Пояснительная записка с элементами самоанализа урока Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи»




НазваниеПояснительная записка с элементами самоанализа урока Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи»
Дата03.02.2016
Размер25,4 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное образовательное учреждение

Егоровская средняя общеобразовательная школа

Болотнинского района Новосибирской области


Конкурсная работа (областной конкурс « педагогическая инициатива» в сфере информационных технологий.

Номинация « Мастер класс»

Тема: «Вавилонский царь Хамураппи и его законы»


Класс:5

Учитель:

Морозова Ирина Сергеевна

Дата проведения: 19.11.2010

Форма проведения: проблемный урок,

с элементами модульной технологии


Егоровка 2011 год


Пояснительная записка с элементами самоанализа урока

Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» составлена в соответствии с содержанием Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Современный урок должен реализовать комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Современный урок не может существовать без творчества учителя и творчества учеников. Сегодня школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно воспитывать взрослеющую личность. А значит, должны измениться и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания, при которой ученики должны открывать новые знания самостоятельно, а не получать их в готовом виде.

Эти требования в полной мере обеспечивают современные технологии обучения, одна из таких технологий элементы которой я использую на уроках в 5 классе, это технология модульного обучения. Которая позволяет организовать процесс извлечения знаний в микрогруппах. К тому же данная технология обучения отражает деятельностный характер образования, что является одним из направлений модернизации общего образования. Также наряду с данной на этом уроке используется и метод проблемного обучения. Урок «Законы Хаммурапи» посвящен проблеме формирования правового сознания общества с древнейших времен. Сущность и роль законов – основные аспекты изучаемой темы. В соответствии со структурой проблемного урока, в первой части урока перед учениками ставится проблема. Предлагается два противоречивых факта, анализируя которые, ученики самостоятельно определяют проблему: можно ли законы царя Хаммурапи считать справедливыми. Постановка проблемы очень важна, так как она обеспечивает интерес к материалу и развитие учащихся. С помощью побуждающего от проблемной ситуации диалога ученики самостоятельно формулируют тему урока и выдвигают гипотезы. В ходе работы с историческим документом ученики использует дедуктивный метод анализа, при котором из общих положений выявляются следствия. Такой метод способствует развитию абстрактного мышления учеников.

Эффективность оценки этого урока можно рассмотреть с точки зрения формирования гражданско-правового сознания: заставить ребенка перенести проблему законодательства Древнего мира в современную плоскость и осознать необходимость влияния законов на жизнь общества. Главный вывод, который дети должны сделать на уроке - «законы укрепляют государство».

Использование информационно-коммуникативных технологий в виде презентации в Power Point позволяет более наглядно продемонстрировать учащимся исторические памятники, способствует более четкой и эффективной организации уроков.

Все цели и задачи поставленные на уроке, были реализованы в полной мере. Использование вышеперечисленных технологий способствовало, активной занятости на уроке всех учеников. Урок был довольно насыщенным, каждая минута была продуктивна для обучающихся, в процессе деятельности на уроки ребята: закрепляли умение самостоятельной работы, совершенствовали навыки исследовательской. Успех обучающихся зависит не столько от объема знаний, сколько от их умения пользоваться этими знаниями как инструментами при решении проблем.

Такая формулировка, не отрицая значения знаний в жизни человека, нацеливает учителя на освоение нового для него направления деятельности - на анализ качества получаемой информации в рамках преподаваемого предмета. При этом через призму компетентности ученика преподаватель может в полном объеме выявить свои качества и профессиональный уровень. В этом случае система компетентности ученика становиться для учителя не просто набором характеристик для мониторинга,а настоящим управленческим инструментом ,позволяющим управлять ростом уровня владения учеником знаниями для их использования в жизни. Ученик учится сам, а учитель создает условия. Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Умение находить информацию при наименьших потерях времени - жизненная необходимость общества. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. И так, какие возможности открывает перед учителем истории использование и применение ИКТ? Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы.

Самый простой метод использования ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. Применение мультимедиа презентаций на уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с классом, использовать их на самых разных этапах работы на уроках, поскольку они одновременно являются и учебником, , и атласом, и хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом.
У моих учеников благодаря этим презентациям есть уникальная возможность не только наглядно увидеть видеосюжеты по темам, но услышать литературные произведения в аудио исполнении, что делает урок эмоционально более насыщенным, и полностью помогает окунуться в атмосферу изучаемого периода.     Учитывая психологические особенности ребенка и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки зрения наглядности. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат-визуализация изучаемого материала.
Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации - жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса. Применение всевозможных ИКТ способствует высокой продуктивности и высокому уровню усвоения материала на уроке.
Например, разбирая тему «Вавилонский царь Хамураппи», я демонстрирую вид города Вавилона и его достопримечательности. Очень важно использовать ИКТ  также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или района, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий.      Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событие или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Практика показывает, что большой интересу учащихся вызывают интерактивные карты. Возможность увидеть то или иное сражение в движение, с соответствующими комментариями существенно повышают интерес учащихся к предмету. Однако, на мой взгляд, имеется и определенный недостаток. Каждый учитель истории знает, что работа с картой начинается со знакомства с памяткой по работе с картой, мы учим учащихся как правильно показывать границы государства или тот или иной район восстания, реку или город и т.п., а при использовании карт на ЦОРах этот навык не формируется.  Кроме этого я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать интернет. Я рассматриваю Интернет как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.
           В заключение хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.


Урок истории по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"


Цель:

Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

  • Показать особенности законов – их социальную направленность.

  • На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».

Развивающие:

  • Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.

  • Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.

  • Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

  • Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.

  • Развивать коммуникативные и творческие способности

Воспитательные:

  • Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.

  • Давать нравственную оценку принципов построения законов Хамураппи и отдельно взятых законов.

  • Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций

Формы организации обучения:

  • фронтальные;

  • групповые;

Оборудование:

  • Текст с ошибками (на каждую парту), карточки-задания для индивидуальной (приложение 1)

  • Пакеты документов для работы в микрогруппах. (приложение2)

  • Таблицы для работы групп. (приложение3)

  • Презентация к уроку (Приложение 4), ноутбук, проектор, проекторная доска.

  • Карточки с домашними заданиями.

УЭ (название)

СОДЕРЖАНИЕ УЭ (учитель)

время

Работа учеников в УЭ

УЭ-1 организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

1 мин




УЭ-2 Проверка Д/З

Добрый день, ребята! Давайте вспомним, с историей какой страны вы начали знакомиться на прошлом уроке? На доске зашифровано название этой страны (слайд1)



А почему её так называют? (слайд2,3)



Это правда, а давайте проверим, насколько правдив текст, посвященный природным особенностям Междуречья (Приложение 1)


Ребята прочтите вопросы на доске и ответьте на них. (слайд3)

Правильно ребята, а как же будет называться тема нашего урока. Правильно Вавилон, но любой город имеет своего правителя, Вавилон на своём веку повидал много правителей один из них – это царь Хамураппи, который в период своего правления издал законы, по которым должны были жить жители города Вавилон. Поэтому точное название нашей темы будет, Вавилонский царь Хамураппи и его законы. (слайд4)


5 мин

Двуречье, Междуречье.


Эту страну называют так, потому что она находится между двумя реками – Тигр и Евфрат.


На партах текст с ошибками. Учащиеся знакомятся с текстом, находят ошибки. Отвечают по рядам, по очереди, называя по ошибке, кто больше найдет ошибок).


Города Ура, Урук, дигет, Афадже, Вавилон и т.д.


Главный город ВАВИЛОН.


Вавилон


Записывают тему урока в тетрадь.

УЭ3- постановка прроблемы



Что вы знаете о Вавилоне? Можно ли Вавилон назвать торговым городом.(слайд5)

Во время ответов учащихся демонстрируется, и если требуется, комментируется учителем (слайд6)



Просмотрев видеоролик ответьте на вопрос. (слайд7)

Обсуждение вопросов

На своём веку Вавилон увидел много правителей. Одним из которых был царь Хамураппи, который вошёл в история, как первый правитель, который осуществлял своё правление, с помощью собственно созданных законов, подтверждение этому, результаты археологической экспедиции 1901года, которая обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хамураппи. (слайд8)

Ребята, как вы считаете что такое закон? Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На доске написано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями. (слайд9)



Давайте выделим самые главные слова в определении. Обратимся к изображению на столбе. Мы можем видеть, как царь Хаммурапи стоит в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. (слайд9) .Здесь же была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов. (Слайд9)

Цель нам ясна. А сейчас давайте выясним ответ на вопрос, кого защищали законы Хамураппи? (слайд10) просмотр видеоролика.



А теперь я предлагаю вам представить, что вы жители Вавилонского царства и стали свидетелями суда над простым человеком. ситуация: судья обвиняет человека в том, что он сделал пролом в доме другого человека, и в соответствии с Кодексом Хаммурапи, приговаривает его к смертной казни). (слайд11)



Ребята, что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос? (слайд12)


10-13 мин

Отвечают, устно. ( Там есть Вавилонская башня, Висячие сады Семирамиды, ворота богини Иштар и т.д.)


Просмотр видеоролика

В микрогруппах отвечают на вопросы (слайд7)


Предположительные ответы учащихся: это то, что позволяет нам жить правильно, это правила поведения людей в обществе, если не соблюдать закон, ждет наказание и т.д.


Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность закона – правила (нормы) и наказание (ответственность


).


Просмотр видеоролика.

Ответы учащихся по существу поставленного вопроса


Цель закона – оказать справедливость, а наказание несправедливое, слишком жестокое.


(предполагаемые ответы: почему цель законов – справедливость, а в жизни закон несправедлив; почему наказание слишком жестокое и т.д.) Справедливы ли законы вавилонского царя Хаммурапи?

(Запись в тетрадь поставленной проблемы)



УЭ-4 Выдвижение гипотез и их проверка.

Итак, на лицо два противоречивых факта. Какие у вас есть предположения?


Как нам проверить эти гипотезы?


А знакомиться с ними мы будем работая в микрогруппах, (каждая микрогруппа получают образец задания, пакет документов – карточки с текстами статей, таблицы для фиксирования результатов анализа документа). Каждая группа, проанализировав свой пакет документов, должна подтвердить каждое положение в таблице ссылкам из статей «Кодекса Хамураппи» и ответить на вопросы. (Слайд 13)






В ходе ответов учащихся демонстрируется слайд14


Ребята, что вы замечаете? Какое теперь противоречие налицо?

Ребята, представьте, что если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве?


Так значит для чего нужны законы?


Скажите, когда все это есть в государстве, оно становится более…?

Какой вывод мы можем сделать?


Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?

Учащиеся вместе с учителем формулируют выводы. (слайд15)



20-23мин.

- Законы защищали богатых жителей. - Законы защищали интересы и простых людей. – Законы ухудшали положение рабов. – Законы были слишком жестокие.


Познакомиться с содержанием законов Хаммурапи.


(Работа с документом занимает основное время занятия, ее результаты школьники фиксируют в правой части таблицы в виде цитат из статей Кодекса). (приложение2, приложение3)


(Каждая группа делает вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов).

Предположительные выводы

1 группа – Законы Хаммурапи нельзя назвать справедливыми, так как они защищали в первую очередь интересы свободных людей и владельцев рабов, а рабы тоже люди, но к ним относились как к товару, вещи, скоту.

2 группа – Мы считаем, что законы вавилонского царя не совсем справедливы, так как за преступления, не очень тяжкие, жестоко наказывали: отрубали руки, выкалывали глаза и даже убивали. Конечно, за преступление человек должен нести наказание, но то, которое соответствовало бы его степени тяжести.

Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей.

В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.

Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше:


Сильным


Законы укрепляют государство. (Запись в тетрадь).

Конечно, нет. Так как сегодня эти законы кажутся очень жестокими и несправедливыми.


УЭ-5 Рефлексия

Ответьте:

– Самое интересное на уроке было…
– Мне понравилось…
– Я хлопаю в ладоши, у меня хорошее настроение и я готов работать дальше.

урок


3мин

Ответы учащихся

УЭ-6 заключительный этап

Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: В качестве домашнего задания предлагается учащимся на выбор несколько творческих заданий: (учитель раздаёт карточки с заданиями)

  1. Письмо рабовладельцу XXI века (В современном мире стали появляться новые рабовладельцы, которые по разным причинам превращают людей в рабов, напишите письмо рабовладельцу, как вы к нему относитесь).

  2. Ода против жестокости (представьте, что вы попали на совет вельмож, которые обсуждают наказания за разные проступки и преступления, у вас появилась возможность выступить против жестоких законов, напишите оду против жестокости).

  3. Совет берущим кредиты и деньги в долг (сегодня многие люди попадают в долговую.




3 мин

Выступление лидеров микрогрупп (озвучивание и комментарии оценок)


Записывают домашнее задание в тетрадь.



Список используемых ресурсов

  1. История древнего мира. А.А. Вигасин,Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая:. Москва «Просвещение» 2008 год

  2. Поурочные разработки по истории древнего мира:. О.В. Арасланова Москва «Вако» 2007 год

  3. Образовательные интернет ресурсы: http://www.proshkolu.ru/

  4. Образовательные интернет ресурсы: http://pedsovet.org/

  5. Образовательные интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/

  6. Образовательные интернет ресурсы: http://school-collection.edu.ru/

7. Образовательные интернет ресурсы: http://shcola6amursk.ucoz.ru/

Похожие:

Пояснительная записка с элементами самоанализа урока Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» iconПлан-конспект урока вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Вавилонский царь Хаммурапи
Цель урока: познакомить учащихся с древней страной Вавилонией; выяснить в чём значение деятельности Хаммурапи; определить в чьих...
Пояснительная записка с элементами самоанализа урока Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» iconРазработка урока по теме: «Вавилония. Царь Хаммурапи и его законы»
Материал представлен Антоновой С. И., учителем истории моу сош №13 п. Искра Буденовского района Ставропольского края
Пояснительная записка с элементами самоанализа урока Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» iconПояснительная записка
Методическая разработка урока Влажность воздуха разработана для оказания помощи преподавателям физики при организации учебных занятий...
Пояснительная записка с элементами самоанализа урока Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» iconПояснительная записка к уроку алгебры в 10 классе (профильный уровень)
Данная методическая разработка план проведения урока алгебры в 10 профильном классе, рассчитанный на 2 часа. Учитывая современную...
Пояснительная записка с элементами самоанализа урока Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» iconПояснительная записка Методическая разработка урока по теме «Классификация профессий»
Методическое обеспечение предпрофильной подготовки по экономике в 8 -9 кл. Общеобразовательной школы
Пояснительная записка с элементами самоанализа урока Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» iconМетодическая разработка урока математики в 8 классе по теме: «Квадратный корень из произведения, частного и дроби»
Методическая разработка урока математики в 8 классе по теме: «Квадратный корень из произведения, частного и дроби». Создана на основе...
Пояснительная записка с элементами самоанализа урока Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» iconМетодическая разработка урока по истории
Раскрыть сущность и значение стратегических решений, принимаемых командованием русской армией
Пояснительная записка с элементами самоанализа урока Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» iconМетодическая разработка урока для 8 класса Составила: Горбачёва Елена Владимировна, учитель биологии моу «Агинская сош №4»
Биология. Человек. 8 класс: учеб для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – М. Дрофа, 2008. – 87 с
Пояснительная записка с элементами самоанализа урока Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» iconМетодическая разработка урока физики в 7 классе: «Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела»
Достоинство урока: активное участие самих ребят в освоении нового материала; многократное повторение решаемых проблем; соответствие...
Пояснительная записка с элементами самоанализа урока Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» iconКонкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу
Волгоградская Государственная Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница