Конспект занятия по изо. Мастер-класс «Чистота это здоровье! Здоровье это жизнь !»




Скачать 12,56 Kb.
НазваниеКонспект занятия по изо. Мастер-класс «Чистота это здоровье! Здоровье это жизнь !»
Дата03.02.2016
Размер12,56 Kb.
ТипКонспект
Конспект занятия по ИЗО. Мастер-класс «Чистота – это здоровье! Здоровье – это жизнь

Зацепилиной Юлии Александровной

МДОУ Детский сад № 173 «Тополек» г.Саратов.


Цель: знакомство с традиционными промыслами родного края средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательная:

знакомство с историей родного края;

сформировать знания о технологии изготовления мыла;

разработать собственный рецепт мыла;

изготовить мыло из мыльной основы.

Воспитательная:

воспитывать у учащихся нравственно-эстетические чувства, художественный вкус;

воспитывать уважение к обычаям и традициям родного края;

воспитывать дисциплинированность у детей во время проведения внеклассного занятия.

Развивающая:

развивать умение работать с дополнительной литературой, развивать интерес к народным традициям; продолжить знакомство с традиционными промыслами нашего края;

продолжить развивать произвольное внимание, наблюдательность, монологическую и диалогическую речь;

развивать умение работать в группе, слушать одноклассников;

формировать целостное представление о национальной художественной культуре.

Ресурсы и средства наглядности:

ПК

Телевизор (для показа слайдов)

Доска

Документальный фильм «Тайна мыльного герба»

Мыло различных сортов

Мыльная основа

Эфирные масла, пищевые красители

Разнообразные формы для мыла

Упаковка мыла

Микроволновая печь

Подготовительный этап

Подготовка слайд-шоу.

Подготовка сообщений «История мыла» в произвольной форме.

Изготовление воспитателем мыла для предварительной демонстрации.


План занятия:


I. Организационный этап (1-2 мин.):

приветствие детей;

объявление темы и постановка цели занятия.

II. Подготовительный этап (12-13 мин.):

сообщения ребят на тему «История мыловарения»;

беседа об истории шуйского мыла;

демонстрация кадров из фильма «Тайна мыльного герба»;

физкультминутка.

III. Основной этап (25 мин.):

практическая работа «Изготовление мыла»;

уборка рабочих мест.

IV. Заключительный этап (5 мин.):

организация мини-выставки;

подведение итогов.

Ход занятия:

I. Организационный этап (1-2 мин.): приветствие детей.

II. Подготовительный этап:

Его жизненный путь был долог и сложен…Сначала оно было лекарством и предметом роскоши. Потом от него отвернулись и обвинили в связях с дьяволом. Его реабилитировали и вернули статус дорогого товара. Им украшали гербы и знамена, его дарили светским дамам, и не было ценнее подарка. Оно пережило период дефицита, когда за него дрались в очередях. Потом к нему привыкли. И не было дома, в котором бы не лежал кусочек этого ценного продукта.

О чем же пойдет речь на нашем занятии?

Ответы ребят: о мыле.

Сегодня, ребята, речь пойдет о мыле. На занятии каждый из вас сможет сделать себе небольшой подарок – кусочек мыла, сваренного своими руками.

Споры о том, кому человечество обязано изобретением мыла, до сих пор не завершены, впрочем, честь спасения человечества от грязи приписывается сразу нескольким древним народам. Об истории мыла нам расскажут ребята-историки из исследовательской группы.

История мыла.

Историк 1. По имеющимся данным, мыло изготавливалось еще в древнем Шумере и Вавилоне около 2800г. до н.э. Описания технологии изготовления мыла найдены в Месопотамии на глиняных табличках, относящихся примерно к 2200 г. до н.э. Египетские археологи после раскопок в дельте Нила пришли к выводу, что производство мыла было налажено, по меньшей мере, 6000 лет назад. Египетский папирус середины второго тысячелетия до н.э. свидетельствует, что египтяне регулярно мылись с помощью мыла.

Историк 2. Так же существует версия, что мыло было изготовлено римлянами. Легенда гласит, что само слово soap (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Смесь из растопленного животного жира и древесной золы жертвенного костра смывало дождем в глинистый грунт берега реки Тибр. Женщины, стиравшие там белье, обратили внимание, что благодаря этой смеси одежда отстирывается значительно лучше. Люди постепенно стали использовать "дар богов" не только для стирки одежды, но и для мытья тела. Кстати, первые мыловарни тоже были обнаружены археологами на территории Древнего Рима, а еще точнее - среди развалин знаменитых Помпей.

Историк 3. От римского слова sapo позднее у англичан образовалось soap, у французов - savon, у итальянцев - sapone.

Мыло не сразу стало предметом гигиены. Вплоть до XIII века оно стояло в одном ряду с медицинскими средствами и лекарствами. Не была чистота в чести и в средние века. Мылом пользовались только представители первых двух сословий - дворяне и священники, да и то не все поголовно. Окончательно моду на чистоту привили средневековой Европе рыцари, побывавшие во время крестовых походов в арабских странах. Вероятно, арабы в VII в. н.э. узнали способ изготовления твердого мыла.

Историк 4. С XIII в. начинается расцвет мыловарения во Франции и Англии. Отношение к этому ремеслу было самое серьезное. В 1399 г. в Англии король Генрих IV основал орден, особой привилегией которого считалось: мытье в бане с мылом.

Известно, что в XV и XVI вв. рыцари и купцы привозили пахнущие шарики из Венеции. На них были вытиснены лилии, еловые шишки, полумесяцы - первые, если можно так сказать, торговые знаки.

На Руси секреты изготовления мыла унаследовали от Византии, а собственные мастера-мыловары появились у нас только в XV в. Известно, что некто Гаврила Ондреев завел в Твери «поварню мыльную с котлом мыльным и со всею поряднею», а в Москве существовал даже мыльный ряд. Промышленное производство мыла было налажено при Петре I, но вплоть до середины XIX в. им пользовалась только знать. Крестьяне же стирали и мылись щелоком - смесью получаемой из древесной золы, залитой кипятком и распаренной в печи.

Воспитатель: Главным центром мыловарения был город Шуя, на его гербе даже изображен кусок мыла.

Физкультминутка общего воздействия:

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - встать на носки, руки вверх наружу, на счёт «два» - потянуться вверх за руками. На счёт «три» - опустить руки дугами через стороны вниз, на счёт «четыре» - скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки вперёд. На счёт «раз» - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. На счёт «три, четыре» - упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6-8 раз в быстром темпе.

Упражнение 3. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть её к животу. На счёт «два» - притянуть ногу, подняв руки вверх. На счёт «три, четыре» - выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе 6-8 раз.

Беседа об истории Шуйского мыла.

С давних пор Шуя славилась своим мыловаренным производством, которое было ведущим в ремеслах шуян целые столетия. Об этой отрасли упоминал в своей писцовой книге Афанасий Веков еще в 1629 году. О том же говорит и челобитная шуянина Ивана Степанова, написанная на имя царя Михаила Федоровича. В ней сказано: «… бьет челом и являет посадский человек Ивашка Степанов, на Шуйских на таможенных откупщиков – на Ивана Ворошилова, да на Олферья Третьякова – с товарищами…в том, что в прошлом году (1622) с Ильина дня Святого Пророка завел я, сирота, у себя варить мылишко; и подрядил я, сирота, у них с мыльного товару за провозы и за привозы с привозного товару, по три деньги с рубля на год, и заплатить пошлины…Милостивый государь, смилуйся пожалуй…».

В половине XVII века по описанию бурмистра Д.Носова было 11 мыловаренных заводов и Шуйское мыло славилось далеко за пределами Шуйского уезда. Мыльная промышленность имела такое большое значение, что для закупки мыла, а особенно в Борисоглебскую ярмарку, приезжали в Шую покупатели из разных городов. Поэтому на гербе, данном Шуе Императрицей Екатериной II, изображен кусок мыла, - как знак древней промышленности города.

В подтверждении этих слов я предлагаю посмотреть отрывок из документального фильма «Тайна мыльного герба».

В настоящее время мыловарение потеряло свое первоначальное значение, но, не смотря на это, предпринимаются попытки возродить этот промысел в нашем городе. И сегодня для вас, ребята, будет проведен мастер-класс по изготовлению мыла. Каждый из вас сделает себе подарок – кусочек ароматного мыла ручной работы.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Упражнение 1. Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

Упражнение 2. Выполняется сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разведены. На счёт «раз» - обхватить себя за плечи как можно крепче. На счёт «два» - занять исходное положение. Упражнение повторить 4-6 раз в быстром темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле, руки на поясе. На счёт «раз» - повернуть голову направо. На счёт «два» - исходное положение. На счёт «три» - повторить то же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

III. Основной этап – практическая работа (35 мин.):

Изготовление мыла из мыльной основы проходит в несколько этапов – фронтальная работа учеников.

1. Расплавление основы. Предварительно необходимо измельчить основу: порезать на кусочки ножом или натереть на тёрке. Плавить можно двумя способами, но в обоих случаях основа плавится без непосредственного контакта с плитой. Первый вариант: делать это в микроволновой печи, второй расплавлять на водяной бане. Никогда нельзя допускать, чтобы основа нагревалась больше чем до 60-65ºC (Слайд 9, 10).

2. Добавление масел. Когда основа уже не подвергается нагреванию необходимо ввести эссенции, это могут быть любимые духи, ароматические эфирные масла, которые можно купить в аптеке, или натуральные продукты, такие, как ваниль или мёд.

Ребята, при добавлении ароматических масел я предлагаю вам воспользоваться памяткой, в которой рассказывается о пользе добавляемых вами веществ(Слайд 11, 12).

3. Подкрашивание. В качестве красителя для изготовления мыла можно использовать практически всё, что может подсказать ваша фантазия. При добавлении пищевых красителей стоит учитывать, что они обесцвечиваются со временем(Слайд 13).

4. Разливание в формы. В качестве форм подойдет любая кухонная формочка, пластиковые коробочки или лоточки от сыра, масла или паштета. Также можно использовать ячейки из коробок шоколадных конфет, формочки для льда или детские песочные формочки. Подойдет что угодно, просто оглянитесь по сторонам!! Чтобы в последствии легче было извлекать высохшее мыло из формочек, их стоит смазать маслом или вазелином(Слайд 14).

5. Извлечение из формочек. Если вы забыли смазать форму, то предстоит потрудиться, чтобы извлечь из неё мыло целым куском.

Мыло готово к использованию, как только оно затвердеет(Слайд 15).

Посмотрите, ребята, какие прекрасные кусочки мыла у вас получились.

Организуется экспромт-выставка мыла.

IV. Заключительный этап (3 мин.):

И помните, что будущее – за мылом с эстетическими качествами, когда цвет, форма, аромат, натуральные ингредиенты становятся важнейшими критериями выбора продукции. Но все равно главной функцией мылаостается гигиеническая. И помните, ребята, что мыло – это чистота! Чистота – это здоровье! Здоровье – это жизнь! Удачи вам, ребята! (Слайд 17-18)


Список используемой литературы


Борисов В.А. Описание города Шуи и его окрестностей с приложением старинных актов. – М. 1851.

Васильев Б. Город Шуя. 1956.

Рыжов В. Город Шуя и Шуйский округ. – Ярославль, 1930.

Сурин Г.И. Город на Тезе. – Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 1989.

Публикации газеты «Шуйские известия».

Похожие:

Конспект занятия по изо. Мастер-класс «Чистота это здоровье! Здоровье это жизнь !» iconКонспект занятия по ознакомлению с окружающим и зож в средней группе. Тема "чистота залог здоровья"
Учить детей заботится о своем здоровье, формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми
Конспект занятия по изо. Мастер-класс «Чистота это здоровье! Здоровье это жизнь !» icon«Погода и здоровье. Влияние погоды на здоровье людей. Оказание первой помощи при различных сезонных заболеваниях и недугах»
Года и здоровье» составлен для организации и проведения заключительного занятия по данной теме с учетом тем «Влияние погоды на здоровье...
Конспект занятия по изо. Мастер-класс «Чистота это здоровье! Здоровье это жизнь !» icon«здоровье» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,...
Конспект занятия по изо. Мастер-класс «Чистота это здоровье! Здоровье это жизнь !» iconПлан занятий по общественному здоровью и здравоохранению для студентов 5 курса в X семестре Занятие №1
Лекция 2 часа. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания (история, основные методы). Общественное...
Конспект занятия по изо. Мастер-класс «Чистота это здоровье! Здоровье это жизнь !» iconКонспект занятия в подготовительной группе «Где прячется здоровье?» \
...
Конспект занятия по изо. Мастер-класс «Чистота это здоровье! Здоровье это жизнь !» iconФормирование валеологических знаний учащихся на уроках химии
Здоровье сберегающему обучению способствует систематическая актуализация внимания учащихся на их здоровье, на необходимость заботиться...
Конспект занятия по изо. Мастер-класс «Чистота это здоровье! Здоровье это жизнь !» iconДолголетие и физическая культура
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то...
Конспект занятия по изо. Мастер-класс «Чистота это здоровье! Здоровье это жизнь !» iconКонспект занятия в средней группе по теме «Дорожка здоровья» (основы безопасности жизнедеятельности)
Учить детей заботится о своем здоровье, объяснить им, какой вред приносят микробы
Конспект занятия по изо. Мастер-класс «Чистота это здоровье! Здоровье это жизнь !» iconПроблемная группа
Здоровье – это то, что люди желают больше всего на свете, но многие его не берегут. Здоровье нельзя купить, получить в наследство,...
Конспект занятия по изо. Мастер-класс «Чистота это здоровье! Здоровье это жизнь !» iconПрограмма элективного курса «человек и его здоровье» для учащихся 9 класса
Поэтому программа «Человек и его здоровье» позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека как важнейшей жизненной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница