Доклад на республиканской научно-практической конференции




Скачать 20,93 Kb.
НазваниеДоклад на республиканской научно-практической конференции
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер20,93 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3   4
ДОКЛАД

на республиканской научно-практической конференции

«Историческое образование в условиях модернизации: вуз - школа»


Оптимизация процесса вовлечения учащихся

в исследовательскую деятельность по истории и обществознанию


Автор: Витевская Мария Ивановна,

учитель истории и обществознания МОУ АР «Гимназия г. Алдан»,

Отличник Образования РС (Я)


Опубликован (тезисно): Витевская М.И. Оптимизация процесса вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность по истории и обществознанию. // Историческое образование в условиях модернизации: вуз - школа. Материалы Республиканской научно-практической конференции г.Якутск, 31 марта 2011 г. - Якутск: Филиал типографии ИПК СВФУ, 2012. - 32 с. С.19


ВВЕДЕНИЕ

Кардинальное обновление образовательных парадигм, происходящее в русле школьной реформы, предполагает превращение обучаемого из объекта обучения в активного его субъекта. Репродуктивный метод, предполагающий усвоение учеником готовых знаний, изложенных учителем, все более отходит на второй план. ФГОС второго поколения акцентируют внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельность учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах его деятельности. В этих условиях от учителей требуется новый подход к методике преподавания. В современной педагогике предпочтение отдано продуктивным методам, рассчитанным на самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Она может происходить в трех направлениях:

  1. включение поиска в познавательные и практические занятия (работа с архивными документами, историческими картами, участие в археологических раскопках и т. п.);

  2. раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого при доказательстве или изложение конкретных положений;

  3. организация целостного исследования учащихся под руководством учителя (исследования событий, документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов)

Продуктивные методы обучения, как нигде полно, применимы в исследовательской, экспериментальной и проектной видах деятельности обучаемых. Школьники получают большую свободу действий в процессе обучения, больше учитываются их индивидуальные способности, возможности, запросы и интересы. Ученические исследования как вид педагогической технологии, входят в систему развивающего обучения. Развивающее обучение, формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся, их нравственное развитие являются главными стратегическими направлениями развития систем образования в современной мировой педагогике.

Развивающее обучение – это тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуатации памяти; познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве эмпирического и теоретического познания; процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания; основа процесса обучения – учебная деятельность учащихся в ходе реализации эксперимента, исследования или проекта.

Вышеназванные виды деятельности предполагают формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития обучаемых. Они позволяют развивать у учащихся следующие умения:

Творческое мышление:

  • мысленного экспериментирования, пространственного воображения;

  • самостоятельного переноса знаний для решения новой задачи, проблемы, поиска новых решений;

  • комбинаторные (способность комбинировать ранее известные методы, способы решения задачи, проблемы в новый комбинированный, комплексный способ);

  • прогностический (способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений, а также устанавливать причинно-следственные связи;

  • эвристичность мышления, интуитивное озарение, инсайт.

Критическое мышление:

  • аналитическое мышление (анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление фактов, явлений);

  • ассоциативное мышление (установление ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр.);

  • самостоятельное мышление;

  • логическое мышление (умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы и пр.);

  • системное мышление (умение рассматривать изучаемый объект, проблему в целостности их связей и характеристик

Помимо указанных умений экспериментальная, исследовательская и проектная виды деятельности развивают и специфические навыки работы с информацией, для чего важно уметь:

  • отбирать нужную (для определенных целей) информацию из разных источников;

  • анализировать полученную информацию;

  • систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей;

  • выявлять проблемы в различных областях знания, в окружающей действительности;

  • выдвигать обоснованные гипотезы их решения;

  • ставить эксперименты (не только мысленные, но и натуральные);

  • делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;

  • статистически обрабатывать полученные данные путем опытной и экспериментальной проверок;

  • генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов;

  • работать индивидуально под руководством научного руководителя или в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом социальные роли;

  • владеть искусством и культурой коммуникации.

Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты экспериментальной, исследовательской или проектной деятельности использовать совокупность перечисленных выше интеллектуальных умений. Всем этим умениям необходимо обучать.

Практика проведения научно-практических конференций показывает, что нередко учебно-исследовательскими работами называют информационно-реферативные, описательные, в лучшем случае – проблемно-реферативные работы учащихся. Далеко не всегда работы, представляемые на конференции имеют четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской. В детских работах можно встретить явные затруднения в формулировке целей и задач, или подмене одних понятий другими, так же как и путаницу в понятиях объект и предмет исследования и т. п. Ошибки встречаются в логике построения эксперимента, нередки трудности в создании проектов детьми.

В то же время вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу, обучение их основам научного эксперимента и проектной деятельности является неотъемлемой составляющей современной системы качественного образования. Человек, сделавший успешный первый шаг в науку еще в школьном возрасте под руководством компетентного педагога, легко адаптируется в ВУЗе к требованиям по написанию курсовых, исследовательских работ, проявляет большую гибкость мышления, ориентируется в научных подходах и концепциях.

Однако, для того чтобы эффективно и профессионально организовать исследовательскую, экспериментальную или проектную деятельность учащихся педагог сам должен быть не только высоким специалистом в своей предметной области, но и владеть своеобразным инструментом проектирования и анализа педагогических действий по организации вышеназванных видов деятельности учащихся, владеть набором специальных профессиональных понятий, необходимым инструментарием, ориентироваться в структуре и моделях этих видов деятельности и владеть методиками обучения учащихся их основам.

Учителя в данной ситуации выступают в непривычной для них роли научных руководителей и рецензентов, что накладывает на них определенную ответственность.

Но практика показывает, что учителя сталкиваются со следующими трудностями: несмотря на то, что в литературе достаточно много материала об основах экспериментальной, исследовательской и проектной деятельности, они трудны для восприятия школьниками, так как не направлены на детскую читательскую аудиторию. Не встречается в печатной литературе по данному вопросу каких-либо памяток, алгоритмов, инструкций, кратких рабочих материалов, доступных для понимания учащихся разных возрастов, которые учитель мог бы предложить своим подопечным. Для учителя, особенно только начинающего заниматься исследовательской, экспериментальной или проектной деятельностью с учениками, так же полезно было бы иметь краткие блок-конспекты, которые помогли бы ему осуществлять руководство детьми, занявшимися вышеназванными видами деятельности.

Таким образом, обозначилась проблема: отсутствие специально разработанного для детского восприятия инструментария для организации исследовательской деятельности приводит к трудностям в овладении учащимися этим видом деятельности и в работе учителя по обучению детей навыкам научной работы.

Для решения данной проблемы была поставлена цель: оптимизировать процесс вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность.

Для решения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

  1. Дать пошаговые рекомендации в разворачивание научной деятельности учащихся;

  2. На основе имеющихся в литературе материалов создать, путем модификации и творческой переработки инструментарий для оказания помощи учащимся в овладении экспериментальной деятельностью;

  3. Собрать необходимый материал в краткие, но функциональные блок-конспекты для учителя, способные оказать ему действенную помощь в организации научного руководства исследовательской деятельностью учащихся.



В целом, материал ориентирован на учителей - предметников любых образовательных областей, так как подходы к научной деятельности общие.

Практическая значимость представленного ниже материала в следующем:

- представлены в сжатом, обобщенном, удобном для педагога-практика, виде теоретические основы такой модели педагогической технологии как исследовательская деятельность.. Данный раздел призван вооружить педагогов, начинающих заниматься этим видом деятельности с учащимися или испытывающих трудности в такой работе, безусловно, необходимыми теоретическими основами;

  • представлены разработанные и апробированные автором на практике методические материалы по организации учебно-исследовательской работы с учащимися, даны пошаговые рекомендации в организации такой работы; создан раздаточный материал для учащихся.



Оптимизация процесса вовлечения учащихся

в исследовательскую деятельность

Первым шагом к оптимизации процесса вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность должен стать мотивационный шаг. Дети неформально, с максимальной отдачей подойдут к осуществлению исследования только в случае их личной, неподдельной заинтересованности в решении той или иной проблемы, в стремлении добиться результата.

Как мотивировать учащихся на включенность в исследование?

Один из путей - через интересную подачу материала на уроке. Заинтересовать ребенка учебным материалом так, чтобы он захотел углубиться в него, проводить свое исследование, дополнительно много читать по данной теме, использовать Интернет, идти в музей, архив и т. д.

Мотивами вовлечения учащихся в исследовательскую или экспериментальную деятельность является стремление ребенка достигнуть определенного оценочного результата (например, занять призовое место на научно-практической конференции), стремление занять определенную позицию в обществе (здесь важно, чтобы в учебном заведение создавался микроклимат, демонстрирующий, что дети, занимающиеся различными видами научной деятельности воспринимаются как успешные, окруженные признанием, уважаемые).

Мотивом для большинства учащихся, принявших участие в дальнесрочном разновозрастном исследовательском проекте, посвященном 80-летию основания Алданского района «Создание сайта – паспорта Алданского района» стало понимание социальной значимости создания этого программного продукта.

Таким образом, мотивация на включенность учащихся в исследовательскую деятельность может быть основана:

  • на широкие познавательные мотивы (учащийся желает узнать что-то новое, овладеть новыми знаниями);

  • процессуальные (ориентация на усвоение способов проведения эксперимента, исследования или проекта);

  • познавательные мотивы (самообразовательная ориентация ученика на самостоятельное изучение истории);

  • широкие социальные мотивы (понимание социальной значимости изучения истории);

  • позиционно-оценочные мотивы (стремление занять определенную позицию в обществе, достижение результата);

  • мотивы сотрудничества и обобщения (ориентация на способы взаимодействия с другими людьми).


Вторым шагом к оптимизации процесса вовлечения учащихся в исследовательскую, экспериментальную и проектную деятельность является самоопределенческий. Он предусматривает самоопределение ученика в выборе направления учебно-исследовательской, экспериментальной или проектной деятельности, формирование у ребенка положительного отношения к собственному развитию.

Какое направление исследования, проектной деятельности или эксперимента выберет ребенок, решивший заняться научной работой? Иногда между педагогами наблюдается некая «конкуренция» за наиболее способных учащихся. Педагоги хотят «заполучить» именно таких детей для научной работы. Но практика показывает, что при грамотном подборе тематики в зависимости от интереса и способностей ребенка прекрасные результаты показывают дети, которые не относятся к числу одаренных. Более того, для настоящего педагога успехи именно таких детей наиболее ценны. Дети, успешно проявившие себя в научной деятельности, получают хороший стимул к дальнейшему развитию и самосовершенствованию.

Как учителю развивать и поддерживать интерес учащихся именно к своему предмету?

Чаще всего следует применять стимулы, учитывающие интерес учащихся.

Приведем несколько примеров из личного опыта работы:

Я, например, широко использую проблемный метод в обучении. Оставляю на уроках открытые вопросы, подтвержденные фактами, выходящими за рамки школьной программы.

Хотя среди многих учителей и преподавателей стало знаменитым изречение: «История не терпит сослагательное наклонение», я в преподавании истории использую сослагательное наклонение. И хотя противников у «сослагательного направления» в истории, пожалуй, больше чем сторонников я согласна со специалистами, которые считают, что отказ от «сослагательного наклонения» «для историка практически означает автоматическое одобрение всего того, что совершилось, и только потому, что оно совершилось. История предоставляет людям возможность выбора… и уже, поэтому требует от историка анализа и оценки не только состоявшегося варианта, но и вариантов несостоявшихся» (Миронов Г. Е. История государства Российского). Дети выстраивают альтернативу, построенную на фактах, причинно-следственных связях, таким образом, учатся выстраивать гипотезы.

На уроке обществознания я привела факт из недавней истории. Во время выборов президента США в 2000 г. пятьсот бюллетеней в штате Флорида Верховным судом были признаны недействительными по той причине, что из-за износа голосовательных машин и недостаточно резкого движения голосующими рычага эти бюллетени оказались непробитыми (бумага только выдавлена). Эти полтысячи так называемых «беременных» голосовательных бюллетений по вердикту Верховного суда были не засчитаны демократу Альберту Гору (бывшему вице-президенту США при Б. Клинтоне), и таким образом победил ДЖ. Буш. Если бы эти бюллетени были признаны действительными (а суд имел все основания принять и такое решение), то президентом США стал бы А. Гор. В этом случае совершенно очевидно, что не было бы войны в Ираке, а потому были бы другие мировые цены на нефть, у нас было бы другое состояние экономики.

Причиной происшедшего была обычная халатность вполне конкретных людей – наладчиков машин и менее обычное равнодушие избирателей в штате Флорида.

Этот факт очень заинтересовал учеников 9 класса, некоторые из них подготовили доклады об избирательных системах в разных странах. В процессе подготовки доклада на эту тему Козырева Лена встретила материал о выборах в советской стране, которые только создавали видимость демократических и были по сути безальтернативными. Истоки такой системы авторы статьи видели в тоталитарном режиме, установившимся в стране в годы правления Сталина. В статье так же была короткая ссылка на фашистский тоталитарный режим, проводились некоторые аналогии. Девочку заинтересовал этот момент. И ее интерес выразился в исследовательскую работу на тему: «Немецкий фашизм и советский большевизм как формы тоталитаризма»

На уроке истории в 7 классе, изучив Реформы Петра 1 я привела точку зрения, которой нет ни в одном из школьных учебников: Ф. М. Достоевский часто использовал сослагательное наклонение, особенно в своих дневниковых записях. Отстаивая возможности русского народа в развитии отечественной и мировой науки, писатель утверждал: «Царь Иван Васильевич употреблял все усилия, чтобы завоевать Балтийское побережье, лет сто тридцать раньше Петра. Если б завоевал его и завладел его гаванями и портами, то неминуемо стал бы строить свои корабли, как и Петр, а так как без науки их нельзя строить, то явилась бы неминуемо наука из Европы, как и при Петре». (Достоевский Ф. М. Собр. Соч. – Т. 13.- С.128) От этого высказывания мы перешли к деятельности царевны Софьи и выявили следующую альтернативу. Существовала борьба двух линий в Кремле: постепенных реформ по замыслу Софьи, или революционных преобразований по «манию» Петра.

Такой проблемный урок стал предпосылкой к исследовательской работе ученика уже 8 кл. Григорьева Сергея «Царевна Софья»

На классном часе в 5 классе я рассказала детям о новом празднике Дне народного единства, который по решению Государственной Думы введен в разряд государственных праздников России с 2005 года, рассказала об исторических событиях Смутного времени, которые легли в его основу. Этим вопросом заинтересовалась пятиклассница Юлдашбаева Регина и написала исследовательскую работу: «Государственные праздники России. Новый «старый праздник».

Среди стимулов, учитывающих интерес учащихся особенно значимыми являются:

  • положительная оценка знаний;

  • учебная и научная перспектива;

  • практическая значимость;

  • актуальность;

  • одобрение деятельности учащихся;

  • настрой на положительный результат;

  • общественное положительное мнение коллектива;

  • взаимоподдержка.

Реализация этих стимулов зависит от межличностных отношений в образовательной процессе. Это благоприятные отношения учителя и учащихся, доверительность, доброжелательность, требовательность, педагогический такт, сотрудничество и сотворчество учителя и ученика.


Можно предложить следующий алгоритм вовлечения учащихся в проектную, исследовательскую и экспериментальную деятельность:

  1. Оцените ведущие интересы учеников класса, их группы или отдельных учащихся и дайте ответ на вопрос: на каком уровне сформирован интерес к предмету, который Вы преподаете?

  2. Определите отношение учеников к проекту, эксперименту или исследованию: велика ли потребность у детей в их осуществлении, насколько для них интересна тема предстоящей работы, что надо делать, чтобы опираться на имеющиеся у учеников навыки.

  3. Сопоставьте объем предстоящей работы и возможности учащихся. Определите уровень активности учеников, исходя из характера материала; возраста и работоспособности учащихся; уровня их ответственности и дисциплинированности; мотивов деятельности.

  4. Выясните, каков характер и объем стимулов, необходимых для того, чтобы вызвать и удерживать, активность и высокую работоспособность учащихся.

  1   2   3   4

Похожие:

Доклад на республиканской научно-практической конференции iconПрограмма республиканской научно-практической конференции
Место проведения: Республиканская больница №1- национальный центр медицины, Большой конференц-зал
Доклад на республиканской научно-практической конференции iconНаучно-практической конференции
Мир изучаемого языка: лингвистика, переводоведение, культура: мат-лы студенческой научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во...
Доклад на республиканской научно-практической конференции iconРеспубликанской научно-практической конференции «проблемы применения современных математических методов и компьютерных технологий в инженерных науках и строительстве»
Темиргалиев Н. (Итминв ену им. Л. Н. Гумилева, Астана) Проект «Казахский Майкрософт» основные задачи и результаты
Доклад на республиканской научно-практической конференции iconО городской научно-практической конференции обучающихся «россия: новое тысячелетие» Общие положения
Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи городской научно-практической конференции обучающихся (далее Конференция)
Доклад на республиканской научно-практической конференции iconПрограмма 68-ой научно-практической конференции студентов
Сборник тезисов 68-й научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов факультета международных отношений бгу....
Доклад на республиканской научно-практической конференции iconМатериалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67
Современные проблемы борьбы с преступностью. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Изд-во: Томский цнти, 2011...
Доклад на республиканской научно-практической конференции iconО проведении 3 Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Технологии и оборудование химической, биотехнологической...
Доклад на республиканской научно-практической конференции iconПрограмма новокузнецк 2010
Целью проведения научно-практической конференции является пропаганда научно-исследовательской работы студенческой молодежи; выявление...
Доклад на республиканской научно-практической конференции iconО научно-практической конференции учащихся Псковской области «Шаг в будущее»
Организаторами научно-практической конференции учащихся Псковской области «Шаг в науку» являются
Доклад на республиканской научно-практической конференции iconПрограмма ХIII городской научно-практической конференции школьников «первые шаги в науку»
Программа XIII городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»/ Составители: Дубченко Е. А., Тараканова...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница