Рубинова ю. Г. Развитие навыка ансамблевой игры на уроках музицирования




Скачать 10,55 Kb.
НазваниеРубинова ю. Г. Развитие навыка ансамблевой игры на уроках музицирования
Дата03.02.2016
Размер10,55 Kb.
ТипУрок
РУБИНОВА Ю.Г.


РАЗВИТИЕ НАВЫКА АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗИЦИРОВАНИЯ


Методическое сообщение с показом


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Понятие «музицирование» и «ансамбль»;

  2. Из истории появления фортепианного ансамбля, его просветительская роль;

  3. Роль игры в ансамбле при становлении навыков фортепианной игры.

  4. Показ игры в ансамбле с учащейся Тарасевич С., II класс МЭО, А.Маевский «Веселая румба», I партия.



Приступпая к рассмотрению проблемы ансамблевой игры на уроках музицирования, необходимо проанализировать сам термин «ансамблевое музицирование». Он содержит два понятия: музицирование и ансамбль.

Рассмотрим каждое из них.

Слово «музицирование» происходит от немецкого musizieren, что означает «заниматься музыкой». Большая Советская энциклопедия выделяет два значения этого слова. Одно подразумевает исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. Другое – игру на музыкальных инструментах вообще. Подобная трактовка слова «музицирование» обуславливает неоднозначность его употребления. В специальной литературе музицирование как термин не определяется, хотя широко используется. В музыковедении, равно как и в методике, нет единой точки зрения относительно семантики термина «музицирование». Чаще всего смысл варьируется в зависимости от контекста.

Более точными представляются определения понятия «музицирование» в Словаре современного русского языка и Толковом словаре русского языка под редакц следующим образом: «проводить время, играя на каком-нибудь инструменте, занимаясь, развлекаясь музыкальной игрой».

При трактовке музицирования как всякого занятия музыкой возникает вопрос: каково соотношение в этом термине профессионального исполнительства и любительского? Изучение педагогического наследия Г.Г. Нейгауза позволяет утверждать, что для него музицирование – это не столько концертная деятельность, сколькопроцесс ознакомления с музыкальными произведениями, имеющий общеразвивающее значение и расширяющий кругозор. Г.Г. Нейгауз утверждает, что заниматься развитием техники в «глобальных» масштабах следует лишь тем, кто в перспективе имеет реальную возможность стать концертирующим исполнителем. Всем остальным студентам лучше использовать резерв времени для знакомства с музыкой, музицирования, чтения с листа, игры в ансамбле.

Л.А. Баренбойм толкует «музицирование» прежде всего как всякое исполнение музыки, и, таким образом, позволяет говорить о музицировании и в домашних условиях, и в процессе обучения. При этом в каждом частном случае характер музицирования будет оговариваться особо.

Если понятие «музицирование» относится сугубо к сфере музыки, то понятие «ансамбль» происходит от фр. Ensemble, что означает вместе, сразу и употребляется в самых разных областях знания. Этот термин применяется и в архитектуре, и в живописи, и в скульптуре, и в театре, и, конечно, в музыке. Ансамбль в теории и практики музыки, в свою очередь, имеет несколько значений и содержит много определений, но основными являются следующие: камерное произведение для небольшого состава исполнителей-инструменталистов или вокалистов и согласованность совместного исполнения.

Ансамблевая игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом размышлений и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются они их совместными усилиями.

Процесс вызревания художественного замысла и процесс его воплощения в конкретных звуковых образах у ансамблиста и у солиста разные. Если пианист-солист может воспроизвести звучание пьесы в целом, то пианист-ансамблист – только звучание своей партии. Причем знание партии не делает пианиста партнером. Он становится им только в процессе совместной работы с другим участником ансамбля.

При совместном музыкальном исполнении одинаково необходимы и умение увлечь партнера своим замыслом, передать ему свое видение музыкальных образов, и умение восхищаться замыслом партнера, понять его пожелания, принять их, ужиться в них.

Особенное значение имеет работа в камерном ансамбле для пианистов, т.к. музыканты других специальностей с детских лет систематически встречаются в оркестровом классе, привыкая к коллективному труду, к чувству общей ответственности. Пианисты же овладевают мастерством в условиях индивидуальных занятий , и привыкают к ним, как единственно возможной форме работы, в связи с чем, слушают себя и только себя, а в ансамбле он вынужден отказаться от фокусировки слуха.

Технически грамотное ансамблевое исполнение предусматривает :

  1. Синхронное звучание всех партий (единство темпа и ритма партнеров);

  2. Уравновешенность в силе звучания всех партий (единство динамики);

  3. Согласованность штрихов всех партий (единство приемов, фразировки).

Выполнить эти технические требования может только музыкант, который имеет хорошо развитое умение слушать общее звучание ансамбля. Ансамблист должен иметь сноровку в быстром изменении фокусировки слуха, умение слушать ансамбль, себя в ансамбле, партнера в ансамбле.

Следует немного обратиться к истории жанра фортепианного дуэта.

Четырехручный дуэт – это единственный род ансамбля, когда два человека занимаются музыкой на одном инструменте.

Фортепианный дуэт стал преимущественно жанром 19 века, и этому было немало объяснений. В прошлые века клавишные инструменты, такие как клавесин и клавикорд, имели слишком маленькую клавиатуру, чтобы за ней могли легко разместиться два исполнителя. Их звук был сравнительно небольшим и не мог существенно зависеть от количества используемых нот. Кроме того, изящный контрапунктурный стиль клавиатурных произведений 16 – первой половины 18 веков не имел нужды в более чем в одном исполнителе.

Когда появилось молоточковое фортепиано, с расширенным диапазоном, со способностью к постепенному увеличению или уменьшению громкости звука, с дополнительными резонатором педали и т.д., возникла совсем другая картина. Этот инструмент скрывал в себе особые возможности во время игры 2-х пианистов: значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались новые неизведанные еще регистровые краски.

Развитие молодого вида ансамбля шло стремительными темпами. К началу 19 столетия он уже имел обширный репертуар и утверждается как полноправная самостоятельная форма музицирования.

Очень важная причина такого быстрого «роста» фортепианного дуэта заключалась в его демократичности. Фортепиано ставло любимым и необходимым инструментом, на котором играли соло, в различных ансамблях, аккомпонировали пению, танцам, учили детей. Четырехручные произведения конца 18- начала 19 века, рассчитанные на средний уровень пианистических способностей, были доступны многим любителям. Они с успехом использовались в педагогической практике.

Было также открыто еще одно из свойств фортепианного дуэта, сделавшее его еще более популярным – 4-ручная фактура позволяла воспроизводить оркестровые эффекты. Можно было передавать насыщенность tutti и разнообразие приемов звукоизвлечения штрихов, тембровое качество отдельных оркестровых групп. В связи с этим появилось множество переложений музыки Й. Гайдна, В. Моцарта, И. Брамса, Ф. Мендельсона и др., что позволило ансамблю нести культурно- просветительскую роль.

Повышенный интерес к ансамблям сделал особенно актуальным воспитание музыкантов-ансамблистов.

В чем же заключена польза ансамблевого музицирования, в силу каких причин оно оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие учащихся? Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантами проходят произведения различных художественных стилей исторических эпох. Наряду с репертуаром, адресованным собственно роялю, ансамблист может пользоваться оперными клавирами, аранжировками симфонических камерно-инструментальных и оперных опусов. Иными словами – ансамблевая игра – постоянная смена новых восприятий, впечатлений, открытий, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации.

Ансамблевая игра – чаще всего внутриклассная форма работы, что позволяет установить взаимный творческий контакт между педагогом и учеником. Ансамблевая игра восполняет недостаток индивидуального обучения, а ансамблевое музицирование, в процессе которого происходит совместное создание образа, и есть путь для решения этой проблемы. На начальном этапе обучения играв в ансамбле позволяет заинтересовать ребенка, помогает эмоционально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап обучения. Уже первые шаги начинающего пианиста, когда он исполняет самые простые ансамбли, сопутствует выработке ряда игровых приёмов и навыков. Чувство ровности движения приобретается всякой совместной игрой – писал Н.А. Римский-Корсаков. Отсутствие ритмической устойчивости связано со свойственной начинающим пианистам тенденцией к ускорению. Обычно это происходит при нарастании силы звучности – эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс или в стремительных пассажах. Технические трудности вызывают желание возможно скорее проскочить опасный такт. Важно при подборе партнеров, чтобы такой недостаток не был присущ им обоим. Если он имеется только у одного исполнителя, другой оказывается верным помощником, и возникают благоприятные условия для исправления индивидуальных погрешностей исполнения.

Очень полезно играть в ансамбле, читая с листа. При чтении ансамбля с листа нельзя поправляться, останавливаться. Если же происходит остановка у одного из партнеров, другой должен продолжать игру – это научит первого быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.

Итак, ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха – звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового. Игра в ансамбле позволяет вести работу по развитию чувства ритма. Очень интенсивно развивает образное мышление учащихся и формирование обобщенных музыкальных понятий. Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей, может быть включена в различные виды деятельности учащихся в фортепианном классе: импровизацию, чтение с листа, подбор по слуху. Ансамблевое музицирование представляет форму сотрудничества учителя и ученика, позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся, выступает как коллективный вид деятельности.

Похожие:

Рубинова ю. Г. Развитие навыка ансамблевой игры на уроках музицирования iconПодбор по слуху как одна из составляющих навыка музицирования
Именно поэтому на своих занятиях уделяю достаточно много времени этому виду деятельности
Рубинова ю. Г. Развитие навыка ансамблевой игры на уроках музицирования iconУроках математики в системе развивающего обучения
Развитие креативного мышления младших школьников средством дидактической игры на уроках
Рубинова ю. Г. Развитие навыка ансамблевой игры на уроках музицирования iconСценарий урока «Чугун богатство на все времена»
Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии в условиях деловой игры
Рубинова ю. Г. Развитие навыка ансамблевой игры на уроках музицирования iconРазвитие фонематического восприятия на уроках английского языка в начальной школе
Работа имеет своей целью определить роль фонематического восприятия в обучении английскому языку, доказать необходимость его целенаправленного...
Рубинова ю. Г. Развитие навыка ансамблевой игры на уроках музицирования iconАвтор – составитель
Цель программы – духовное и пластическое развитие школьника с помощью игры; формирование раскованного, общительного, творчески активного...
Рубинова ю. Г. Развитие навыка ансамблевой игры на уроках музицирования icon«друзья игры» Номинация «Автор игры» Разработка интеллектуальной игры «Интеллектуальное казино»
Муниципальное образовательное учреждение Алексеевская средняя общеобразовательная школа №3 им. Г. С. Боровикова
Рубинова ю. Г. Развитие навыка ансамблевой игры на уроках музицирования iconПерспективный план организационно методической работы в группе нпоз на 2012-2013 учебный год
Внести игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков: Д/игры «Что шумит?», «Что гудит?», «Кто...
Рубинова ю. Г. Развитие навыка ансамблевой игры на уроках музицирования iconИгры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами триза
Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания...
Рубинова ю. Г. Развитие навыка ансамблевой игры на уроках музицирования iconДеловая игра
Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические...
Рубинова ю. Г. Развитие навыка ансамблевой игры на уроках музицирования iconДисциплина «Исторические, культурные и правовые аспекты Олимпийского движения»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница