Конспект внеклассного мероприятия в форме экологического часа




Скачать 15,79 Kb.
НазваниеКонспект внеклассного мероприятия в форме экологического часа
Дата03.02.2016
Размер15,79 Kb.
ТипКонспект
Конспект внеклассного мероприятия в форме экологического часа:

«В гостиной у Байкала»

Цели занятия: - дать представление о Байкале его природном наследии, уникальности и красоте озера;

- изучить особенные характеристики озера Байкал;

- познакомить учащихся с поэзией о Байкале.

Задачи: - формирование бережного и хозяйственного отношения к данному чуду природы;

Форма занятия: семинарское занятие

Учебно – методический комплекс: мультимедиа, аудио, видео аппаратура, иллюстрации, рисунки детей, открытки, карта Бурятии, дополнительная литература.

Методика проведения занятия. Организационный момент: Педагог: Здравствуйте ребята! Садитесь. Прошу обратить ваше внимание на то, что сегодня у нас на занятии гости, это преподаватели нашей школы, которые познакомятся с нашей работой.

Итак, все внимание на меня. Сегодня у нас экологический час на тему: «В гостиной у Байкала», в процессе которого мы с вами осуществим уникальное путешествие по озеру Байкал. Вашему вниманию будет представлен материал на слайдах, мы просмотрим небольшие фрагменты видеофильма, будем работать с картой, рассмотрим открытки. (На фоне музыки вступительное слово учителя).

Педагог: Бурятия богата озерами, реками и другими водоемами. Но самое уникальное озеро – это Байкал! В мире больше нет озер, которые бы пользовались такой славой. Недаром народы слагали о нем песни и сказания, давали ему необычные названия. Байкал! Как много в этом слове! Как же оно произошло (слайд № 1).

Байкал (в переводе с тюркоязычного) произошло от слова Бай – Куль – значит богатое.

Байкал (на монгольском языке означает) – богатый олень.

Ламу (эвенкийское) значит море.

Байгал Нуур (бурятское) – значит озеро Байкал.

И действительно это озеро можно назвать морем, так как оно самое – самое глубокое, оптимальная глубина – 1640м.

Образовано примерно 25 млн лет назад.

Площадь воды составляет – 23 тыс. км3 или 20% запасов пресной воды на планете.

Площадь водного зеркала – 31, 5 тыс. км2 (это площадь таких стран как Дания, Нидерланды или Бельгия).

Длина 1636 км, средняя ширина озера составляет 40 км (максимальная 79,5 км).

Как же образовалось такое уникальное озеро? (слайд № 3).

Существует такая легенда. Давно это было. Упал на землю огромный камень около Саян. Пока он падал, раскололся и пошел на землю проливной

дождь. В воронку на горячий камень потекла вода. Земля, камень и вода все вскипело, начал таять снег и лед. Воды стало так много, что она попала в щель, которую образовал камень. Так образовалось озеро Байкал.

А как ученые объясняют образование озера? Это загадка природы и чтобы разгадать ее давайте же отправимся в путешествие по Байкалу. (педагог обращает внимание на схему физико – географического положения озера и карту Бурятии:

Озеро Байкал расположено в - северно – восточном полушарии, часть света – Азия;

- материк Евразия, в центре Азии Восточной Сибири;

- в горах: окружают озеро Байкал хребты: Яблоневый, Черский, Становой;

- высота над уровнем моря 500 – 700м;

- происхождение тектоническое, это разлом, прогиб в земной коре, расположенный между 56* 46 и 46*20.

В каменную чашу Байкала можно было бы влить 23 Аральских моря, а чтобы заполнить ее всем рекам мира пришлось бы трудиться 230 дней. Корни Байкальской впадины уходят на 50- 60 см в глубь мантии земли. Под впадиной идет сильный разогрев недр, причина которого неясна. Ученые установили, что берега Байкала удаляются друг от друга со скоростью 2 см в год. Причиной является растяжение земной коры. Для этой зоны характерны землетрясения. Легенда гласит о том, что в 1862 году после 10 бального землетрясения в северной части дельты реки Селенги образовался залив (провал) и часть Цаганурской степи ушла под воду на глубину 300м. Местные жители рассказывают о том, что сейчас можно видеть под толщей воды церковь, избы. Погибли тогда люди и животные.

Климат на Байкале – континентальный и резко – континентальный, поэтому среднегодовая температура воды +4*, на глубине 230- 250м +3*, а летом прогревается только до +16* +17*. Нагревается вода медленно, но и замерзает медленно к концу декабря. Вода в озере мягкая, особо чистая, слабо минерализованная, особо прозрачная.

Наше путешествие переходит в путешествие, по береговой линий озера. Прошу обратить внимание на карту Бурятии. Как много можно узнать, путешествуя по ней! На берегах озера есть заповедные зоны: Баргузинский и Байкальский заповедники. Кто желает рассказать о Байкальском заповеднике?

Ученик 1: Байкальский заповедник самый старый в Бурятии заповедник, который был образован в 1916 году царским правительством Николая 2 по охране баргузинского соболя. Животный мир здесь разнообразен и богат – 39 видов млекопитающих, 4 вида рептилий, 220 видов птиц, 30 видов рыб.

Педагог: Правильно, Баргузинский заповедник – это первое научно – исследовательское учреждение на Байкале, благодаря которому проводятся различные исследования, эксперименты и т.д.

Байкал считается бесценной сокровищницей генетического богатства Земли,

он является памятником природы, участком мирового наследия. Вокруг Байкала расположены: 3 национальных государственных природных заповедника (Прибайкальский, Забайкальский, Тункинский, образованные в 1991 году).

- 5 заповедников (Баргузинский биосферный, Байкальский биосферный, Джергинский – 1992г, а с Иркутской стороны – Сохондинский и Байкало – Ленский – 1986г).

- 24 заказника в Республике Бурятия (Фролихонский – расположенный в Северобайкальском районе, Алтачевский - Ворганский – расположенный в Джидинском районе и др.).

- многочисленные памятники природы.

Педагог: Прошу обратить ваше внимание на экран. Удивительна Байкальская тайга, когда расцветает рододендрон даурский. Это кустарник полностью покрывает мыс Шаманский, который является памятником природы. В переводе на русский язык «рододендрон» означает «красное деревце». Он родственник азалии, занесен в Красную книгу. Ему посвящены многие стихотворения:

Ученик 2: Зардел багульник – властно, уютно, восторженно!

И неспроста: он так цветет, что право слово,

С космического корабля, не голубою, а лиловой.

Глазам откроется Земля!

На склонах гор, что высятся над нами,

Где утром отдыхали облака.

Бушует фиолетовое пламя,

Багульника даурского цветка.

Еще березы не раскрыли почки,

Еще бушует в темной чаше снег.

А он весь в пламени!

Его цветочки по – детски улыбаются весне.

Педагог: Наш земляк, геолог, ученый, поэт Д.И. Царев в своей книге «Костер» посвятил этому кустарнику стихотворение «Ветка багульника»:

Ученик 3: «Ветка багульника розовым цветом

Сердце встревожила, в юность зовет!

Не седина и прожитые годы

Мне запрещают обратный полет!

Педагог: Кроме мыса Шаманского на Байкале, который находится между Култуком и Слюдянкой, и напоминает спящего зверя, свернувшегося в клубок, есть еще один мыс на острове Ольхон, который раньше так и назывался Шаманским или Пещерным. Сейчас это мыс Бурхан. Двумя

высокими каменистыми гребнями он далеко вдается в воды Байкала. По легенде, в пещере этого мыса когда – то жил владыка этих мест Бурхан. Мыс привлекает туристов своей красотой и загадочностью. Всего на Байкале 174 мыса. Кто желает ребята рассказать нам о мысах.

Ученик 4: Интересен и мыс Хобой – это северная оконечность острова Ольхон. Он круто обрывается скалами в холодные байкальские воды. «Хобой» значит «клык». Перед возглавием мыса круто вздымается к небу высокая, клыкастая скала. С юга очертания этой скалы напоминает величественную женскую фигуру, это популярная в Прибайкалье скала Дева – один из неповторимых памятников байкальской природы. Не менее красива скала на острове Урунгой, что у берега Ольхона, она напоминает крылья лебедя.

Ученик 5: Мыс Онкогонский напоминает дикого кабана, пришедшего на водопой. Он на полуострове Святой Нос. За ним есть бухта, где даже в сильный шторм тихо. За бухтой мыс Турали. Педагог: Между этими мысами чудный пляж с дюной поющих песков. Пески поют не всегда. С обеих сторон их теснят россыпи валунов. Звук, создается от перекатывающихся песчинок. Длина пляжа 200 метров, ширина 80 метров. Задний борт дюны зарос кедровым стлаником, болотным багульником, брусникой, рододендроном, хвощем, ковриками толокнянки. Около источника много змей, местные жители им поклоняются, змеи не будут вас трогать, если вести себя осторожно. Пожалуйста, кто еще расскажет о мысах.

Ученик 6: За турами расположен мыс Хаман – Кит (похож на саламандру). Они как два разных чудовища охраняют вход в бухточки. Берег между ними образует выступ со скалами – колокольнями. Мыс этот обрывается отвесной скалой, сам же весь топорщится, бугрится роговой чешуей непреступных и острых скал. Педагог: Со стороны Иркутска есть мыс Сытый, рядом с ним скала «Два брата», а перед Листвянкой мыс Листвиничный, а между ними отвесные скалы – громада Скриптера. Каждый Байкальский мыс – это дивный и неожиданный мир. Они похожи то на крокодила, то на голову дельфина, то на клюв пеликана. О них можно написать уникальную книгу. Наше путешествие продолжается, и сейчас мы с вами поговорим о разновидности байкальских ветров. Кто желает рассказать о ветрах?

Ученик 7: Самый известный ветер – баргузин! Вырываясь из Баргузинской долины, он поднимает на Байкале огромные белые волны. Дует, в юго – западном направлении, наискосок к острову Ольхон. Это могучий ветер! Дует мощно, ровно и широко, но не так долго и не так сильно. Ночью образуется береговой бриз, и его часто называют полуночником.

Педагог: О ветре баргузин сложена песня: «Эй, Баргузин, пошевеливай вал», в честь его названа гостиница «Баргузин» в Улан – Удэ.

Ученик 8: Вторым известным ветром является Сарма, что означает «горный ветер». Это самый страшный на Байкале ветер – ужасающий, штормовой, невероятной силы! Его порывы достигают 40 км/час, т.е. скорости урагана. Он срывает крыши. Из – за своей внезапности и яростной силы, снискал себе печальную славу.

Педагог: Разновидностью Сармы является ветер Харанханха. Николай Иванович Ладейщиков, лучший знаток байкальских туманов и ветров писал: «Утро. Поверхность воды зеркальная. Небосклон чист, воздух струиться. Солнце взошло высоко. Еще минута и масса странных облаков срывает в пучину озера и взлетает кверху ураганом водной пыли. Миг и стена черной, как тушь, лохматой воды с кружевной строчкой искрящихся брызг с молниеносной быстротой летит к восточному берегу. Все засвистело, загудело. К свисту присоединились стуки, как оружейная дробь, всплески. Ветер швыряет в воду камни с утесов и уносит рыбачьи баркасы».

Самый продолжительный ветер на Байкале верховик. Он дует с севера от речи Верхняя Ангара. Это сухой ветер, дует в ясную, солнечную погоду.

Педагог: Наше путешествие продолжается, седой Байкал славен еще и островами. Кто из нас с вами не слышал об острове Ольхон, который считается памятником природы. Может ребята кто – нибудь из вас расскажет нам об этом острове.

Ученик 9: Ольхон от западного берега отделен проливом Ольхоньи ворота и Малым морем, длина острова 71 км, ширина – 12 км. По – бурятски «ольхон» означает «сухой». И действительно, над островом выпадает мало осадков. Большая часть его свободна от леса, и покрыта степной растительностью. На острове есть величайшая гора Ижимей, протяженность которой составляет 1300 метров. По легенде, у ее подножия был когда – то прикован цепью бессмертный медведь. На Ольхоне много пещер, они очень красивы, когда их вход обрамляется ледяными сосульками, которые сверкают на солнце всеми цветами радуги.

Педагог: Сегодня вы уже слышали ребята о том, что там удивительны мысы - Бурхан, Богатырь, Хобой, где уникальные скалы, такие как Дева, Клык. На острове есть ботанические памятники природы, восхищение вызывают реликтовый ельник, т.е. большая территория голубой ели, причем некоторые из них имеют настолько толстый ствол, что обхватить его можно только втроем. Ольхон входит в Байкало – Ленский государственный природный национальный парк. Пожалуйста, следующее сообщение.

Ученик 10: Особый интерес представляют Ушканьи острова. Это архипелаг, состоящий из 4 островов. Ученые предполагают, что это вершины подводного хребта и вскоре из – за его поднятия, четыре острова сольются в один. Большой Ушканий почти целиком сложен из белого мрамора. Там много пещер! В бухте Пещерка есть скала Слоник. Очень красиво и мраморное побережье с миридианками ручейников. На

нем, есть ковыльные и житняковые степи. Растет реликтовая ива высотой до 12 метров, береза шерстистая с черной корой. Высота Большого Ушканьего 211 метров, на нем большое количество муравейников, около 7 тысяч, когда – то его хотели назвать Муравейным.

Педагог: На этом острове очень много зайцев – беляков, которых в Сибири

называют ушканами, обитают лисица и полевки. На Малых Ушканьих –

расположено лежбище нерпы. Острова как природные комплексы очень ранимы. Они входят в Забайкальский государственный национальный парк, это заповедная зона. Наше путешествие продолжается, и я попрошу обратить ваше внимание на экран телевизора, сейчас мы с вами просмотрим небольшой фрагмент фильма: «Животный мир Байкала».

Педагог: Понравился ребята вам фильм? Я попрошу вас ответить на вопрос: Какие животные обитают на Байкале?

А как вы думаете, почему многие животные занесены в Красную книгу?

Правильно, потому что человек стал по – варварски относится к уникальному, природному наследию – озеру Байкал. Основными экологическими проблемами являются: нескончаемая череда лесных пожаров, несанкционированные, внеплановые рубки леса, мусорные свалки – это та часть хозяйственной деятельности человека, приносящая огромный вред не только озеру Байкал, но и флоре и обитающей фауне.

Педагог: Ребята сегодня мы совершили с вами уникальное путешествие по озеру Байкал. Но еще много нового и интересного можно рассказать о полуострове Святой Нос, Чивыркуйском перешейке, о заливе Провал. Я вас попрошу найти интересный материал о данных объектах и оформить рефераты. А наша гостиная дарит вам на прощание стихотворение: «Озеро» А. Вознесенский.

Ученик 11:

Я ночью проснулся. Мне кто- то сказал:

«Мертвое море – священный Байкал».

Я на себе почувствовал взор.

Будто я моря убийца и вор.

Плыл я на лодке краем Байкала.

Вечер просвечивал в полканала.

И неужели наука солгала

Над запрокинутым взором Байкала?

И неужели мы будем в истории –

«Эти, Байкал, загубили, которые?»

Надо вывешивать бюллетень, как себя чувствует омуль,

Чтоб заповедником стало озеро, чтоб его воды не целлюлозило.

Чтоб никто никогда не сказал: «Мертвое море – священный Байкал».

Слышу, не спит иркутянин во мгле.

Курит. И предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны.

Байкал – хрустальная печень страны!

Кто – то ответил из глубины: «Байкал – заповедная совесть страны!»

Педагог: В заключении мне хотелось бы сказать о том, что, каждый из нас побывав на Байкале, будет знать и помнить о том, как уникален, и в то же время хрупок мир Байкала. Благодарю за внимание.

Похожие:

Конспект внеклассного мероприятия в форме экологического часа iconКонспект внеклассного мероприятия вечера экологической поэзии
Цель мероприятия: Формирование экологической культуры и мышления уч-ся; умения выявлять экологические проблемы, оперируя конкретными...
Конспект внеклассного мероприятия в форме экологического часа iconПлан-конспект внеклассного мероприятия
Мбоу «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7», Сергиево- посадский район
Конспект внеклассного мероприятия в форме экологического часа iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия викторины по естественнонаучным дисциплинам «Своя игра»
Ользована преподавателями для организации внеклассного мероприятия. Вопросы, включенные в Викторину, позволяют достаточно полно отразить...
Конспект внеклассного мероприятия в форме экологического часа iconКонспект внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для 10-х классов моу сош №51
Цель: воспитание уважения к мамам, внимания, заботливости. Развитие творческих способностей детей
Конспект внеклассного мероприятия в форме экологического часа iconПлан-конспект внеклассного мероприятия
Образовательные: дать учащимся знания по истории Астрахани и нашего края на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях, во...
Конспект внеклассного мероприятия в форме экологического часа iconКонспект внеклассного воспитательного мероприятия
Обобщить знания о питательных веществах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах) и их роли для жизнедеятельности...
Конспект внеклассного мероприятия в форме экологического часа iconРазработка внеклассного мероприятия в рамках расширенного заседания Английского клуба для учащихся 8 11 классов
Разработка внеклассного мероприятия в рамках расширенного заседания Английского клуба
Конспект внеклассного мероприятия в форме экологического часа iconКонспект внеклассного мероприятия по математике в 6-х классах. Тема: «Положительные и отрицательные числа в театре Буратино»
«Рациональные числа и действия над ними». В программе вечера спектакль «Рациональные числа в театре Буратино», состоящий из 6 сцен....
Конспект внеклассного мероприятия в форме экологического часа iconФормирование экологического отношения к природе учащихся на уроках естествознания и в системе внеклассного образования
Сэтс/Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация
Конспект внеклассного мероприятия в форме экологического часа iconПодробный конспект образовательного мероприятия Организационная информация
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница