Урок 24. Истоки древнерусской культуры




Скачать 22,25 Kb.
НазваниеУрок 24. Истоки древнерусской культуры
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер22,25 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5
Урок 24.

Истоки древнерусской культуры.


Цели: - изучение картины мира славянина-язычника и ее трансформацию в связи с принятием христианства;

- изучение христианской и языческой символики;

- воспроизведение знаний, полученных на курсе истории отечества.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: иллюстрации, азбука

Ход урока:

1 Организационный момент.

2 Объяснение нового материала.

Культура народа является частью его истории. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего из различных племен. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой культуры.

На развитие русской культуры влияло так же и то, что Русь складывалось как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям.

Таким образом, культура Руси складывалась как синтетическая.

Долгое время русская культура складывалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.

С принятием Русью христианства положение изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, из восприятие всей жизни, а значит и представления о красоте, художественном творчестве и эстетическом влиянии. Однако христианство не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгое время на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия – христианство и язычество. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Русская языческая культура основана на культе природы (поклонению Солнцу, Ветру, Свету …) и на жизнелюбии.

Род и Рожаница – наиболее древние неперсонифицированные боги, олицетворяющие мужское и женское начало.

Верховные боги восточно-славянских племен, олицетворяющих мужское родовое, солнечное, космическое начало – Световид, Даждьбог, Ругевит, Яровит, Белбог, Хорс

или Ярило (бог солнца), Сварог (бог неба и космоса).

Перун-громовержец – верховный бог западных славян. Его помощники – гром, молния, дождь, русалки, водяные, ветры (Соловей-разбойник; Змей Горыныч – сын горы небесной (тучи) – хранитель кладов, живой и мертвой воды).

Нептун – бог воды, повелитель морей. Велес – восточно-славянский бог – покровитель охоты, богатства. Лада – богиня любви и красоты.

Боги подземного царства: Кащей (от кащь – кость) – окостеневший; Вий – судья над мертвыми, Мора – богиня смерти.

Оберегали и защищали: Дед – хранитель рода, Баба Яга (от Яша, Ящур, Пращур) – прародительница, охранявшая род, традиции, детей и околодомашнее пространство (лес). Христианство превратила ее в злого демона.

Русалка – берегиня воды, которая спасала, помогала доплыть до берега. Христианство превращает их в души утопленников и некрещеных детей.

Домовой, Баюнок (сказочник), Банник – духи добрых умерших.

Чур – божество границ, Черт – переступивший черту, законы добра и зла (бесы и черти – духи злых умерших).

Таким образом, язычники окружили себя целой системой языческих святынь, которые оберегали человеческий род. Воплощенные образы природных стихий следовало уважать, дружить с ними. Человек осознавал себя как часть мира, ступень его развития, человек был един с миром природы. Языческие культы проявлялись в поклонении статуям-идолам, изготовленных из дерева и камня.

Сохранились основные образы-тотемы (прародители человеческого рода):

- тотем дерева как символа жизни;

- тотем дикого зверя (медведя) как старшего брата или дедушки;

- тотем женщины-матери (Мать-сыра земля)

Существовали и абстрактные геометрические формы:

- круг – символ солнца, гармонии, повторяемости. По кругу протекала жизнь мира, в круг была вписана и жизнь человека;

- квадрат – 4 стороны света, 4 времени года, 4 возраста. Подобно солнцу, человек рождался, достигал зрелости, затем со смертью он уходил в тот мир, куда скрывается солнце, когда оно покидает землю, на тот свет, где находятся души умерших. Далее он мог возвратиться на землю в ином облике или его бессмертная душа могла быть обречена на вечное скитание в беспросветном подземном царстве.

Таковой являлась картина мира язычнику. Доминантой в картине мира христиан является храм.

Какова же история христианского храма?

Первые три века, во время гонений на христиан, богослужения совершались в катокомбах. Греки и римляне отдали на служению богу базиликальный тип постройки. Базилика представляет собой продолговатый четырехугольник, разделенный на части. Храмы в базиликальном стиле строились до 5 в. Затем эти храмы сменились византийскими. Византийский стиль формируется при Константине Великом. Отличительная черта – купол. Византийские храмы строились в виде круга, восьмиугольника, креста. Форма креста заложена в плане романских храмов.

Русь долгое время была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. Архитектура каменная связана с Русью христианской. Для древнерусской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие различного рода пристроек. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Русская церковная архитектура начинается с принятия христианства. Типичный вид храма – крестово-купольный, заимствованный из Византии. С течением времени русские строители выработали собственный архитектурный стиль.

Самый первый и главный собор - Киевская София. Сочетание русской и византийской традиции: 13 глав храма воскресили традицию русского деревянного зодчества. София отличается богатством интерьера: мозаичные полы и фресковая живопись.

Храм Покрова на Нерли построен в годы правления А.Боголюбского после кончины его сына. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая грусть и просветленная созерцательность архитектурных линий.

Все русские храмы вписаны в ландшафт, они соотнесены с природой. Храм не просто владеет окружающим пространством, но и преображает его.

Во внешнем облике храма прежде всего привлекает глава, увенчанная крестом. Глава – «луковица», «маковица» венчает русский храм. Глава (от древнерусского «головня», «главня» - факел) похожа на пламя, свечу. Еще языческие народы видели в огне человеческую душу. В христианстве свеча – это жизнь человека, стремящегося к Богу.

Символика цвета глав:

- золото – символ истины, синий – неба.

Символика числа глав:

- 1 – Иисус Христос

- 3 – Святая Троица

- 5 – Иисус Христос и 4 евангелиста

Крест – священный символ христианства, означающий:

- образ господа Иисуса Христа и Его крестный подвиг и славу;

- орудие и символ победы над смертью;

- символ пути для достижения Царствия небесного.

Крест связывает небо и землю, бога и человека, что выражено и самой его фигурой:



Небо

Земля

Бог

Человек


Внутреннее убранство храма – иконопись.

Русская икона приходит из Византии, отличаясь особой этикой и эстетикой:

- иконописцы не подписывали своих работ.

- русская икона создала много мифов о суровости, мрачности и аскетизме. Святые на русских иконах изображаются изможденными, худыми, на их лике (не лице!) горят лишь очи, из которых светится огонь души.

Первые мастера-иконописцы были тоже из Византии.

Феофан Грек – художник монохромного склада – использовал темно-красные и темно-синие тона. Святые имеют строгий, недоступный вид. Они – судьи. Икона «Преображение».

Человек познает Бога также через слух – колокольный звон, песнопение и через Закон Божий о мире, Боге и человеке, т.е. через обучение.

Основой любого обучения и любой культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Основоположниками славянской азбуки стали Кирилл и его брат Мефодий, которые разработали ее на основе письма, существовавшего у славян за долго до принятия христианства.

Кириллица используется в древнерусских письменных памятниках и является основой современного алфавита. Азбуку называют первым славянским поэтическим текстом

А (аз) – Я

Б (буки) – азбука // во мне буквы вашего языка

В (веди) – знай (изучай) меня

Г (глагол) – и слова, составленные из моих букв

Д (добро) – добро есть // и послужит добру

Ж (живите) – и будите жить

З (зело) – очень // крепко

Первые школы открывались при церквях во времена Владимира и Ярослава Мудрого и позднее при монастырях.

Летописи – одни из важнейших памятников истории, письменности, литературы и культуры в целом. «Повесь временных лет» сообщает о том, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть».

В 9-10 вв. складывается русская национальная литература. «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история и эта тема – смысл человеческой жизни» - так сформулировал черты ДРЛ Д.С. Лихачев.

«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославовича и отразило недостаточность государственного единства Руси и, как следствие, ее слабость перед врагом.

Составной частью искусства Древней Руси является музыкальное певческое искусство, скоморохи, кукольный театр. Скоморошество зародилось в 8-9 веке. Их очень чтили, их искусство танца считалось служением божеству, их называли вещими. Скоморохи объединялись в ватаги: скоморохи-сказители, певцы, плясуны. Костюм скомороха всегда сопровождала маска-личина. С приходом Романовых скоморошество утрачивает свое значение, они стали подвергаться гонениям и ссылались в Сибирь.

И, конечно, важным элементом древнерусской культуры является фольклор – песни, сказания, былины, легенды, отражающий жизнь славян.

3 Подведение итогов: Что переняла Русь от Византийской культуры?

4 Д/З: Выявить языческие и христианские мотивы в «Слове о полку Игореве».


Язычество и православие на Руси

Язчество - это общее для всего славянского мира понятие, в язычестве формировались первые зачатки религиозного и национального осмысления действительности. Это совокупность представлений о сверхъестественных силах, управляющих миром и людьми. Со светлыми, белыми божествами люди чувствовали свое родство. Боги были олицетворены в различных образах, с ними связывались идеи высшей справедливости, блага и др.

Высокий нравственный характер языческих воззрений русского народа одухотворял его жизнь, создавая зачатки высокой духовной культуры. Мифы и сказания о богах и богинях воспитывали художественный, поэтический, образный взгляд на мир. В мифах Древней Руси акцент делался на поклонение добру, осуждение зла, культ производительной силы как функции плодородия и продолжения рода.

В стремлении к свету и добру еще до принятия христианства славяне пришли к единобожию. Поклонение единому Богу в образе Солнца, символизирующего свет и добро, Роду, Дажьбогу, потомками которых считали себя русские, как говорится в «Слове о полку Игореве» и «Велесовой книге», одухотворяло всю их жизнь.

От языческих времен в дореволюционной России сохранились важнейшие институты государственного и общественного устройства – принцип монархического правления, сословное деление общества, многие народные обряды и праздники, воспринятые православной церковью.

Ключевым понятием в сознании русского человека является понятие Святой Руси. Это особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианства во всем мире. Духовные ценности Сятой Руси раскрываются в возвышенной православной этике, русской песне, церковном зодчестве, трудолюбии как добродетели, нестяжательстве, взаимопомощи и самоуправлении русской общины и артели – в той структуре бытия, где духовные мотивы жизни преобладают над материальными.

«Большая энциклопедия русского народа»: «Русское православие было не только религиозной системой, но и состоянием души – духовно-нравственным движением к Богу, включающим все стороны жизни русского человека – государственную, общественную и личную».

Важнейшее значение для характеристики русского образа имеют такие понятия, как совесть, чистота, дом, семья, домашнее воспитание (соборность). Такое понимание соборности соответствует древнерусскому понятию «лад».


Принятие христианства

Владимир крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах поставлены церкви.

Впрочем, крещение Руси не следует воспринимать как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый Константинопольским патриархом, в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы.

Вместе с принятием христианства на Русь пришла письменность, а с нею и книжное просвещение.

Христианская церковь принесла на Русь и начала византийской культуры. Церковь старалась поднять значение княжеской власти, духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка; влияла на улучшение семейных отношений, старалась искоренить языческие обычаи и Нарвы в семейном быту.


Урок 25

От Руси к России


Цели: продолжение изучения становления национальной культуры.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: иллюстрации

Ход урока:

1 Организационный момент.

2 Повторение пройденного материала.

Каковы же особенности культуры Древней Руси?

Открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и культурное восприятие, выработанные историей славянства, переплетение христианских и языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры.

Ее характерными чертами являются:

- стремление к монументальности, масштабности, образности в летописи;

- изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре;

- мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи;

- постоянное биение пульса исканий, сомнений и страсти в литературе;

- слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за их боль и несчастья.

3 Объяснение нового материала.

Монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам надолго прервали это единство. Но даже тогда, когда Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявились в культуре отдельных княжеств.

В архитектуре вырабатывается собственно русский стиль.

Первый вид храма русского стиля – «шатровый» (Церковь Вознесения в с. Коломенском, Храм Василия Блаженного). Шатер – покрытие в форме четырехгранной или многогранной пирамиды. Шатер чаще всего строился восьмигранным в плане, т.к. восьмигранная звезда употребляется как символ Пресвятой Богородицы.

В русском деревянном и каменном зодчестве применяется в 14 – 18 вв.

Ярусный тип храма получил распространение во второй половине 17 века. Идея, воплощенная в ярусном типе храмов,- связь земной церкви с Престолом Божиим.

В 15 веке появились «огненные» храмы, сохраняющие символику огня.

4 Индивидуальное сообщение:

«Московский Кремль – величайший памятник национального зодчества»

5 Беседа:

Ко второй половине 14 века стала ведущей роль Москвы в объединении земель.

- Какие исторические события предшествовали этому?

6 Продолжение лекции.

Быстрый экономический рост был использован идеологами того времени, которые утверждали, что власть московского князя от Бога, оформляется идея «Москва – третий Рим».

Небывалого размаха достигает в Москве каменное строительство, где на исходе XV века создается новая стена Московского Кремля. Вырос прекрасный дворец Грановитая палата, где проводились встречи иностранных послов и заседали Земские соборы. Вторая цепь укреплений опоясала центр города (Китай-город). В самом конце XVI века воздвигли самую протяженную каменную стену Белого города. Работами руководил архитектор Федор Конь. Через реку Неглинную перекинули каменный мост. Москва получила замечательные храмовые постройки. Приглашенные из Италии зодчие работали вместе с русскими мастерами. Аристотель Фиораванти руководил строительством собора во имя Успения Богородицы. Неподалеку от него выросли изящные Архангельский и Благовещенский, выполненные также из камня. В первом из них находились усыпальницы московских государей (Дмитрия донского, Ивана III, Ивана Грозного). Во втором хоронили первых лиц русской православной церкви. Венцом архитектуры XVI века стало строительство храма Василия Блаженного на Красной площади Москвы. Зодчие Барма и Постник создали это многоглавое сооружение с высоким шатром посередине по случаю взятия Казани. Официально собор получил название Покровского, а в народе его название связывают с именем юродивого, который много лет находился на этом месте и не боялся спорить с самим Иваном Грозным.

Эпоха национального подъема вызвала к жизни небывалый расцвет культуры.

Ярче всего он выразился в архитектуре и живописи (фресках и иконописи).

Наряду с Феофаном Греком, работал Андрей Рублев,- художник мажорного настроения. Особенности художественной манеры наиболее сильно проявились в «Троице». Образы трех ангелов, явившихся Аврааму, написаны в благородной античной традиции, с безупречной изящностью, мягкостью и тонким лиризмом. В иконе проявился истинно национальный русский гений – ее гармоничность, нежность, прозрачность красок, поэтичность и душевность отразили лучшие черты национального характера, лиричность русской природы.

Сюжеты иконописи оставались традиционными – сцены и персонажи Ветхого и Нового Завета, но нередко появляются и светские мотивы. Мастера пишут на иконах природу, здания, реальных людей.

Сложилось несколько школ иконописания – новгородская, псковская ростовская, московская, вологодская, строгановская и др.

Новгородская школа иконописи характеризуется ясностью идеи, реальностью изображения, доступностью.

Московская школа иконописи связана с достижениями Дионисия и его школы. В изображении Богородицы, считавшейся покровительницей Москвы, других персонажей библейской истории поражает яркая красочность, декоративность, которые потом станут отличительными чертами русской иконописи 16 – 17 вв.

Высоко оценил творения русских иконописцев Епифаний Премудрый, создавший «Похвальное слово и житие Сергия Радонежского».

Житийный жанр является одним из самых важных жанров литературы русского Средневековья. Этот жанр повествует о пути нравственного, духовного совершенствования человека, дает образец такого пути. В образе Сергея писатель выразил морально-нравственный идеал того времени, прославил его духовные подвиги. Он стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, превыше всего ставящего общее дело – дело укрепления русского государства.

В поэтике «Жития…» обращает на себя внимания большая информативность текста и избыточность формы, что находится в прямой зависимости от стиля «плетение словес».

К образу Сергия Радонежского в 1925 году, находясь в эмиграции, обращается Борис Зайцев в очерке «Преподобный Сергий Радонежский», где дает оценку роли Сергия в переломную эпоху русской истории, утверждает единство святого подвига и духовного подъема русичей. Сергий у Зайцева олицетворяет собой Россию, ее нравственную силу и духовность.

Сюжет очерка разворачивается в прямой хронологической последовательности и построен по житийной схеме, показывая путь Сергия к святости.

7 Работа с иллюстрацией.

- Какой момент изображен на картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»?

- В чем особенности пейзажа, на котором разворачиваются события?

- Как переданы таинственность и реальность происходящего?

8 Продолжение.

Образование единого русского государства отразилось и на состоянии литературы. Под руководством митрополита Макария был составлен многотомный труд «Великие Минеи Четьи» - сборник житий святых, распределенных по месяцам.

Свод правил семейно-бытовой жизни и воспитания детей заключал в себе «Домострой», отредактированный Сильвестром и утвержденный церковным собором.

В Москве стали также появляться и технические новинки:

- памятником выдающегося литейного и художественного искусства можно считать гиантское орудие калибра 91 см, созданное Андреем Чоховым и названное Царь-пушкой;

- большие часы с боем на башне великокняжеского дворца, установленные в XV веке

9 Подведение итогов.

Какие исторические события и личности являются образами искусства данного периода?

10 Д/З: Подготовить рассказ: 17 век в истории России.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Урок 24. Истоки древнерусской культуры iconДревнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции
Изучение истории развития древнерусской литературы, её периодизации, особенностей и жанрового многообразия
Урок 24. Истоки древнерусской культуры iconКультура современного урока
Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он, находясь в контексте современной ему культуры, приобретая черты...
Урок 24. Истоки древнерусской культуры icon«Истоки русской культуры – с детства»
Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев
Урок 24. Истоки древнерусской культуры iconОбразовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов Программа духовно нравственного направления
Программа «Истоки возрождения» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина
Урок 24. Истоки древнерусской культуры iconУрок Религия и культура
Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии
Урок 24. Истоки древнерусской культуры iconТематическое планирование по курсу «Истоки» 6 класс
Мотивация учеников на дальнейшее изучение предмета «Истоки». Учитель начинает формировать у учащихся социокультурные представления...
Урок 24. Истоки древнерусской культуры iconУрок 14 Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Возрождение в Италии
Возрождение – новый этап в развитии мировой культуры. В центре искусства Возрождения вновь оказался человек. Люди были подняты над...
Урок 24. Истоки древнерусской культуры iconУрок для 11 класса по программе Л. Н. Боголюбова «Обществознание»
Урок для 11 класса (по программе Л. Н. Боголюбова «Обществознание»), разработан с использованием интерактивных методов обучения и...
Урок 24. Истоки древнерусской культуры iconПлан-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на...
Урок 24. Истоки древнерусской культуры icon-
Алиханова Надежда Живительная сила устного народного творчества в древнерусской 2
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница