Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 6 классе на 2011-2012 учебный год




Скачать 28,49 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 6 классе на 2011-2012 учебный год
Дата03.02.2016
Размер28,49 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Вояды

Администрации муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан



Рассмотрено Согласовано:

на заседании ШМО зам.директора по УВР

протокол №____ от _______________ / Фаршатова А.А./

«__»_________20__г.

Утверждаю:

Директор

МБОУ ООШ с. Вояды

_____/ Миргалиев И.З. /

Приказ №_________

«__»__________20__г.



Рабочая программа

по истории и культуре Башкортостана

в 6 классе

на 2011-2012 учебный год


общее количество часов – 34

количество часов в неделю – 1


Составила: Фаршатова Альфия Анваровна



Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов.

Составители :Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова

Учебник: «Родной Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2008


2011 год




Пояснительная записка


Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана»

При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.

Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.

Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 6 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Цели и задачи курса:

  • Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

  • Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;

  • Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;

  • Способствовать возрождению и развитию национальных культур

  • Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;

  • Формировать творческое мышление у школьников

Учащиеся 6 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:

  • по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;

по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (Г.Хусаинов,А.Бикчентаев, Н.Мусин, А.Карнай, М.Карим, С.Агиш, К.Мэргэн, произведения поэтов Башкортостана о родном языке (Б. Бикбай, З. Биишева, Р. Гарипов, Р. Шакур, Р. Бикбаев и другие),татарского народного поэта Г.Тукая ,иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.

Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.


  • по декоративно- прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ;

Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:

  • представления о религии в истории народов, о религии народов Башкортостана;

  • о письменности башкир; о шэжэрэ

  • о традициях и обычаях башкир

  • о театрализованных обрядах и театрах

  • об орнаменте и декоративно-прикладном искусстве башкир

  • о роле живописи

  • о культуре местного населения


Главная задача курса– воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.


Общая характеристика учебного процесса:


В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  • Урок, сочетающий урок с объяснением;

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • Лекция с элементами беседы;

  • Работа с документами;

  • Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;

  • Раскрывать содержание иллюстраций.

  • Просмотр видеофильмов

  • Подготовка сообщений на данную тему

  • Подготовка реферата

  • Работа над исследовательской работой

УМК:

Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова


Учебник «Родной Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2008 5 класс.


Межпредметные связи:

Башкирский язык и литература, география, история


Электронные пособия:


  1. Электронный учебник «Культура Башкортостана»(составитель Хусаинова Р.Х.)

2.Баш7орт 262би2те

3. Рус м2кт2бенд2 баш7орт теле (составитель Усманова М.Г., Габитова З.М.)

   

Требования к уровню усвоения предмета

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Литература для ученика


Учебник «Родной Башкортостан»автор Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2008, 6 класс.

«Рассказы по истории Башкортостана»


Дополнительная литература

  1. Башкирские богатырские сказки.Уфа,Китап,1988г.

  2. Башкирские музыкальные инструменты.Уфа,Китап,1989г.

  3. Башкирские народные сказки.Уфа,Китап, 1980.

  4. Песня о родной Уфе: Уфа,Китап,1997

  5. (ки2т –хыял ас7ысы,йома7- зи3ен ас7ысы -)ф0: Китап,2007.



Календарно-тематическое планирование уроков

1ч в неделю

Всего - 34ч



Содержание темы

Количество часов

Сроки проведения уроков в начале учебного года

Корректировка

Практическая работа

Оснащение урока

Примечания


1

Повторение пройденного. Духовная и материальная культуры

1

06.09




Просмотр видеопособия

«Дружная семья»

Учебник, магнитофон

Картинки к теме

2

Башкиры в составе Золотой Орды.

1

13.09




Выполнение тестовых заданий

Учебник, книга А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Статья из журнала

«Панорама Башкортостана»

3

Переселение русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана

1

20.09




Беседа на тему: «Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение»

Учебник,статья Р.Асылгужина «Расселение народов Исторического Башкортостана» из журнала «Ватандаш»

Статья из журнала «Ватандаш»№2 2010г.,стр.48-70

4

Феодальное башкирское общество, его структура

1

27.09




Беседа на тему: «Повинности башкир государству. Территория и административное устройство края»


Учебник, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Тест

5

Основание г. Уфы. Колонизация края.

1

04.10




Сообщение уч-ся на тему: «Колонизация края. Рост налогов и повинностей башкир, попытка их христианизации. Строительство заводов на Урале»

Учебник «История Башкортостана» 8кл. стр.75-90, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Набор фотографий «Уфа с высоты птичьего полёта»

6

Участие башкир в военных походах России

1

10.10







Учебник, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Статьи из журнала

«Панорама Башкортостана»

7

Башкирские восстания в XVII – XVIII веках. Известные предводители народных движений

1

18.10




Беседа на тему: «Известные предводители народных движений: Алдар Исянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Карасакал, Батырша»


Учебник, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Статьи из журнала

«Панорама Башкортостана»

8

Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость.


1

25.10




Просмотр презентации

« С2с2нд2р»

Учебник, книги «С2с2н аманаты», «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

«Йырау6ар с И.». Шарапов

2с2нд2р м24риф2тсел2р»

М.Буран4олов «С2с2н аманаты»,

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

9

Понятие о башкирских легендах и преданиях, их многообразие

1

08.11




Слушание их фонохрестоматии легенд и преданий: «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы»


Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 205-223 –с0 бит, «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы».


10

Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия

1

15.11




Слушание их фонохрестоматии легенд и преданий: «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов»


Учебник, книга «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 214-223 –с0 бит, «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов».


11

Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства

1

22.11




Слушание их фонохрестоматии песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал».

Учебник, книга «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады 214-223 –с0 бит, Песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал».

12

Предания о колонизации края под видом купли-продажи земель

1

29.11




Слушание их фонохрестоматии легенды

Слушание из фонохрестоматии «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай гора»


Учебник, книга «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»


С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 214-223 –с0 бит, «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай гора».


13

Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII века

1

06.12




Беседа на тему: «Мотивы прославления батыров (марш «Карасакал») и проклинания палачей-карателей. Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев»


Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»,

С. Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 308-339–сы бит, Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев».


14

Легенды о небесных светилах и явлениях природы

1

13.12




Слушание из электронного учебника(тема № 29) легенды

«Етег2н йондо6»

Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 205-210 –сы бит, «Млечный путь», «Девушка и месяц», «Большая медведица».


15

Топонимические легенды

1

20.12




Слушание их фонохрестоматии легенды:«Млечный путь», «Девушка и месяц», «Большая медведица»


Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 209-211 –се бит

16

Г. Хусаинов «Семь родов».

1

27.12




Беседа на тему: «Роль Совета старейшин в обустройстве жизни башкир в составе Русского государства»


Учебник, книга

Легенда «Ете ырыу»

17

А. Бикчентаев. Жизнь и творчество. Отрывки из повести «Орел умирает на лету».

1

17.01




Сообщение на тему: «Героизм башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны»

Учебник,книга А.Бикчантаева

«Б0рк0т 3ауала 1л2», памятник А.Матросову в г.Уфе


Сообщение на тему:»Героизм башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны»Исследования Рауфа Насырова о Ш. Мухаметьянове (А. Матросове).


18

Произведения поэтов Башкортостана о родном языке

1

24.01




Слушание их фонохрестоматии легенды

Учебник,стихи Б. Бикбая, З. Биишевой, Р. Гарипова, Р. Шакура, Р. Бикбаева


«Баш7ортостан»,

Статьи из журнала

«Панорама Башкортостана»

19

Н. Мусин. Жизнь и творчество. Тема башкирских лесов в его произведениях.

1

31.01




Просмотр электронной книги «Баш7орт 262би2те»

Учебник, статья из книги А.Хабирова «Й2нле шишм2л2р»

статья из книги А.Хабирова «Й2нле шишм2л2р» стр.104-115, Цикл рассказов «Сказания Голубой речки».


20

А. Карнай. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе «Жаворонок».


1

07.02




Слушание их фонохрестоматии легенды

Учебник, рассказ «Жаворонок»

Тест по творчеству А.Карная

21

С. Агиш. Жизнь и творчество. Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».


1

14.02




Слушание из фонохрестоматии , сообщение на тему : «Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».


Учебник,рассказ «Гнедко»

Рисунки учащихся

22

К. Мэргэн, Жизнь и творчество. Рассказ «Высота тридцати батыров».


1

21.02




Беседа на тему: «Героизм защитников Родины»


Учебник, рассказ «Высота тридцати батыров».


Тест по творчеству К.Мэргэна

23

Г.Тукай. Жизнь и творчество. Произведения поэта для детей

1

28.02




Просмотр презентации

«;. Ту7ай»

Учебник, произведения «Шурале», «Водяная», «Сказка об овце и козе».


Презентация

« Г.Тукай»

24

Скотоводство – основное занятие древних башкир

1

06.03




Сообщение на тему : «Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира”,слушание мелодии “Азамат” («?урай» дискы, №39)

Учебник, сказания “Акбузат”, “Кара юрга”, “Акхак кола”, песни “Ерен кашка”, “Азамат”, “Лети, мой гнедой”. Лечебные свойства конины и кумыса.


Рисунки:Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира.

Фотографии из интернета “Кумысолечебницы Башкортостана»


25

Обработка кожи. Домашняя утварь из кожи

1

13.03




Просмотр видеопособия «Искусство башкирских ремесел»

Учебник, набор открыток, диск «Искусство башкирских ремесел»

Видеопособие «Башкирские ремесла»


26

Земледелие. Орудия труда.

1

20.03







Учебник

Выращиваемые культуры: ячмень, просо, рожь.


27

Бортничество. Орудия труда.

1

03.04




Просмотр видеофильма «Башкирский мёд»

Учебник,выставка орудий труда музга, кирем, дымник

Видеопособие «Башкирский мёд», В.Власов «Баш7орт балы»

28

Лесные промыслы. Обработка дерева

1

10.04




Беседа на тему : «Резьба по дереву»

Учебник, Выставка посуды: тэпэн, батман, табак, ялгаш, ижау и бересты, коры и лыка.



Атлас РБ

29

Понятие о религии. Роль религии в истории народов.

1

17.04




Сообщение учащихся на тему : «Коран – священная книга мусульман»

Учебник, Мавзолей (кэшэнэ) Хусейнбека – памятник мусульманской архитектуры XIV века.


Статьи из газеты «Киске )ф0», Религии народов Республики Башкортостан: христианство, ислам.


30

Архитектура ислама. Мечети

1

24.04




Беседа «Мечети»

Учебник,фотографии мечети, книга «Башкортостан»

Народные приметы и поверья башкир, татар, русских и других народов Башкортостана, связанные с временами года и погодой.


31

Письменность башкир

1

30.04




Беседа о творчестве поэта XIII в. Кул Гали

Учебник,диск «Государственная символика Башкортостана : от тамги до герба»

Религиозно-нравоучительные поэмы «Тагир и Зухра», «Бузъегет», Дастан «Кысса и Йусуф».


32

Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник

1

08.05




Просмотр видеопособия

«Шежере- генеалогическое древо»

Учебник, компьютер

Видеопособие

«Шежере -генеалогическое древо»

33

Театрализованные обряды и театр

1

15.05




Инсценировка обряда “Кэкук сейэ”

Учебник, обряды“Карга Буткахы” (“Воронья каша”), “Кэкук сейэ” (“Кукушкин чай”), “Нардуган”. Сабантуй как театрализованный народный праздник

Отрывки из поэмы А.Филиппова “Сабантуй”, стихотворения Мустая Карима “Сабантуй”.


34

Орнамент и декоративно-прикладное искусство. Живопись

1

22.05




Просмотр видеопособия «Башкирские ремесла»

Учебник, Башкирская юрта

Видеопособие «Башкирские ремесла», Башкирская юрта. Убранство юрты: ковры, кошмы, занавески, полотенца.

Похожие:

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 6 классе на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 7 классе на 2011-2012 учебный год
Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 6 классе на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 9 классе на 2011-2012 учебный год
Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 6 классе на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по математике для обучающихся 5 «Б» класса на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по математике на 2011 – 2012 учебный год в 6 классе составлена на основе
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 6 классе на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа Дисциплина История Башкортостана
Знание истории и культуры родного края – один из важнейших источников воспитания патриотических чувств, осознанного отношения к истории...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 6 классе на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по курсу истории для 5 класса на 2010-2011 учебный год Разработала: учитель Николенко Л. В
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 6 классе на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по физике в 7-м классе на 2011 -2012 учебный год составлена на основе • авторской программы Е. М. Гутник, А. В.
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. /составители...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 6 классе на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по мировой художественной культуре (мхк) для 10 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 6 классе на 2011-2012 учебный год iconОбразовательная программа на 2012 2013 учебный год Г. Когалым -2012 Содержание Введение Раздел Информационная карта мбоу «Средняя школа №5»
Анализ и оценка качества образовательной деятельности за 2011-2012 учебный год
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 6 классе на 2011-2012 учебный год iconАнализ учебно-воспитательной и методической работы за 2011/2012 учебный год
На основании анализа школы за 2010/2011учебный год педагогический коллектив выдвинул на 2011/2012 учебный год следующие образовательные...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 6 классе на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа педагога киселёвой Л. Е., II категория по истории 5 класс 2011-2012 учебный год Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом по предмету «История»
Моу ильинская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница