О. А. Котова кандидат исторических наук




НазваниеО. А. Котова кандидат исторических наук
страница1/14
Дата03.02.2016
Размер18 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



УДК 373.167.1:3 ББК 60я721

ЕЗЗ

Авторы: Е. Л. Рутковская — кандидат педагогических наук

О. А. Котова — кандидат исторических наук

Е. С. Королькова — кандидат педагогических наук

Т. Е. Лискова — кандидат педагогических наук

Г. Э. Королева

Е 33 ЕГЭ 2009. Обществознание. Тренировочные задания / Е. Л. Рутковская, О. А. Котова, Е. С. Королькова и др. — М. : Эксмо, 2008. — 120 с.

ISBN 978-5-699-30639-1

Пособие адресовано выпускникам средней школы и абитуриентам для подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию. Авторы книги — разработчики экзаменационных заданий ЕГЭ

Учебное пособие включает:

■ три варианта экзаменационной работы;

• новые бланке ответов ЕГЭ для каждого варианта;

• тренировочные задания, вызывающие наибольшее трудности у учащихся;

• ответы на все задания.

Издание окажет помощь учителям, репетиторам и родителям при подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию.

УДК 373.167.1:3 ББК 60*721

© Авторский коалектжв ISBN 978-5-699-30539-1 © ООО «Издательство «Эмевю», 2008


ВВЕДЕНИЕ

Данная рабочая тетрадь предназначена для подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию.

В тетради представлены два блока материалов для выпускника1.

Первый из них составляют пять тренировочных вариантов экзаменационной работы, собранные в соответствии с демонстрационной версией ЕГЭ по обществознанию. На основе этих вариантов можно ознакомиться со структурой работы, с типами и содержанием предлагаемых на экзамене заданий, с инструкциями по выполнению работы в целом, ее отдельных частей и заданий различных типов, а также системой оценивания. Отдельного внимания заслуживает изучение критериев оценивания заданий с развернутым ответом, входящих в третью часть работы (часть С), — в первую очередь примеров предлагаемых вариантов ответов и выставления определенного балла за полный правильный и частично правильный ответ.

Второй блок материалов составляют задания, которые отличаются особыми требованиями к записи ответа. Это различные модели заданий с краткими ответами, входящие во вторую часть работы (часть В). Как показывает опыт, именно эти задания требуют специальной работы по тренировке правильной записи ответа. Предлагаемые в данной книге задания, с одной стороны, призваны помочь выпускникам научиться правильно записывать ответ в бланке ответов, с другой — привлечь внимание к этим заданиям как к предмету специальной тренировки.

Демонстрационная версия и, соответственно, предлагаемые тренировочные варианты представляют собой некий ориентир, соответственно которому выстраиваются реальные варианты единого государственного экзамена — по структуре, количеству частей в работе, количеству заданий в каждой части, разновидностям заданий. В содержательном отношении экзаменационные варианты собираются по утвержденным планам, поэтому конкретное задание, стоящее на одном и том же месте в тренировочном варианте, в демонстрационной версии и в экзаменационном варианте по содержанию могут не совпадать. Например, в одном из вариантов задание С6 представляет собой содержательную линию «Человек», т.к. это соответствует одному из планов сборки. В других планах на этом месте могут стоять задания, представляющие другие содержательные линии — «Общество», «Познание», «Экономическая сфера», «Социальная сфера», «Духовная сфера», «Политическая сфера», «Право». Но во всех случаях задание позиции С6 будет требовать от экзаменуемого раскрытия того или иного содержания с помощью конкретных примеров, т.к. оно проверяет именно это умение.

Для более глубокого освоения требований, предъявляемых к выпускникам единым государственным экзаменом по обществознанию, целесообразно сравнить задания, которые занимают одно и то же место в структуре работы по всем пяти вариантам, помещенным в книге тренировочных заданий. Это сравнение поможет определить инвариантную составляющую экзамена и то содержание, которое может меняться.

В пособии используются материалы из открытого сегмента Федерального банка экзаменационных материалов, размещенного на сайте Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru).

Желаем выпускникам успехов при овладении курсом и применяемыми в ходе БГЭ тестовыми технологиями оценки уровня и качества их обществоведческой подготовки. Выражаем надежду на то, что предлагаемые в книге материалы станут реальной помощью завтрашним выпускникам и абитуриентам при подготовке к ЕГЭ.


Рекомендации по работе с экзаменационными материалами

Материалы, которые получает испытуемый на экзамене по обществозна-нию, состоят из варианта работы и двух бланков для записи ответа — бланка № 1 и бланка № 2.

Бланк № 1 предназначен для записи ответов к заданиям первой и второй части работы (частей А и В). Этот бланк после его заполнения будет «читать» компьютер, занося в свою память все отмеченные экзаменуемым клеточки и написанные им символы.

Бланк № 2 предназначен для записи развернутых, свободно конструируемых ответов к заданиям третьей части работы (части С). Его будут читать специально подготовленные эксперты, оценивая правильность и полноту освещения испытуемым экзаменационных вопросов.

В каждом варианте работы представлены задания по всем содержательным линиям школьного обществоведческого курса: «Человек», «Общество», «Познание», «Право», «Экономическая сфера», «Политическая сфера», «Социальная сфера», «Духовная сфера».

Все задания работы представлены в трех частях. Эти части различаются по представленному содержанию, уровню сложности и числу включаемых в них заданий.

Каждая содержательная линия в частях I и II работы представлена одинаковым числом заданий. В части III число заданий той или иной содержательной линии определяется планом сборки конкретного варианта.

Часть I содержит задания базового и повышенного уровня сложности с выбором ответа; часть II содержит открытые задания базового и повышенного уровня сложности с кратким ответом; часть III содержит открытые задания всех трех уровней сложности с развернутым ответом.

Из 44 заданий работы — 30 заданий с выбором ответа — в первой части.

6 заданий с кратким ответом — во второй части.

8 заданий с развернутым ответом — в третьей части работы.

В первую часть работы включаются 24 задания базового и 6 заданий повышенного уровня сложности. Вес каждого задания этой части работы — 1 балл. Значит, при правильном выполнении всех заданий первой части работы можно получить 30 первичных баллов.

К каждому из заданий базового уровня предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Задания с выбором ответа повышенного уровня сложности предлагают для анализа два суждения.

Каждое задание первой части работы считается выполненным верно, если экзаменуемый выбрал и отметил номер правильного ответа. Задание считается невыполненным, если:

а) указан номер неправильного ответа;

б) указаны номера двух и более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;

в) номер ответа не указан вообще.

Вторая часть работы состоит из 6 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом. Два из них (В1 и В2) оцениваются одним баллом каждое, четыре оставшиеся (ВЗ — В6) - двумя баллами при условии полного правильного выполнения и одним балом при условии частично правильного выполнения (один балл выставляется, если в ответе наряду с верными имеется один неверный символ — буква или цифра).

В экзаменационной работе несколько разновидностей (моделей) заданий с кратким ответом, входящих во вторую часть работы.

Первая разновидность — это задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице. Такие задания в каждой варианте работы занимают позицию В1.

Вторая разновидность заданий с краткими ответами — задания, требующие сопоставления родовых и видовых терминов (понятий) и исключения лишнего. Такие задания в каждом варианте работы предъявляются на позиции В2.

Третья разновидность — это задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках). Эти задания в каждом варианте работы занимают позицию ВЗ.

Четвертая разновидность заданий с кратким ответом — это задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка. Они в каждом варианте работы занимают позицию В4.

Пятая разновидность — задания на классификацию, требующие различения в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов. Такие задания в каждом варианте занимают позицию В5.

Шестая разновидность — это задания на распознавание терминов и понятий, социальных явлений, соответствующих предлагаемому контексту. Они требуют восполнить пробелы во фрагменте текста с помощью слов, выбранных из предлагаемого списка. Задания этой разновидности в каждом варианте занимают позицию В6.

Ответы к заданиям второй части работы необходимо сформулировать самостоятельно и записать их в бланк ответов № 1 в виде слова, словосочетания, набора букв или цифр так, как того требует инструкция по записи ответа.

Третья часть включает 8 заданий с развернутым свободным ответом.

Среди них два задания повышенного и шесть заданий высокого уровня сложности.

Задания третьей части требуют формулировки полного развернутого ответа (например, дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение, решить проблемную задачу, проанализировать источник, написать эссе).

Проверка выполнения заданий третьей части проводится специально подготовленными экспертами на основе разработанной системы критериев.

Задания с развернутым ответом включают шесть разновидностей, обусловленных видом деятельности, которую должны продемонстрировать экзаменуемые:

1. Составные задания на анализ и интерпретацию оригинального текста (фрагмента источника) по четырем предложенным вопросам-заданиям. Такие задания в каждом варианте работы занимают позиции С1 — С4.

Фрагмент текста и четыре вопроса-задания в совокупности образуют своего рода мини-тест. Первые два вопроса-задания проверяют, как правило, умение находить в тексте информацию, данную в явном виде, и интерпретировать текст без привлечения знаний курса. Два последующих задания, как правило, проверяют умение соотносить полученную из текста информа-

цию с имеющимися обществоведческими знаниями, устанавливать связи, делать умозаключения, выводы, формулировать оценочные суждения и собственную аргументацию.

2. Задания на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса ЛИБО на понимание смысла обществоведческого понятия и его применение в самостоятельно сконструированном тексте. В каждом варианте работы предъявляется одна из описанных двух моделей, она занимает позицию С5.

3. Задания, требующие раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере. Такие задания в каждом варианте работы занимают позицию С6.

4. Задания-задачи, включающие условие в виде конкретной ситуации социальной жизни, определенного социального факта и вопросы, основанные на их содержании. Такие задания в каждом варианте работы занимают позицию С7.

5. Альтернативные задания, требующие написания мини-сочинения — эссе по одному из предложенных высказываний. Такие задания в каждом варианте работы занимают позицию С8.1 — С8.6.

Все варианты экзаменационной работы содержат шесть тем сочинения-эссе. Эти темы предъявлены в форме высказываний знаменитых личностей по проблемам определенной области знаний, входящей в обществоведческий курс. Среди областей знаний, на которые опираются предлагаемые темы, представлены философия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение.

Темы сформулированы в виде проблемных (а часто и парадоксальных) суждений известных мыслителей, и это стимулирует экзаменуемых отказаться от непосредственного воспроизведения материала курса и строить ответ на собственных суждениях, умозаключениях, выводах.

Задание является альтернативным, потому что темы эссе предлагаются экзаменуемым на выбор. Из шести предложенных высказываний следует выбрать одно и изложить свои мысли, свою точку зрения по поводу поднятой проблемы в форме сочинении-эссе.

При написании эссе следует использовать соответствующие выбранной области знания понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, изложить собственное мнение и привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции. При написании эссе выпускник вправе выразить как согласие, так и несогласие с авторским утверждением. И в первом, и во втором случае при оценке ответа будут учитываться:

1) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) или бытовом уровне с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

2) аргументация своей позиции с опорой на знания курса, факты общественной жизни или собственный опыт.

Каждое из заданий с развернутым ответом оценивается от 2 до 4 первичных баллов.

За полное и правильное выполнение заданий С1, С2 и С5 присваивается по 2 балла. (Неполный правильный ответ по этим заданиям оценивается в один балл.)

За полное и правильное выполнение заданий СЗ, С4, С6, С 7 — по 3 балла, С8 — 4 балла. (Неполный правильный ответ по этим заданиям оценивается от одного до трех баллов.)

Например, за полное и правильное выполнение мини-теста с текстовым фрагментом (правильную и полную формулировку ответов на все четыре вопроса-задания позиций С1 — С4) экзаменуемый может получить 10 баллов.

Каждое задание С1 — С 7 сопровождается оригинальными критериям оценивания, данными в инструкции по проверке и оценке выполнения отдельных заданий и работы в целом. Ко всем заданиям С8 (альтернативным заданиям, требующим написания эссе) применяются обобщенные, универсальные критерии оценивания ответа.

Сумма максимально возможных первичных баллов по всем заданиям третьей части — 22.

Максимально возможный первичный балл за всю работу — 62.

Опыт проведения ЕГЭ убедительно свидетельствует о том, что на резудьтат выполнения экзаменационной работы в одинаковой степени влияет:

1) знание или незнание содержания курса и, соответственно, правильного ответа;

2) умение или неумение записать ответ так, как того требует инструкция. Надо сказать, что при подготовке к экзамену, как правило, обращают внимание на первую позицию и нередко игнорируют вторую. А это не может не сказаться на полученных результатах. Понятно, что если ответ записан не так, как того требует инструкция, он будет прочитан компьютером как неправильный. Например, цифры или буквы будут даны по невнимательности не в той последовательности или между ними появятся пробелы — задание будет засчитано как невыполненное.

Следует обратить особое внимание на то, что помимо собственно заданий работа содержит целый ряд инструкций. Каково их назначение? Во-первых, инструкции помогают экзаменуемому разобраться в том, что от него требует задание. Во-вторых, в инструкциях заключаются правила записи ответа.

В состав экзаменационных материалов ЕГЭ включены следующие инструкции:

• Инструкция, предваряющая всю работу.

• Инструкции, предваряющие или завершающие отдельные части работы.

• Инструкции, предваряющие отдельные блоки заданий..

• Инструкции, относящиеся к отдельным заданиям. Рекомендуем внимательно ознакомиться с ними и следовать им при

выполнении тренировочных заданий, представленных в данной книге.

Работая с отдельным вариантом, советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!


Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 44 задания.

Часть 1 включает 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 6 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова, словосочетания или последовательности букв.

Часть 3 включает 8 заданий с развернутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от 1 до 4 баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ 1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

О. А. Котова кандидат исторических наук iconПрограмма дисциплины этнология Цикл гсэ
Авторы: доктор исторических наук, профессор Столярова Г. Р.; доктор исторических наук, профессор Титова Т. А., кандидат исторических...
О. А. Котова кандидат исторических наук iconПрограмма воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; В. Я7Лысова\, кандидат педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педа­гогических наук;...
О. А. Котова кандидат исторических наук iconПояснительная записка Всеобщая история
Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы «Новейшая история зарубежных стран»,...
О. А. Котова кандидат исторических наук iconНационально-государственное размежевание на северном кавказе в 20-50-х гг. XX века и его этноконфликтные последствия ефимов Ю. Г., доктор политических наук, профессор Стгау болотова Т. П., кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социологии Стгау
Болотова Т. П., кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социологии Стгау
О. А. Котова кандидат исторических наук iconМеждународная ассоциация академий наук
Н. Ю. Берёзкина, кандидат исторических наук, директор Центральной научной библиотеки имени Якуба Коласа Национальной академии наук...
О. А. Котова кандидат исторических наук iconКандидат исторических наук
Дтд ум «Юниор», руководитель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель РФ
О. А. Котова кандидат исторических наук iconПрограмма Programme
Зданович В. В. – проректор по научной работе и экономике Бргу имени А. С. Пушкина, кандидат исторических наук, доцент, г. Брест,...
О. А. Котова кандидат исторических наук iconXv республиканская научно-методическая конференция молодых ученых программа
В. В. Зданович – председатель оргкомитета, проректор по научной работе и экономике, кандидат исторических наук, доцент
О. А. Котова кандидат исторических наук iconРегламент Выступление на пленарном заседании 7 минут
...
О. А. Котова кандидат исторических наук iconГригорий сковорода сочинения в двух томах том 1
Член-корреспондент ан усср в. И. Шинкарук (председатель) Доктор философских наук В. Е. Евграфов доктор философских наук В. Е. Евдокименко...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница