Конспект открытого урока 10 класс




Скачать 15,08 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока 10 класс
Дата03.02.2016
Размер15,08 Kb.
ТипКонспект
Конспект открытого урока

10 класс

История России

«ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА»


Цель: сформировать у школьников представление о задачах внешней политики России в начале 19 века. Раскрыть причины войны, ее основные события, помочь школьникам уяснить историческую значимость победы России над Наполеоном в 1812 году. Углубить знания учащихся о народном, освободительном характере войны 1812 года; показать роль солдат и офицеров и подвести школьников к мысли о том, что победа России не была случайной.


Продолжить работу по развитию логического мышления школьников, умению анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать полученную информацию. Развивать умение проводить сравнительно-сопоставительный анализ, выделять главное и второстепенное.


Способствовать воспитанию у учащихся чувства национальной гордости, патриотизма, любви к своему Отечеству. На конкретных исторических примерах воспитывать положительные качества личности: целеустремленность, стойкость и мужество. Подвести учеников к мысли, что война любого столетия кровопролитна и страшна.


Оборудования и материалы: портреты исторических личностей эпохи, выставка книг и репродукций, историческая карта.

Цитата урока: «Русская армия-это львы, которыми командуют бараны, а французская, напротив, - это бараны, которыми командуют львы». (Наполеон Бонапарт)


Место проведения: кабинет истории.


Ход:

Актуализация.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы говорили о первом периоде правления императора Александра Первого.

–Какие изменения в стране проводил молодой император?

-Какие черты характера были присущи Александру?

-Что представлял из себя Негласный комитет, кто входил? Какие вопросы предстояло решить?

-Кто такой М.М. Сперанский? Чем прославился этот человек?


Учитель: Вспомним историю Европы этого периода. О чем говорит следующее утверждение, с какими событиями связано?

«Если представлять себе Францию второй половины 18-начала 19 века, то нам видится гордая лошадь: вольное и свободолюбивое животное, которая согласилась носить на себе юношу с Корсики». (Великая Французская революция, Наполеон Бонапарт).

Всем хорошо известно, что в разные периоды мировой истории были люди, которые мечтали о мировом господстве. В истории Нового времени это был Наполеон.

Доклад: Наполеон Бонапарт.


Учитель: Именно Россия встала на пути Наполеона к мировому господству и тем самым спасла весь мир, что было уже неоднократно в истории. Итак, тема сегодняшнего урока «Война 1812 года». Для работы над темой нашего урока мы разделились на группы.

Оценивать вашу работу будет инициативная группа:


Памятка для оценивания ответа:

  1. насколько полно был раскрыт вопрос.

  2. дополнения (использование интересных фактов)

  3. богатство речи (правильность использования исторической терминологии, умение делать выводы, наличие ненужных повторений при ответе)

  4. был ли дан ответ на наводящие, дополнительные вопросы учителя.

  5. умение держаться во время выступления.



ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЫ:

-выделите основные причины войны 1812 года.

-почему Наполеон избрал Московское направление, а не пошел на Петербург, который являлся столицей?

-как вы думаете, в чем заключалась сила и слабость армии Наполеона?

-прокомментируйте данные таблицы «Соотношение сил в войне 1812 года»





Россия

Франция

Характер войны

Освободительный

Захватнический

тактика

Оборонительная

Наступательная

Общая численность

590 тысяч человек

650 тысяч человек

Национальный состав

В основном славяне

Австрийцы, итальянцы, португальцы, швейцарцы, поляки и другие

Исполнение долга

Защита родной земли сплачивала войска

Входили воинские части завоеванных земель, что делало службу не добровольной, а по принуждению. «Великая армия» была разношерстной.



ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЫ:

-в чем заключалась задача трех Русских армий?

-назовите виднейших полководцев русской армии.

-почему русское командование избрало оборонительную тактику?

-почему война 1812 года стала Отечественной войной. Какие примеры народного героизма из истории России вы можете привести?

-в чем состояло стратегическое значение объединения русской армии под Смоленском 22 июля 1812 года?


ЗАДАНИЕ 3 ГРУППЫ:

-почему наполеон принял решение после битвы под Смоленском не отдыхать, а наступать?

-как вы думаете, в чем заключалась стратегическая хитрость Кутузова при выборе места для генерального сражения?

-чем закончилось Бородинское сражение? Как вы можете прокомментировать ответ французских генералов на вопрос Наполеона, сколько русских взято в плен: «Они не сдаются в плен, государь!».

-Чем закончился военный совет в Филях? Как вы думаете, почему Кутузов отдал приказ об отступлении?


ЗАДАНИЯ 4 ГРУППЫ:

-почему для великой армии Москва стала «моральной ловушкой»?

-в чем заключалась важность тарутинского маневра? Что дал русской армии тарутинский бой?

-почему битва под Малоярославцем имела такое большое значение в ходе войны 1812 года?

-Кутузов сделал все, чтобы заставить наполеона отступать по смоленской дороге. Почему?


Учитель: Итак, Бородино поставило не только точку в борьбе России против Наполеоновской Франции, но и в дальнейшей захватнической политики Наполеона.

Давайте попробуем определить, в чем заключались истоки победы русской армии.

Ответы учеников: народная война, партизанское движение (доклад).


Учитель: тема урока богата интересными фактами. Проведем небольшую викторину.


ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

  1. Будущий декабрист Михаил Сергеевич Лунин слыл отчаянным храбрецом. В начале войны он прислал руководству армии план быстрой победы над Наполеоном. Как вы думаете, что было главным и единственным действием этого плана? (тайно пробраться в лагерь французов и заколоть наполеона)

  2. за всю военную карьеру пуля дважды попала ему в голову. Первая попала в висок и вышла у правого глаза. Вторая пробила голову. Лечащий врач писал: « Надобно думать, что само провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому-то он исцелился от двух ран, каждая из которых смертельна». Кто он? (М.И. Кутузов)

  3. Наполеону принадлежит выражение: «Каждый солдат носит в ранце жезл генерала», назовите аналогичную пословицу из русского языка? (каждый солдат мечтает стать генералом).

  4. В ходе Отечественной войны 1812 года были случаи, когда партизаны убивали своих офицеров-выходцев из дворянских семей. Как вы думаете, почему это случалось? (виной тому была мода на французский язык)

  5. В ходе Бородинского сражения наиболее кровопролитные бои развернулись на одной высоте. Ее называли «могилой французской кавалерии» и «редутом смерти». О каком месте идет речь? (батарея Раевского)

  6. Русский историк Николай Михайлович Карамзин был уверен в победе русского оружия даже после сдачи Москвы. Но он всерьез опасался дальнейших действий Александра Первого. Чего именно мот опасаться знаменитый историк? ( что Александр заключит мир с Наполеоном, и не даст возможности Кутузову довести начатое до конца)

  7. После битвы у Малоярославца, 25 октября наполеон чуть было не попал в плен к казакам. Вечером этого же дня он попросил своего доктора Ювана приготовить ему снадобье. Как вы думаете, что это было за лекарство? (яд).

  8. С кем по аналогии истории мог Кутузов сравнить Наполеона и его армию? ( с монголами, а Наполеона с Чингисханом).




  1. Когда французы попадали в плен, они выходили с поднятыми руками и со словами «шер ами» (дорогой друг), чтобы расположить к себе русских. Простые крестьяне слегка переиначили эту фразу. Затем ею в России стали называть голодных, оборванных, бездомных. Назовите эту фразу? (шаромыги)

  2. Как русские казаки способствовали развитию модной тенденции среди французского дворянства? Какой новый модный атрибут они внесли? (бороды).

  3. Русские казаки забегали в парижские рюмочные, и говори: быстро, быстро! Пили и убегали, пока начальство не видит. Заведения, с каким названием появились затем в Европе? (бистро).


Учитель: дадим слово экспертной группе. Как они оценивают выступления учеников.

Учитель: ребята, вашим домашним задание будет письмо, которое вы можете написать любому участнику событий 1812 года.

Далее подведение итогов.


ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

1.Будущий декабрист Михаил Сергеевич Лунин слыл отчаянным храбрецом. В начале войны он прислал руководству армии план быстрой победы над Наполеоном. Как вы думаете, что было главным и единственным действием этого плана? (тайно пробраться в лагерь французов и заколоть наполеона)

2.за всю военную карьеру пуля дважды попала ему в голову. Первая попала в висок и вышла у правого глаза. Вторая пробила голову. Лечащий врач писал: « Надобно думать, что само провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому-то он исцелился от двух ран, каждая из которых смертельна». Кто он? (М.И. Кутузов)

3.Наполеону принадлежит выражение: «Каждый солдат носит в ранце жезл генерала», назовите аналогичную пословицу из русского языка? (каждый солдат мечтает стать генералом).

4.В ходе Отечественной войны 1812 года были случаи, когда партизаны убивали своих офицеров-выходцев из дворянских семей. Как вы думаете, почему это случалось? (виной тому была мода на французский язык)

5.В ходе Бородинского сражения наиболее кровопролитные бои развернулись на одной высоте. Ее называли «могилой французской кавалерии» и «редутом смерти». О каком месте идет речь? (батарея Раевского)

6.Русский историк Николай Михайлович Карамзин был уверен в победе русского оружия даже после сдачи Москвы. Но он всерьез опасался дальнейших действий Александра Первого. Чего именно мот опасаться знаменитый историк? (что Александр заключит мир с Наполеоном, и не даст возможности Кутузову довести начатое до конца)

7.После битвы у Малоярославца, 25 октября наполеон чуть было не попал в плен к казакам. Вечером этого же дня он попросил своего доктора Ювана приготовить ему снадобье. Как вы думаете, что это было за лекарство? (яд).

8.С кем по аналогии истории мог Кутузов сравнить Наполеона и его армию? (с монголами, а Наполеона с Чингисханом).

9.Когда французы попадали в плен, они выходили с поднятыми руками и со словами «шер ами» (дорогой друг), чтобы расположить к себе русских. Простые крестьяне слегка переиначили эту фразу. Затем ею в России стали называть голодных, оборванных, бездомных. Назовите эту фразу? (шаромыги)

10.Как русские казаки способствовали развитию модной тенденции среди французского дворянства? Какой новый модный атрибут они внесли? (бороды).

11.Русские казаки забегали в парижские рюмочные, и говори: быстро, быстро! Пили и убегали, пока начальство не видит. Заведения, с каким названием появились затем в Европе? (бистро).


Доклад « Наполеон Бонапарт»


Наполеон Бонапарт (1769-1825). Родился на острове Корсика, что в Средиземном море, начал свою военную карьеру младшим лейтенантом французской армии, но со временем вознесся на недосягаемую высоту. Он стал императором Франции и властелином Европы. Человек твердый и властный, волевой и целеустремленный, прирожденный военачальник. Он умел добиваться своего. Интересно, что в 1789 году молодой артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт пытался в качестве добровольца вступить в русскую армию, но его не устроил слишком низкий воинский чин, который ему предложили. Уже тогда он отличался непомерным честолюбием и гордостью. «Вы обо мне еще услышите!» - в сердцах заявил он. И оказался прав: спустя несколько лет его имя знал уже весь мир.

После завоевания власти Наполеон провел реорганизацию французской армии. Она стала более мобильной и боеспособной. Если раньше за войском шел обоз с продовольствием и оружием, а это ослабляло скорость передвижения, то теперь все необходимое находилось в ранце солдата.

Некоторые историки склонны считать, что одной из причин войны 1812 года, была личная неприязнь наполеона и Александра первого. Дело в том, что Бонапарт пытался породниться с императорским домом Романовых и сватался к сестрам Александра Марии и Анне. И получил отказ. Для Наполеона это было сильнейшим оскорблением.

Военный гений Наполеона прокладывал ему дорогу на Олимп мирового господства. Но после бесславной войны с Россией счастье отвернулось от него и, созданная Наполеоном огромная империя, перестала существовать.

Поистине, следует сказать языком древних: «Так проходит мирская слава!».


Доклад «ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»


Огромную роль в победу русского оружия в годы войны 1812 года внесли партизаны. Среди них были: солдаты, помещики, дворяне и особо авторитетные крестьяне. Они взяли на себя заботу по выслеживанию и уничтожению французских солдат.

Партизанское движение развернулось на смоленской земле и в Подмосковье.

Под командованием крепостного крестьянина Герасима Курина в Подмосковье сражалось свыше 5 тыс. пеших и 500 конных крестьян. В Смоленской губернии прославилась старостиха Василиса Кожина, возглавившая отряд подростков и женщин. Кутузов быстро оценил значимость партизан и стал посылать в тыл неприятеля летучие отряды, они наносили врагу удар за уларом. Одним из первых пошел в партизаны гусар и поэт Денис Давыдов. Вот одно из его стихотворений:

Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской!

Сабля, водка, конь гусарский,

С вами век мне золотой!

Смелые рейды по тылам противника совершал отряд А.Н. Сеславина. Отряд И.С. Дорохова, взаимодействуя с крестьянскими повстанцами, в конце сентября освободил город Верею. В октябре соединенные отряды партизан захватили в плен 2 тыс. французов.

Действительно, война 1812 года стала народной.

Похожие:

Конспект открытого урока 10 класс iconПлан-конспект урока Класс
Тип и вид урока: урок изучения нового материала, носит исследовательский характер
Конспект открытого урока 10 класс iconКонспект открытого урока по истории Древнего мира в 5 «А» классе на тему: «Спартанский полис» учителя истории Тюлькиной Н. А
...
Конспект открытого урока 10 класс iconКонспект открытого урока по обществознанию по теме: «Право на образование»
Основные методы обучения: репродуктивный, практический, исследовательский, игровой
Конспект открытого урока 10 класс iconКонспект открытого урока-повторения
«жизнь»; проследить основные этапы химической и биологической эволюции, выяснить их причины и значение
Конспект открытого урока 10 класс iconКонспект урока 4 класс Учитель: Зинина Галина Юрьевна
Цель урока: Показать разнообразие нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях
Конспект открытого урока 10 класс iconКонспект открытого урока по истории по теме
Доминирующая цель: Создание представления о событиях внешнеполитическом курсе России в начале Х1Х в
Конспект открытого урока 10 класс iconКонспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс
Познакомить учащихся с природными материалами, из которых изготовляют различные предметы
Конспект открытого урока 10 класс iconКонспект открытого урока по теме: "Компьютерные вирусы. Антивирусные программы" Урок формирования и совершенствования знаний
Методическая: показать эффективность применения компьютерной технологии при изучении темы
Конспект открытого урока 10 класс iconПлан-конспект открытого урока по технологии для учащихся 5-го класса по разделу «Технология вышивания» (1 час)
Джина Кристинини, Вилма Страбелло «Вышивка шелковыми лентами». Аксессуары, подарки, украшения
Конспект открытого урока 10 класс iconКонспект урока «У роковой черты» размещается только
Под ред. Л. Н. Боголюбова «Введение в обществознание» 8 – 9 класс, М. Просвещение, 2008г
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница