Рабочая программа по элективному курсу




НазваниеРабочая программа по элективному курсу
Дата03.02.2016
Размер24,1 Kb.
ТипРабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Массовая культура»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005).

Массовая культура – важнейший феномен современного общества. Ее продукты вошли в повседневную жизнь человека, начиная от серийного изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами и блокбастерами. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают современные средства продвижения массовой культуры выступают современные средства массовой информации, роль которых в обществе возросла в последние десятилетия.

Основная цель курса – помочь старшеклассникам.

  • Осознать массовую культуру как социальное явление, противоречивость, неоднозначность воздействия на сознание и поведение личности.

  • Осмыслить связь с другими видами культуры, ее роль и место в культурной жизни.

  • Овладеть умением видеть за внешним многообразием направлений, форм и жанров массовой культуры жесткие стандарты.

  • В приобщении к культурному богатству человечества во всей его полноте и многогранности.

Задачи курса:

- обобщать, систематизировать и углубить знания учащихся, полученные в результате изучения тем, разделов инвариантного курса, путем концентрации программного материала вокруг проблем, связанных с массовой культурой;

- ознакомить учащихся с широкой палитрой противоречивых, взаимоисключающих мнений, оценок, суждений, что требует от них проделать внутреннюю работу, сделать нравственный выбор, уяснить себе свои идеалы;

- подготовка учащихся к получению в дальнейшем профессионального образования по социально-гуманитарным специальностям.

Программа курса «Массовая культура» состоит из двух разделов. Первый раздел «Массовая культура как общественное явление» посвящен характеристике общих явлении и процессов в сфере культуры: функции в обществе, влияние государства на культурное развитие, негосударственная поддержка, различные подходы к типологии культуры. Массовая культура показывается как продукт развития общества. Характеризуемся противоречивая связь массовой культуры с народной и элитарной. Рассматриваются исторические лапы становления массовой культуры, особенности ее развития в России. Особое внимание уделяется роли средств массовой информации в современном мире.

Во втором разделе «Основные направления и формы массовой культуры» рассматриваются конкретные проявления и продукты массовой культуры: массовая литератора, популярная музыка, реклама, мода, дизайн. Завершается курс темой, затрагивающей проблем потребительского поведения и потребительских стандартов в современном обществе.

Характер курса предполагает широкое использование межпредметных связей. Опору на личный опыт учащихся как активных потребителей массовой культуры.

Курс соответствует целям изучения:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин: критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективною взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • сформирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.


Программа обеспечена УМК:


1. Лазебникова А.Ю. Массовая культура. Программа курса. – М.: Русское слово, 2005.

2. Лазебникова А.Ю., Савельева О.О., Ерохина Е.В., Захаров А.В. Массовая культура. Учебное пособие для 10 – 11 классов. – М.: Русское слово, 2005г.


Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).


Содержание курса.


Раздел I

Массовая культура как общественное явление


Тема 1. Культура в жизни человека и развитии общества

Многообразие значений понятия «культура». Материальная и духовная культура. Компоненты духовной культуры. Внебиологический характер наследования культуры.

Пути и формы освоения культурного наследия. Основные функции культуры в обществе. Проблемы межкультурной коммуникации.


Тема 2. Культура как сфера жизни общества

Обособление сферы духовной культуры как подсистемы общества.

Проблема взаимодействия государственной власти и творцов культуры. Рычаги государственного влияния на культуру. Модели государственного регулирования культуры.

Негосударственная поддержка развития культуры. Спонсорство и меценатство.


Тема 3. Культуры в культуре

Типология культуры: различные подходы. Народная культура, основные направления и жанры. Особенности элитарной культуры. Элитарное искусство начала XX в. Возникновение массовой культуры. Различные точки зрения на взаимодействие народной, элитарной и массовой культуры.

Субкультуры в основном культурном потоке. Критерии выделения субкультур. Контркультура как антитеза господствующей культуре. Антикультура и ее герои.


Тема 4. Массовое общество и «человек массы»

«Масса» как социологическое понятие. Становление и развитие массово! о общества, его характерные черты. Мыслители первой половины XX в. о «человеке массы» и причинах его появления. 11овые концепции массового общества.

Тема 5. Массовая культура современного общества

Этапы формирования. Характерные черты. Общедоступность и тиражируемость. Коммерческий характер. Основные направления и жанры. Различие в оценках роли массовой культуры в общественном развитии.


Тема 6. Массовая культура в России

Зарождение массовой культуры в России. Отношение к феномену массовой культуры передовых русских мыслителей XIX начала XX в. Создание в СССР массового общества мобилизационного типа. Отличия советской массовой культуры от западной модели. Новые черты массовой культуры в советском обществе 60 80-х гг.. ХХв. Особенности массовой культуры в постсоветском обществе. Взаимосвязь традиционной и массовой культуры в современных условиях. «Промежуточная» культура, ее отличия от массовой культуры.


Тема 7. Массмедиа

Средства массовой коммуникации как общественный институт. Функции СМИ. Влияние СМИ на сознание и поведение людей: различные оценки. Массовая культура и СМИ. Роль государства в регулировании деятельности СМИ. Особенности развития отечественных средств массовой информации.


Тема 8. Эра телевидения

Социальные и технологические предпосылки перехода к эре телевидения. Телевидение в системе СМИ. Информационное и развлекательное вещание. Особенности телевосприятия. Государственное, общественно-государственное и частое телевещание. Развитие телевещания в нашей стране.


Раздел II

Основные направления и формы массовой культуры


Тема 9. Массовая литература как общественно-историческое явление

Факторы, способствующие появлению массовой литературы. Коммерциализация литературной деятельности. Особенности массовой литературы. Направления и жанры. Массовая литература в современном обществе, масштабы и характер влияния: различные оценки. Читательские предпочтения.


Тема 10. Массовая литература как чаек, литературного процесса

Неоднородность массовой литературы. Низкое и высокое в массовом литературном потоке. Жанрово-тематические особенности, стилистическое своеобразие. Создание произведений массовой литературы: ремесло или творчество'?


Тема 11. Популярная музыка

Основные этапы в развитии музыкального искусства. Появление профессиональных создателей и исполнителей музыкальных произведений. Создание систем звукозаписи. Музыка для массовой аудитории. Жанры популярной музыки. Основные направления легкой музыки. Развитие популярной музыки в России. Музыка молодых.


Тема 12. Реклама в жизни современного общества

Предыстория рекламного дела. Возрастание роли рекламы в современном мире. Реклама как компонент маркетинга. Место рекламы в формировании представлений об идеальной модели потребления. Государственное регулирование рекламной деятельности.


Тема 13. Реклама и культура

Виртуальный мир рекламы. Рекламные сообщения как мифологемы. Влияние рекламы на другие направления и формы массовой культуры. СМИ и реклама. Основные этапы процесса создания рекламы.


Тема 14. Капризы моды

Место моды в системе социальной регуляции. Стремление соответствовать моде: базовая потребность или навязанная прихоть'? Универсальность и демонстративность. изменчивость и постоянство моды. Высокая мода. Мода как массовое явление. Индустрия моды. Молодежная мода.


Тема 15. Дизайн

Отношение «человек — вещь». Утилитарность и эстетика вещи. Прикладное искусство и дизайн. Требования эргономики в дизайне. Разновидности дизайна: промышленный, графический, архитектурный, арт-дизайн. Стили в дизайне. Особенности стиля модерн, ("тиль арт-деко. Русский конструктивизм.


Тема 16. Индустрия развлечений

Превращение досуга в общественный фактор. Досуг как отвлечение и развлечение. Профессиональные развлекатели. Антрепренеры и продюсеры. Шоу-бизнес. Звезды шоу-бизнеса. Законы рынка в шоу-бизнесе.


Тема 17. Культура потребления и потребление культуры

Типы потребительского поведения. Влияние культурных норм и стандартов на потребительское поведение. Символическое значение вещи. Сакральное и демонстративное поведение. Общество потребления. Торговые фирмы брэнды.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс




Тема

Кол-во часов

Основные понятия

Материал учебника

Дата

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Массовая культура как общественное явление

1-3

Культура в жизни человека и развитии общества

3

Культура, духовная культура, духовные ценности, культурные универсалии.

§ 1







4-5

Культура как сфера в жизни общества

2

Спонсорство, меценатство, патронаж, фандрейзинг.

§ 2







6-8

Культуры в культуре

3

Народная культура, элитарная культура, фольклор, культурный авангард, субкультура, контркультура.

§ 3







9-10

Массовое общество и человек «массы»

2

Масса, массовое общество, стандартизация, демассовизация.

§ 4







11-13

Массовая культура современного общества

3

Секуляризация культуры, бульварная пресса, духовное потребительство, коммерциализация культуры.

§ 5







14-15

Массовая культура в России

2

Традиционная культура, культурный синтез, промежуточная культура.

§ 6







16-17

Масс медиа

2

СМК, СМИ.

§ 7







18-19

Эра телевидения

2

Коммерческое телевидение, общественное телевидение.

§ 8







Раздел 2. Основные направления и формы массовой культуры

20-21

Массовая литература как общественно-историческое явление

2

Массовая литература, литературный лубок, профессиональный писатель, рейтинг продаж.

§ 9







22-23

Массовая литература как часть литературного процесса

2

Беллетристика, сюжетная схема, паралитература.

§ 10







24-25

Популярная музыка

2

Инструментальная музыка, меломан, шлягер.

§ 11







26-27

Реклама в жизни современного общества

2

Коммуникация, презентация, социальный институт, знак.

§ 12







28-29

Реклама и культура

2

Мифологема, брэнд, целевая аудитория, имидж.

§ 13







30

Капризы моды

1

Социальная регуляция, демонстративное поведение.

§ 14







1

2

3

4

5

6

7

31

Дизайн

1

Прикладное искусство, эргономика, утилитаризм, техническая эстетика.

§ 15







32-33

Индустрия развлечения

2

Досуг, антрепренер, продюсер, шоу-бизнес.

§ 16







34-35

Культура потребления и потребление культуры

2

Потребность, потребление, блага, вещизм, престиж, эпатаж.

§ 17









Требования к уровню подготовки выпускника


В результате изучения общество знания ни профильном уровне ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений:

• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

• основные социальные институты и процессы:

• различные подходы к исследованию проблем человека и общества:

• особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного по­знания.

Уметь

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, инсти­туты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном общест­ве;

осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских. научных, правовых, политических, публицистических):

анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд): переводить ее из одной знаковой системы в другую;

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия меж­ду существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; со­поставлять различные научные подходы: различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и вы­воды;

объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных соци­альных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под­систем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и ар­гументы по определенным проблемам;

оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление:

осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике:

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• эффективного выполнения типичных социальных ролей: сознательного взаимодействия с социальными институтами

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах: выработки собственной граждан­ской позиции,

• оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, ле­жащих в основе Конституции Российской Федерации;

• самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений: критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

• нравственной оценки социального поведения людей;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений:

• ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценно­стями и социальным положением.


Литература


  1. Ашин Г.А. Современные теории элиты: критический очерк. - М.. 1985.

  2. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.- Харьков. 2000.

  3. Гуревич П.Г. Философия культуры. - М.. 1994. Гл.13.

  4. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. - М. 1966.

  5. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. - М. 1981.

  6. Козлова Н.Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов. // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

  7. Кравцов Н.И.. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М. 1977

  8. Кукаркин А.В. Буржуазное общество и культура. - М. 1970.

  9. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М. 1985.

  10. Культурология. XX век. Словарь. - СПб.. 1998.

  11. Э.Мунье. Манифест персонализма. - М.. 1999.

  12. Народная культура в современных условиях. - 2000.

  13. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.. 1983

  14. Ортега-и-Гаесет. Избранные груды. - VI.. 1997.

  15. Ортега-и-Гассег. Эстетика. Философия культуры. -М. 1981.

  16. Путилов Б.И. Фольклор и народная кхльтура. - СПб.. 1994.

  17. Р\сские: Народная культура (история и современность). Г. 4. Общественный быт и праздничная культура. - М. 2000.

  18. Сапрыкин В.А. Русская культура как самостоятельный, самобытный тип культуры. //Русская культура: ценности и архетип. - М.. 1999.

  19. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. - VI.. 1986.

  20. Шестаков В.П. Мифология XX века. - М. 1988.

  21. Элитарное и массовое в русской художественной культуре. - М. 1996.

Похожие:

Рабочая программа по элективному курсу iconРабочая программа по Элективному курсу «Основы здорового образа жизни» 5 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кунашакская» средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по элективному курсу iconРабочая программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы»
...
Рабочая программа по элективному курсу iconРабочая программа педагога Слесаревой е м., первой квалификационной категории по элективному курсу «Деловая речь. Деловое письмо»
До сих пор школа мало занималась проблемами социализации личности, её социально-речевой подготовки к жизни вне школьных стен
Рабочая программа по элективному курсу iconПономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч
Учебно-тематическое планирование по элективному курсу «Этика и психология семейной жизни»
Рабочая программа по элективному курсу iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса моу лицей №5 разработана на основе авторской программы Федотовой О. Н.,...
Рабочая программа по элективному курсу iconОткрытое занятие по элективному курсу по алгебре для 9 классов «Функции и их графики»
УЧ. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас очередное занятие элективного курса: «Функции и их графики». Китайская пословица гласит
Рабочая программа по элективному курсу iconПояснительная записка к элективному курсу «Технология написания сжатого изложения»
Обучение написанию изложения – одна из актуальных проблем современного образования, и навык написания изложения необходим каждому...
Рабочая программа по элективному курсу iconРабочая программа повышения квалификации по курсу
Рабочая программа разработана и обсуждена на заседании кафедры теории и методологии образования
Рабочая программа по элективному курсу iconРабочая программа дополнительного обучения обучающихся кадетских классов на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа дополнительного обучения по курсу «Общевоенная подготовка» для 8 кадетского класса составлена на основе авторской...
Рабочая программа по элективному курсу iconРабочая программа По курсу «Психопатология» Для студентов, обучающихся по специальности
Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница