Роман-эссе В. Чивилихина «Память» иистория нашей страны




Скачать 27,49 Kb.
НазваниеРоман-эссе В. Чивилихина «Память» иистория нашей страны
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер27,49 Kb.
ТипУрок
  1   2
Урок№1-2

Тема урока: Роман-эссе В.Чивилихина «Память» и история нашей страны.


Цель урока: познакомить учащихся с творчеством автора.


Задачи:


Образовательные: формировать умение работать с книгой, доказывать свою мысль, строить гипотезы.

Развивающие: развивать умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.

Воспитательные: формировать гражданскую позицию.


Ход урока: Вступительное слово учителя.


Сегодня мы с вами поговорим об очень важном для нас, о том, что находит воплощение в скульптурах, музыке и песнях, рассказах и очерках. Мы поговорим с вами о том, что должно оставаться нетленным, ибо без этого нет движения вперёд, не может быть полновесной жизни… Мы поговорим… О чём? Посмотрите на кроссворд внимательно, попробуйте угадать тему нашего разговора, вернее угадать ключевое слово.

1

6

7

8

9

2

п

д

к

о

3

р

а

х

ч

4

л

м

я

щ

5

н

в

т

ь

1-ая буква – 12

2-ая буква -21

3-ая буква -28

4-ая буква -32

5-ая буква -40

5-ая буква -45

Угадали? Правильно, о памяти. Помните у Д.Балашова в «Отречении»: «И потому муравьиная ежечасная работа тех, кто творит и сохраняет память народа, кто не даёт угаснуть традициям веков, безмерна важна. Без неё умирают народы и в пыль обращаются мощные, некогда гордые громады государств».

Существует одно мудрое изречение: » Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни» и «крылья». Знания истории своей страны, любовь к ней – это «корни». Чтение художественной литературы делает человека «крылатым». Итак, отправляемся в «полёт»!


Кузбасс – великий край России!

И распростёрся он, могучий, величавый,

Зелёною тайгою и речкой тёмно – синей.

Хоть говорят, что край у нас суровый:

Мороз, метели, мало тёплых дней,

Я думаю, что край у нас хороший,

Что лучше края нет и нет его щедрей.

Как ласточка к гнезду, как парусник к причалу,

Так сердцем я тянусь в родимые края.

Порой мне кажется, что здесь берёт начало

Россия – родина великая моя!






Сибирь – особое место для Владимира Чивилихина. Это его заветная земля. Это его малая родина. Он писал: « Осенью птицы улетают на юг, в тёплые края, а меня почему – то тянет на восток, в Сибирь. Вначале я думал, что это обыкновенная ностальгия, тоска по родимым местам, однако друзья придумали для моей болезни другое название – «сибирка». Сибирь – это край, давший ему жизнь. Родился Владимир Алексеевич в 1928 году в городе Мариинске Кемеровской области. Здесь до сих пор сохранился бревенчатый домик в два окна на неширокую улицу, ставенки, резные наличники над окнами и меж ними – чашечки белых изоляторов, как птички… Дом номер семь по улице Льва Толстого. Но в большую жизнь шагнул с маленькой станции с поэтическим названием Тайга. Здесь прошло его трудное военное детство, здесь закладывались духовные истоки формирования его личности. Ответственность за семью, рано оставшуюся без кормильца ( отец писателя – Алексей Иванович, кондуктор поезда, талантливый мастер, рабочий, погиб, когда Владимиру было девять лет), ответственность за мать ( на руках Аграфёны Тихоновны, женщины неистощимой воли, великой нежности и большого мужества, оставалось пятеро детей), наконец, бремя военных лет, лёгшее на плечи каждой трудовой семьи, - всё обусловило раннее возмужание личности Владимира Чивилихина.

Писатель начинается с Родины.

Какую бы трудную или счастливую жизнь он не прожил, какие бы произведения ни создал, всё в нём: и его личная жизнь, и творчество, и успех, и неудача, признание современников и потомков или, напротив, забвение его трудов и даже его имени – всё связано с Родиной, с тем, насколько глубоко, преданно, самозабвенно служит он ей своим сердцем, призванием, талантом. Жизнь человеческая начинается с Родины и Родиной же, её строгой и взыскующей любовью увенчивается. Разговор о творчестве В.Чивилихина правомерно начать именно с этого чувства Родины, ярко окрасившего его книги. Точнее даже сказать – с предчувствия любви, которое позднее, развившись в глубокое патриотическое и гражданское убеждение художника, позволит ему спросить современника – в разговоре об отношении к родной природе, земле, Родине: любит ли она тебя?

Любовь к Родине… По – разному выражают писатели это чувство, каждый находит какие – то особенные слова, например, как Л. Володарский: «Огромная моя исповедальня, / Моя страна, я весь перед тобой, /Во все твои победы и страданья / И памятью врастаю и судьбой ». Вот и у В. Чивилихина любовь к Родине рождает высокое чувство ответственности не только за то, что происходит рядом, а и за беды и неурядицы всей нашей огромной планеты, за прошлое и будущее. Для В.Чивилихина патриотизм – это чувство, включающее в себя радение как за свою родную землю, так и за мирную и счастливую жизнь всех живущих на Земле:


Ведь нам грозит не та Любовью ли спасти

Троянская война, Наш мир и в этот раз?

Где гибли за любовь Но разве любят те,

Герои и поэты. Чьи речи бесноваты?

Эпоха НТР - Любимая, ты спишь.

Иные времена Но не смыкая глаз,

И если грянет залп, Хранят ночной покой

Всё канет в волнах Леты. Поэты и солдаты.

( Марат Акчурин)

Нельзя бороться за мир и счастье, не зная прошлого своей страны. Нужно извлечь урок и идти дальше уверенной поступью, может быть, отступаясь и падая, но вновь поднимаясь. Дело в том, что прошлое, настоящее и будущее неразделимо слиты в одно временное кольцо. «Прошедшее грозит грядущим» потому, что в прошлом слышны отголоски будущего. Прошлое – память, настоящее – жизнь, будущее – предчувствие.

В жизни каждого человека бывают моменты, когда история, заученная ещё в школе и спрятанная за сотнями фамилий, имён, дат, вдруг оживает , начинает переливаться всеми цветами радуги. Такое ощущение возникло у меня после прочтения «Памяти» В. Чивилихина. До этого я и не подозревала, что автор, посвящающий свои книги защите окружающей среды, решил написать об истории нашей страны. Признаюсь сразу, мною владело любопытство человека, желавшего узнать, а что же так заинтересовало писателя, почему он, как я потом узнала, потратил многие годы, чтобы написать эту книгу. Ответ на эти вопросы я нашла уже на первых страницах романа «Память». В.Чивилихин – писатель –борец, светло и мучительно болеющий за Россию, за её леса и воды, за саму нашу землю – кормилицу – главное наше богатство и бесценное наследие – и вот – русская история. Неужели и её нужно «спасать»? «Да! » - , отвечает писатель.

Вернёмся лет тридцать назад. В. Чивилихин выступает на V съезде комсомола. Уже тогда, говоря об актуальнейших темах советской литературы, писатель выделил тему историческую. «Особая тема – о прошлом нашего народа, о наших отцах и матерях, о попытках оскорбить и опошлить, обесценить самое дорогое для нас. Я заговорил об этом потому, что в некоторых произведениях литературы, и, к сожалению, не только в подоночных подпольных сочинениях, есть тенденции изображать русский, например, народ кротким, пассивным страстотерпцем, слабым, безвольным и тупым, не способным достичь высот культуры и в то же время национально эгоистичным, есть попытки унизить другие народы, населяющие нашу Родину… Освободившись от трёхвекового ига, мой так называемый «слабый» народ без помощи царей, князей и бояр трудной тропой землепроходцев всего за полвека прошёл величайший континент до Тихого океана и дальше, мой якобы «безвольный народ» имеет такие святые страницы истории, как декабризм и народничество…

Пришли в космос, первыми пришли!... А между тем герои иных повестей и кинофильмов даже такие слова, как «предок» или «патриот», произносят с какой-то омерзительной шутовской интонацией!»

Тридцать лет… А ведь сегодня происходит нечто подобное тому, о чём говорил тогда писатель. Посмотрите программы телевизионных передач! Чьи фильмы и о чём транслируются? Какие книги продаются с лотков? Детской литературы, нашей, русской, практически нет. Я как будто сегодня слышу гневный голос писателя – патриота. Нет, не случайно В.Чивилихин обратился к теме памяти. Мысль писателя ясна.

  Роман-эссе “Память”, объемом более 80 печатных листов, по существу, не имеет аналогов в литературе. Его главные герои — народ, история и патриотизм, воедино сцементированные пластами времени. Вынашивался и писался роман всю жизнь. Наброски будущих фрагментов необычного произведения были сделаны еще в дневниковых записях 40-х годов, когда автор только начинал самостоятельную жизнь. В конце 60-х годов, размышляя о творческих планах, Чивилихин зачитывал близким друзьям отдельные отрывки из него и, видя на лицах недоумение, как бы извиняясь, говорил: “Вот пишу. Сам пока не знаю, что. Времени трачу уйму. Тему о природе не завершил, да и других проблем много. Но ничего не могу поделать с собой. Тянет история Руси. Такая это целина!”
      Вскоре замысел новой книги сформировался и окончательно захватил его. Отложены были в сторону все дела, даже неоконченные, срочные. Он копался в архивах Чернигова, Ленинграда, Москвы, Томска и Новосибирска, мотался по полузабытым местам истории наших предков, воскрешая из ее глубин удивительную стойкость, многонациональную основу и неиссякаемый патриотизм русского народа. Он очень спешил, словно предвидел, что может суток не хватить для завершения этой титанической работы. Он успел завершить или не успел?

«Память» - книга, пронизанная идеями интернационализма, обнажённого публицистического пафоса. «Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека,- говорил Лев Толстой. – Огонь этот жжёт, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит и жжёт других, и в этом всё дело».

Этот огонь творчества и вдохновлял писателя на создание исторического романа «Память».


Зачем всё это мне?

Зачем мне знать – что там, вначале,

Когда не знаю – что в конце?

Не знаю толком об отце,

О маме

И о той печали,

Проплывшей на твоём лице.


Здесь век прошедший погребён,

В галантном шкапчике спрессован,

По именам перетасован.

Железный, стал бумажным он.

(Андрей Чернов )


Некоторые историки не любят, когда в их сферу вторгаются со стороны. Они могут привести массу убедительных примеров легковесности таких вторжений, их тенденциозности и утилитарности. Но историки не могут не признать, что общественный интерес к историческим темам, резко возросший в последние годы, не их заслуга, а обращение к истории не историков – показатель отставания науки от общественных потребностей. Эти соображения приходят непроизвольно, когда читаешь роман –эссе «Память». В романе затронут широкий круг проблем, о которых следует говорить. Читая работу В. Чивилихина, я думала о том, как богата и ярка история нашей страны, как много в ней того, о чём я никогда не размышляла. И хотя автор сосредоточивается в своей книге на разных исторических пластах, от эпохи Чингиз – хана до декабристов, вряд ли эту книгу можно назвать расчленённой, так как многое в ней взаимосвязано так же, как и в самой нашей истории. И ещё одно. Сквозь каждую страницу проступает не только писательский, но и человеческий интерес к тем событиям, о которых повествуется в книге. Мне захотелось самой попробовать отыскать имя автора «Слова о полку Игореве». А ведь такое ощущение, желание складывается не всегда при чтении некоторых других литературных произведений. Что мне особенно нравится, что автор пишет не отстраненно, он не парит над событиями давно минувших дней, а как бы сам в этом участвует. Ему удаётся увлечь читателя в атмосферу книги.

Мало, до обидного мало знаем мы о нашем прошлом. Редко выходят книги по неисчерпаемой исторической теме, редко можно посмотреть фильмы о героических подвигах наших великих предков – Александра Невского, Минина и Пожарского, адмирала Ушакова, Суворова и Кутузова. Роман – эссе В. Чивилихина – лишь одна засеянная полоска на поле пропаганды русской истории. Искренним восхищением проникнуты страницы романа, посвященные славным делам наших предков. Бережно и любовно собирает писатель новинки исторической науки и делает их достоянием широкой читательской аудитории. Наверное, многие узнали о том, что русскими историками открыта в Сибири на Белом Июсе древнейшая цивилизация планеты ( находкам 34 000 лет!), только из « Памяти» Владимира Чивилихина.

Появление этой книги способствовало развитию широкого интереса россиян к родному прошлому. Многие читатели оказались прозорливее автора эссе. Но это и правильно. В.Чивилихин «разбудил» читателя, заинтересовал вопросами, поставленными в романе, заставил обратиться к первоисточникам.


Итак, ребята, что вы можете сказать по поводу жанра произведения?


- Роман – эссе. Так определил автор модель произведения, дав тем самым понять, что вовсе не претендует на исчерпывающее научное освещение исторической действительности, предполагает художественный вымысел и домысел, повествование его беллетризовано, ставит себе целью выявить характеры героев, психологию их поступков и действий.

Приставка «эссе» здесь, конечно, не случайна: она преднамеренно уведомляет о гипотетическом освещении автором целого ряда дискуссионных проблем на тему «Откуда есть пошла Русская земля…», настраивает на чтение неспешное, на чтение – соразмышление или спор с писателем. Эссе – это как раз утверждённое самим автором право обращаться к читателю отнюдь не с романными в привычном понимании отступлениями, представляющими собой взволнованные и страстные монологи о судьбах отдельных личностей в истории, либо это почти научные трактаты, исследования и гипотезы, проливающие новый свет на понимание национального характера, национальной истории и культуры русского народа.


-Я думаю, что эта форма романа оправданна, она логически и художественно закономерна , а может быть, даже единственна возможна и верна. Есть этому и ещё одно подтверждение, которое можно проверить на себе, стоит только честно ответить на один вопрос: читается ли произведение, увлекает ли оно вас? Интерес к нему, будоражащий наше сознание, чувство, возрастает от одной прочитанной страницы к другой. К Чивилихину после публикации первых глав приходили сотни писем. Это счастье – иметь такого любознательного читателя! Значит, роман – эссе понравился!


- Жанр романа –эссе даёт автору возможность органично вплетать в повествование как «игровые»… так и документальные отрывки – цитаты из книг, летописей, бесед с современниками, исторические исследования, устные предания, публицистические отступления, философские формулы, географические описания, открытые письма, полемику и дискуссии, элементы интервью и репортажи, причём последнее – даже когда речь идёт о событиях далёких веков.

Жанровый выбор, в свою очередь, предопределил принцип сюжетной организации произведения, его композицию, язык, публицистическую «энергию». Сюжетика «Памяти» порой настолько «размывается» в многочисленных отступлениях автора, что словно и вовсе пропадает, но она всё – таки есть, больше того – в книге множество пересекающихся сюжетных линий и ответвлений.


Как вы думаете, почему такое пристальное внимание со стороны В. Чивилихина к истории?


- Изучая предков, узнаем самих себя, без знания истории мы должны признать себя случай­ностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему долж­ны стремиться. Нельзя считать культурным человека, который не знает историю своей страны, своего народа. Нужно знать свои «корни». Будущего без знания прошлого не построишь.


- Хотим мы этого или нет, наше настоящее неотделимо от прошед­шего, которое постоянно напоминает о себе. «Весь в деда пошел», — го­ворят окружающие о младенце, которому без году неделя». Буквы, выцарапанные на новгородской бересте, звуки пастушьего рожка, предания «давно минувших дней», старые постройки — все это всколыхнувшееся прошлое заставляет думать о том, что былое не ушло.

История — грозное оружие! Разве не очевидно, что «империя зла» начала разваливаться под мощными ударами писателей, обратившихся к нашему прошлому! Среди них В. Чивилихин, А. Солженицын, Ч. Айтматов, В. Шаламов. Литература 80-х годов обратила сознание народа к его истори­ческому прошлому, рассказала ему, что он вовсе не ровесник Октября, что корни его уходят вглубь веков.


Если коротко, то о чём произведение писателя?


-Нет возможности даже вкратце пересказать «Память». В центре про­изведения — русское героическое средневековье, когда было оказано сопро­тивление иноземным нашествиям с Востока и Запада. Это бессмертный урок-истории, забывать о котором недопустимо.

Писатель приглашает нас прикоснуться к вещам, помнящим взгля­ды и руки тех, кто давно исчез. Рассматривая грубый каменный крест, напо­минающий человека с раскинутыми руками, Чивилихин рассказывает о том, как грабительское войско степняков пришло к городу лесной Северской земли: «Не перед камнем стою, а перед глубокой многовековой тайной! Победоносное степное войско было сковано железной цепью организации и послушания, умело применяло осадную технику, обладало огромным опы­том штурма самых неприступных твердынь того времени. Во главе его сто­яли поседевшие в жестоких боях главнокомандующие. Сорок девять дней степное войско штурмовало деревянный лесной городок, семь недель не могло взять Козельск! По справедливости, Козельск должен был войти в анналы истории наравне с такими гигантами, как Троя и Верден, Смоленск и Севастополь, Брест и Сталинград».


-Вслед за повествованием о героическом древнем Козельске — новел­ла о партизанской газете, отпечатанной в августе 1943 года на бересте: «Каж­дая буковка вдавилась, как в древних новгородских, смоленских и витебских берестяных грамотах, и заполнилась навеки типографской краской...»

Причудливы, непредсказуемы повороты повествования этого нео­бычного романа. А сколько новых имен открыл Владимир Чивилихин лю­бознательному читателю: декабрист Николай Мозгалевский, стихийный философ Павел Дунцев-Выгодский, поэт Владимир Соколовский, мысли­тель-тираноборец Михаил Лунин, узник камеры-одиночки Николай Моро­зов.


-Гимн писателя талантливости нашего народа никого не может ос­тавить равнодушным. Чивилихин знакомит нас с великим, но малоизвес­тным ученым — Александром Леонидовичем Чижевским, основателем Новой науки гелиобиологии. Автор перечисляет труды ученого с миро­вым именем. И снова читателя обжигает мысль: «... как же расточительны бываем мы, как беспамятны, как ленивы и нелюбопытны...»

Неожиданно перед нами начинает разворачиваться история сложных отношений гения русской литературы Гоголя и бывшей фрейлины императ­рицы Александры Смирновой-Россет, красавицы и умницы, воспетой Вязем­ским, Жуковским, Пушкиным. Или вдруг мы оказываемся вместе с автором в древнем Чернигове, городе, где сохранился архитектурный шедевр миро­вого значения — церковь Параскевы Пятницы.


-Особую сторону книги «Память» составляют разнообразные споры, которые ведутся по ходу повествования. Так, например, ставится вопрос, почему степняки избирали именно такой путь, а не иной? Вопрос не празд­ный, ибо за ним — ключевые проблемы отечественной истории, проливающие свет на законность владения теми или иными землями. «Ответ на этот воп­рос помог бы рассеять множество исторических недоразумений, увидеть путаницу, разнотолки и ошибки в бесчисленных описаниях давнего лихолетья, расстаться с некоторыми наивными представлениями, застрявшими в нашей памяти с младых, как говорится, ногтей».

Писатель воздает должное и тем, кто внес свою лепту в постижение родной истории. Так по ходу повествования воссоздан трогательный и пре­красный портрет Петра Дмитриевича Барановского, знаменитого московс­кого архитектора-реставратора, делами и жизнью которого столица должна гордиться.


-Такие книги, как "Память", служат словно бы катализатором, заметно усиливают интерес к истории, они отвечают на многие вопросы и ставят новые, открывая увлекательные маршруты для грядущих исследователей... Они мощный заряд и возвышающих душу эмоций, и обогащающих память знаний. Я, например, нашёл много вопросов, на которые хотел бы получить ответы.


-Почему же эта книга вызвала такие споры и в среде историков, и в среде читателей?


-Не всякой книге суждено вызвать столько разноречивых толков, сколько их уже выпало на долю "Памяти", только гениальной, по-моему. Прав ли писатель, отстаивая свои предположения о маршруте Батыевых орд во время нашествия на Русь в 1237 - 1238 годах, о численности их, о точной дате битвы на Сити, о причинах поворота захватчиков от Новгорода, об обстоятельствах гибели героических защитников неприступного Козельска, названного татарами "злым городом", о качестве вооружения русского войска в битве на поле Куликовом, о лингвистических истоках слова "вятичи" и т. п. Возникали и другие вопросы. Что представляла собой Русь в те далекие времена? Какое значение для ее исторических судеб имело то нашествие и установившееся затем так называемое татаро - монгольское иго?


-Роман - эссе "Память" тем и хорош, что распахнут вширь и вглубь, что стоит за ним громадный объем знаний, не просто переложенных автором на доступный и неспециалистам язык, но по - настоящему освоенных, то есть взятых критически, глубоко и всесторонне осмысленных, оспариваемых, когда это необходимо, но опять - таки с привлечением новых фактов, аргументов, логических выводов.

Вширь - потому что, задавшись целью исследовать народ в веках, историю, что прошла через него", а именно род декабриста Николая Осиповича Мозгалевского, автор вскоре вышел на прямо - таки необозримое житейское море - люди ведь в своих действиях и своих судьбах связаны друг с другом гораздо теснее, чем это обычно принято думать. И вот под пером писателя оживают все новые и новые имена, громкие и не очень, известные или малоизвестные, порою открываемые с совсем неожиданной стороны, и встают за ними разнообразнейшие пласты человеческой деятельности. Автору приходится вслед за героями разбираться не только в истории и географии, но и в... металлургии, коль речь заходит о знаменитом русском металлурге В. Е. Грум - Гржимайло и его сыне, пошедшем по стопам отца; разбираться в химии - без этого невозможно говорить о великом Д. И. Менделееве, который родственными узами был связан и с потомками декабристов, и с поэтом Александром Блоком; разбираться в архитектуре - а как иначе расскажешь о П. Д. Барановском или К. И. Бланке; разбираться в строительстве, когда боковые тропинки повествования уводят не куда - нибудь, а к великой Транссибирской железной дороге и Байкало - Амурской магистрали, в создании или изыскании трасс которых принимали участие и декабрист Гавриил Батеньков, и внуки декабристов Николай Мозгалевский, Василий Ивашев; разбираться в сельском хозяйстве, поскольку без этого не понять подвига В. А. Мозгалевского, внука декабриста, дворянина, ставшего одним из первых русских поселенцев в Туве. Впрочем, все области знаний, в которые пришлось в определенном объеме вникать автору (и во что он настойчиво вовлекает своего любознательного читателя), даже перечислить трудно... Вот и споры. А в спорах рождается мысль. Я после прочтения «Памяти»

Большинство тех, о ком рассказывает и на чьи труды опирается Владимир Чивилихин (что обусловлено самой тематикой и спецификой романа - эссе), - это либо путешественники, этнографы, востоковеды, вроде Г. Е. Грумм-Гржимайло, Н. Н. Миклухо - Маклая, Н. Я. Бичурина, Г. Н. Потанина, Н. М. Ядринцева, либо историки - от Н. М. Карамзина, В. Н. Татищева, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Н. И. Веселовского до М. Н. Тихомирова, Б. А. Рыбакова, Е. А. Рыдзевской... Особенно западает в душу то неоднократно подчеркиваемое автором обстоятельство, что "наукой наук" вполне профессионально увлекались многие декабристы - пятьдесят пять историков насчитывается среди них! А декабрист Александр Корнилович был основателем первого в России исторического альманаха "Русская старина".


-Распахнута "Память" и вглубь. Прежде всего, в глубь времен. Если говорить об истоках древней славянской культуры, то - в третье и второе тысячелетия до вашей эры1 Более близкие вехи - IX век с основанием могучего государства - Киевской Руси; XII –поход русичей на половцев, воспетый в бессмертном "Слове о полку Игореве", поэме, любимой автором и нередко цитируемой на страницах романа - эссе; XIII век - татаро - монгольское нашествие; XIV век - битва на поле Куликовом; XIX век -движение декабристов; наконец, совсем недавние дни Великой Отечественной войны и дни наши - 70 - 80 - е годы... Но если вспомнить о глубоко и увлекательно анализируемых автором "славянизмах" в древнеиндийских гимнах "Ригведы" и в священной книге древних персов "Авесте", а точнее, о внутренне присущем родстве многих корневых слов в языках этих народов, или вспомнить о находках на Белом Июсе, то временные границы "Памяти" раздвигаются еще дальше.

-Сегодня мы с вами остановимся на теме «Взгляд В.Чивилихина на монголо-татарское нашествие».


Сверкают сабли булатные Добрым коням под копыта,

Около голов богатырских, Валятся головы многих богатырей

Катятся шеломы злачены С добрых коней на сырую землю.


Слово «историкам».


- Русские земли во II четверти XIII века попали в вассальную зависимость от Золотой Орды, которая осуществлялась в различных формах и поддерживалась с помощью постоянного террора. Страшные полчища степных кочевников, объединённые Темучином, двинулись с Востока на Запад. Феодальная раздробленность Руси способствовало успеху захватчиков. Отряды монголо-татар огнём и мечом сметали с лица земли селения, жители которых сопротивлялись гнёту. Например, Торжок. Сначала жители отбивались, но надежда убывала, настолько многочисленным было татаро-монгольское войско. После двухнедельной осады Торжок был взят. 5марта 1238 года монголы-татары проникли в пылающий город, убивая женщин, стариков, детей. Жесточайшему разгрому были подвергнуты почти все города Руси. Но и монголы-татары дорого заплатили: войска были изнурены, обескровлены непрерывными боями. Русь своей кровью спасла Европу от монголо-татарского нашествия.( Рассказ учащегося продолжается, если позволяет время урока)

  1   2

Похожие:

Роман-эссе В. Чивилихина «Память» иистория нашей страны iconЗадание для эссе по дисциплине «Организационное поведение», 2013 год Срок сдачи эссе – 9 апреля
Эссе представляет собой анализ статьи, опубликованной на английском языке в последние годы в одном из ведущих международных академических...
Роман-эссе В. Чивилихина «Память» иистория нашей страны icon«Кэрролл Дж. Голос нашей тени: Роман»: М.: Эксмо; спб.: Домино; 2004

Роман-эссе В. Чивилихина «Память» иистория нашей страны iconВвдение 3
Сибири, об истории этой страны, оказывающей серьёзное влияние на жизнь нашей планеты очень мало известно. Пусть Сибирь восхищает,...
Роман-эссе В. Чивилихина «Память» иистория нашей страны iconМетодические рекомендации по написанию эссе по краеведению
Во время проведения муниципального и регионального этапов олимпиады по краеведению написание эссе предлагается участникам в качестве...
Роман-эссе В. Чивилихина «Память» иистория нашей страны iconСовременное эссе как коммуникативная форма: траектории чтения
Анализируются эссе из книг современных поэтов и эссеистов Александра Скидана, Шамшада Абдуллаева и Аркадия Драгомощенко, представляющих...
Роман-эссе В. Чивилихина «Память» иистория нашей страны iconКаталог Эссе по обществознанию. Егэ алгоритм написания эссе
В этой части работы нужно кратко, чётко раскрыть актуальность проблемы, а так же очертить рамки исследования ( освещать проблему...
Роман-эссе В. Чивилихина «Память» иистория нашей страны iconСмятение горький мед – 2
Глэдис встречает миллионера Пола Уорда, недавно похоронившего жену. Их бурный роман продолжается неделю, а затем Пол, мучимый раскаянием,...
Роман-эссе В. Чивилихина «Память» иистория нашей страны iconПушкин Роман «Капитанская дочка»
Роман написан от первого лица, в форме мемуаров главного героя Петра Андреевича Гринева
Роман-эссе В. Чивилихина «Память» иистория нашей страны iconЛекции о воспитании детей
Воспитание детей самая важная область нашей жизни. Наши дети-это будущие граждане нашей страны Они будут творить историю. Наши дети...
Роман-эссе В. Чивилихина «Память» иистория нашей страны iconСодержани е
Русское государство в эпоху Средневековья стала важнейшей вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница