Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Как и почему рождаются общественные инициативы Тема 2




НазваниеКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Как и почему рождаются общественные инициативы Тема 2
страница1/9
Дата03.02.2016
Размер36,5 Kb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Евгеньева Т.В.


Продвижение и общественная поддержка инициатив молодежной организации


Конспект лекций


МГГУ им. М.А. Шолохова

Москва 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1

Как и почему рождаются общественные инициативы


Тема 2

Стратегическое планирование кампании по поддержке молодежной общественной инициативы


Тема 3

Переговоры как средство получения общественной поддержки инициативы молодежной организации


Тема 4

Манипулирование общественным сознанием в процессе продвижения инициативы молодежной организации


Тема 5

Привлечение сторонников и организация коммуникации с ними


Тема 6

Информационное обеспечение кампании по продвижению инициатив молодежной организации


Тема 7

Полевые технологии в кампании по продвижению инициатив молодежной организации


Тема 8

Массовые акции как средство продвижения инициативы молодежной организации


ТЕМА 1

Как и почему рождаются общественные инициативы


Общественные инициативы в гражданском обществе

Общественные или гражданские инициативы и гражданское общество – неразрывно связанные понятия. Инициатива всегда первична, она возникает на личном уровне, и особенность и отличие стран с развитыми институтами гражданского общества состоит в том, что они научилось использовать потенциал общественных инициатив в целях своего развития и создали для этого соответствующие механизмы и инструменты. Идея поступательно развивающегося гражданского общества существует во всех странах, которые в настоящее время переживают эпоху быстрых перемен. Как это происходит с большинством идей, имеющих широкие перспективы, понятие гражданского общества имеет несколько значений, которые нередко являются аморфными и неоднозначными. Как дать четкое определение этого понятия – неизменно сложная задача для тех, кто участвует в общественной жизни.

Какие значения вкладываются в понятие «гражданское общество»? Как соотносится это явление с другими частями общества? Какие инициативы и почему можно считать гражданскими?

Гражданское общество включает общественные процессы на всех уровнях, на которых разрабатываются, применяются и уточняются политические линии, законы и директивы. Необходимым следствием работы гражданского общества является то, что оно защищает людей, которые обмениваются мнениями, уточняют и выражают их, и благодаря этому люди могут жить и действовать в соответствии со своими ценностями и убеждениями. Гражданское общество защищает не только отдельных людей, его защита распространяется и на институты, в которых происходит обмен мнениями и их публичное выражение. В число институтов, которые должны успешно развиваться в атмосфере свободы, должны входить гражданские организации: общественно-культурные центры местного общества, женские группы, сельские организации, молодежные группы, профессиональные объединения. Это лишь отдельные примеры. Они ни в коей мере не ограничивают институциональные возможности проявления гражданских инициатив. Гражданское общество признает также важность семьи, дома, друзей, соседей.

Общество свободной самоорганизации не возникает одномоментно и не отделено непроходимой гранью от своих исторических корней. В России гражданское общество родилось не сегодня, его институты не были «импортированы» из-за рубежа, его истоки уходят в далекое прошлое, прослеживаясь в сельском и городском самоуправлении, элементах сословного представительства и др. Относительно зрелые формы гражданского общества в его современном понимании появились в России в пореформенную эпоху к концу XIX века. Их быстрое развитие было прервано Октябрьской революцией. Попытки установить тотальный государственный контроль над гражданской жизнью не уничтожили самоорганизацию, но привели к ее уходу, с одной стороны, в общераспространенные формы бытовой солидарности, а с другой – в относительно редкие, но от этого не менее значимые протестные проявления политического характера. Именно с диссидентским движением в тот период стало по преимуществу ассоциироваться само понятие «гражданское общество». Вместе с тем, ростки реальной самоорганизации давали о себе знать в деятельности многих официально существовавших профессиональных, молодежных, творческих, научно-технических, спортивных и других объединений.

В эпоху бурных социальных перемен мы являемся свидетелями и участниками быстрого развития международных коммуникаций, формирования общих для большинства стран ценностей и правил. Само по себе это не дает активистам гражданского общества преимущества, оно дает лишь отправную точку в анализе того, как именно данная страна продвигается к гражданскому обществу.

Гражданские активисты, выдвигая инициативы, в каждом случае бросают вызов традиционным силам, правовым, институциональным устоям, которые правят в обществе. Только нация, развивающаяся в направлении к гражданскому обществу, может урегулировать возникающие при этом конфликты спокойными и ненасильственными методами.

Развитое гражданское общество обладает механизмами и инструментами для того, чтобы общественно важные вопросы могли возникнуть и стать предметом обсуждения; а также изменения результатов. Их движущей силой является энергия общественных движений, которые неизменно мобилизуют людей на действия по решению общественно значимых вопросов. В гражданском обществе важно перейти от состояния протеста к состоянию общественно значимого действия.

Общественные или гражданские инициативы являются проявлением гражданского общества, формой его действенности. В значительной степени эта действенность получила свое выражение в появлении и развитии так называемого «третьего сектора» – сообщества некоммерческих организаций. По аналогии с Первым – государственным и Вторым – коммерческим, Третий сектор выполняет свою важную общественную функцию – активное продвижение и защиту интересов различных групп общества не претендующих на политическую власть, взаимодействие для достижения общественного согласия и необходимых изменений. Основу третьего сектора составляют некоммерческие организации, признание роли которых в обществе не подвергается сомнению, а деятельность регулируется законодательно в интересах всего общества. НКО по-разному закрепились в разных странах. Даже в одной и той же стране НКО служат разным целям разных секторов общества. В рамках одной страны их связывает то, что, по отношению к государству, и бизнес сообществу они должны быть самостоятельными, прежде всего, выражать интересы создавших их групп, которые проявляют общественную активность.

Построение работающего гражданского общества требует высокой степени ответственности его граждан. Вопрос о том, брать или не брать на себя такую ответственность, по-прежнему остается одной из сложных проблем сегодняшнего дня для каждого мыслящего человека. Поэтому тема развития общественных инициатив, вовлечения граждан в конкретную деятельность становится задачей номер один, на пути повышению конкурентоспособности страны в целом.


Общественная активность: смысл, элементы, техники продвижения общественных интересов


Активисты, деятели гражданских организаций должны осознавать смысл общественной активности, которая состоит из организованных усилий и действий, по использованию инструментов демократии для разработки и применения законов и правил, которые создадут справедливое и равноправное общество, решая при этом конкретные реальны проблемы граждан. В число этих инструментов входят выборы, мобилизация масс, гражданские действия (включая гражданское неповиновение), лоббирование, переговоры, заключение сделок, судебные иски и другие. По мере того, как люди принимают участие в организованных действиях, в которые вовлечены неправительственные организации, средства массовой информации и государственные органы принятия решений, происходит укрепление демократических процессов1.

Активисты общественных движений планируют свои усилия и действия таким образом, чтобы повлиять на лиц, облеченных государственной, политической и экономической властью, убедить их. Цель этой деятельности состоит в том, чтобы официально назначенные руководители решали главные вопросы жизни общества таким образом, чтобы улучшить жизнь людей, располагающих не очень значительными традиционными политическими ресурсами и более скудными экономическими ресурсами.

Для достижения этих результатов активисты общественных движений инициируют и придумывают формальные и неформальные действия, использующие источники их силы. К числу таких источников относятся организация людей, которые окажут влияние на других людей с помощью публичного убеждения. Общественная активность имеет целью совершенствование институтов общества за счет того, что активистам удается получить доступ к процессу принятия решений в отношении этих институтов. Таким образом, люди, наделенные меньшим объемом традиционной власти и имеющие более скудные экономические ресурсы, получают более значительную долю и того и другого и продвигаются в направлении справедливого и равноправного общества.

Эффективная общественная активность требует применения многих инструментов и методов, стратегических и тактических приемов, она требует бросать вызов сложившимся традициям и стоящим за ними институтам власти, бизнеса и самого общества во многих областях. Общественная активность не полагается только на один инструмент. Активисты общественных движений, должны вести работу по осуществлению перемен в обществе с помощью не только выборов, не только мобилизации масс, не только лоббирования, или не только использования информации, коалиций, средств массовой информации или какого-либо другого отдельно взятого средства.

Важной составляющей продвижения общественных инициатив является способность активиста формировать общественные отношения. Принимая участие в общественных отношениях, и человек и организация общаются и устанавливают связи с другими людьми, организациями и институтами, привлекают их к своей деятельности. Эти действия выражают влияние и власть, поскольку взаимоотношения имеют дело с материальными и нематериальными формами выражения этой власти. Задача активиста заключается в том, чтобы найти возможность доступа к политической системе и к системе решения важнейших вопросов общества. Создание такого доступа – источник вашей силы и силы вашей организации. Общественная активность выражает способность организации формулировать программы общественных действий и изменять процессы решения главных вопросов жизни общества. Она выходит за пределы действий, внимание которых сосредоточено на достижении конкретных целей как бы они ни были важны. Активисты общественных движений в состоянии использовать свою силу и способности в созидательных целях.

Разнообразие арен общественной активности обеспечивают гибкое и поступательное продвижение к цели, позволяет адресно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Прежде всего, ресурсы человеческого участия. Создаются сети взаимодействия единомышленников, разделяющих одно и то же понимание проблемы и готовых изучать пути ее решения. Это происходит на самых ранних этапах рассмотрения вопроса. Появляются устойчивые альянсы частных лиц и организаций для решения конкретных вопросов. В их центре внимания находится достижение одной и той же цели или аналогичных целей на ближайшее будущее. Формируются долговременные коалиции с четко определенными целями и отработанными процессами принятия решений. В состав таких коалиций могут входить группы, принадлежащие к различным слоям гражданского общества, исповедующие различную идеологию или группы, работающие только в одном секторе – например женские. Такие коалиции наиболее эффективны тогда, когда вопрос «созрел» для действий. Далее к процессу подключаются средства массовой информации, чьей задачей является формирование устойчивого общественного мнения. И, наконец, в дело продвижения общественной инициативы могут включиться исполнительные и законодательные органы. Независимо от того, являются ли эти лица выборными или назначенными чиновниками, они облечены полномочиями принимать решения. Они подвергаются постоянному давлению со стороны мощных группировок, имеющих свои интересы, и уступают этому давлению, если не создать ему противовес. Важными субъектами, действующими на площадках общественной активности, являются доноры, которые формируют свою благотворительную политику и в силу этого также реагируют на аргументы и позиции участников общественного процесса.


Не всякую инициативу можно назвать общественной или гражданской. Только те инициативы, которые в конечном итоге выходят на решение проблем для всех, кого эта проблема касается, будь то в масштабах страны или местного сообщества, можно считать подлинно общественными. Такие инициативы вызывают резонанс, захватывают внимание многих людей, побуждают к действию, сопереживанию.




Где рождаются общественные инициативы?


За десятилетия развития некоммерческого сектора сложились основные направления, в которых активисты гражданского общества осуществляют свою деятельность. Охватить их полностью не удастся даже обзорно, остановимся на наиболее значимых.

  • Местные инициативы

Наиболее распространенная форма общественных инициатив. Подавляющее большинство некоммерческих организаций действуют именно в этой сфере. Источником инициативы как правило служат конкретные проблемы жителей, решение которых они ищут в изменении норм, правил, традиций, условий на местном уровне, вовлекая в свою деятельность жителей местного сообщества.

  • Поддержка и защита интересов социальных групп

Объединения инвалидов, ветеранов, спортивные и национально-культурные объединения демонстрируют свою высокую устойчивость, в основании которой лежат интересы членов этих организаций.

  • Социальная ответственность бизнеса

Социальная ответственность – это концепция, которая ориентирует бизнес на интересы общества, на ответственность за то, какое влияние оказывает деятельность компании на клиентов, сотрудников, акционеров и окружающую среду. Начало 21 века ознаменовалось становлением программ социально ответственного бизнеса в России, одним из ярких примеров является деятельность благотворительного фонда Владимира Потанина.

  • Участие в бюджетном процессе

Участие в бюджетном процесс может выражаться в экспертизе целевых программ, непосредственном внесении предложений при формировании бюджетов, анализе эффективности расходов. Данная технология является одной из наиболее сложных, требующих реальных глубоких знаний и наличие высокого экспертного потенциала у некоммерческих организаций. разработкой технологий участия в бюджетном процессе занимается Санкт-петербургский фонд «Стратегия».

  • Гражданский контроль

Гражданский контроль представляет собой непосредственное наблюдение представителями общественных организаций и инициативных групп за соблюдением прав и законных интересов граждан в учреждениях и органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях различной формы собственности с целью прекращения и/или недопущения нарушения прав и законных интересов граждан.

  • Гражданская экспертиза

Гражданская экспертиза – независимый от органов государственной власти анализ социально значимых практик с точки зрения их соответствия общественному интересу, который отстаивает общественная организация или инициативная группа, являющаяся заказчиком или исполнителем экспертизы.

  • Гражданское образование

Гражданское образование – это общественно–государственная, социально– ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства.


Формы и условия возникновения и реализации общественных инициатив

Некоммерческие организации, создаваемые для реализации общественных инициатив поражают своим разнообразием: группы самопомощи, юридические клиники, объединения по интересам, профессиям, клубы, ассоциации, сетевые организации, правозащитные, экологические, молодежные, женские организации, экспертные, ресурсные НКО, профессиональные ассоциации, бизнес-ассоциации, этнокультурные объединения, ветеранские, спортивные, исследовательские, просветительские организации, благотворительные фонды, творческие союзы, религиозные объединения, организации инвалидов, потребительские общества, кооперативы и другие.

Внутри этого сообщества некоммерческих, неправительственных и неполитических организаций можно выделить ряд классов на основе различия фокусных групп этих организаций в зависимости от того, на кого или на какие проблемы направлена их деятельность2.


Первым будет класс некоммерческих организаций, фокусной группой которых являются сами члены этих организаций.

Среди них можно выделить два подкласса:

  • «организации взаимопомощи», объединяющие людей по принципу общей проблемы (организации инвалидов, ассоциации родителей больных детей и т.д.); в ряде случаев сюда же можно отнести и объединения людей по демографическому или гендерному признаку, а также по характеру сексуальной ориентации;

  • «организации клубного типа», включающие разнообразные группы самосовершенствования, клубы по интересам и т.д.

Эти подклассы не разделены четкой линией, и часто организации одного из них обладают чертами другого. Все же их, на мой взгляд, разделяет степень остроты и болезненности проблем их членов, что будет влиять и на их характер взаимоотношений с властными структурами.

Ко второму классу можно отнести организации, направленные на решение определенных общественных проблем, непосредственно не связанных с проблемами самих их членов.

Здесь также просматриваются два подкласса:

  • организации «социальной» направленности, или благотворительные организации, направленные на решение человеческих проблем, при этом часть из них направлена на решение комплекса проблем определенных категорий населения, например, престарелых, многосемейных или безработных, другая часть — на решение конкретных типов проблем — например, проблемы бездомности или проблемы СПИДа;

  • организации «экологической» направленности, особенно если понимать под «экологической деятельностью» защиту окружающей среды в широком смысле, т.е. не только группы охраны природы, но и группы защиты памятников культуры и т.д.

К третьему классу можно отнести правозащитные организации, как традиционного типа, так и возникающие в последнее время группы гражданского контроля, включающие и контроль за действием исполнительной власти и контроль за процедурой выборов и т.д.

Наконец, четвертый класс некоммерческих организаций состоит из «инфраструктурных» организаций, миссией которых является содействие деятельности других некоммерческих организаций в самом широком смысле. Сюда входят и организации, специализирующиеся на правовом обеспечении некоммерческого сектора; и организации, совмещающие исследовательскую и образовательную деятельности; и информационные и просветительские центры, действующие в рамках общественных движений (женского, экологического и т.п.); и центры поддержки.


Условия появления общественных инициатив

Откуда берутся общественные инициативы? Почему люди берутся делать что-то еще, кроме того, что составляет сферу их личных интересов? Что препятствует и что содействует возникновению и развитию инициатив граждан, можно ли воздействовать на их появление, управлять этим процессом? Как развивать и продвигать общественные инициативы? Эти вопросы волнуют каждого, кто сам вовлечен в сферу гражданской активности, а те, кто работает в ней постоянно и профессионально должны еще и знать закономерности, лежащие в основе гражданской активности.


Инициативой является самостоятельное начало активности, обусловленное не воздействием внешних факторов, а внутренними для человека причинами.



Эти причины могут иметь разную природу, в зависимости от того, что стало важным, актуальным, определяющим в той или иной ситуации. Человек совмещает разные типы существования – индивидуальную жизнедеятельность, социальную и культурную жизнь, участие в деятельности, духовное бытие – и каждый уровень имеет свои источники для проявления инициативности3.

Изначальным источником активности являются индивидуальные потребности и необходимость их удовлетворения. Человек не может существовать, не найдя в реальных условиях способа приобрести необходимое для жизни. Поэтому возникает инициатива в поиске пропитания, работы, жилья, партнеров. Конечно, в социальных условиях потребности людей трансформируются, развиваются, возникают потребности более высокого уровня, например, в лидерстве, в новых знаниях, в самореализации, в карьерном росте и т.п. Но психологический механизм запуска активности из-за того, что сам человек в чем-либо нуждается, остается тем же самым.

Социализация и вхождение в социальное окружение меняет, усложняет основания для активности. Социальное существование требует согласования потребностей и интересов, способностей выполнять договоренности, общезначимые нормы и правила. Особенностью социального существования является ограничение самовыражения. Требующим началом для человека становятся заданные извне и принятые им групповые нормы поведения, нормы деятельности, а затем и всеобщие принципы, ценности, идеалы.

В этих условиях человек может сохранять в основе прежние механизмы поведения, когда индивидуальные потребности остаются тем ведущим и главным, что определяет его поведение. Тогда он будет проявлять инициативу, игнорируя при этом социально значимые нормы, либо адаптируя их, по мере возможного, в личных интересах. Так, коррупция может служить примером того, как личные потребности становятся основанием действий, которые должны определяться совсем другими нормами и правилами.

С другой стороны, у человека появляются богатые возможности проявлять инициативы в социально заданных рамках. Они направлены либо на согласование интересов и достижение договоренностей, либо на реализацию уже существующих норм и договоренностей, либо на их развитие и совершенствование, создание более эффективных норм и договоренностей. Такие инициативы приобретают общественный характер. Субъект общественной инициативы стремится преобразовать социальную ситуацию в нужном направлении, как он его видит, и этим изменить поведение других субъектов.

В первую очередь возможности проявлять инициативу используются лидерски ориентированными людьми, по типу своей личности склонными к инновациям, склонными быть ведущими, а не ведомыми в социальной среде. Инициативный человек может стать социальным лидером, если он воздействует на социальный процесс не только самостоятельно, но и через вовлечение других, их заражение, увлечение, демонстрацию примера и образца действий. Таким образом, появляются не только отдельные инициаторы, но и инициативные группы, которые могут оформиться в общественные организации. Через лидеров общественные инициативы приобретают масштаб, могут затрагивать и вовлекать большое число людей в качестве единомышленников, соратников, соисполнителей.

Вместе с тем, независимо от масштаба инициатив и количества вовлеченных в их реализацию участников, далеко не каждую из них можно отнести к гражданской.


Необходимым признаком гражданской инициативы является ее отношение к выработке норм жизни общества в целом через влияние на механизм государственного управления и принятие решений.



Как оформляются и реализуются инициативы

Реализация общественных и гражданских инициатив всегда совмещает интеллектуальную сторону, связанную с выработкой их содержания, и организационную часть, связанную с осуществлением воздействия на людей, организации, государственные институты.

Инициатор (отдельный человек или инициативная группа), переходя от фиксации потребности или общественной необходимости к конкретным действиям, вырабатывает для себя намерения, цели, задачи. То, какими станут эти цели, как они будут выражены и оформлены для него самого и для других участников, зависит от аналитического потенциала инициаторов.

На основе опыта анализа гражданских инициатив, можно выделить следующие виды деятельности.

Декларирование потребностей и проблем. Многие общественные группы и организации ставят своей главной целью привлечение общественного внимания к проблеме и донесение до власти и всех заинтересованных лиц призывов срочно обратить на проблему внимание и предпринять меры по ее решению.

Организация деятельности, направленной на удовлетворение потребности/решение социальной проблемы. Значительная часть организаций общественного сектора по собственной инициативе, в рамках действующего законодательства, задаются целью оказать нуждающимся социальные услуги, осуществить благотворительные пожертвования, стремятся привлечь к производству общественных благ материальные, кадровые и административные ресурсы. Тем самым они принимают часть ответственности за преобразование социальной ситуации в лучшую сторону на себя.

Разработка предложений для принятия государственных решений. Лидеры общественных групп, обладающие экспертным потенциалом, вырабатывают собственные концепции, предложения, проекты, направленных на решение той или иной социальной проблемы. В этом случае авторы инициатив осуществляют, в меру своей профессиональной подготовленности, анализ ситуации и разработку собственного видения, и продвигают его среди лиц, принимающих решения.

Реализация инициативы после того, когда ее цель зафиксирована, связана с осуществлением определенного набора действий, направленных на ее достижение. В развитом варианте реализация инициативы происходит в форме разработки и осуществления социального проекта.


Мотивы гражданских активистов

Конечно, мотивы, движущие людьми, которые оставили часть своих личных дел и занялись общественными проблемами, различны, но фактом остается то, что подавляющее большинство их них, один раз придя в эту сферу, уже никогда не оставляют ее. Быть активным инициативным человеком – это новое качество жизни, достичь которого удается далеко не всем.

Общественные инициативы возникают на пересечении востребованности со стороны общества с личным интересом человека и его стремлением к самореализации. Примеры личных историй людей пришедших в некоммерческий сектор дают материал для размышления на эту тему.






Личная проблема часто бывает первым толчком для развития общественной инициативы.



Еще одной дорогой в сферу гражданской активности является профессиональная самореализация. Потенциал общественной инициативы муниципальных учреждений до сих пор не исследован, но по самым примерным наблюдениям он очень велик, не случайно именно из среды специалистов появляются наиболее профессиональные НКО и наиболее последовательные инициативы.

Как клубные проекты, направленные на реализацию потребностей и интересов самих участников начинались многие инициативы, в первую очередь молодежные. Однако если организация продолжает существовать достаточно долго, то, как правило, она находит для себя дополнительный выход в развитии своей деятельности и решении более широкого круга проблем.

Часто источником общественной инициативы становятся нарушения прав человека. У многих такие ситуации вызывают острое сопереживание несправедливости в отношении других людей, и часто именно они становятся гражданскими активистами.


Внешние факторы возникновения общественных инициатив

Внешние обстоятельства играют существенную роль в судьбе общественных инициатив. Они могут способствовать или препятствовать как самому появлению инициатив, так и их успешному воплощению. Типовыми факторами, влияющими на общественные инициативы, являются:

  • Наличие или отсутствие поддерживаемых и культивируемых в обществе или социальной группе ценностей участия каждого в активной социальной жизни.

  • Наличие или отсутствие ясных и общепринятых технологий и каналов донесения информации об инициативе до заинтересованных лиц и групп.

  • Наличие или отсутствие инфраструктуры поддержки инициативных групп и общественных организаций.

  • Наличие или отсутствие заинтересованности государства в гражданской активности, государственного давления на инициаторов.

  • Наличие или отсутствие законодательно закрепленных механизмов привлечения финансовых и материальных ресурсов для реализации инициатив.


В докладе Общественной палаты Российской федерации «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» впервые дан развернутый анализ факторов, влияющих на возникновение и развитие общественных инициатив4.


Фактор – доверие

Ключевой проблемой развития гражданского общества является проблема доверия – главного препятствия к совместным действиям россиян. Недостаточная наглядность позитивной роли общественных структур, слабая информированность о них мешают усилению их роли. Осознание данных тенденций и противодействие им имеют принципиальное значение для политики поддержки гражданского общества.


Фактор – социально экономический фон

Эмоциональное восприятие происходящего в стране и обществе, лежащее в основе общественной активности характеризуется усилением чувств, как ориентирующих на активизацию деятельности (и положительных, и отрицательных), так и препятствующих ей.


Фактор – информированность

Информированность населения о деятельности общественных и других некоммерческих организаций, а также доверие к ним остаются невысокими. Особенно плохо граждане осведомлены о местных инициативных группах и общественных объединениях. Между тем именно их пополнение – наиболее естественный путь вовлечения людей в гражданскую активность на основе непосредственных жизненных интересов.


Фактор – предубеждения

По данным опроса 47% населения полагают, что среди общественных объединений много таких, которые фактически являются коммерческими организациями. При всей бесспорной необходимости борьбы с псевдо-НКО, очевидно, что обычные граждане считают, что они распространены гораздо шире, чем это видится муниципальным служащим и чем, по-видимому, это есть на самом деле.


Фактор – реальные дела

Общественные инициативы в массе своей не затрагивают реальные интересы граждан. По данным опроса, лишь около одного процента населения получили за последние два-три года материальную помощь либо консультации от национальных общин, землячеств, религиозных общин и приходов.


Фактор – социальные проблемы

Основные показатели социальной обеспокоенности людей лежат в области политических и экономических проблем, которые на первый взгляд не могут быть решены на местном уровне.


Фактор – ответственность

Как видно из диаграммы независимо от сферы приложения усилий гражданские активисты гораздо больше ощущают ответственность за происходящее, чем способность влиять и добиваться изменений.





Общественные проблемы и степень осознания их населением являются отправной точкой гражданской активности. Некоммерческий сектор в этом смысле является уникальным, поскольку позволяет решать ряд проблем, которые не могут быть решены органами власти и не интересны коммерческим структурам. Специфика НКО в том и состоит, что решаемые ими проблемы, как правило, являются и проблемами самих членов НКО. Отсюда максимальная включенность активистов НКО и высокая эффективность самих организаций.


Итак, источником общественной инициативы является с одной стороны социальная проблема, понимаемая, переживаемая как личная, с другой стороны, необходимость решения этой проблемы не для одного человека, а для группы граждан, тех, кого она задевает, и с третьей стороны, общественный резонанс, реакция общества на деятельность гражданских активистов, выражающаяся в активно, либо пассивной поддержке.



Опираясь на понимание этих трех составляющих можно оценить возможности и препятствия возникновения общественных инициатив в различных сферах.


В чем состоят причины, сдерживающие общественную активность?

Выделим несколько групп причинных факторов. Первая группа – механизмы и общественные установки. Механизмы общественного участия, основанные на опыте советского периода окончательно себя исчерпали, они не сумели адаптироваться к изменяющимся условиям новой рыночной России. Западные традиции гражданской культуры с трудом приживаются и пока не получили признания. Отдельные инструменты, такие как социальное проектирование, грантовые конкурсы начинают использоваться, однако нельзя не признать, что в целом представители власти, да и в большинстве своем, бизнеса, не считают третий сектор полноценным участник системы управления. Свидетельством тому противоречивость принимаемых законов и полное отсутствие регулирования предоставления некоммерческих услуг.

Одним из главных препятствий развития общественных инициатив является отсутствие ярко выраженного общественного заказа, достаточно вспомнить «солдатских матерей», безраздельно доминирующих во всех гражданских рейтингах и известных даже самым граждански необразованным людям. Секрет их успеха очевиден: организации «солдатских матерей» одни из немногих в России опираются на реальный общественный заказ такого накала, что он порождает и реально добровольную общественную поддержку в максимальных для России человеческих и прочих объемах5.

Вторая группа факторов – личностные мотивы и установки, сложившиеся традиции. Здесь ситуация также неутешительна. Гражданские лидеры, активисты и даже организации, вольно или невольно, ведут себя как политические субъекты. Их интерес – участие во власти, участвуя в продвижении общественных интересов, они либо претендуют на непосредственное, формальное или неформальное участие в процессе принятия политических решений, либо определяют общественные интересы исключительно в контексте личного идеологического или политического выбора. Государство продолжает оставаться главным очевидным и общепринятым, формулятором и носителем общественного/коллективного интереса. Гражданские лидеры все еще не в состоянии выделиться в самостоятельную силу. «Общественник» по-прежнему воспринимается как добровольный помощник государства в деле защиты общественных интересов, этот подход растворен в деятельности очень многих организаций, имеющих свои истоки в советском прошлом и/или занимающихся поддержкой «социально незащищенных слоев населения». Культивирование независимого гражданского мышления все еще остается насущной проблемой.

Ситуация, когда российское гражданское общество в лице молодежных организаций ищет свои общественные источники и мотивы активности, настоятельно требует активного освоения технологий взращивания и продвижения общественных инициатив, чему посвящены следующие главы учебного пособия.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Как и почему рождаются общественные инициативы Тема 2 iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Политическая карта современного мира Тема 2
Основные принципы внешней политики Российской Федерации в современном мире. Роль молодёжных организаций в их реализации
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Как и почему рождаются общественные инициативы Тема 2 iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2
Перспективные направления инновационного развития страны в рамках Стратегии–2020: общая характеристика
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Как и почему рождаются общественные инициативы Тема 2 iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2
Феномен лидерства является объектом научного и практического интереса уже давно. Его изучают социологи, психологи и специалисты в...
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Как и почему рождаются общественные инициативы Тема 2 iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание введение Основные тенденции мирового развития в XX начале XXI века Тема 1
Понять тенденцию и использовать ее. Чтобы понять, куда идти, нужно увидеть, в каком направлении движется мир вокруг нас. Дальше можно...
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Как и почему рождаются общественные инициативы Тема 2 iconКонспект урока. Тема. Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
Оборудование: портрет Шолохова, репродукции женских образов романа, видеофрагменты
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Как и почему рождаются общественные инициативы Тема 2 iconФандрайзинг для молодежной организации Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова
Наш курс называется «Фандрайзинг для молодежной организации», однако прежде, чем мы обратим наше внимание непосредственно на фандрайзинговую...
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Как и почему рождаются общественные инициативы Тема 2 iconКонспект лекций содержание тема Предмет и задачи курса
Внутренняя и внешняя среда организации (фирмы) и их взаимосвязь. Мировой рынок и его развитие
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Как и почему рождаются общественные инициативы Тема 2 iconПоложение о конкурсе «Лидер мггу им. М. А. Шолохова 2013» Общие положения
Конкурс «Лидер мггу им. М. А. Шолохова 2013» (далее Конкурс), проводится в рамках программы развития студенческих объединений мггу...
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Как и почему рождаются общественные инициативы Тема 2 iconКонспект лекций по дисциплине «Информационные системы маркетинга»
Тема Информационное обеспечение управления маркетинговой и рекламной деятельностью 3
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Как и почему рождаются общественные инициативы Тема 2 iconКонспект лекций для студентов
А. М. Радин. Защита информации: Конспект лекций для студентов магистров и аспирантов всех специальностей. – Спб.: СпбгуниПТ, 2008,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница