Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности




Скачать 23,16 Kb.
НазваниеТелевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер23,16 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3





На правах рукописи


Барсукова Ольга Владимировна



Телевидение как фактор формирования

духовно-нравственных ценностей личности




Специальность 10.01.10 – Журналистика




Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Воронеж – 2012



Диссертация выполнена в ГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»


Научный руководитель:доктор филологических наук, доцент Шестерина Алла Михайловна


Официальные оппоненты:

Каминская Татьяна Леонидовна, доктор филологических наук, профессор, Новгородский госуниверситет, заведующая кафедрой журналистики;

Быкова Оксана Владимировна, кандидат филологических наук, Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Белгород», начальник службы радиовещания


Ведущая организация: Тамбовский государственный

университет им. Г.Р. Державина


Защита состоится 25 апреля 2012 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.038.18 в Воронежском государственном университете по адресу: 394068, г. Воронеж, Московский проспект, 88, к. 211-а (конференц-зал)


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронежского государственного университета


Автореферат разослан «___» марта 2012 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета С.Н. Гладышева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Учитывая процессы, характеризующие современный этап развития социума и отражающиеся в активном участии средств массовой информации во всех сферах жизни и деятельности людей, можно констатировать факт усиления влияния журналистики на духовно-нравственную атмосферу в обществе. В России наибольшей воздействующей силой в этом контексте обладает телевидение, являющееся для многих российских граждан основным источником информации. Этот процесс особенно заметен на уровне регионов, где активизация сетевого и конвергентного сектора, конкурирующего с так называемыми «традиционными» медиа, малоощутима. Приходится, однако, констатировать, что современное телевидение преимущественно лишь транслирует те произведения, которые отвечают критериям ценности, подлинности и гуманизма, и крайне редко становится транслятором культурных ценностей в их подлинном широком понимании. Это обстоятельство, а также присутствие на российских телеканалах массива произведений, не представляющих культурной и художественной ценности, а в каком-то смысле составляющих угрозу сохранения культурных норм и традиций, говорит о том, что электронные медиа в настоящий момент преимущественно слабо выполняют функцию культурно-нравственного формирующего начала. Низкосортная телепродукция, заполнившая эфирное время, нередко оказывает негативное воздействие на общество в целом, на мировоззрение и духовное развитие его членов, и это влияние часто можно назвать антигуманным и антисоциальным.

Несмотря на то, что мир аудиовизуальных образов активно входит во все сферы социокультурной жизни, косвенно влияя даже на тех людей, которые телевизору предпочитают иные формы досуга, качественные характеристики такого важного элемента жизни человека, каким является телевидение, и его воздействие на социально значимые процессы, на формирование личности изучаются недостаточно активно. Творческие и управленческие решения, принимаемые в связи с функционированием телеканалов, происходят, как правило, без социальной диагностики, без учета предпочтений, реакций и интересов телезрителей, что вряд ли способствует открытости общества, его демократизации и гуманизации. Кроме того, обостряется и проблема защиты человеческого сознания от всевозрастающего манипулирования им СМИ – особенно в ситуации активной трансформации информационной среды. Для современного человека очевидна необходимость формирования навыков восприятия информации, умения верно понимать значение аудиовизуальных образов. Особенно это касается детей, чья неокрепшая психика чутко реагирует на все, что ребенок видит на экране. В результате бесконтрольных и бездумных просмотров телепередач ребенок находится под воздействием негативного влияния телевидения, что, несомненно, сказывается на духовно-нравственном формировании его личности.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена усилением роли телевидения в современном информационном обществе, его вхождением во все сферы жизнедеятельности и развития личности, а также необходимостью исследования влияния телевидения в социокультурном контексте, разработки способов защиты от негативного воздействия масс-медиа, прежде всего, на детей, методики формирования духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста посредством телепрограмм.

Степень научной разработанности проблемы на уровне исследования регионального контента в контексте общего фона телепередач нельзя считать удовлетворительной, хотя, бесспорно, на уровне фрагментарного осмысления тема влияния ТВ на формирование духовно-нравственных ценностей личности рассматривается многими учеными, нередко – в междисциплинарном аспекте. Так, значительное внимание факту участия ТВ в формировании духовности общества через призму психологических концепций уделяется в коллективной монографии «Человек как субъект и объект медиапсихологии» под редакцией
Е.Вартановой, Ю.Зинченко, В.Миронова, В.Петренко,
Е.Прониной1. Диссертационное исследование А.Пилипенко2 посвящено рассмотрению телевидения как средства нейролингвистического программирования. А. Гарматин3 исследует теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания. И.Полуэхтова4 изучает вопросы социального функционирования телевидения. А. Давтян5 рассматривает персонаж телевизионной рекламы Ряд работ посвящен истории радио и телевидения и его типологическому анализу и косвенно содержит рассуждения о культуроформирующем потенциале этого типа СМИ (М.Цуканова6, Е.Раскатова7). Работа Е.Ивановой8 посвящена вопросам отрицательных последствий экспансии западного телевидения на российских каналах и влиянию федеральных каналов на региональное телевидение. Р. Табасаранский9 рассматривает телевидение и телерекламу как эстетико-художественный феномен, а Н.Шеляпин10 прослеживает основные тенденции формирования эстетических установок современного ТВ. А.Шестерина обращается к анализу проблемного дискурса передач культурно-просветительской тематики11. Диссертационное исследование М.Осипова12 посвящено проблемам диверсификации отечественного телевидения.

Исследователи затрагивают также такие темы, как особенности формирования духовно-нравственных ценностей у человека и, в частности, у детей в аспекте медиаобразования. Так М.Бакусева13 рассматривает телевидение как фактор формирования социальных настроений в российском обществе, М.Найден14 рассуждает о ценностной направленности программ как фактора культурно-просветительского телевещания, О.Шергова15 сопоставляет медиаобразование и журналистику, затрагивая коммуникативные и лингвистические компоненты. Исследование И.Жилавской16 также касается проблем медиаобразования как основы оптимизации взаимодействия СМИ и молодежной аудитории. Диссертация О.Печинкиной17 посвящена школьному медиаобразованию в зарубежных странах. З.Хубиева18 рассматривает духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности.А.Г. Чикирис, исследуя телевизионное вещание, рассуждает о формировании зрительского восприятия19

Об особенностях психологического воздействия телевизионных сообщений рассуждает Е.Пронина20.Толерантности в профессиональной деятельности журналиста посвящено диссертационное исследование Т.Новиковой21. Месту телевидения в манипулировании сознанием уделяет внимание С.Кара-Мурза22. К проблеме участия ТВ в формировании картины мира обращается в своих публикациях и докладах Д.Дондурей23. Ряд существенных результатов достигнуто в рамках смежных наук: психологии, педагогики, социологии (Т.Адамьянц24, Л.Антилогова25, Л.Божович26, Е.Бондаренко27, Т.Дридзе28, Л.Зазнобина29, А.Канапацкий30, А.Федоров31).

Таким образом, изучение научной и научно-методической литературы, так или иначе касающейся обозначенной проблемы и смежных научных дисциплин, позволяет говорить о важности темы исследования. Однако необходимо констатировать небольшое количество научных исследований, посвященных системному рассмотрению различных аспектов и сфер влияния телевидения на формирование духовно-нравственных основ гармонически развитой современной личности, в частности, детей дошкольного возраста, а также, значению медиаобразования и разработке методики обучения медиаграмотности детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проблемы, а также степень ее научной разработанности определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования, его внутреннюю логику и структуру.

Цель работы состоит в конкретизации роли современного телевидения в процессе формирования духовно-нравственных ценностей личности через анализ его характерных черт, особенностей функционирования, сфер и технологии воздействия на человека, а также в разработке вариантов защиты детского сознания от негативного влияния телевидения преимущественно посредством формирования методик медиаобразования.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Систематизировать разрозненные представления об особенностях и функциях современного телевидения как особого средства массовых коммуникаций, как специфического феномена культуры;

  2. Выявить роль регионального телевидения в системе российских телеканалов, проанализировав деятельность местных телекомпаний.

  3. Исследовать процесс трансформации телевидения под влиянием общественно-политических, социальных, экономических и других преобразований; на основе полученных результатов определить характер, сферы и степень влияния телевидения;

  4. Проанализировать место и роль телевидения в системе коммуникаций, а также в жизнедеятельности современного человека;

  5. Рассмотреть эстетику современного телевидения и определить его роль в формировании духовно-нравственных ценностей личности;

  6. На основе изучения зарубежного и российского опыта реализации медиаобразования, а также данных смежных с журналистикой дисциплин, возрастных особенностей развития попытаться разработать методику формирования критического отношения к медиаинформации в детском дошкольном учреждении;

Объектом диссертационного исследования является телевидение как важный фактор формирования и развития человеческой личности.

Предметом исследования – функции, особенности, современного телевидения, сферы, технологии и процессы влияния на человека, негативные последствия такого влияния и способы их преодоления с позиций духовно-нравственного становления личности.

Рабочая гипотеза исследования: формирование духовно-нравственного содержания личности в современных условиях проходит под сильнейшим влиянием телевидения и нуждается в системном анализе и корректировке процессов телепросмотра, особенно в детском возрасте, когда ребенок чрезвычайно восприимчив к воздействию медиаконтента.

Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили работы по теории и истории журналистики, прежде всего, фундаментальные труды А.Г.Беспаловой32, Е.Л.Вартановой33,А.С.Вартанова34,В.В.Ворошилова35,

А.А.Грабельникова36,И.М.Дзялошинского37,Я.Н.Засурского38,С.Г.Корконосенко39, И.В.Кузнецова40, Г.В.Лазутиной41, Р.П.Овсепяна42, Е.П.Прохорова43, Л.Г.Свитич44, С.И.Сметаниной45, А.А.Тертычного46, В.В.Тулупова47 и других. Важными для понимания процесов, протекающих в массовой информации и массовой культуре, являются труды таких ученых, как Ю. Лотман48, Э.Тоффлер49, М. Кастельс50, А. Г. Качкаева51, Р. А. Борецкий52, В.Л. Цвик53, С.А. Муратов54, К. Э. Разлогов55, и др. Фундаментальные положения социологических и социально-психологических теорий личности, общения и деятельности содержатся в трудах А.В. Петровского56, Л.С.Выготского57, Б.В.Ломова58, И.С.Кона59, Б.Г.Ананьева60, А.Н.Леонтьева61,Б.С.Братуся62, В.В.Знакова63, В.Д.Шадрикова64 и др. Основные принципы детской психологии и педагогики содержат труды В.С.Сухомлинского65, К.Д.Ушинского66, Д.Б.Эльконина67.

Методологическая основа работы определяется следованием историко-функциональному, а также историко-проблемному подходам к изучению процесса влияния телепрограмм на формирование духовно-нравственных качеств личности. При изучении тематики, жанровых особенностей и средств выразительности телепередач применяются филологические методы исследования. В ходе сопоставления воздействующего потенциала различных телеканалов примняются сравнительно-типологический и текстологический методы. Вместе с тем, системный подход к изучению вопроса предполагает обращение к психологическому, социологическому и культурологическому комплексу научных методов исследования, что позволяет многоаспектно рассмотреть исследуемую проблему и всесторонне определить характер участия современного телевидения в процессе формирования духовно-нравственных ценностей личности.

Эмпирическая база исследования включает:

-передачи телевизионных эфиров федеральных каналов, оказывающие наиболее ощутимое влияние на формирование духовности и нравственности россиян;

-контент региональных телеканалов г. Тамбова и Тамбовской области, значимый в контексте проблематики исследования;

-документы, характеризующие деятельность государственных и негосударственных телекомпаний Тамбовской области;

-результаты социологических опросов, проведенных в том числе автором среди жителей города Тамбова по проблемам освещения телевидением различных сфер жизнедеятельности, функционирования телевидения, мотивам предпочтения тамбовчан при просмотре телепередач;

-систематизированные результаты анкетирования детей дошкольного и младшего школьного возраста, их родителей, воспитателей и учителей, студентов по проблематике исследования.

Кроме того, при работе над диссертацией автором учтен собственный многолетний профессиональный опыт работы в системе регионального телевидения.

Хронологические рамки исследования определяются задачей изучить современные особенности участия медиа в формировании духовно-нравственной палитры аудитории. Преимущественное внимание уделяется телевизионному контенту 2007-2011 годов. В сопоставительном же аспекте осуществляется фрагментарное сравнение со спецификой функционирования телевидения более раннего исторического отрезка.

Научная новизна основных результатов диссертационной работы определяется комплексным подходом к изучению проблем влияния телевидения на человеческое сознание и, в первую очередь – на духовно-нравственные аспекты личности. В работе впервые осуществляется системный анализ воздействия телепередач на нравственные и ценностные ориентиры детей дошкольного возраста, причем не изолированно, а в комплексном изучении вектора трансформации личности. Новизна заключается и в сочетании различных векторов изучения процесса, который рассматривается, во-первых, с позиций анализа потенциальных позитивных и негативных качеств медиаконтента, во-вторых, с позиций изучения реакции на медиаконтент детской аудитории, в третьих, через призму рефлексии родителей, наблюдающих за трансформацией детского поведения под влиянием СМИ, и, наконец, в контексте эксперимента, итогом которого стала работа в подготовительных группах МДОУ «Детский сад комбинированного типа» №68 г. Тамбова, включающая разработку программы медиаобразования и воспитания детей дошкольного возраста посредством телепрограмм и проведение занятий в течение учебного года (2010-2011 гг.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследование особенностей современного телеконтента позволяет нам говорить, с одной стороны, о приближении российского телевидения к американской модели, а с другой о несомненной актуализации его социального функционирования;

2. Манипулируя зрителем, электронные медиа не только не способствуют развитию способности анализировать и критически осмысливать увиденное, но и порождают определенную целевую аудиторию – легко внушаемую, безликую, примитивную. Тем нагляднее выступает проблема воспитания культуры телесмотрения, адекватного восприятия экранной культуры;

3.Недостаточное использование духовного и эстетического потенциала телевидения в процессе воспитания в образовательных учреждениях и в семье способствует формированию ложных духовно-нравственных ценностей личности и отклоняющегося поведения подрастающего поколения;

4. Опыт медиаобразования в подготовительной группе детского сада свидетельствует, прежде всего, о том, что приобщение детей к медиаобразовательным процессам требует обязательных совместных усилий педагогов, родителей, а также о том, что предложенная программа способствует формированию критического отношения детей к медиа, помогает им лучше ориентироваться в предлагаемой телевидением информации.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит существенный вклад в осмысление духовно-нравственной роли современного телевидения в системе средств массовой информации. В научный оборот вводятся новые факты, полученные как в ходе исследования и сопоставления существующих научных концепций, так и в ходе экспериментов, осуществленных автором диссертации. Анализируется влияние телевидения на конкретного человека, социальные группы и на общество в целом. Кроме этого, в работе представлен взгляд на телевидение как на явление конкретно-историческое, зависимое от общественной, политической, экономической ситуации; определены факторы и последствия этой зависимости в аспекте анализируемой проблемы. Направление исследования может быть развито в ходе системного осмысления процессов взаимовлияния СМИ и общества.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его рекомендации и разработки носят целенаправленный характер, в случае практического применения, могут содействовать защите детей от негативного влияния электронных медиа и, в конечном итоге, духовно-нравственному формированию личности. Результаты исследования могут быть использованы журналистами-практиками в ходе разработки и корректировки сетки вещания телевизионного канала, в осмыслении подходов к формированию эфира в целом и конкретной передачи в частности. Существующий опыт применения разработок в сфере дошкольного медиаобразования, прошедший апробацию в отдельном детском воспитательном учреждении, может получить распространение в практике формирования дошкольной системы медиаобразования в целом. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики при чтении курсов «Основы журналистики», «Психология журналистики», «Основы тележурналистики», а также в разработке системы медиаобразования как на его базовых ступенях (дошкольное медиаобразование), так и на уровне подготовки преемственно взаимосвязанных циклов.

Практическая значимость. Изучение феномена телевидения дает возможность выработать общие критерии, которым оно должно отвечать, не только в городе Тамбове, но и в других городах, а также разработать медиаобразовательную программу, помогающую преодолеть негативные последствия влияния телевидения на детей. Рекомендации исследования предлагается использовать при организации учебных процессов и формировании учебных программ в детских дошкольных, общеобразовательных учреждениях. Кроме того, результаты исследования можно применить при чтении базовых учебных курсов по журналистике и связям с общественностью, а также в ходе занятий в системе повышения квалификации редакторов телекомпаний, в ходе семинарских занятий с журналистами регионов, а также при проведении методических занятий с руководителями и сотрудниками детских дошкольных учреждений.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования получили отражения в десяти публикациях, а также в ходе выступлений на конференциях, проводимых в гг.Москве, Минске, Волгограде, Воронеже, Казани. Сформулированные в работе подходы к созданию программ духовно-нравственного содержания прошли апробацию в ходе подготовки авторских телевизионных передач (телемарафоны «В кругу семьи», «День Победы», цикл просветительских программ «Реки Тамбовщины»), организации видео- и киноархива Тамбовской области и последующего его использования при подготовке просветительских программ. Разработки в сфере медиаобразования прошли апробацию в организации курсов повышения квалификации журналистов Тамбовской области (2008, 2009 г.г.), чтении лекций по теме диссертации в рамках данных курсов, в ходе публичных выступлений на совещаниях, проводимых в городах Тамбове, Липецке, Твери, Московской области и т.д. Критерии оценки духовно-нравственного уровня телепрограмм были апробированы в организации профессиональных конкурсов и мастер-классов. Система дошкольного медиаобразования прошла апробацию в работе с детьми, родителями и воспитателями в МДОУ «Детский сад комбинированного типа №68 г.Тамбова».

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и сопровождается списком литературы и приложениями.

  1   2   3

Похожие:

Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности iconФормирование духовно-нравственных качеств у выпускника современной начальной школы в ходе изучения модульного курса
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» как способ формирования духовно-нравственных качеств выпускника современной...
Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности iconАнализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год
Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России
Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности iconВыпускная работа слушателя курсов «Современные модели индивидуализации образования в условиях фгос второго поколения»
Личностные: определение духовно-нравственных ценностей обучающихся средствами умело организованного общения на уроке
Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности icon«Беседский сельскохозяйственный техникум»
Внеучебная практическая деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций, профессионального самоопределения и развития...
Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности iconДоклад «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников»
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных...
Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности iconНравственный потенциал семьи как фактор формирования духовных ценностей молодежи: социологический аспект
Диссертация выполнена на кафедре философии и социологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего...
Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности iconПатриотическое направление воспитательной работы с учащимися 5-го класса в кружковой краеведческой деятельности
Роль классного руководителя в формировании духовно-нравственных качеств личности
Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности iconПояснительная записка в современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью и пожилыми людьми.
«Комплексный центр социального обслуживания населения по Советскому району города Челябинска»
Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности iconА. А. Федотова интертекстуальность как фактор формирования смысла в повестях н. С. Лескова «полунощники» И«заячий ремиз» Существенной характеристикой текстов Н. С. Лескова является семантическая многослойность. По об
Интертекстуальность как фактор формирования смысла в повестях н. С. Лескова «полунощники» и «заячий ремиз»
Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности icon2. Организационная культура как фактор формирования трудового коллектива
Определение организационной культуры
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница