Программа кукольного кружка «Рукавичка»




Скачать 27,28 Kb.
НазваниеПрограмма кукольного кружка «Рукавичка»
Дата03.02.2016
Размер27,28 Kb.
ТипПрограмма
Отдел образования Буинского района и г. Буинска

Центр внешкольной работы


Программа

кукольного кружка


«Рукавичка»


Возраст детей: 8-11 лет.

Срок реализации: 3 года обучения.


Автор программы:

учитель нач.классов

средней школы №5

г. Буинска ПДО

Садыкова Фарида

Вагизовна.


г. Буинск


Пояснительная записка.

Детство – прекрасная пора в жизни человека. Именно в детстве хочется играть игрушками. Мальчики играют в машинки, девочки играют в куклы. В игре они реализуют себя, мечтают, видят себя в будущей жизни. Часто в играх детей кукла представляется им не столько игрушкой, сколько живым существом, с которым можно разговаривать, делиться своими секретами. И порой кукла является самым любимым и близким существом не только для девочек, но и для мальчиков. А как интересно, если вдруг эта кукла оживёт в твоих руках и заговорит твоим голосом, и сможет удивить твоих друзей и взрослых. Именно это чудо перевоплащения и натолкнуло на идею создания кукольного кружка “Рукавичка”.

Почти все дети хотят привлечь внимание окружающих к себе. Но многие из них, не владея сценической речью, или комплексуясь своей внешности, либо по другим причинам стесняются этого всеобщего внимания. Но ведь так хочется, чтобы тебя заметили, чтобы тебе аплодировали и восхищались тобою. Раскрыть себя, не бояться общения с другими людьми, сверстниками и взрослыми, быть уверенным в себе. Эти проблему и хочется решить, создавая кукольный кружок.

Ты – в образе куклы. Сказки ты знаешь с детства. Сам скрыт ширмой. Твоя душа теперь не в тебе, а в твоей кукле. И игра, и работа, и признание! Всё вместе. Это настолько увлекает детей, что они забывают о своих личных проблемах, недостатках и включаются в бурную деятельность, смело общаются друг с другом, находят друзеё, а главное находят себя.

Цель программы: содействовать развитию личности ребёнка, его творческих способностей, трудолюбия, терпения, коммуникативности.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес к кукольному театру, научить управлять куклами;

  • развивать творческое мышление, речь, интерес к чтению;

  • создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, взаимоуважения;

  • формировать общественную активность;

  • воспитывать аккуратность, опрятность, умение ценить красоту;

  • формировать здоровый образ жизни.

Выполнение программы расчитано на 3 года обучения. Оптимальное количество детей в группе – 15 человек. Возраст воспитанников в группе 8 – 11 лет. Младший школьный возраст, когда дети очень хорошо помнят


игрушки, любят в них играть, за них говорить и выпорлнять характерные действия. Не боятся эксперементировать своим голосом: пищать, визжать, смело имитировать голоса животных, сказочных героев.

Для начального этапа освоения программы необходимо, чтобы дети знали содержание и главных героев популярных русских народных сказок, умели читать. Любили играть в куклы, бережно к ним относиться. Владеть элементарными навыками работы ножницами, бумагой, шитьём.

Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. Развивать навыки работы с куклами на основе популярных русских сказок “Колобок”, “Теремок”, “Репка”. В дальнейшем, усложняя репертуар, отрабатывать навыки работы с куклой, над постановкой голоса, дикцией.

В ходе реализации программы используются игровые методы, методы показа, художественного выразительного чтения. На занятиях дети обучаются изготовлению кукол, поделок из папье маше, картона, изготовлению декораций к пьесам. Для развития творчества, наблюдательности предлагаются задания вида: составь пьесу, придумай куклу, подбери платье.

При создании программы учитывался тот факт, что кукольный театр – это многообразие видов деятельности. Это и выразительное чтение, и работа с куклой, и оформление пьесы. На занятиях кружка учащиеся в одном направлении: развивают сценическую речь, идёт работа над постановкой голоса, дикцией, произношением. В другом направлении – учащиеся занимаются изготовлением кукол и обыгрывание их. И третье направление: оформление пьесы – создание декораций и музыкального оформления. Вся работа идёт параллельно, поэтому в группе имеются староста, реквизитор, звукооператор и дежурный. Должности определяются исходя из индивидуальных способностей воспитанников.

Эксскурсии в зоопарк, в цирк, походы в лес дают возможность детям наблюдать за повадками животных, услышать их звуки, применяя эти знания в своей работе с куклами.

Особое место в работе кружка занимают выступления с пьесами перед зрителями. Это своеобразный стимул для занятия в кружке, это возможность проявить себя, показать свои творческие достижения. А так же участие в различных конкурсах театральных колективов и творческих отчётов.


Прогнозируемые результаты. По итогам обучения по программе воспитанники будут владеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • историю появления кукольных театров;

  • виды кукол;

  • технику работы с разными видами кукол;

  • технику работы с пальчиковыми куклами;

  • основные этапы работы чтеца над пьесой;

  • исполнять упражнения на развитие диапазона голоса;

  • выразительно и эмоционально передавать характер героя;

  • самостоятельно работать над ролью;

  • изготовлять пальчиковые куклы и различных материалов;

  • подбирать музыкальное оформление к пьесе;

  • создавать декорации к пьесе;

  • свободно и раскрепощённо вести себя перед зрителями.

Свои знания по профилю объединения воспитанники смогут продолжить расширять в театральных студиях, в районном драмматическом театре, специальных учебных заведениях.

На занятиях кукольного кружка воспитанники могут проявить себя, выразить своё внутреннее состояние как гиперподвижные дети, так и тихие, незаметные, в силу того, что сами артисты скрыты ширмой. Благодаря работе с куклами происходит плавный переход игровой деятельности в учебную и трудовую деятельность учащихся, что способствует развитию чувства ответственности, серьёзному отношению к своей работе.

В школе выступлениями кружка решаются проблемы преемственности между ДОУ и школой, в доступной для учащихся форме раскрываются понятия толерантности, добра, взаимоуважения и др.

За период первого года обучения участниками кружка были поставлены следующие пьесы: “Новогодние приключения Колобка”, “Про медвежонка Моню”; русские народные сказки: “Репка”,”Теремок”. Ребята выступали в ДОУ “Алтынчач”, на родительских собраниях, перед учащимися начальных классов средней школы №5. Также приняли участие на районном фольклорном отборочном конкурсе, проходившем в Досуговом Центре. Отрывок из пьесы “Новоголние приключения Колобка” был включён в выступление на конкурсе “Учитель года – 2003”.

Для реализации программы необходимы набор перчаточных кукол, которые можно приобрести, но и можно изготовить самим по мере надобности; ширма; магнитофон; аудиокассеты со звуковыми записями шума моря, леса и др.; микрофон; необходимый материал для изготовления кукол и декораций.


Краткие сведения о коллективе:

- статус: комплексный;

- сотав группы: постоянный;

  • в кружок набраны дети из одного класса;

  • форма занятий: групповая;

  • срок реализации: на 3 года обучения;

  • количество обучающихся: 15 человек;

  • возраст учащихся: 8-11 лет;

  • количество занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, всего за

год 144 часа;


Краткая характеристика участников образовательного процесса в учреждении: в кружке занимается 15 учащихся одного класса средней школы №5 города Буинска.

Должностные обязанности воспитанников:

  • староста является основным помощником педагога, следит за порядком, посещаемостью и др.;

  • дежурный следит за чистотой помещения;

  • реквизитор отвечает за сохранность кукол и декораций;

  • звукооператор отвечает за своевременное музыкальное оформление спектакля.



Тематический план на первый год обучения



№ п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

всего

теор.

прак.




1.

Вводное занятие.











2.

История появления кукольных театров











3.

Виды кукол, техника работы с куклами (общий обзор).

10ч








4.

Изготовление пальчиковых кукол к пьесам, сказкам.

24ч



20ч




5.


Техника работы с куклами.

30ч

10ч

20ч





6.

Работа над постановкой голоса, дикции, произношения.

30ч

10ч

20ч




7.

Постановка пьес и сказок.

20ч



12ч




8.

Репетиционная работа.

10ч








9.

Выступления.











10.

Итоговое занятие.




















46ч

98ч







Итого:

144 часа




Содержание


Вводное занятие: Понятие кукольный театр. Основные требования к учащимся. Техника безопасности на занятиях. Виды театров. Кукловод.Беседа.

История появления кукольных театров: Зарождение театра. Ярмарочные петрушки. Назначение игрушки, куклы. Значение куклы в разных странах. Классификация кукол: тряпичные, резиновые, пластмассовые и др. Беседа. Показ кукол. Просмотр картин.

Виды кукол, техника работы с куклами: Знакомство с “пальчиковыми” куклами. Движение руки. Назначение каждого пальца. Марионетки. Ниточное управление куклами. Понятие “крестовина”. Теневой театр. Волшебный фонарь. Куклы для теневого театра. Особенности их движений. Куклы-великаны. Управление кукол-великанов с использованием рук и ног кукловода. Люди-куклы. Компьютерное управление людьми-куклами.Беседа. Показательные занятия. Просмотр кукольного спектакля.

Изготовлени пальчиковых кукол к пьесам и сказкам: Движущиеся куклы из картона. Техника безопасности работы с колющими и режущими предметами.Практические занятия.

Изготовление декораций и фона: Беседа о различных видах декораций. Изготовление травы, деревьев, кустов. Подбор музыкального фона к пьесам.Практические занятия.

Отработка техники работы с куклами: Работа кистью руки. Работа над движением за ширмой. Упражнения в движении руки. Упражнения в передаче характера героя в движении.

Работа над постановкой голоса, дикции, произношения: Упражнение на правильность произношения слов, звуков. Упражнения на интонацию. Упражнения на мелодичность. Упражнения на установку дикции.

Постановка пьес и сказок: “Репка”. “Новогодние приключения Колобка”. “Про медвежонка Моню”. “Рукавичка”.


Тематический план на второй год обучения



№ п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

всего

теор.


прак.




1.

Вводное занятие.











2.

Изготовление пальчиковых кукол к пьесам, сказкам.

30ч



24ч




3.

Изготовление декораций к спектаклям.










4.


Отработка техники работы с куклами.

32ч

10ч

22ч





5.

Работа над постановкой голса, дикции, произношения.

32ч

10ч

22ч




6.

Постановка пьес и сказок.

20ч



12ч




7.

Репетиционная работа.

12ч



10ч




8.

Выступления.











9.

Итоговое занятие.




















42ч

102ч







Итого:

144 часа




Содержание


Вводное занятие: Театр как вид искусства. Особенности кукольного театра Беседа.

Изготовление пальчиковых кукол к пьесам, сказкам. Выбор персонажа. Выкройки. Техника выполнения выкройки. Классификация тканей. Виды швов. Соединение деталей. Отделка куклы. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.Просмотр видио фильма. Практические занятия.

Изготовление декораций к спектаклям: Подбор декораций к спектаклю. Виды бумаги. Использование вторичного материала в изготовлении декораций. Соединение деталей декорации. Техника безопасности . Практические занятия.

Отработка техники работы с куклами: Понятие “эмоции”, “характер”, “темперамент”. Сценический образ. Роль индивидуальности актёра и куклы. Воспитание качеств, необходимых для правдивого действия на сцене. Работа актёра над ролью. Искусство переживания. Беседа. Практические занятия.

Работа над постановкой голоса, дикции, произношения: Техника сценической речи. Речевой аппарат человека. Гигиена речевого аппарата. Два отдела речевого аппарата. Дыхание. Три системы дыхания. Роль дыхания. Упражнения на развитие и постановку дыхания. Голос. Голосообразование. Постановка речевого голоса. Артикуляция. Роль слуха в формировании речевого голоса. Дикция. Гласные и их роль в звучании слова. Артикуляция и характеристика гласных. Согласные звуки. Классификация согласных. Значение их для формирования слова. Произношение. Упражнения со скороговорками. Игры.

Постановка пьес и сказок: Маршак С.Я. “Кошкин дом”. “Сказка о глупом мышонке”. “Теремок”. Музыкальная пьеса.

Репетиционная работа: Групповые игры. Упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Создание сценического образа. Изучение роли. Место роли в будущем спектакле. Характеристика героя. Развивающая игра “Мой персонаж”. Речевые особенности героя. Просмотр кинофрагментов и анализ поступков героя. Упражнения “кукла идущая”, “кукла плачущая”, “кукла смеющаяся”.


Тематический план на третий год обучения



№ п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

всего

теор.

прак.




1.

Вводное занятие.











2.

Изготовление пальчиковых кукол к пьесам, сказкам.

30ч



24ч




3.

Изготовление декораций к спектаклям.










4.


Отработка техники работы с куклами.

32ч

10ч

22ч





5.

Работа над постановкой голоса, дикции, произношения.

32ч

10ч

22ч




6.

Постановка пьес и сказок.

22ч



14ч




7.

Репетиционная работа.

10ч








8.

Выступления.











9.

Итоговое занятие.




















42ч

102ч







Итого:

144 часа




Содержание


Вводное занятие: Античный театр. Средневековый театр. Театр в эпоху возрождения. Известные драматурги тех времён и их пьесы.Беседа.

Изготовление кукол: Папье-маше. Техника изготовления папье-маше. Выбор куклы. Изготовление балванки куклы из пластилина. Техника приготовления клейстера. Обклеивание балванки. Грунтовка. Оформление куклы. Виды одежды. Национальная одежда. Пошив одежды для кукол. Практические занятия.

Отработка техники работы с куклами: Воображение. Виды воображения. Особенности сценического воображения. Упражнения на сюжетные саморазвивающиеся представления. Этюды на память физических действий с куклами. Упражнение на распределение мышечной энергии, на нагрузку и расслабление мышц. Упражнение на тонизацию мышц. Контрастное напряжение и расслабление. Игры.

Работа над постановкой голоса, дикции, произношения: Методика и практика по дыханию и голосу. Осанка. Свобода мышц. Упражнения для выработки правильного полного вдоха, фонационного выдоха. Речевой тренинг голоса. Воспитани умения слушать и слышать себя. Дозировка нагрузок. Певческий голос. Упражнение на чередование распевной и речевой строки. Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на правильное произношение звуков. Работа со словарём.

Постановка пьес и сказок: “Лягушка-обманщица”. “Три сестры”. “Как зайчик барсучка напугал”. П. Ершов “Конёк-Горбунок”. Музыкальная пьеса.

Репетиционная работа: Создание идейного замысла роли. Характеристика героя. Работа с вспомогательным материалом. Внешний облик героя. Актёрские этюды с использованием реквизита. Пьеса источник нужных сведений (реплики, высказывания, авторские ремарки). Фантазия в создании образа. Игры.


Используемая литература

Для педагога дополнительного образования:

  1. Н. Акимов. О театре. – М. – Л., 1962.

  2. С. Гипиус. Гимнастика чувств. – М. – Л., 1989

  3. Г. Волчек. Актёр и современный театр. – М. 1989

  4. М. Книбель. О действенном анализе пьесы и роли. – М. 1962

  5. М. Книбель. Поэзия педагогики. – М. ВТО 1975

  6. В. Петрусинский. Игры: обучение, тренинг, досуг. – М. 1995

  7. Р.И.Аванесов. Русское литературное произношение. – М. Просвещение 1982

  8. Е.М.Егоров. Гигиена голоса и его физиологические основы – М. 1962

  9. Т.И.Запорожец. Логика сценической речи. – М. Просвещение 1984

  10. С.Н.Ожегов. Словарь русского языка.

  11. З.Савкова. Как сделать голос сценическим. – М. ВТО 1970

  12. Т.Н.Кудашева. Руки актёра. – М. Просвещение 1980

  13. В.О.Топорков. О технике актёра. – М. 1985

  14. Ю.Мочалов. Композиция сценического пространства. – М. Просвещение, 1981

  15. Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л. Лениздат 1992

  16. Т.Е.Конникова. Творческая игра в воспитательной работе школы: воспитание самостоятельности и активности учащихся. – Л. 1966

  17. А.Н.Лутошкин. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М. Педагогика 1988

  18. Г.П.Черных. Педагогическая технология массового праздника. – М. Молодая гвардия 1990

  19. Д.Б. Эльконин. Психология игры. М. Педагогика 1999

  20. Журналы “Затейники”

  21. Журналы “Начальная школа”, “Педсовет”.

22. Журналы “Воспитание школьников”

  1. К.Лубковска “ Сделаем это сами”

  2. Журналы “Работница”

  3. В.Шик.Альбом самоделок “Подарки”



Для учащихся и родителей: Русские народные сказки, периодические детские журналы: “Миша”,”Весёлые картинки”,”Мурзилка”, “Колобок”,”Трамвай”; “Я вхожу в мир искусств”, “Библиотечка для педагогов, родителей и детей”/ Приложение к журналу “Внешкольник”;

“Татарские народные сказки”, произведения С.Я. Маршака: “Кошкин дом”,”Теремок”, “Двенадцать месяцев”,”Сказки народов мира”.

Похожие:

Программа кукольного кружка «Рукавичка» icon«Мир кукольного театра» как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий
По образовательной программе дополнительного образования «Мир кукольного театра» в текущем учебном году мы сотрудничаем с Куединской...
Программа кукольного кружка «Рукавичка» iconПрограмма кружка «Школьный пресс-центр» Подготовили: Руководители кружка: учитель иностранного языка, В. А. Буркатская
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации....
Программа кукольного кружка «Рукавичка» iconПрограмма школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
России личностно-ориентированной модели образования, о возвращении к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Одной...
Программа кукольного кружка «Рукавичка» iconПояснительная записка. Актуальность кружка
Актуальность кружка: Природный материал-кладовая для развития детского творчества. Дошкольников необходимо учить использовать его...
Программа кукольного кружка «Рукавичка» iconПрограмма кружка «Мы исследователи»
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы...
Программа кукольного кружка «Рукавичка» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
Программа кружка по краеведению «Калужский край» рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю, для учащихся 8-11 классов
Программа кукольного кружка «Рукавичка» iconПрограмма драматического кружка «За афишей»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Жердевская средняя общеобразовательная школа №2
Программа кукольного кружка «Рукавичка» iconОбразовательная программа курса «Вспомогательные Исторические Дисциплины» для занятий кружка на базе средней школы

Программа кукольного кружка «Рукавичка» iconРабочая программа кружка «Детско-родительские отношения»
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Программа кукольного кружка «Рукавичка» iconПрограмма кружка «Ориландия»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница