются в группы для изучения факультативных курсов по желанию.

Тема исследования: технологии формирования читательской культуры учащихся, повышение мотивации к чтению.

Объект исследования: учебно-воспитательская деятельность учителя, направленная на формирование читательской культуры учащихся.

Предмет исследования: процесс формирования читательской культуры учащихся.

Цель исследования: разработка факультативного курса литературного кружка для учащихся 7 класса, методические рекомендации к нему.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Глава iconЭдуарда Гиббона "История упадка и крушения Римской империи"
Xxii)Глава 10 (XXIII)Глава 11 (XXIV-XXV)Глава 12 (XXVII)Глава 13 (XXVIII)Глава 14 (XXIX)Глава 15 (XXXI)Глава 16 (XXXIII)Глава 17...
Глава iconПрограмма семинарских занятий по дисциплине Философия сознания
Нагель Т. Что всё это значит? М., 2001. Глава 3 «Другие сознания», Глава 4 «Проблема “сознание-тело”». С. 29 – 42
Глава iconПлан Введение глава I. Некоторые характерные черты Николая I как государя глава II. Кадровая политика Николая I
Iii. Деятельность Николая I в отдельных областях внутренней политики
Глава iconГлава I. Понятие методики педагогического исследования глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях §
Сама природа воспитательной деятельности и учебной работы, её содержание определяют необходимость участия в педагогических исследованиях...
Глава iconПлан введение Глава Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках рисования. Глава 2
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года даются основные черты информационного общества. К ним относятся...
Глава iconОбоснование системы мероприятий по первичной профилактике мкб у населения обследованного региона. Глава обсуждение результатов исследования. Выводы. Список литературы. Глава аналитический обзор литературы
...
Глава iconГлава

Глава iconГлава I. Краткий анализ учебников математики, используемых в общеобразовательных учреждениях РФ §
Введение Глава I. Краткий анализ учебников математики, используемых в общеобразовательных учреждениях РФ
Глава iconГлава
Общие вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних
Глава iconАлександр Гурьянов историк, глава польской комиссии правозащитного общества "Мемориал"
Гость: Александр Гурьянов историк, глава польской комиссии правозащитного общества "Мемориал"
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница