Избранные вопросы математики Составила: Шибанова Татьяна Павловна




Скачать 21,77 Kb.
НазваниеИзбранные вопросы математики Составила: Шибанова Татьяна Павловна
Дата03.02.2016
Размер21,77 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11


Согласовано Утверждаю

заместитель директора по УВР директор МОУ сош №11

/ / / /


Программа

предметно - ориентированного элективного курса профильного обучения


Избранные вопросы математики


Составила: Шибанова Татьяна Павловна,

учитель математики

I квалификационной категории


г. Сатка

2011

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Предлагаемый курс позволяет систематизировать и углубить предложенные темы школьной математики. Стоит отметить, что навыки в применении этих подходов необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи конкурсных экзаменов.

Курс предназначен для учащихся 10 класса с повышенными способностями к изучению математики. В то же время, при овладении приведёнными в данном курсе приёмами решения, многие трудные задачи окажутся вполне посильными для любого ученика.

Материал курса разделён на главы:

  1. Модуль.

  2. Многочлены.

  3. Планиметрия.

Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых и нестандартных задач , самостоятельную работу.

Предлагаемые на элективном курсе задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и «нетипичных» задач. Для решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приёмы, которые не совсем привычны для учащихся.

Успешность решения задач, изучения курса во многом зависит от организации учебного процесса.

Используются различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, коллективные, групповые. Основной тип занятий – практикум.

В обучении используются элементы развивающего обучения, педагогики сотрудничества, элементы личностно-ориентированного обучения. Очень важно организовать дифференцированный подход к учащимся, позволяющий избежать перегрузки и способствующий реализации возможностей каждого из них.

Данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.


Цели курса:



  • обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные по темам курса в основной школе;

  • познакомить с некоторыми методами и приёмами решения планиметрических задач, уравнений и неравенств с модулем, уравнений высших степеней;

  • сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;

  • воспитывать чувство уверенности в себе, чувство удовлетворенности от полученного результата.


Задачи курса:


  • рассмотреть основные приемы решения уравнений высших с помощью теории многочленов, различные способы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;

  • дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера;

  • расширить и углубить представления учащихся о приёмах и методах решения планиметрических задач;

  • привить ученику навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач;

  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.


Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приёмы решения, использовать наиболее употребительные эвристические приёмы и т.д.

Критерии оценивания учащихся:

  • 3 балла– учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся хорошо освоил теоретический и практический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями, над творческими работами, учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.

  • 2 балла – учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.

  • 1 балл– учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

Контроль уровня обученности

  • Уровень достижений учащихся определяется в результате:

  • наблюдения активности на практикумах;

  • беседы с учащимися;

  • анализа творческих, исследовательских работ;

    • самостоятельно созданных слайдов, мини-задачников, выполненных проектов, которые могут быть индивидуальными и коллективными.

Итоговая оценка является накопительной, т.е. результаты выполнения предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.

Следует иметь в виду, что требования к знаниям и умениям учащихся при изучении данного курса ни в коем случае не должны быть завышенными. Чрезмерность требований порождает перегрузку, что ведёт к угасанию интереса к математике.


Учебно-тематический план



Наименование темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практикум








Раздел I. Модуль (7ч)




Модуль: общие сведения.

Преобразование выражений, содержащих модуль.

1

0,5

0,5




Проверка задач для самостоятельного решения.



Решение уравнений, содержащих модуль. Метод интервалов.

1

0,5

0,5




Проверка задач для самостоятельного решения.



Графики функций, содержащих модуль.

1

0,5

0,5




Проверка задач для самостоятельного решения.



Графический метод решения уравнений с модулем.

1

0,5

0,5




Проверка задач для самостоятельного решения.



Решение неравенств, содержащих модуль.

1

0,2

0,8




Проверка задач для самостоятельного решения.



Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

1

-

1




Проверка задач для самостоятельного решения.



Самостоятельная работа по теме: «Модуль»

1

-

-











Раздел II. Многочлены(7ч)




Понятие многочлена. Равенство многочленов.

1

0,2

0,8




Проверка задач для самостоятельного решения.



Разложение на множители.

1

0,2

0,8




Проверка задач для самостоятельного решения.



Метод неопределённых коэффициентов.

1

0,5

0,5




Проверка задач для самостоятельного решения.



Деление многочленов с остатком. Теорема Безу и её следствия.

2

0,2

1,8




Проверка задач для самостоятельного решения.



Схема Горнера.

1

0,2

0,8




Проверка задач для самостоятельного решения.



Рациональные корни многочлена.

Решение уравнений высших степеней.

1

0,3

0,7




Проверка задач для самостоятельного решения.



Самостоятельная работа по теме: «Многочлены»

1

0,2

0,8











Раздел III Планиметрия (18ч)




Тема 1: «Треугольники»

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике.

1

0,3

0,7




Проверка задач для самостоятельного решения.



Метрические соотношения в произвольном треугольнике.

Площадь треугольника. Свойства медиан, биссектрис, высот.

1

0,3

0,7




Проверка задач для самостоятельного решения.



Тема 2: «Четырёхугольники»

Метрические соотношения в четырёхугольниках. Параллелограмм.

1

0,5

0,5




Проверка задач для самостоятельного решения.



Метрические соотношения в четырёхугольниках. Трапеция.

1

0,3

0,7




Проверка задач для самостоятельного решения.



Тема 3: «Окружности»

Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих.

1

0,5

0,5




Проверка задач для самостоятельного решения.



Свойства касательных, хорд и секущих.

1

-

1




Проверка задач для самостоятельного решения.



Тема 4: «Треугольники и окружности»

Окружность, вписанная в треугольник.

1

0,1

0,9




Проверка задач для самостоятельного решения.



Окружность, описанная около треугольника.

1

0,1

0,9




Проверка задач для самостоятельного решения.



Тема 5: «Четырёхугольники и окружности»

Четырёхугольники, вписанные и описанные около окружности. Теорема Птолемея.

1

0,5

0,5




Проверка задач для самостоятельного решения.



Площади четырёхугольников, вписанных и описанных около окружности

1

-

1




Проверка задач для самостоятельного решения.



Самостоятельная работа по теме: «Планиметрия»

1

-

1









Решение задач по темам курса.

1

-

1




Проверка задач для самостоятельного решения.



Решение задач по темам курса.

1

-

1




Проверка задач для самостоятельного решения.



Решение задач по темам курса.

1

-

1




Проверка задач для самостоятельного решения.



Создание проекта. Основные этапы.


1

1

-




Выбор темы проекта.



Работа над проектом. Сбор и отбор материала.

1

0,5

0,5




Анализ собранного материала по теме проекта



Работа над проектом. Оформление проекта.

1

0,5

0,5




Анализ собранного материала по теме проекта



Работа над проектом. Защита проекта.

1

0,5

0,5




Анализ продукта проекта.



Защита проекта.

1

-

1




Анализ продукта проекта

Всего 34 часа.


Основная литература  

  1. Л.С. Сагателова. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум: элективный курс.– Волгоград: Учитель, 2009

  2. О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену.- 9-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2004

  3. И. Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике: Решение задач: учеб. Пособие для 10 кл. сред.шк.– М.: Просвещение, 1989

  4. А.М. Абрамов, Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорофеев и др. Избранные вопросы математики: 10 кл. Факультативный курс / сост. С.И. Шварцбурд – М.: Просвещение, 1980

Дополнительная литература

  1. А.К.Дьячков, Н.И. Иконникова, В.М. Казак, Е.В. Морозова. Единый государственный экзамен. Математика: Справочные материалы, контрольно - тренировочные упражнения, задания с развёрнутым ответом: в 2 ч. – Челябинск: Взгляд, 2006

  2. А.А. Мочалин. Сборник задач по математике с решениями. Учебное пособие. 9-11 классы. – Саратов: «Лицей», 1998

  3. В. К. Егерев, Б.А. Кордемский, В.В. Зайцев и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988

  4. М.Я. Выгодский. Справочник по высшей математике. М.: АСТ: Астрель, 2006

  5. В.А. Гусев, В. Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 1992

Похожие:

Избранные вопросы математики Составила: Шибанова Татьяна Павловна iconШибанова Татьяна Павловна Методы решения иррациональных уравнений. Цели
Развивающая –способствовать развитию математического кругозора, логического мышления
Избранные вопросы математики Составила: Шибанова Татьяна Павловна iconПроведение предметных недель. Неделя математики в школе
Составила учитель математики первой квалификационной категории Бадертдинова Василя Габдулловна
Избранные вопросы математики Составила: Шибанова Татьяна Павловна iconТики Пояснительная записка
Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» рассчитана на весь учебный год, предназначен для предпрофильной подготовки...
Избранные вопросы математики Составила: Шибанова Татьяна Павловна iconПрограмма элективного курса по математике для обучающихся 9 класса «Избранные вопросы математики»
Фундаментального ядра содержания и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования...
Избранные вопросы математики Составила: Шибанова Татьяна Павловна iconИзбранные публикации офтр
Казахстанский материаловедческий токамак ктм и вопросы управляемого термоядерного синтеза
Избранные вопросы математики Составила: Шибанова Татьяна Павловна iconПредлагаемое учебное пособие содержит избранные вопросы курса
Промышленный переворот и капиталистическая индустриализация
Избранные вопросы математики Составила: Шибанова Татьяна Павловна iconПрограмма элективного курса по математике для учащихся 9 класса Автор программы: Пучнина Татьяна Павловна г. Нижневартовск 2011 г. Пояснительная записка Элективный курс «Мир графиков функций»
Ценность данного курса состоит в целостном рассмотрении функций и их графического представления и возможности учащимися сравнивать,...
Избранные вопросы математики Составила: Шибанова Татьяна Павловна iconПедагогическая система развития познавательной активности и интеллектуальных способностей учащихся
Батукова Татьяна Александровна, учитель информатики и математики моу «Февральская сош»
Избранные вопросы математики Составила: Шибанова Татьяна Павловна iconПрограмма «жемчужина кавказа»
Григорян Ованнес и Шлапакова Татьяна. Неуспевающих нет. В число наиболее успевающих учеников можно отнести 6 человек Ермоленко Анастасия,...
Избранные вопросы математики Составила: Шибанова Татьяна Павловна iconФамилия, имя, отчество, должность
Кожедуб Татьяна Ивановна, ассистент кафедры физиологии человека и животных; Колодий Татьяна Анатольевна, ассистент кафедры л/х дисциплин;...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница