Программа учебного предмета «технология»




Скачать 23,45 Kb.
НазваниеПрограмма учебного предмета «технология»
страница1/22
Дата03.02.2016
Размер23,45 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

1.Пояснительная записка.

Программа предмета «Технология» составлена на основе примерной программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы: проект - М. : Просвещение, 2010 год (Стандарты второго поколения). Руководители проекта: вице-президент РАО А.А. Кузнецов, академик РАО М.В. Рыжаков, член корреспондент РАО А.М. Кондаков.

Примерная программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.
Рабочая программа является основой и ориентиром для составления авторских программ и учебников (может непосредственно использоваться при тематическом планировании авторского курса учителем). При этом авторы программ и учебников могут применить собственный подход в части структурирования учебного материала, дополнения его желательными для них сюжетными линиями, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей дополнения содержания системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся по представленному содержанию.
Рабочая программа по курсу «Технология» содействует сохранению единого образовательного пространства России, не сковывая творческой инициативы учителей и методистов. Она предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторского учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, национальных традиций характера рынка труда.
Рабочая программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:


- информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;
- организационно-плановое построение содержания. 

Определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся: обще методическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.


Рабочая учебная программа включает разделы:

- пояснительную записку;
- основное содержание, состоящее из разделов и тем;
- примерное тематическое планирование (последовательность изучения разделов и тем) с распределением учебных часов;
- рекомендации по оснащению учебного процесса.


Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования.


Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.


2. Общая характеристика курса.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из двух направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» .
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием рабочей программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• технологическая культура производства;

• распространенные технологии современного производства;

• культура, эргономика и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

• основы черчения, графики, дизайна;

• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• методы технической, творческой, проектной деятельности;

• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.


В процессе обучения технологии учащиеся познакомятся:

• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

• с производительностью труда; реализацией продукции;

• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;

• с экологичностью технологий производства;

• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);

• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; 
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

овладеют:

• навыками созидательной, преобразующей, творческой  деятельности;

• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, 
проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

• навыками организации рабочего места;

• умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.

Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома).
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.


В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий.
Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом педагог должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Темы раздела «Технологии домашнего хозяйства» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.


3. Место учебного курса в учебном плане.


Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 классе — 34 ч, из расчета 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.
Данная рабочая программа для обучения школьников технологии с 5 по 7 класс. В ней выделены инвариантная обязательная часть в объеме 128 ч и вариативный авторский компонент, рассчитанный на 42 ч (25% всего учебного времени), который призван расширить или углубить программу.


ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД






Раздел

5кл

6кл

7кл

1

Кулинария

12

12

7

1.1

Санитария и гигиена

1

-

-

1.2

Физиология питания

1

-

-

1.3

Блюда из яиц, бутербродов , горячие напитки

4

-

-

1.4

Блюда из овощей

4

-

-

1.5

Блюда из молока

-

2

-

1.6

Блюда из рыбы и продуктов моря

-

4

-

1.7

Блюда из птицы

-

-

2

1.8

Блюда из мяса

-

-

4

1.9

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

-

2

-

1.10

Изделия из теста

-

-

4

1.11

Сервировка и стола

2

-

-

1.12

Приготовление обеда в походных условиях

-

-

1

2

Создание изделий из текстильных волокон

24

24

11

2.1

Cвойства текстильных материалов.

Практические работы:

Изучение свойств нитей основы и утка.

Определение лицевой и изнаночной сторон, направление долевой нити в ткани.

Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шелка и шерсти.

Обнаружение нитей из химических волокон в тканях.

2


+

+

2


+

1


+

2.2

Элементы машиноведения.

Практические работы:

Намотка нитки на шпульку.

Заправка верхней и нижней нитей.

Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям, закрепление строчки обратным ходом машины.

Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.

Выполнение зигзагообразной строчки. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.

Устранение неполадок в работе швейной машины

Чистка и смазка швейной машины.

2


+

+


+

2


+


+


+


+

1

2.3

Конструирование швейных изделий.

Практические работы:

Выполнение эскизов национальных костюмов.

Эскизная разработка моделей спортивной одежды на основе чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом на основе цветовых контактов.

Снятие мерок и запись результатов измерения.

Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным результатам

6


+


+


+

6


+


+


2


+


+


+

2.4

Моделирование швейного изделия.

Практические работы:

Моделирование изделия.

Расчет количества ткани на изделия.

Копирование выкройки из журнала мод, проверка и коррекция выкройки с учетом своих мерок и особенностей фигуры.

Подготовка выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою.

2


+

+


+

2


+

+


+



+


+

2.5

Технология изготовления швейного изделия.

12

12

7

3

Художественные ремесла

6

6

6

3.1

Декоративно-прикладное искусство.

1

1

1

3.2

Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

1

1

1

3.3

Лоскутное шитьё.

4







3.4

Вязание крючком.




4




3.5

Вязание на спицах.







4

4

Оформление интерьера

1

2

2

4.1

Интерьер кухни, столовой

1







4.2

Интерьер жилого дома




2




4.3

Комнатные растения в интерьере







2

5

Электротехника

1

1

1

5.1

Бытовые электроприборы

1

1

1

6

Современное производство и профориентация

-

-

3

7

Технология исследовательской и опытнической деятельности

4

3

2




128часов

48

48

27

8

Вариативная часть

20

20

7



















итого

68

68

34
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Программа учебного предмета «технология» iconПрограмма учебного предмета «Технология»
В 2011-2012 учебном году предмет «Технология» вновь введен в 9 классе (1 учебный час в неделю), согласно письму Министерства образования...
Программа учебного предмета «технология» iconТема Введение в предмет «Технология» (1 час)
Сущность предмета «Технология». Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления....
Программа учебного предмета «технология» iconРабочая программа учебного предмета «химия»
Для специальностей: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 151901 технология машиностроения
Программа учебного предмета «технология» iconРабочая программа учебного предмета (курса) «Технология»
...
Программа учебного предмета «технология» iconРабочая программа по информатике и икт технология. Раздел «Практика работы на компьютере»
Согласно федеральной программе учебный предмет «Информатика и икт» представлен в 3-4 классах в качестве обязательного учебного модуля...
Программа учебного предмета «технология» iconПояснительная записка цели изучения учебного предмета
Информационно – методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,...
Программа учебного предмета «технология» iconОбразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Программа учебного предмета «технология» iconУчебник «Технология» 5 класс (вариант для девочек), кабинет «Кулинарии»
Цели и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические...
Программа учебного предмета «технология» iconРабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд»
Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании предмета...
Программа учебного предмета «технология» iconМетодические рекомендации для оу ставропольского края
О преподавании учебного предмета «Технология» в 2011 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница