Рабочая программа по культуре родного края 9 класс




Скачать 36,03 Kb.
НазваниеРабочая программа по культуре родного края 9 класс
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер36,03 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Чубаевская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на заседании методсовета Заместитель директора приказом по школе №

протокол № по УВР от «_____» ___________20 от «_______»____________20 __________Л.Ф.Никифорова Директор ОУ

«_____» ___________20 ______________А.К.Димитриев

«_____» ___________20


Рабочая программа

по культуре родного края

9 класс

срок реализации_______________учебный год


Составлена на основе:

  • авторской программы Е.В.Александровой (Енькка) Программа "Тёван ен культури".  "Культура родного края". Чебоксары: Чув.кн.издательство

  • Учебников Е.В.Енькка «Родной край» 4, 8 классы.



Автор программы:

учитель культуры

родного края

МБОУ «Чубаевская ООШ»

Никифорова Л.Ф.


Чубаево 2012


Пояснительная записка

Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной политикой Чувашской Республики одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.

Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.

В 1992г. в обязательный компонент школьной программы был введен предмет «Культура родного края». Предмет был введен, но возникло немало проблем: во-первых, не было четкой программы, во-вторых, не было методического обеспечения.

Поэтому я поставила перед собой задачу - создать программу, которая во- первых, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - формированию зрелой личности, во-вторых, воспитание чувства любви к своей Малой Родине у школьников, воспитание нравственности и патриотизма, воспитание на приоритете общечеловеческих ценностей .

Программа рассчитан на учащихся 9 класса (1 час в неделю). В связи с тем, что в 8 классе курс «Культура родного края не изучается», материал 8 класса включен в программу 9 класса. Я считаю, что историю чувашей со 2 по 18 века нельзя оставлять без изучения.


Цель программы:

Сохранить чувашскую культуру во всем ее многообразии.

Задачи программы:

1.Возрождение, сохранение и развитие прикладных видов народного искусства;

2. Развитие в учащихся творчества, высокого художественного вкуса;

3. Воспитание экономичности, трудолюбия, осуждение праздности, лени.

4. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России, развитие интереса и привязанности к своей Малой Родине.

5. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научить видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий.

6. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории.

7. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.

Для выполнения поставленных задач учащиеся имеют достаточные знания, умения и навыки, полученные в начальных классах на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, чувашского языка и чувашского слова.

Основные методы работы:

- словесные;

- наглядные;

Формы работы:

- экскурсии в краеведческие музеи (школьный, районный), национальный музей г.Чебоксары;

- экскурсии в разные театры Республики;

- посещение выставок народного творчества, магазинов народного промысла;

- изучение литературы;

- выполнение практических работ;

-выполнение лабораторных работ по предмету;

- создание творческих проектов;

- проведение выставок работ учащихся;

- создание мультимедийных презентаций;

- составление исследовательских работ;

- создание электронных программ для контроля знаний.

Формы и методы, технологии обучения

Словесные методы: при формировании теоретических и фактических знаний и решении всех других задач обучения.

Наглядные методы: для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

Практические методы: для развития практических умений и навыков.

Репродуктивные методы: для формирования знаний, умений и навыков.

Проблемно-поисковые: для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.

Индуктивный метод: для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему).

Дедуктивные методы: для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать

явления.

Методы самостоятельной работы: для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда.


Прогнозируемые результаты
.Учащиеся будут знать все о истории чувашей с момента возникновения и до сегодняшнего дня.

Ожидаемый результат

Овладение знаниями и умениями, способствующими сохранению чувашской культуры, формированию заинтересованного и уважительного отношения современного ребенка к миру его дедов и прадедов, осоз­нанного восприятии детьми своей принадлежности народу, Чувашии, России, Земле и ответственности за все это.

Знание истории родного края, его природных особенностей. Повышение уровня обученности школьников и качества знаний по истории, географии, биологии. Увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.


В построении программы присутствует и тематический принцип, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является история и культура на разных этапах развития.

Программа предоставляет возможность систематически использовать следующие формы изучения материала: уроки-лекции, семинары, деловые игры, путешествия в прошлое, творческие задания, экскурсии, задания индивидуального исследовательского характера, рефераты, электронные учебники, мультимедийные презентации, электронные программы для контроля знаний и т.д.

Интеграция с предметами

Чувашский язык и литература, история, музыка, физическая культура, ИЗО, география.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате занятий по данной программе учащиеся должны:

знать/понимать:

- Сущность, основные цели и задачи курса культуры родного края;

- основные этапы и ключевые истории Чувашской Республики с древности до наших дней;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей;

- выдающихся деятелей истории Чувашской Республики;

- факты, явления, события в истории края;

- причинно-следственные связи между ними.

уметь:

- соотносить даты событий истории чувашского и русского народов;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; сравнивать свидетельства разных источников;

- рассказывать о важнейших исторических исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

- Вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога, понимать динамику исторического процесса.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии чувашского народа;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов чувашского народа в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

  • сохранение чувашской культуры;

  • формирование заинтересованного и уважительного отношения современного ребенка к миру его дедов и прадедов;

  • осоз­нанное восприятие детьми своей принадлежности народу, Чувашии, России, Земле и ответственности за все это.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ В 9 КЛАССЕ

п/п

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Тип урока

ТСО

Промежуточный итоговый контроль

Практическая часть программы

Примечание

1

Введение. Исследователи истории чувашского народа

Проблемы истории чувашского народа. Периодизация этнической истории чувашского народа.




1

Изучение нового материала

Презентация «Исследователи истории чувашского народа»

Конспектирование, Перевод материала рассказа учителя в таблицу

Развивать у учащихся умение общаться, излагать свои мысли, доносить до аудитории необходимую информацию, аргументировать свои ответы, составление рассказа на заданную тему.




2

Как познают историю: археология, письменные источники, музеи, исторические события в произведениях фольклора и творчестве народов Поволжья. Место чувашского языка в мировом древе языков.




1

комбинированный

Презентация «Как познают историю»

Работа по мировому языковому дереву.

Классное сочинение

Аргументировать свой ответ

Учить учащихся анализировать, сравнивать и обобщать




3

Предки чувашей в Центральной и Средней Азии. Элементы быта и культуры предков чувашей




1

комбинированный

Презентация «Предки чувашей в Центральной Азии»

Развернутый ответ на вопрос. Вопросы и задания

Самостоятельно составлять рассказ, формулировать несложные выводы. Развивать умение сравнивать различные признаки, находить сходства и различия, делать выводы, обобщения




4

Предки чувашей в Причерноморье. Их духовная и материальная культура




1

комбинированный

Презентация «Предки чувашей в Причерноморье»

План рассказа учителя, самостоятельная работа

Продолжать формирование общеучебных умений наблюдения, слушания, классификации и обобщения.




5

Великая Булгария. Дунайская Булгария. Миграция булгарских племен. Хазарский каганат.




1

комбинированный

Презентация «Великая Булгария»

Работа по карте, развернутый ответ на вопрос

Формулировать выводы по прослушанному, самостоятельно строить рассказ




6

Древние племена Волго-Камья. Их материальная и духовная культура. Образование Волжской Булгарии




1

комбинированный

Презентация «Древние племена Волго-Камья»

Групповая работа, характеристика исторической личности

Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, самостоятельно составлять рассказ, формулировать несложные выводы




7

Поселения Волжской Булгарии. Обустройство и система обороны городов. Торговые связи Волжской Булгарии. Основные занятия булгар. Ремесла в Волжской Булгарии.




1

комбинированный

Презентация «Города Волжской Булгарии»

Схемы городов, анализ документов, анализ сочинения Ахмет ибн Фадлана

Излагать главные вопросы темы, использовать исторические документы как источник знаний, анализировать исторические документы, формировать выводы




8

Посольство Багдадского халифата в Волжскую Булгарию. Принятие ислама. Наука и культура Волжской Булгарии. Волжская Булгария и русские княжества.




1

комбинированный

Презентация «Посольство Багдадского халифата»

Анализ сочинения Ахмет ибн Фадлана, развернутый ответ на вопрос, анализ отдельных частей «Повестей временных лет»

Продолжить работу по формированию умений группировки, сравнения, аргументации, обобщения и самоконтроля, давать развернутый ответ и отзыв на него, составлять развернутый план параграфа




9

Повторение.




1

Повторительно-обобщающий




Контрольное тестирование

Повторить, обобщить, закрепить учебный материал раздела




10

Булгары и народы Поволжья в составе Золотой Орды. Междоусобицы в Золотой Орде.




1

комбинированный

Презентация

Групповая работа с дополнительной литературой, дискуссия по вопросу

самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний, формировать умение участвовать в обсуждении




11

Возникновение Казанского ханства. Присоединение Чувашии к Российскому государству.




1

комбинированный

Презентация

Вопросы и задания

логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения, на основе документальных источников давать характеристику событиям и их участникам.




12

Финно-угорские и тюркские народы Поволжья и Приуралья.




1

комбинированный




Вопросы и задания

Формирование умений составлять рассказ, делать выводы




13

Чуваши в 16-17 вв. Образование городов и уездов.




1

Изучение нового материала




Вопросы и задания, характеристика войн

Развивать умение конспектировать, умение готовить выступления на заданную тему




14

Положение чувашского сельского населения. Крестьянские войны.




1

комбинированный




тесты

Составлять характеристику войн




15

Чувашия в 18-19вв. Образование губерний. Христианизация




1

комбинированный




План-конспект рассказа учителя , развернутый ответ на вопрос

Умение анализировать исторические документы, умение самостоятельно работать с дополнительной литературой




16

Чувашия в конце 19 в. Первые купцы и предприниматели




1

комбинированный

э/учебник «Чебоксары – жемчужина Поволжья»

Выступление с сообщениями

Готовить сообщения и выступать с ним




17

Повторение по теме «Чувашия в 15-19 в.в.»




1

Повторительно-обобщающий







Систематизация и контроль качества знаний учащихся.




18

Развитие образования. Изменение чувашского менталитета




1

комбинированный




Групповая работа «Учебные заведения Урмарского района»

Грамотно излагать материал на поставленные вопросы




19

Миграционные процессы чувашского населения России. Чувашия на рубеже 19-20 вв. Персоналии




1

комбинированный

э/учебник «Чебоксары – жемчужина Поволжья»

Работа по карте, составление плана-конспекта

Устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, умение участвовать в обсуждении




20

Революции. Гражданская война. Образование ЧАО, ЧАССР. Персоналии.




1

комбинированный

Комп. э/учебник «Чебоксары – жемчужина Поволжья»

Анализ материала из дополнительной литературы, вопросы и задания

Умение работать с дополнительной литературой, умение анализировать, обобщать, оценивать исторические события




21

Строительство социализма. Репрессии.




1

комбинированный




Поиски материала у старожилов

Умение давать оценку историческим событиям




22

Развитие профессионального искусства, литературы, науки. Персоналии.




1

комбинированный

Комп. э/учебник «Чебоксары – жемчужина Поволжья»

Составление таблицы

Аргументировано высказывать свое мнение, самостоятельно записывать фрагменты рассказа учителя




23

Великая Отечественная война. Положение тылового населения.




1

комбинированный

Комп. э/учебник «Чебоксары – жемчужина Поволжья»

тестирование

Формирование умений составлять план-конспект




24

Политика и экономика Чувашии во 2 половине 20 в. Персоналии.




1

комбинированный

Комп. э/учебник «Чебоксары – жемчужина Поволжья»

План-конспект материала урока

Умение составлять конспекты




25

Искусство, наука и литература Чувашии во 2 половине 20 в. Персоналии.




1

комбинированный

Комп. э/учебник «Чебоксары – жемчужина Поволжья»

Презентации по теме урока

Умение составлять презентации




26

Образование, здравоохранение, спорт Чувашии во 2 половине 20 в.




1

комбинированный

Комп.

тестирование

Умение готовить сообщения и выступать с ними




27

Повторение по теме « Чувашия в 20 веке»




1

Повторительно-обобщающий







Систематизация и контроль качества знаний учащихся.




28

Республиканские СМИ.




1

комбинированный

Комп. э/учебник «Чебоксары – жемчужина Поволжья»

Презентации по теме урока

Умение составлять презентации




29

События и персоналии наших мест.




1

комбинированный

Комп.

Исследовательская работа

Умение выступать перед аудиторией




30

Приволжский регион.




1

комбинированный

Комп. э/учебник «Чебоксары – жемчужина Поволжья»

Работа в Интернете

Умение искать дополнительный материал в Интернете




31

Чувашия в 21 в.




1

комбинированный

э/учебник «Чебоксары – жемчужина Поволжья»










32

Менталитет чувашей. Толерантность как основа развития современного общества.




1

комбинированный




Развернутый ответ на вопрос

Умение вести дискуссию по вопросу




33

Сохранность и место чувашской культуры в современной мировой культуре.




1

комбинированный




Обсуждение вопроса

Аргументировано высказывать свое мнение




34

Повторение изученного за год




1

Повторение и обобщение




тестирование







Содержание курса

9 класс. Родной край (34 ч)

Введение. Исследователи истории чувашского народа. Пробле­мы истории чувашского народа. Периодизация этнической истории чувашского народа.

Как познают историю: место чувашского языка в мировом древе языков; археология; письменные источники; музеи. Отображение ис­торических событий в произведениях фольклора и творчестве на­родов Поволжья.

Предки чувашей во II тыс. до н.э.—III в. н.э.

Предки чувашей в Центральной и Средней Азии. Пути миграции предков чувашского этноса из Центральной Азии в прикаспийские степи.Элементы их быта и культуры.

Предки чувашей в Причерноморье. Элементы их материальной и духовной культуры: земледелие, скотоводство, поселения, жилища, ремесла, письменность. Повторение.

Великая Булгария и Хазарский каганат. Западно-Тюркский кага­нат, его распад и образование Хазарского каганата и Великой Булгарии. Великая Булгария, ее дипломатические и культурные связи с Византией. Распад Великой Булгарии.

Миграция булгарских племен. «Черные» булгары. Хан Аспарух. Обра­зование Дунайской Булгарии, элементы ее культуры и истории.

«Серебряные» булгары. Хазарский каганат как государственное воплощение салтово-маяцкой археологической культуры. Переселе­ние племен Хазарского каганата в Волго-Камье.

Древние племена Волго-Камья. Элементы их материальной и ду­ховной культуры. Археологические культуры предков современных поволжских народов. Повторение.

Волжская Булгария. Образование Волжской Булгарии. Ее границы, население. Ее посе­ления: города, замки, деревни. Виды жилищ. Обустройство и систе­ма обороны городов.

Торговые связи, товары, караван-сараи, системы торговых отно­шений Волжской Булгарии.

Сельское хозяйство: земледелие, скотоводство, пчеловодство; охота, рыболовство.

Ремесла: металлообработка, ювелирное искусство, стеклообработка, гончарное искусство, обработка кожи, кости, дерева. Ткаче­ство, ковровязание, вышивка.

Посольство Багдадского халифата, сочинение Ахмет ибн Фадла-на. Принятие ислама. Наука и культура Волжской Булгарии.

Волжская Булгария и русские княжество: торговые, военные, дипломатические отношения. Взаимовлияние культур и языков. Повторение.

Булгары и народы Поволжья в составе Золотой Орды и Казанского ханства. Военная политика монголов. Завоевание Волжской Булгарии. Булгарский улус в составе Золотой Орды. Политика, экономика, культура Золотой Орды.

Междоусобицы Золотой Орды. Поход Тамерлана на Волгу. Опустошение булгарских земель. Распад булгарской государственности. Переселение булгар.

Возникновение Казанского ханства. Положение булгарского населения в условиях противостояния Казанскою ханства и Московского государства.

Присоединение Чувашии к Российскому государству.

Возникновение термина «чуваш». Политика Московского государства. Завоевание Казанского ханства Иваном Грозным. Условия вхождения булгаро-чувашей в состав России.

Финно-угорские и тюркские народы Поволжья и Приуралья

Повторение.

Чувашский край XVIXIX вв. Чуваши в XVI — XVIвв. Образование городов и уездов. Расселение чувашей. Образование населенных пунктов на территории Урмарского района. Положение чувашского сельского населения. Крестьянские войны. Чуваши в XVIII- XIX вв. Образование губерний. Пугачевское и Акрамовское восстания, «Староурмарское дело». Христианизация. Церкви Урмарского района. Чувашия в конце XIXв. Зарождение промышленности. Первые купцы и предприниматели. Предприниматели Урмарского района Курбатов и Белькевич. Развитие образования. Открытие школ в Урмарском районе.

Изменение чувашского менталитета. Миграционные процессы чувашского населения России. Чувашия на рубеже XIX вв. Дореволюционный период истории чувашского народа. Персоналии. Повторение.

Чувашский край первой половины XX в. Революции. Гражданская война, ее легендарный герой В.И.Чапаев. Образование ЧАО, ЧАССР. Персоналии. Строительство социализма. Репрессии. Изменения в народной культуре. Развитие профессионального искусства, литературы, науки. Персоналии. Великая Отечественная война. Подвиги наших земляков на фронтах и в тылу. Наши земляки – Герои Советского Союза (А.Казаков, кавалер орденов Славы П.Порфирьев). Наши земляки – крупные военачальники. Положение тылового населения. Колхозы «Заря» и «Дружба» в годы Великой Отечественной войны. Персоналии. Повторение.

События и персоналии политики, экономики, науки, литературы, ис­кусства, спорта, здравоохранения, образования, СМИ и т.п (М.В.Зайцев, В.Алентей, А.П.Казанов, Н.М.Яковлева, Е.Н.Никитин, Р.Федоров, Н.Садюков, и др.) История районной газеты «Херле ялав». Собы­тия и персоналии наших мест.

Приволжский регион. Чувашия в XXI веке. Повторение.

Чувашия — XXI век. Философские аспекты истории и культу­ры чувашского народа. Менталитет чувашей. Язык как значи­мый и основополагающий элемент культуры. Толерантность как основа развития современного общества. Современная значи­мость и актуальность этнопедагогики. Народное искусство как непреходящая ценность технократичнои цивилизации современности. Сохранность и место чувашской культуры в современной миро­вой культуре. Повторение.

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по культуре родного края 9 класс iconРабочая программа по культуре родного края 5 класс

Рабочая программа по культуре родного края 9 класс iconРабочая программа по культуре родного края 6 класс

Рабочая программа по культуре родного края 9 класс iconРабочая программа по культуре родного края 7 класс

Рабочая программа по культуре родного края 9 класс iconРабочая программа по культуре родного края 6 класс

Рабочая программа по культуре родного края 9 класс iconПояснительная записка рабочая программа для 7 класса по культуре родного края оставлена на основе «Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего полного общего образования в Чувашской Республике.
Чувашской Республике. Национально-региональный компонент». – Чебоксары. Чувашский республиканский институт образования, 2007 и программы...
Рабочая программа по культуре родного края 9 класс iconОтветы на вопросы 1 тура олимпиады по культуре родного края «Асамат» 2007 г
Определите, что есть одинакового в старинном чувашском костюме и в современной молодежной моде
Рабочая программа по культуре родного края 9 класс iconРабочая программа по курсу истории для 5 класса на 2010-2011 учебный год Разработала: учитель Николенко Л. В
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным...
Рабочая программа по культуре родного края 9 класс iconЗадачи: -образовательная: расширить представления детей о природе, истории, культуре Родного края; развивающая: развитие внимания, всесторонних интересов, творчества, сотрудничества
Познавательно развлекательная урок-игра: «Путешествие по тв передачам, посвященное городу Томску»
Рабочая программа по культуре родного края 9 класс iconТематическое планирование начального курса географии VI класс
...
Рабочая программа по культуре родного края 9 класс iconРабочая программа предмет Мировая художественная культура
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9-11 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница