Пояснительная записка к проекту закона Томской области




НазваниеПояснительная записка к проекту закона Томской области
Дата03.02.2016
Размер9 Kb.
ТипПояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту закона Томской области

«О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия на территории Томской области»


Россия - многонациональное государство. Сегодня на ее территории проживает более 150 этносов, принадлежащих к языковым группам различных религиозных конфессий, национальностей, проживающих в различных регионах и имеющих своеобразный уклад жизнедеятельности.

Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации, являясь важнейшей составляющей частью национальной культуры, способствующей формированию толерантности, основой национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох, играет ключевую роль в формировании культуры Российского государства.

На территории Томской области проживают представители более 100 национальностей. Нематериальное культурное наследие народов, проживающих в Томской области, является частью общего наследия человечества в различных областях деятельности, мощным средством сближения народов, этнических групп и утверждения их культурной самобытности. Велико ее социальное, экономическое, культурное и политическое значение.

Сохранение глубинных, базовых основ многонациональной культуры, национальных языков и литературы, значимых традиций, памятников фольклора, защита культурной самобытности каждого народа, создание условий для популяризации нематериального культурного наследия - все это важнейшая цель для обеспечения единого культурного пространства Томской области.

Нематериальное культурное наследие Российской Федерации представляет собой обычаи, формы представления и выражения, навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Нематериальное культурное наследие проявляется в таких областях, как устные традиции, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. (из Концепции "Программы нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 1013 годы")

Обострившееся сегодня внимание к сохранению нематериального культурного наследия является следствием общенациональных и мировых цивилизационных процессов, связанных с сохранением этнической самобытности народов в условиях глобализации, урбанизации, стандартизации и массовизации культурных процессов, поиском путей гуманизации встраивания личности в современное духовное пространство, сохранения её творческого потенциала и нравственно-гуманистических ориентиров. 

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества России. В русле народной культуры складываются представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и празднично-обрядовой жизни, система фольклора.

Нематериальное культурное наследие является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодёжной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С его помощью решаются такие серьёзные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями и т. п. 

     Сегодня в условиях расширяющейся в мире политики глобализации и происходящих социальных преобразований особую актуальность приобретает проблема сохранения самобытной народной традиционной культуры, накопленного веками культурного наследия, исторической памяти и разумного их использования для гражданской консолидации общества и дальнейшего развития отечественной художественной культуры в современных условиях.  

Нехватка средств для реализации мероприятий по охране нематериального культурного наследия и передаче нематериальных ценностей – устно, посредством подражания или иными средствами, от поколения поколению, от человека человеку, минуя институционально-организованные формы создает угрозу исчезновения НКН. Более того, в обществе исчезает необходимая для существования традиций установка на их сохранение, также современные средства массовой информации влияют на разложение, дискредитацию традиционных ценностей, образа жизни, быта.  
     В настоящее время существует проблема нехватки национальных кадров - специалистов фольклора и этнографии, хореографии. Отсутствуют мастерские по производству национальных музыкальных инструментов, национальных костюмов, обуви. Не налажена система подготовки репертуара для национальных коллективов, не имеющих своих административно-территориальных образований. 

Отечественный опыт свидетельствует о том, что забвение народных традиций, их утрата грозит распадом этнокультурных связей, потерей национального иммунитета, образованием чуждых природе этноса аномалий в жизни общества. 

Вытеснение нематериального культурного наследия на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности национальной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности.  

Работа по сохранению и восстановлению традиций народной духовной и материальной культуры требует применения программных средств и методов, действенной организационной и финансовой поддержки. Лишь объединение в специально организованном и целенаправленном процессе усилий общества и государства позволит нейтрализовать опасную зону культурной деградации, восстановить целостность социокультурного пространства, на основе этнических традиций выработать действительно продуктивные виды и формы государственного и общественного устройства. 

Поддержка и развитие народной культуры, трансляция лучших образцов духовной культуры последующим поколениям, как основы идентификации нации, является одной из важнейших обязанностей государства.  

Решение проблемы сохранения НКН является одним из определяющих условий поддержания единого национально-культурного пространства России, приобщения населения к фундаментальным духовным ценностям, развития творческого потенциала народа, как субъекта культуры и искусства. 

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.2007 г. определено, что «сегодня крайне важно развивать национальные культуры народов России, включая поддержку фольклорного творчества». Президентом страны также сделан акцент на том, что у общества должна быть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков.

 В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета РФ от 26.12.2006 г. и выполнением Программы мероприятий по реализации Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы, утвержденной  приказом Министерства культуры Российской Федерации за № 267 от 17 декабря 2008 года,  осуществлены работы по  разработке опытного (пилотного) варианта электронного Каталога (Реестра) объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.
     Государственный реестр объектов НКН – это государственная информационная система, включающая в себя банк данных объектов нематериального культурного наследия, единство и сопоставимость которых обеспечивается за счет общих принципов формирования, методов и форм ведения реестра. Он создается с учетом разработанной анкеты – паспорта ОНКН, на основе которой в настоящее время ведется формирование и пополнение региональных банков данных в субъектах РФ.    Каталог будет представлять собой информационную систему, включающую в себя базу данных ОНКН (аннотация, описание, исследование, документирование, реферат, примечания, цифровое отображение –графика, фото, видео и звук).
     Проведение деятельности по созданию и ведению Каталога ОНКН требует скоординированных усилий специалистов различных субъектов РФ, использования накопленного российского и зарубежного опыта, совершенствования подготовки квалифицированных кадров, способных проводить работу по выявлению и учету ОНКН.
     Приказом Департамента по культуре Томской области от 01.02.2011 № 26/01-07 принят Приказ о создании электронного каталога объектов нематериального культурного наследия Томской области, согласно которому ОГАУК «ДНТ «Авангард» призван обеспечить организационную работу по подготовке к созданию электронного каталога ОНКН. 30.05.2012 был принят Приказ № 138/01-07 о создании экспертного совета по формированию Единого реестра ОНКН Томской области; утверждено Положение о Едином реестре объектов нематериального культурного наследия Томской области, создана рабочая группа и ведется активная работа в этом направлении.

Похожие:

Пояснительная записка к проекту закона Томской области iconПостановление от 10 марта 2011 г. N 65а об утверждении долгосрочной целевой программы "развитие инновационной деятельности в томской области на 2011 2014 годы" (в ред постановлений Администрации Томской области от 20.
Томской области, статьей 11 Закона Томской области от 14 сентября 2009 года n 177-оз "О системе документов стратегического и программно-целевого...
Пояснительная записка к проекту закона Томской области iconПояснительная записка к проекту постановления Правительства Астраханской области
«О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 05. 05. 2011 №127-П»
Пояснительная записка к проекту закона Томской области iconТомской области
Ых категорий специалистами с высшим медицинским образованием, с высшим и средним фармацевтическим образованием, работающими в системе...
Пояснительная записка к проекту закона Томской области iconПротокол мероприятий по реализации Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Красноярским краем и Томской областью
Льва Владимировича, действующего на основании Устава Красноярского края, с одной стороны, и Томская область в лице Губернатора Томской...
Пояснительная записка к проекту закона Томской области iconО департаменте строительства и архитектуры томской области
Департамент строительства и архитектуры Томской области (далее Орган) является исполнительным органом государственной власти Томской...
Пояснительная записка к проекту закона Томской области iconАдминистративный регламент департамента здравоохранения томской области по исполнению
Томской области, на получение квалификационной категории и организации проведения аттестации работников системы здравоохранения Томской...
Пояснительная записка к проекту закона Томской области iconОб энергетической стратегии томской области на период до 2020 года
Рассмотрев проект Энергетической стратегии Томской области на период до 2020 года, внесенный в порядке реализации права законодательной...
Пояснительная записка к проекту закона Томской области iconРаспоряжение от 17 ноября 2009 г. N 820-ра об утверждении концепции действий на рынке труда томской области до 2020 года
Томской области, координации взаимодействия планов развития предприятий региона и программ подготовки специалистов с образовательным...
Пояснительная записка к проекту закона Томской области iconПояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы доу сп с. Султанай

Пояснительная записка к проекту закона Томской области iconАдминистрация томской области постановление
Внести в постановление Администрации Томской области от 23. 03. 2011 №77а «Об утверждении региональной Программы модернизации здравоохранения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница