Программа начального общего образования моу «сош №16»




Скачать 18,27 Kb.
НазваниеПрограмма начального общего образования моу «сош №16»
страница1/9
Дата03.02.2016
Размер18,27 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Управление образования Администрации города Магнитогорска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

города Магнитогорска


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ «СОШ № 16»

г. Магнитогорска


МАГНИТОГОРСК, 2011

СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Раздел I. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Специфика основной образовательной программы МОУ «СОШ № 16» г. Магнитогорска.

1.1.1.Сущность и назначение образовательной программы.

1.1.2. Связь образовательной программы с иными нормативными документами.

1.1.3. Стратегические приоритеты образовательной программы МОУ «СОШ № 16» г. Магнитогорска.

1.1.4. Цели реализации и планируемые результаты основной образовательной программы.

1.1.5. Системно-деятельностный подход как методологическая основа образовательной программы

1.1.6. Учебный план образовательного учреждения.

1.1.7. Образовательный, воспитатель­ный и развивающий аспекты образовательной программы.

1.2. Образовательные программы ступеней образования.

1.2.1. Образовательная программа начальной школы (1-4 классы).

1.2.2. Формирование УУД младших школьников.


Раздел II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Научно-исследовательское направление дополнительного образования.

2.2. Художественно-эстетическое направление дополнительного образования.

2.3. Спортивно-оздоровительное направление дополнительного образования.


Раздел III. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Общие положения программы духовно-нравственного воспитания и развития личности.

3.2. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования.

3.2.1. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования.

3.2.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования.

3.2.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования.

3.2.4. Основное содержание духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования.

3.2.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.

3.2.6. Совместная деятельность ОУ, семьи и общественности по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся на ступени начального общего образования.

3.2.7. Повышение педагогической культуры родителей обучающихся.

3.2.8. Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования.

3.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях основного и среднего общего образования.


Раздел IV. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МОУ «СОШ № 16» г. Магнитогорска.

4.1. Концептуальные основы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

4.2. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.


Раздел V. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Общие положения.

5.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.

5.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.

5.4. Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от начального к основному общему образованию.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основная образовательная программа школы № 16 разработана в соответствии с действующими ГОСТами, а также ориентирована на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы.

Образовательная программа любого образовательного учреждения есть нормативный документ, который, с одной стороны, форми­рует социальный заказ общества, а с другой - показывает возможности, приоритетные ценности, цели, особенности содержания, организации, на­учно-методического обеспечения образовательного процесса, реализующие данный социальный заказ. Зная образовательную программу, каждый уче­ник, родитель может получить четкую картину того, чему его (его ребенка) будут учить, что он будет знать, как будет организована его (его ребенка) жизнь (учебная, внеучебная) в школе, кто будет организовывать этот про­цесс. Педагог (учитель-предметник, воспитатель, руководитель студии, круж­ка, секции) получает также четкие ориентиры о логике образовательного процесса, структуре требований к себе и ученику, о той образовательно-предметной среде, где формируется личность его и его ученика.

Образовательная программа позволяет обеспечить го­сударственный (на федеральном, региональном, му­ниципальном уровнях) и общественный контроль за деятельностью образовательно­го учреждения, дает возможность обнаружить теоретические и оценить практические аспекты содержательных и нормативных компонентов образовательной про­граммы основного и дополнительного образования, сущность и структуру образовательных программ I ступени (начальной), II ступени (основ­ного общего) и III ступени (среднего (полного)) образования, включая про­фильное обучение.

Основная образовательная программа - это основа моделирования образовательного процесса на уровне конкретного учреждения. Для адекватного построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения при определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитывались:

- адаптивный характер школы;

- образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса;

- существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и·т.·д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей;

- положительный опыт школы в области дифференцированного обучения учащихся.

Разработка основной образовательной программы школы № 16 осуществлялась с привлечением органов самоуправления (Попечительский совет образовательного учреждения, совет ученического самоуправления, школьный родительский комитет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Школа, реализуя данную образовательную программу, предусматривает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

- с Уставом и другими локальными актами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе;

- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы, установленными законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы, отражены в Уставе школы.

Важно, что учащиеся, их родители, прочтя образовательную программу МОУ «СОШ № 16» г. Магнитогорска, смогут иметь представление об объеме, характере, направлениях образования, реализуемых в школе, соста­вят свое мнение о той развивающей деятельностной Среде, в которой идет обучение, воспитание и развитие личности учащегося, становление и самоактуализация его характера, социального статуса.


Структура ООП

Основная образовательная программа МОУ «СОШ № 16» г. Магнитогорска содержит следующие разделы:


Пояснительная записка, отражающая назначение образовательной программы школы.


Раздел первый ООП посвящен содержательным и нормативным компонентам образовательной программы школы в целом и по ступеням обучения. В нем раскрываются методологическое обоснование выбора пред­метных дисциплин по образовательным областям, принципы формирова­ния учебного плана, основные дидактические системы, педагогические тех­нологии, обеспечивающие их реализацию, включая теоретические и практи­ческие аспекты предмета описания. В данный раздел также включены: планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) образования программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программа коррекционной работы.


Второй раздел посвящен системе дополнительного образования, раз­вернутого в школе как в локальном образовательном пространстве. Здесь раскрывается содержание научно-исследовательского, художественно-эсте­тического и спортивно-оздоровительного направлений.


Третий раздел раскрывает содержание и структуру деятельности педаго­гического коллектива по реализации концепции духовно-нравственного воспитания детей, социализации личности учащегося и организации воспитательной работы, ее стратегические и тактические цели, знакомит с субпроектами традиционных акций и мероприятий, создающих творческую развивающую Среду для проявления индивидуальности каждого. В этой ча­сти использованы идеи и смысловые ориентиры Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Начальная школа).


Четвертый раздел посвящен вопросам психологического и валеологического сопровождения образовательного процесса, кото­рые ориентируют педагогов, учеников, их родителей в вопросах сохранения и поддержки здоровья, здорового образа жизни, корректируют поведение детей в социальных группах, помогают организовать межличностное обще­ние, проследить динамику интеллектуального и творческого роста учащихся в совместной продуктивной деятельности с учителем.


Раздел пятый отражает особенности системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, а именно: специфику оценки личностных, метапредметных и предметных результатов; назначение и содержание актуального инструмента оценки динамики индивидуальных образовательных достижений - портфеля достижений; требования к итоговой оценке выпускника.


Раздел I. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


1.1. Специфика основной образовательной программы МОУ СОШ № 16

1.1.1.Сущность и назначение образовательной программы

В статье № 14 Закона РФ «Об образовании» указано: «Содержание образо­вания в конкретном образовательном учреждении определяется образова­тельной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно».

Основная образовательная программа (ООП) определяет содержание и организацию образовательного процесса на всех ступенях школьного образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Особенности содержания образова­ния и организации образовательного процесса проявляются в первую оче­редь через совокупность программ обучения, воспитания и развития детей. В школе это программы учебных курсов, которые по вертикали объединены в учебные программы дисциплин, а по горизонтали - в программу учебного года. Далее эти программы объединяются в образовательную программу начального, основного общего и среднего (полного) образования. Следует от­метить, что особенности организации образовательного процесса в школе определяются помимо вышеизложенного особенностями учебного плана и модификациями классно-урочной системы. Учебно-методическое обеспе­чение входит в образовательную программу, ибо еще больше конкретизиру­ет содержание и организацию образовательного процесса посредством оп­ределения совокупности учебников, учебных и наглядных пособий, методи­ческих рекомендаций.

Назначение образовательной программы определяется, исходя из того, что это внутренний образовательный стандарт, обусловленный федераль­ными образовательными стандартами, региональной образовательной по­литикой и логикой развития городской системы образования, образователь­ным запросом детей и их родителей, а также особенностями и возможностя­ми конкретного учебного заведения. Разработка и реализация образователь­ной программы как внутреннего стандарта определяют ее назначение для родителей и учащихся, для педагогов и руководителей учебных заведений, для государственных и муниципальных органов управления:

Во-первых, образовательная программа способствует обеспечению реализации права учащихся и их родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества полу­чаемых услуг.

Во-вторых, для педагогического коллектива образовательная програм­ма определяет приоритеты в содержании образования и способствует интег­рации и координации деятельности всех педагогов. Образовательная про­грамма позволяет показать конкурентоспособность учебного заведения и его взаимодействие с другими образовательными учреждениями, опреде­лить взаимодополняемость образовательных услуг. Помимо названного, дан­ная программа может повысить эффективность поиска партнеров в социо­культурной и финансово-экономической сферах для решения образователь­ных проблем. Ведь очевидно, что четкая артикуляция педагогически целесо­образных и внешне привлекательных позиций деятельности учебного заве­дения могут заинтересовать хозяйствующих субъектов, учреждения культу­ры, здравоохранения и правопорядка. Исходя из того, что образовательная программа является подробным описанием объекта управления, она слу­жит основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функции управления как анализ, планирование, организация, контроль.

В-третьих, для муниципальных и государственных органов управления образовательная программа является основанием для определения качества реализации федеральных стандартов конкретным учреждением.


1.1.2. Связь образовательной программы с иными нормативными документами

Образовательная программа школы тесно сопряжена с другими школьными норматив­ными документами. Так, в Уставе, регламентирующем все основные стороны деятельности образовательного учреждения, указываются не только цели образовательного учреждения, но и реализуемые им образовательные программы и сроки их реализации.

Несущей конструкцией об­разовательной программы, ее внутренней формой является учебный план школы, который регламентирует прежде всего организацию образования посредством де­композиции содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и годам обучения. Кроме того, учебный план определяет инвариантную и вариативную части содержания образования. Инвариант­ная часть обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и нацио­нально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответ­ствующих общественным идеалам. Вариативная часть обеспечивает инди­видуальный характер развития школьников, учитывает их личностные осо­бенности, интересы и склонности. Эти две части в учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения представлены двумя основны­ми видами учебных занятий: обязательные занятия и занятия по выбору уча­щихся. Наряду с изложенным, учебный план фик­сирует общую продолжительность обучения, по ступеням обучения и не­дельную учебную нагрузку школьников, деление учебных групп на подгруп­пы. Образовательная про­грамма, таким образом, наращивает учебный план конкретным содержанием, описывает учебно-методическое обеспечение его выполнения.

В со­ответствии с Законом «Об образовании» образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов. Стандар­ты базовых образовательных областей определяют в совокупности обяза­тельную часть содержания образования и требования к уровню усвоения этого содержания учащимися по ступеням школы. При этом, один и тот же стандарт образовательной области может реализовываться посредством различной совокупности учебных программ, зафиксирован­ной в образовательной программе школы. Таким образом, стандарты базовых образовательных областей являют­ся внешним стандартом, а образовательная программа становится внутрен­ним стандартом образовательного учреждения.

Обра­зовательная программа тесно связана с концепцией и программой развития школы. Программа разви­тия, как разновидность целевой программы (частный случай планирования процессов управления), направлена на решение приоритетных, наиболее актуальных проблем, требующих изменения, совершенствование жизнедеятельности образовательного учреждения. Концепция, как систе­ма идеологических позиций, дает обобщенный ответ на выявленные пробле­мы школьной жизни и направляет поиск их решений. В результате реализа­ции программы развития формируется новая образовательная программа, а концепция, претерпев необходимые уточнения и изменения, входит в нее в качестве миссии школы, т.е. системы положений, определяющих предназна­чение данного образовательного учреждения.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа начального общего образования моу «сош №16» iconНачального общего образования моу касаргинская сош 2012 год целевой раздел пояснительная записка Основная
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется моу касаргинская сош через организацию урочной и внеурочной...
Программа начального общего образования моу «сош №16» iconОбразовательная программа начального общего образования моу дуденевской сош
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа начального общего образования моу «сош №16» iconПриказ №42/1 от 23. 04. 2011г. Основная образовательная программа начального общего образования моу шварихинской сош
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: стр. 6
Программа начального общего образования моу «сош №16» iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «сош №3»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Программа начального общего образования моу «сош №16» iconПрограмма начального общего образования моу «сош №16»
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Программа начального общего образования моу «сош №16» iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу сош №4
Планируемые результаты начального общего образования и система их оценивания 9
Программа начального общего образования моу «сош №16» iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Нижне-Галинская сош»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 17
Программа начального общего образования моу «сош №16» iconОсновная общеобразовательная программа начального общего образования моу сош с. Павлофедоровка Кировского района Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Программа начального общего образования моу «сош №16» iconПаспорт рабочей программы по математике Тип программы: программа начального общего образования
Моу «сош №16» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности...
Программа начального общего образования моу «сош №16» iconПриказ №40 от 06. 02. 2012 г. Основная образовательная программа начального общего образования моу-сош №1 г. Маркса Саратовской области на 2011-2015 гг
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница