Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года Содержание




Скачать 14,37 Kb.
НазваниеКонцепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года Содержание
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер14,37 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5


ПРОЕКТ


Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года

Содержание:

1. Введение

2


2. Цели и задачи разработки концепции

4

3. Доступность театрального искусства для населения России

8


4. Развитие театра как вида искусства

15

4.1. Репертуар


15

4.2. Театральные фестивали


18

5. Российский театр в мировом театральном процессе

19

6. Финансовая поддержка театрального искусства

22

7. Кадровое обеспечение деятельности театров

27

7.1. Подготовка кадров и повышение квалификации работников театров


27

7.2. Социальная защита работников театров


31

8. Наука о театре


34

9. Театральное дело в условиях развивающегося гражданского общества

37

10. Механизмы реализации концепции

40

10.1. Антикризисные меры


40

10.2. Субъекты и порядок реализации Концепции

41

10.3. Совершенствование нормативно-правовой базы


42

11. Ожидаемые результаты реализации концепции

44

Приложения. Перечень рекомендованных программ

45

План мероприятий

46




1. Введение


Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана Министерством культуры Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р разработка настоящего документа базировалась на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В настоящей Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в России, сформулированы цели и задачи разработки Концепции, определены основные направления развития театрального дела в России, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции .

В Концепции использованы следующие термины и понятия:

Театральное дело – организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности.

Театральная деятельность – деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей

Театральное искусство – один из видов исполнительских искусств (наряду с музыкальным и цирковым искусствами), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и др.), делающими его произведения – спектакли – уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства.

Виды театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и др.

Театр – организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства.

Труппа – творческий коллектив артистов театра.

Профессиональный театр – театр с профессиональной труппой.

Любительский театр – театр с любительской труппой (самодеятельный театр).

Спектакль – 1) название сценического произведения в репертуаре театра (постановка); 2) акт показа сценического произведения (представление).

Репертуар – 1) совокупность литературных или музыкально-литературных произведений, предназначающихся для постановки в театре; 2) совокупность сценических произведений (постановок, названий), готовых к показу зрителям (текущий репертуар).

Новая постановка – новый спектакль, подготовленный и включенный в текущий репертуар театра.

Капитально возобновленная постановка – постановка, входившая ранее в репертуар театра и восстановленная для показа зрителям с сохранением прежнего художественного решения, но с обновлением материального оформления и/или со сменой состава исполнителей.

Репетиция – форма творческой работы артистов под руководством режиссера (дирижера, балетмейстера, хормейстера) при подготовке новой постановки, капитальном возобновлении или корректировке спектакля текущего репертуара.

Репертуарный театр – театр, обладающий, как правило, постоянной труппой, сценической площадкой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей (названий).

Антреприза – форма организации театрального дела, в которой предприниматель или организация набирает актеров для участия в конкретном театральном проекте.

Свободная (открытая) площадка – организация, не имеющая собственной театральной труппы и предоставляющая свою сценическую площадку для показа или выпуска и показа спектаклей различных театральных организаций.

Выездной спектакль – спектакль, показываемый не на своей площадке, но в пределах своего города (региона), с возвратом участников к месту основного базирования в пределах текущих суток.

Гастроли – показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра – в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли).

Театральный фестиваль – показ (смотр) достижений театрального искусства.


2. Цели и задачи разработки концепции


В предстоящем десятилетии российской экономике жизненно необходим переход к инновационному типу развития. В этих условиях ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.

Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.

Обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ – один из показателей повышения качества жизни россиян. Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе, в стране в целом. Театральное искусство в современной России занимает существенное место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды.

Театр – одна из немногих сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству: театральные зрители, наряду с актерами, режиссерами, художниками, музыкантами – участники создания сценического произведения. Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих – показу спектакля. Особая миссия театра – доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству. Кроме того, театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России.

Театральное искусство характеризуется неразрывной связью с театральным образованием. Российская модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное образование в театральных труппах в процессе практической творческой деятельности. Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения. В рамках репертуарного театра благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная российская актерская школа.

Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов – объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Вклад театра в формирование человеческого капитала – важнейшего фактора экономического роста, позволяет считать социальными инвестициями расходы государства на поддержку театрального искусства. Не поддающийся прямому измерению социально-культурный эффект театральной деятельности по сути неизмеримо выше его рыночной оценки. Как уже показал двадцатилетний опыт отечественных преобразований в социально-экономической сфере, механическое распространение на сферу культуры принципов реформирования, применявшихся в сфере материального производства, не только не дает положительного эффекта, но и приводит к отрицательным результатам.

В прошедшие два десятилетия театральное дело претерпевало существенные изменения на фоне начавшегося формирования гражданского общества в нашей стране. Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы, с одной стороны, не потерять в ходе перемен всемирно признанные достижения отечественного театрального искусства, с другой – чтобы театральное дело не осталось в арьергарде общего развития и не стало тормозом для новых форм социально-экономических отношений в этой сфере. В этом контексте особое значение будет иметь консолидированная деятельность самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.

Бытование и развитие искусства в любом государстве, претендующем на ведущие позиции в современном мире, определяет необходимость включения его в общемировой контекст. Исходя из этого, определяются три направления развития театрального дела в России. Во-первых, следует брать, по возможности, все лучшее, что накоплено в мировом театральном процессе. Во-вторых, необходимо, охранять собственные традиции и достижения российского театра. В-третьих, в условиях свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала надо стремиться к созданию организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности российских театров и театральных учебных заведений в международном пространстве.

В обстоятельствах открытого мира без культурных барьеров государство должно занимать протекционистскую позицию в отношении театра, в первую очередь, объектом государственной защиты должна стать традиционная российская модель репертуарного театра.

На пороге перехода ко второму десятилетию XXI века Россия, как и все мировое сообщество, оказалась в условиях экономического кризиса. Однако театральное дело должно обеспечить в предстоящем десятилетии не только сохранение достижений отечественной сцены прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему на запросы россиян.

Цель разработки Концепции – определение путей и способов сохранения в условиях экономического кризиса достижений отечественного сценического искусства, а в долгосрочной перспективе (2012 - 2020 годы) обеспечения динамичного развития театрального дела, как в традиционных для России формах, так и с использованием инновационных подходов, адаптации мирового опыта в этой сфере.

В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела:

создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения,

расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, обеспечение единства российского театрального пространства;

поддержка развития драматургии, науки о театре, театральной критики.

Обеспечить решение этих задач должно:

развитие сети театров и совершенствование их материально-технической базы, в том числе строительство новых и реконструкция имеющихся театральных зданий;

государственная и общественная поддержка различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;

кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям;

поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;

совершенствование нормативно-правовой базы;

определение антикризисных мер в театральном деле.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года Содержание iconКонцепцияправительство российской федерации распоряжение от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года Содержание iconРаспоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (с изменениями от 8 августа 2009 г.)
Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года Содержание iconСтратегия развития лесного комплекса российской федерации на период до 2020 года москва 2008 содержание
Анализ состояния и перспективы внешних и внутренних рынков лесобумажной продукции 11
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года Содержание iconСтратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года Содержание
Основные конкуренты промышленной политики Ульяновской области в период 2006-2020 гг. 36
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года Содержание iconКонцепция по формированию экологической культуры населения челябинской области
Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом...
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года Содержание iconПроект концепция развития в российской федерации механизмов электронной демократии до 2020 года
Цели и задачи развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии 5
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года Содержание iconРаспоряжение от 8 декабря 2011 г. N 2227-р
Утвердить прилагаемую Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее Стратегия)
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года Содержание iconПостановление от 23. 05. 2012 №424 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития агропромышленного комплекса Ростовской области на период до 2020 года
В соответствии с обновленной Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года Правительство...
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года Содержание iconГосударственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»
Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года Содержание iconКонцепция развития культуры в Волгоградской области на период до 2020 года
Волгоградской области, определяет цели и задачи, основные направления развития культуры как одного из инструментов социально-экономического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница