«Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы»




Скачать 17,09 Kb.
Название«Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы»
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер17,09 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5   6
Министерство здравоохранения Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение Ставропольского края


Пятигорский медицинский колледж


Методическая разработка теоретического занятия

Дисциплина: «Анатомия и физиология»

Тема: «Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы»

Для преподавателей и студентов.


Отделение: медсестринское

Специальность: 060501 «Сестринское дело»

060101 «Лечебное дело»

060301 «Фармация»


Разработчик: преподаватель Кравченко Л.Ю.


Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК

фармацевтических дисциплин

Протокол № _____________


От ________ 2011 года


Председатель ЦМК__________


Пятигорск 2011 год


Пояснительная записка.

Методическая разработка комбинированного урока по теме «Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» предназначена для студентов всех медицинских и фармацевтических специальностей, преподавателей анатомии и физиологии колледжа. Целью написания методической разработки является: предоставление студентам возможности самостоятельно изучить данную тему, подготовиться к практическому занятию по данной теме, а также предоставить возможность изучить данную тему дистанционно.

Методическая разработка включает в себя план-хронометраж проведения занятия, методические указания для студентов и преподавателей, развернутый план-конспект для проведения занятия, рисунки, блок контролирующего материала, список литературы, Интернет-ресурсов. Ценным приложением к методической разработке являются мультимедийные презентации по теме анатомия и физиология органов мочевыделительной системы. Развернутый конспект для проведения занятия включает в себя весь необходимый теоретический материал. Изложение материала построено с расчетом возможности его дальнейшего применения при изучении клинических дисциплин. Блок контролирующего материала включает в себя разноуровневые задания, позволяющие реализовать индивидуальный подход в обучении студентов. Использование заданий первого уровня является своего рода допуском для перехода к более сложным заданиям второго и третьего уровня. При использовании заданий второго уровня формируется возможность овладеть необходимыми в практической деятельности терминами. При решении заданий третьего уровня ,клинических задач, у студентов формируются профессиональные компетенции, предоставляется возможность формировать и реализовать клиническое мышление студентов-медиков. Преподаватель, следуя методической разработке, имеет возможность индивидуально оценить знания студента во время занятия, а также его внеаудиторную подготовку.


Рецензия на методическую разработку теоретического занятия по дисциплине «Анатомия и физиология» преподавателя Кравченко Л.Ю.

Методическая разработка комбинированного урока по теме «Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» предназначена для студентов всех медицинских и фармацевтических специальностей, преподавателей анатомии и физиологии медицинских техникумов, колледжей. Целью написания методической разработки является: изучение анатомии органов мочевыделительной системы, включая их топографию, кровоснабжение, иннервацию, строение, гистофизиологию нефрона как структурно-функциональной единицы почки, физиологию мочеобразования и выделения, состав мочи, значение лабораторных исследований мочи для диагностики заболеваний. Выбранная преподавателем методика изучения темы обеспечивает студентам возможность самостоятельно изучить данную тему, подготовиться к практическому занятию, а также обеспечивает возможность изучить данную тему дистанционно.

Методическая разработка включает в себя план-хронометраж проведения занятия, методические указания для студентов и преподавателей, развернутый план-конспект для проведения занятия, рисунки, блок контролирующего материала, список литературы, Интернет-ресурсов. Ценным приложением к методической разработке являются мультимедийные презентации по теме анатомия и физиология органов мочевыделительной системы. Развернутый конспект для проведения занятия включает в себя весь необходимый теоретический материал. Изложение материала построено с расчетом возможности его дальнейшего применения при изучении клинических дисциплин. Блок контролирующего материала включает в себя разноуровневые задания, позволяющие реализовать индивидуальный подход в обучении студентов. Использование заданий первого уровня является своего рода допуском для перехода к более сложным заданиям второго и третьего уровня. При использовании заданий второго уровня формируется возможность овладеть необходимыми в практической деятельности терминами. При решении заданий третьего уровня ,клинических задач, у студентов формируются профессиональные компетенции, предоставляется возможность формировать и реализовать клиническое мышление студентов-медиков. Преподаватель, следуя методической разработке, имеет возможность индивидуально оценить знания студента во время занятия, а также его внеаудиторную подготовку. Исходя из выше сказанного методическая разработка предлагается для применения при изучении данной темы студентами и преподавателями средних медицинских профессиональных образовательных учреждений.


Преподаватель ГБОУ СПО «Пятигорский медицинский колледж» Ковалева Л.Н.


Содержание:

  1. План – хронокарта проведения занятия.

  2. Цели и задачи проведения занятия.

  3. Развернутый план-конспект урока:

3.1 Общий план строения мочевыделительной системы, сведения об эмбриогенезе мочевыделительной системы, латинские, греческие названия органов.

3.2.Топография почек, фиксирующий аппарат, морфология
(форма, вес, края, полюса).

3.3.Строение почки на поперечном срезе:

а) корковое вещество

б) мозговое вещество

3.4.Чашечно-лоханочная система почек.

3.5 Кровоснабжение и иннервация почек.

3.6 Нефрон как стуктурно-функциональная единица почек: отделы, строение, виды.

3.7 ЮГА почек, его значение. Инкреторная функция почек.

3.8. Физиология почек: фильтрация, реабсорбция, секреция, их механизмы.

3.9. Первичная и конечная моча, состав, понятие о диурезе, ритме мочеиспускания (норма и патология). Значение лабораторных исследований мочи для диагностики заболеваний

4. Строение, топография органов мочевыделения: мочеточники, мочевой пузырь, уретра.

4.1. Физиология мочеиспускания.

4.2. Регуляция деятельности почек.

5. Методические рекомендации для преподавателя и студентов

6. Выводы, заключение.

7.Закрепление материала путем фронтального опроса. Подведение
итогов занятия.

8. Домашнее задание.

9. Источники информации


ТЕМА: «СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»


Цель: изучить анатомию органов мочевыделительной системы, включая их топографию, кровоснабжение, иннервацию, строение, гистофизиологию нефрона как структурно-функциональной единицы почки, физиологию мочеобразования и выделения, состав мочи, значение лабораторных исследований мочи для диагностики заболеваний.


Тип занятия: комбинированный урок.

Время: 90 минут.

План-хронокарта проведения занятия:

  1. Организационный момент

  2. Контроль знаний исходного уровня:

2.1. Фронтальный опрос – 10 минут

3. Изложение нового материала

3.1.Общий план строения мочевыделительной системы, сведения об эмбриогенезе мочевыделительной системы, латинские, греческие названия органов.

3.2.Топография почек, фиксирующий аппарат, морфология
(форма, вес, края, полюса).

3.3.Строение почки на поперечном срезе:

а) корковое вещество

б) мозговое вещество

3.4.Чашечно-лоханочная система почек.

3.5 Кровоснабжение и иннервация почек.

3.6 Нефрон как стуктурно-функциональная единица почек: отделы, строение, виды.

3.7 ЮГА почек, его значение. Инкреторная функция почек.

3.8. Физиология почек: фильтрация, реабсорбция, секреция, их механизмы.

3.9. Первичная и конечная моча, состав, понятие о диурезе, ритме мочеиспускания (норма и патология).

Значение лабораторных исследований мочи для диагностики заболеваний

  1. Строение, топография органов мочевыделения: мочеточники, мочевой пузырь, уретра.

  2. Физиология мочеиспускания.

  3. Регуляция деятельности почек.

5. Методические рекомендации для преподавателя и студентов

6. Выводы, заключение.

7. Закрепление материала путем фронтального опроса. Подведение
итогов занятия.

8. Домашнее задание.


Развернутый план- конспект урока

3.1 Общий план строения, сведения об эмбриогенезе мочевыделительной системы. Латинские, греческие названия органов.

Органы мочевыделительной системы объединяют две группы органов - образующих мочу (почки) и выводящие мочу: чашечно-лоханочная система почек, мочеточники, мочевой пузырь и уретра.

Развитие почек у человека начинается на первом месяце жизни и завершается после рождения ребенка. Основным источником развития является промежуточная мезодерма-нефротом. В развитии почек наблюдаются три последовательно сменяющие друг друга стадии: пронефрос (головной почка или предпочки),

мезонефроса (первичной или туловищной почки) и метанефроса (окончательной почки). Метанефрос формируется на 2 месяце эмбриогенеза, к концу 5 месяца функционирует как орган. В первые три года жизни масса почек увеличивается в три раза, с 13-14 лет масса почек продолжает увеличиваться и к 20 годам достигает массы взрослого. Рост почек заканчивается к 30-40 годам.


Почки - парный смешанный орган бобовидной формы, темно-красного цвета, с закругленными верхними и нижними полюсами, передней и задней поверхностью, латеральным и медиальным краями, выполняющий экскреторную и инкреторную функции.

Латинские и греческие термины.

Термин

Латинский эквивалент

Греческий эквивалент

Почки

rеn

nephros

Мочеточник

ureter

-

Мочевой пузырь

vesica urinaria

kystis

Уретра

urethra




мужская

urethra musculina


женская

urethra feminia


Сосудистый клубочек

glomerulus





Нефрология - наука о почках.

Нефропатии - заболевания почек.

Цистит- воспаление мочевого пузыря.


3.2. Топография почек, фиксирующий аппарат, морфология
(форма, вес, края, полюса).



Топография почек: располагаются в поясничной области, на задней стенке брюшной полости, в забрюшинном пространстве, справа и слева от позвоночного столба на уровне 11-12 грудного, 2 - 3 поясничного позвонков. Лежат в ложе поясничной мышцы.

Правая почка расположена на 1,5 - 2 см ниже левой.

Масса одной почки 120-200 гр.

Размеры почки взрослого человека: длина 10-12 см, ширина 6-5 см, толщина до 4 см.

Правая почка соприкасается: с надпочечником, печенью, правым изгибом ободочной кишки, нисходящей частью двенадцатиперстной кишки.

Левая почка - с надпочечником, частично с желудком, поджелудочной железой, селезенкой, левым изгибом ободочной кишки.

Края: вогнутый - медиальный —> почечную пазуху, почечные ворота выпуклый – латеральный.
Оболочки почек: фиброзная капсула, жировая прослойка (паранефрий)
Фиксирующий аппарат почек: жировая прослойка (паранефрий),
(околопочечная клетчатка), почечная фасция - 2 листка, связаны перемычками с фиброзной капсулой, срастаются на верхнем полюсе и лантеральном крае. Задний листок прикреплен к позвоночному столбу, передний проходит вдоль крупных сосудов (аорты, почечных артерий, нижней полой веной). Удерживаются почки в определенном положении также с помощью внутрибрюшного давления.

3.3.Строение почки на поперечном срезе.

На фронтальном срезе почки различают более светлое корковое вещество и более темное мозговое вещество. Корковое вещество - расположено по периферии, темно-коричневого цвета. На свежем препарате в корковом веществе хорошо заметны две части: свернутая - мелкие зерна и красные точки – почечные тельца, а также радиальная часть (лучи Феррейна). Мозговое вещество расположено внутри, розово-красное в форме 7-10 пирамид. Толщина коркового вещества составляет 5-8 мм. Верхушки пирамид, почечные сосочки, имеют многочисленные отверстия. Почечные сосочки обращены к малым чашкам, основание пирамид обращены к корковому веществу. Между пирамидками расположено корковое вещество в виде почечных столбов - колонок Бертини. В них проходят нервы, кровеносные сосуды. Одна пирамида, прилегающая к корковому веществу образует почечную долю. Таким образом, почка взрослого человека имеет дольчатое строение.

3.4.Чашечно-лоханочная система почек.

Каждый почечный сосочек пирамиды окружен малой почечной чашкой. Малые чашки сливаются и образуют 2-3 большие чашки, большие чашки также сливаются и образуют одну общую полость: почечную лоханку., которая постепенно суживается и переходит в мочеточник. В области почечных сосочков и малых чашек находится форникальный аппарат, играющий важную роль в процессе выделения мочи и препятствующий ее обратному току в мочевые канальцы нефрона.


Строение почки




  1. верхний конец,

  2. нижний конец,

  3. почечные ворота,

  4. почечная пазуха,

  5. корковое вещество,

  6. почечные столбы,

  7. мозговое вещество,

  8. почечный сосочек,

  9. малая почечная чашка,

  10. большая почечная чашка,

  11. почечная лоханка,

  12. мочеточник.





3.5. Кровоснабжение и иннервация почек.

Кровоснабжение почки осуществляется с помощью почечной артерии, которая является крупной ветвью аорты. За одну минуту через почки проходит 5 - 6 л крови.

В течение суток через почечную артерию проходит 1500 литров крови. Почечная аорта входит в ворота почек и делится на сегментарные, междолевые и дуговые артериолы. Дуговые артериолы проходят у основания пирамид. От каждой междольковой артериолы отходит приносящая артериола, входящая в капсулу нефрона. В капсуле нефрона она образует первую капиллярную сеть. Из капсулы нефрона выходит выносящая артериола, образующая вторую капиллярную сеть вокруг канальцев нефрона. Сети капилляров, соединяющие 2 одноименных сосуда, называют «чудесными». Из второй капиллярной сети кровь оттекает в венулы, продолжающиеся в междольковые вены, дуговые, междолевые, которые сливаются и образуют почечную вену. Почечная вена впадает в нижнюю полую вену.

междолевые

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

«Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» icon1. 1 Структурно-функциональная диаграмма организации деятельности «Донгаз»
Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
«Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» iconКонспект урока биологии в 8 классе
Сегодня на уроке мы: изучим строение и функции органов мочевыделительной системы, научимся узнавать их на рисунке, узнаем, как образуется...
«Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педагогической...
«Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» по педагогическим наукам
Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педа­гогической...
«Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» iconСтруктурно-функциональная организация психологической защиты личности
Работа выполнена на кафедре психологии труда и организационной психологии факультета психологии Ярославского государственного университета...
«Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» iconМосковская городская топонимия структурно-семантический анализ топонимической системы
Работа выполнена на кафедре теории словесности Московского государственного лингвистического университета
«Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» iconНаименование целевой Программы: ведомственная целевая программа «Обеспечение функционирования и развития системы адресного взаимодействия населения и органов
«Обеспечение функционирования и развития системы адресного взаимодействия населения и органов исполнительной власти Самарской области...
«Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» iconМассаж в клинике внутренних болезней учебно
В пособии изложены частные методики и механизмы действия сегментарно-рефлекторного массажа при заболеваниях внутренних органов: сердечно-сосудистой...
«Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» iconСтруктурно-временной анализ урока
Для обучения студента, молодого учителя рациональному использованию времени, бережному отношению к каждой минуте урока следует использовать...
«Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» iconО мерах по развитию системы этнокультурного образования в волгоградской области
Волгоградской области, органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями, Соглашения о сотрудничестве...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница