Программа школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»




Скачать 18,81 Kb.
НазваниеПрограмма школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
Дата03.02.2016
Размер18,81 Kb.
ТипПрограмма
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАНАШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

456664, Челябинская область, Красноармейский район, с.Канашево, ул.Солнечная,1

телефон: 25-2-45 Электронная почта: kanash_skool@mail.ru

_______________________________________________________________________


КРАЙ РОДНОЙ


Программа школьного краеведческого кружка.

Разработана

учителем Воротилкиной Т.П.


село Канашево

2012-2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной модели образования, о возвращении к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Одной из форм достижения поставленной цели является деятельность краеведческого кружка «Край родной», которая направлена на более глубокое изучение «локальной истории».

За минувшее десятилетие значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Ныне можно обратиться к ранее «запретным» темам. Одним из ключевых направлений исследования становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей, земляков, членов семьи, изучение повседневности, обыденной жизни с её живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.

Для целенаправленного изучения истории родного края создаются школьные музеи, которые объединяют учащихся основной школы, увлекающихся историей, интересующихся родным краем. Обучение на базе школьного музея позволяет сочетать аудиторные и внеаудиторные занятия, теоретический материал об истории музеев, основных видах исторических источников, об особенностях организации музейного дела и практическую деятельность (поисковую, оформительскую, просветительскую и др.).

Цель деятельности школьного краеведческого кружка - создание деятельного коллектива единомышленников, знающих и любящих свой край, уважающих славное прошлое народа, умеющих ценить и понимать настоящее.

Задачи деятельности школьного краеведческого кружка:

  1. создать условия для познания окружающего жизненного пространства через изучение истории родного края

  2. осознать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

  3. понимать проблемы ближайшего социума;

  4. углубить знания учащихся о музейной деятельности:

  5. обеспечить условия для более активной познавательной работы учащихся

  6. использовать приобретенные знания в работе школьного музея.

В результате занятий в школьном краеведческом кружке учащиеся должны

1. овладеть совокупностью знаний об историческом опыте, понять взаимосвязь событий и тенденций региональной, отечественной и всеобщей истории

2. сформировать готовность жить и трудиться в своем селе, участвовать в его развитии

3. приобрести культурно-историческое мышление, развить умение анализа исторических источников, проведения исторических параллелей

4. получить навыки самостоятельного приобретения знаний.

Программа краеведческого кружка «Край родной» рассчитана на учащихся 7-8 классов.


ПРОГРАММА РАБОТЫ

ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА

«КРАЙ РОДНОЙ»


(108 часов)


Раздел 1. История музейного дела (20 часов)

Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма. Частные и общественные собрания Древнего Рима.

Храмы средневековья и их сокровищницы. Коллекционирование на Средневековом Востоке. Возникновение музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения. Естественнонаучные кабинеты XVI-XVII вв.

Музеи Англии, Италии, Франции XVIII в. Картинные галереи Германии и Австрии.

Возникновение российских музеев. Петербургская Кунсткамера. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.

Наполеоновские войны и музейное строительство. Музеи национальной истории и культуры.

Музеи Америки и Австралии. Африканские музеи. Музеи стран Азии.

Формирование государственной музейной сети в СССР. Музей в тоталитарном обществе. Новые тенденции в развитии музейной сферы во второй половине XX века. Детские музеи.

Раздел 2. Музеи Челябинской области (10 часов)

Классификация музеев. Музеи города Челябинска. Школьные музеи области. Школьные музеи Красноармейского района.

Раздел 3. Исторические источники (22 часа)

Вещественные источники. Археология как наука. Археологическая культура. Памятники архитектуры. Деревянное и каменное зодчество. Архитектурные стили XVIII-XIX вв. История усадеб. Архитектура XX вв. Памятники борьбы за независимость Родины.

Изобразительные источники.

Письменные источники. Палеография. Древнейшие виды письменности. Славянские алфавиты. Святые Кирилл и Мефодий. Материалы для письма. Графика письма. Орудия письма. Украшения рукописей. Миниатюры. Тайнопись. Летописи. Типы письма XI-XVII вв. Филиграни, миниатюры, инициалы. Берестяные грамоты. Книгопечатание на Руси. Гражданский шрифт. Библиотеки XVIII века. Книжное дело в России XIX века. Русские издатели Ф.Ф.Павленков, И.Д.Сытин. Периодическая печать в России. Советская печать.

Нумизматика. Первые русские монеты. Денежные слитки. Русские монеты XIV-XIX вв. Советские монеты.

Сфрагистика. Печати русского государства.

Геральдика. Теория герба. Дворянские гербы.

Фалеристика. Ордена и награды.

Устные источники. Ономастика и её разделы. Топонимика. Топонимика родного края. Антропонимика. Изучение фамилий. Устное народное творчество. Басни, сказки, былины, предания, песни, пословицы.

Генеалогия. Система социального этикета.

Фонические источники.

Фото- и кино-источники

Раздел 4. Музейное дело. Фонды музея (10 часов)

Музейный предмет. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный предмет. Музейная коллекция. Основной, вспомогательный, интерактивный фонды. Обменный фонд и фонд временного хранения. Коллекция, фонд, единица хранения. Комплектование фондов, их учёт и хранение. Акт поступления и его оформление. Учетная документация. Главная инвентарная книга. Шифрование предметов. Система хранения музейных фондов. Основная документация музея. Порядок передачи музейных предметов в государственный музей

Раздел 5. Музейное дело. Музейная экспозиция (10 часов)

Экспонат. Музейная экспозиция. Выставки и их виды. Методы построения экспозиций. Панорама, диорама. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Экспозиционный материал. Копии, репродукции, муляжи, новодел, макет, модель, голограмма. Научно-вспомогательный материал. Тексты. Указатели. Фотокомментарии.

Раздел 6. Музейное дело. Просветительская работа (10 часов)

Музейная экскурсия. Обзорные и тематические экскурсии. Как подготовить музейную экскурсию. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. План экскурсии. Музейный праздник. Лекции. Викторины, олимпиады, встречи с интересными людьми

Раздел 7. Музейное дело. Методика исследовательской работы (10 часов)

Возможные направления собирательской работы. Анкетирование. Интервьюирование. Программные вопросы интервью. Оформление паспортички. Требования к записям опроса, интервью, анкетирования. Систематизация и хранение материалов.

Этапы работы. Поиск необходимых документов. Создание вспомогательных информационно-поисковых средств.

Обобщение. Итоговая деловая игра «Мы создаём музей» (16 часов)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА

«КРАЙ РОДНОЙ»




Дата занятия

Тема занятия

1,2,3




Коллекционирование в античную эпоху

4.




Храмы средневековья и их сокровищницы

5, 6




Возникновение музеев. Кабинеты и галереи эпохи Во Возрождения.

7, 8, 9




Музеи XVIII в.

10, 11, 12




Возникновение российских музеев

13, 14, 15




Музеи национальной истории и культуры.


16, 17




Музеи Америки и Австралии. Африканские музеи. Музеи стран Азии.

18, 19




Музейная сеть в СССР

20.




Музеи в Российской Федерации

21,22




Классификация музеев.

23, 24




Музеи города Челябинска

25, 26




Школьные музеи Челябинской области

27, 28




Школьные музеи Красноармейского района.


29, 30




Школьный музей имени Боевой и трудовой Славы

31, 32, 33




Вещественные источники

34, 35




Изобразительные источники.

36 .37, 38, 39, 40




Письменные источники

41




Нумизматика.

42




Сфрагистика.

43, 44




Геральдика.

45




Фалеристика.

46, 47




Устные источники

48, 49, 50




Генеалогия.

51




Фонические источники

52




Фото- и кино-источники

53, 54




Музейный предмет

55, 56




Музейная коллекция

57, 58




Комплектование фондов, их учёт и хранение

59, 60




Система хранения музейных фондов

61,62




Основная документация музея.

63, 64




Экспонат. Музейная экспозиция

65, 66




Методы построения экспозиций

67, 68




Интерактивные выставки

69, 70




Этапы создания экспозиции

71, 72




Экспозиционный материал.

73, 74




Музейная экскурсия

75, 76




Обзорные и тематические экскурсии

77, 78




Как подготовить музейную экскурсию.

79, 80




Этапы подготовки экскурсии

81, 82




Музейный праздник.

83, 84




Методика исследовательской работы

85,86




Анкетирование.

87,88




Интервьюирование.

89,90




Создание вспомогательных информационно-поисковых средств.

91,92




Требования к записям опроса, интервью, анкетирования.

93-108




Обобщение



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО МУЗЕЕВЕДЕНИЮ


  1. Белов А.В. Новые подходы к изучению местной истории и использование краеведческого материала в школе//ПИШ, №10, 2000

  2. Владимиров В.И. Школьные музеи и преподавание регионального компонента//ПИШ, №2, 2000

  3. Дёмин М.А. Научно-образовательный центр исторического краеведения//ПИШ, №5, 1998

  4. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к решению//ПИОШ, №3, 2002.

  5. Калашникова А. Живое свидетельство Великой Победы//История, №9, 2006

  6. Карпов Г. М. Школьное краеведение//ПИШ, №2, 2000

  7. Колмаков А.И. История становится ближе// ПИШ, №5, 1998

  8. Лихачёв Д.С. Учит земля родная//Вестник Союза краеведов России, 1992, №1

  9. Методика историко-краеведческой работы в школе. М., Просвещение, 1982

  10. Петрова Е.Ю. Курс национально-региональной истории в основной школе//ПИОШ, №2, 2005

  11. Проблемы школьного воспитания, №3, 1999

  12. Сафина Д.Ф., Асафьева В.М. Краеведение в республике Татарстан: организация и формы работы//ПИШ, №2, 2000

  13. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области, М., 2005

  14. Сейнекенский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании//ПИОШ, №10, 2004

  15. Слюсарёва С.Н. История села Гражданского во второй половине XIX века//ПИОШ, №7, 2006

  16. Слюсарёва С.Н. Школьникам об односельчанах в годы Великой Отечественной войны//ПИОШ, №2, 2002

  17. Сологуб С.С. Как мы изучаем историю своего края//ПИОШ, №9, 2001

  18. Чернова М.Н. Изучение истории семьи//История, №5, 1999

  19. Чернова М.Н. Изучаем историю семьи//ПИШ, №3, 2001

  20. Шамшин А.Б. Историко-краеведческая работа со школьниками// ПИШ, №5, 1998

  21. Школьные музеи Подмосковья, М. .2003.

  22. Щеглова Т.К. Устная история и краеведческая работа// ПИШ, №5, 1998

  23. Этнография населения Псковской области. Программа сбора материалов//ПИШ, №7, 1996.

  24. Юренева Т.Ю. Музееведение, М., 2004.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВПО МУЗЕЕВЕДЕНИЮ


  1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., Просвещение, 1994.

  2. Федонин А.Р. История. Знакомство продолжается. М., 1999

  3. Энциклопедия для детей. История России. М, Аванта+, 1997

  4. Энциклопедия для детей. Религии мира. М, Аванта+, 1999

  5. Энциклопедия для детей. Всемирная история. М, Аванта+, 1996

  6. Энциклопедия для детей. Искусство. М, Аванта+, 2000.

Похожие:

Программа школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» iconРабочая программа По основам безопасности жизнедеятельности на 2012 2013 учебный год 5-9 класс
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации...
Программа школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» iconЛитература
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 29. 12. 2001...
Программа школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» iconПрограмма обсуждена и принята на расширенном заседании Совета школы 28 августа 2007 года. В данной программе обоснованной на законах РФ и рб «Об образовании»
В данной программе обоснованной на законах РФ и рб «Об образовании» и на «Концепции модернизации Российского образования на период...
Программа школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» iconТехнологичность строго соблюдается, а в последующие этапы
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г определены цели общего образования на современном этапе, исходя...
Программа школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» iconПояснительная записка к программе краеведческого кружка
Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма....
Программа школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» iconПояснительная записка Учебная дисциплина: обществознание
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ министерства образования РФ от 18. 07. 2003 №2783)
Программа школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» iconСтатья по теме «Воспитывающий характер обучения в начальной школе»
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005–2010 гг.». В концепции модернизации российского образования на период...
Программа школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» iconФормы и методы, используемые в профильном обучении для формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года» стала разработка системы специализированной...
Программа школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» iconПрограмма развития моу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Настоящая программа определяет стратегию развития адаптивной модели школы и основные направления деятельности по ее реализации. Основные...
Программа школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» iconПлан введение Глава Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках рисования. Глава 2
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года даются основные черты информационного общества. К ним относятся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница