Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани




Скачать 10,04 Kb.
НазваниеИз опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани
Дата03.02.2016
Размер10,04 Kb.
ТипДокументы
Из опыта работы

Рожковой Ирины Николаевны,

учителя начальных классов

первой квалификационной категории,

гимназии №75 города Казани

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, от того на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся.

Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Урок: русский язык

Класс: 2

Тема: Закрепление. Упражнение в написании корня слова.

Птицы – наши друзья.

Цель:

1. Закрепить понятие «орфограмма», умение детей практически пользоваться орфографическими правилами

2. Развивать умение устанавливать в деформированном тексте предложения по смыслу, развивать орфографическую зоркость

3. Воспитывать в детях любовь к родной природе через изучение русского языка

Ход урока

  1. Психологический настрой

-Учитель предлагает детям сюжетную картину на тему «Игра по правилам».

Вопросы для обсуждения:

  • Кто из героев играет по правилам, а кто нарушает?

  • Нужно уважать того, с кем играешь? и т. д.

  1. Постановка темы и задачи урока

- На уроке русского языка мы тоже используем правила. Как они называются? (орфографическое правило).

- Сегодня мы с вами вспомним и закрепим изученные орфографические правила. Нам будут помогать схемы-модели.

- Дети анализируют схемы, называя «орфограмму», «орфографическое правило» и стих – помощник. Например:

  • «Проверяемая безударная гласная в корне слова»

«Если гласный звук вызвал у тебя сомнение,

Ты его немедленно поставь под ударение!»

  • «Звонкие и глухие согласные в конце слова»

«Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!»

  • «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»

«Если слово тебе трудно записать,

Нужно его в словаре отыскать»

  • «Правописание сочетаний ЧК – ЧН»

«ЧК – ЧН живут дружно,

Мягкий знак им не нужен!»

  • «Правописание сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ»

«Знаем твердо ЧА,ЩА пиши с буквой А!

Знаем твердо ЧУ,ЩУ пиши с буквой У!

Знаем твердо ЖИ,ШИ пиши с буквой И!»

  • «Разделительный мягкий знак»




  1. Словарная работа

На доске: с…л…вей, с…рока, в…рона, в…р…бей

Задание:

  • вставьте пропущенную букву; назовите орфограмму (непроверяемая безударная гласная - «словарные» слова)

  • запишите слова в тетрадь; подчеркните вставленные буквы

  • из данных слов составьте другие слова (соло, сорок, рок, вор, он, бей, лов, сор)

  • вспомните для этих слов обобщающее слово (птицы)

4. Минутка чистописания

- На какой звук начинается слово «птица»? [п]

- Что вы можете сказать об этом звуке? (согласный, глухой, парный, может быть твердым или мягким)

- Какой буквой обозначается на письме этот звук?

- Вспомним запись букв и сочетание: П п пе пел пет

- Вспомните названия птиц, которые имеют сочетания «пел» и «пет» (пеликан, петух)

- Запишите названия этих птиц; разделите данные слова на слоги; определите ударение.

5. Закрепление. Орфограмма «Проверяемая безударная гласная»

- Сейчас мы с вами послушаем песню, в которой главный герой пытается ответить на вопрос «Кто такие птички?». Ваша задача запомнить те признаки о птицах, которые он перечисляет? (летают, поют, гнезда вьют, несут яички)

Вариант: учитель может прочитать стихотворение или записать текст на доске.

Текст песни: «Надо узнать, что я за птица?

Помню, помню, птицами считают

Только тех, которые летают…

Знаю, знаю, птичек узнают,

Потому что птички песенки поют

Птички песенки поют

И даже гнезда вьют…

Кто же такие птички?

Те, которые несут яички.

Если ты знаешь, что ты за птица?

Это тебе всегда пригодится!»

На доске: л…тают - анализ орфограммы «Проверяемая безударная

п…ют- гласная»

гн…здо - слова для справки: нёс, несушка, гнёзда, гнездовой,

н…сут - пою, пой, летание, полёт

Образец записи в тетради: летают, летание – полёт

поют, пою – пой и т. д.

- Значит, птицы это те животные, которые летают, поют, строят гнезда, несут яички?

- Я хотела бы с вами поспорить, но сначала проведем «орфографическую и орфоэпическую минутку».


6. Орфографическая и орфоэпическая минутка

- Учитель раздает каждому ребенку карточку со словами:

1.Страус (овый)

Голова (ушка)

Песок (чный)

2.Кузнечик (овый)

Нога (жка)

Ухо (шной)

3.Мышь (онок, шата)

4.Крокодил (овы)

Слеза (ливый)

Задание:

  • прочитать слова, изменяя окончания, четко проговаривая (можно хором)

  • найти орфограмму

  • установить связь слов между собой. Например: Страус не прячет голову в песок. Ухо у кузнечика находится на ноге. Фразеологизм «крокодиловы слезы» - о лицемерном раскаянии.

Страус – птица, а не летает;

Кузнечик – «поет», а не птица;

Мышь-полевка – вьет гнезда;

Крокодил откладывает яйца;

7. Закрепление. Орфограмма «Разделительный мягкий знак»

- Обратите внимание на слова: страус, кузнечик, мышь, крокодил. Итак: теперь обещанный спор…

- Вывод: Птицы - это животные, которые покрыты пер…ями. (на доске)

- Назовите орфограмму и орфографическое правило.

8. Физминутка.

Дети показывают характерные повадки таких птиц как «цапля, павлин, воробей, страус».

9. Восстановление деформированного текста «Мальчик и снегирь».

- Ребята, а теперь послушайте описание птицы и попытайтесь вспомнить её название:

Родина этих птиц – северные таежные леса.

В суровую зиму они прилетают к нам на зимовку.

На голове у этой птицы черная шапочка, а грудка – ярко-красная.

(снегирь)

- Полную информацию об этой птице вы сможете узнать из рефератов детей. Я, например, узнала, что снегиря называют русским попугаем. Но меня затронула одна история, послушайте: «Поймал Серёжа снегиря и посадил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу».

- Как вы думаете, что произошло дальше? (ответы детей)

- Что произошло дальше, вы узнаете, если восстановите текст «Мальчик и снегирь».


(у детей карточка с деформированным текстом)

Поймал Сережа снегиря и посадил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу…


Полетел снегирь к окошку и ударился о стекло. Птичка вылетела. Снегирь тяжело дышал. Поднял Сережа птичку. Сережа перестал ловить птиц. Скоро он умер.


- Дети восстанавливают текст, анализируют, переписывают и доказывают орфограммы.

10. Итог урока.

- Чему вы сегодня научились?

- Что интересного вы сможете рассказать своим друзьям?

Похожие:

Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани iconСамоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М. Г

Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани iconРабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы
Программу составили учителя начальных классов I квалификационной категории Илюшкина И. Н
Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани iconМоего опыта работы
Из опыта работы учителя начальных классов Трутановой И. А. по теме «Развитие произвольности внимания и памяти младших школьников...
Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани iconПрограмма математического кружка: «Икс плюс игрек»
Автор – составитель: Капитонова Елена Александровна – учитель начальных классов первой квалификационной категории моу г. Кургана...
Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани iconРабочая программа для 4 в класса учителя начальных классов, I квалификационной категории Васильевой Анны Викторовны мбоу «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа»
Сочетает традиционные наработки и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающего мышления
Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани iconРабочая программа педагога кузьминой Наталии Николаевны, учителя первой квалификационной категории, по музыке, 6 класс Принято на заседании Педагогического совета Протокол №6 от «31 мая 2012»
Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие...
Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани iconЛитература
Система взаимодействия учителя – логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок письменной речи учащихся...
Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани iconАттестационная работа учителя начальных классов гоусош №925 Скрылёвой Ирины Александровны
«Воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей. Формирование элементов экологической культуры»
Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани iconТема работы методического объединения
Пастухова Светлана Анатольевна – учитель высшей квалификационной категории, руководитель Районного методического объединения учителей...
Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани iconЭлективный курс по русскому языку для учащихся 8 классов
Составитель: Овчинникова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница