Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог»




Скачать 26,15 Kb.
НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог»
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер26,15 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2


Муниципальное образовательное учреждение

Радищевская начальная школа – детский сад



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ Радищевской начальной школы – детский сад

_______________Т.Ю. Сычёва

«03» сентября 2012 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Юный эколог


Учитель начальных классов: Серова Г.Г.


2012г.


Пояснительная записка

Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 2 – 4 классов. Количество часов в год: 2 класс – 68 часов, 3-4 класс – 34 учебных часа в год.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13.)

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения


Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________


Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.


При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.


Тематический план

1-й год обучения -68 ч.

раз-

дела

за-

нятия

Тема

Теория

Практика

1




Введение

1







1

Что такое экология?

1




2




Мой дом за окном

6

4




2

Мой дом

1







3

Дом, где мы живём

1







4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»




1




5

Откуда берётся и куда девается мусор?

1







6

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»




1




7

Деревья твоего двора

1







8

Экскурсия по территории школы




1




9

Птицы нашего двора

1







10

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»




1




11

Дорога из дома в школу

1




3




Я и моё окружение

7

4




12

Моя квартира

1







13

Моя семья

1







14

Соседи-жильцы

1







15

Мой класс

1







16

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»




1




17

Дом моей мечты

1







18

Комнатные растения в квартире, классе

1







19

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»




1




20

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»




1




21

Экскурсия в лес




1




22

Животные в доме

1




4




Гигиена моего дома

8

4




23

Уход за квартирой

1







24

Гигиена класса

1







25

Практическое занятие «Гигиена класса»




1




26

Бытовые приборы в квартире

1







27

Экскурсия в школьную кухню




1




28

Природа в квартире и в классе

1







29

Наша одежда и обувь

1







30-31

Русская народная одежда

2







32

Практическая работа «Уход за одеждой»




1




33

Как одеться на праздник?




1




34

Экскурсия в школьный музей




1




5




Вода – источник жизни

7

3




35

Вода в моём доме и в природе

1







36

Стихи, рассказы о воде и природе

1







37

Экскурсия к водоёму




1




38

Весна в нашем селе

1







39

Экскурсия в лес




1




40

Вода в жизни растений

1







41

Вода в жизни животного мира

1







42

Вода и здоровье человека

1







43

Личная гигиена

1







44

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»




1




45-46

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»




2

6




Солнце и свет в нашей жизни

7

3




47

Солнце, Луна, звёзды – источники света

1







48

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1







49

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света




1




50

Отношение к свету и теплу различных животных

1







51

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»




1




52

Электрический свет и тепло в моём доме

1







53

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1







54

Телевизор в моём доме

1







55

Сколько стоят свет и тепло

1







56

Итоговое занятие




1

7




Воздух и здоровье

1

1




57

Воздух и здоровье человека

1







58

Практическое занятие «Уборка в классе»




1

8




Мой край

3

2




59

Растительный мир области

1







60

Животный мир области

1







61

Исчезающие растения и животные родного края

1







62-63

Экскурсия в краеведческий музей

(может быть заочной)




2

9




Весенние работы




5




64-65

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву




2




66-67

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними




3




68

Итоговое занятие




1







Итого: 34 часа






  1   2

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог» iconПояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог»
Все воспитанники имеют инвалидность и их передвижение затруднено. Она ориентирована на учащихся 12-15 лет, учитывает степень подготовленности...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
Программа кружка по краеведению «Калужский край» рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю, для учащихся 8-11 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог» iconПояснительная записка Программа «Умелые руки»
Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог» iconПримерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся,
Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог» iconПрограмма дополнительного образования «Юный корреспондент» (для детей 9- 11 лет) на 2012-2016 учебный год
Программа кружка юных журналистов «Юный корреспондентр» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению волшебный мир оригами
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Оч умелые ручки» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения фгос) Серова Галина Геннадьевна
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями фгос начального...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог» iconРабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы
Программу составили учителя начальных классов I квалификационной категории Илюшкина И. Н
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению (Английский язык)
Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница