Программа кружка «Юный эколог»




Скачать 26,07 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «Юный эколог»
Дата03.02.2016
Размер26,07 Kb.
ТипПрограмма


РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА


Программа кружка

«Юный эколог»


Руководитель кружка:

Антонова

Маргарита Анатольевна –

учитель биологии

МОУ«Староурмарская СОШ»


Старые Урмары


Оглавление:



  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи.

  3. Содержание.

  4. Ожидаемые результаты обучения.

  5. Литература для учителей и учащихся.

  6. Электронные издания.

  7. Интернет-ресурсы.



Пояснительная записка


Программа кружка «Юный эколог» рассчитана на учащихся 6-7 классов.

(1 год обучения)


Основное содержание программы включает в себя следующие разделы:

  • биоразнообразие Чувашской Республики (царства живой природы);

  • экологические проблемы ЧР и рациональное природопользование;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды;

  • практическая деятельность (исследовательская работа, природоохранная деятельность, походы и экскурсии)


Содержание программы дополняет и систематизирует знания, полученные на уроках биологии. Рассчитана на 2 часа в неделю. Всего 64 часа.


Цели и задачи:


Программа кружка «Юный Эколог» направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и ставят целью развитие у школьников экологической культуры поведения, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, а также к предмету биологии как важному естественнонаучному и культурному наследию.


Основные задачи:

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.



Содержание


  1. Многообразие растений в Чувашии.

  2. Основные систематические группы: Водоросли. Многообразие водорослей и их значение. Охраняемые виды водорослей ЧР

  3. Папоротниковидные. Охраняемые виды

  4. Голосеменные.

  5. Покрытосеменные.

  6. Основные семейства цветковых растений в Чувашии.

  7. Ядовитые растения.

  8. Сорные растения.

  9. Лекарственные растения.

  10. Древесные растения населенных пунктов Чувашии.

  11. Леса Чувашии и их характеристика. Дубравы.

  12. Охрана лесов: Музей леса Чувашской Республики.

  13. Ископаемые и реликтовые растения Чувашии: магнолии, пальмы, древовидные папоротники, гинкго, секвойя, тюльпанное дерево, актинидия

  14. Реликтовые растения: толокнянка обыкновенная, клюква болотная, черника, майник двулистный и др.

  15. Важнейшие сельскохозяйственные культуры ЧР. Разнообразие районированных сортов культурных растений.

  16. Основные отрасли растениеводства в Чувашии.

  17. Овощеводство.

  18. Садоводство: местные районированные сорта. Вклад чувашских селекционеров в развитие садоводства в регионе.

  19. Охраняемые виды цветковых растений.

  20. Ботанические заказники.

  21. Красная книга растений ЧР.

  22. Работа с определителем и гербариями «Определение растений своей местности».

  23. Работа на пришкольном учебно-опытном участке.

  24. Составление гербария.

  25. Разнообразие грибов в ЧР: около 100 видов. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты: грибы-паразиты чувашских дубрав (трутовики).

  26. Охраняемые виды грибов. Разнообразие грибов в ЧР: Редкие и исчезающие грибы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами в регионе.

  27. Лишайники хвойных лесов Чувашии.

  28. Лишайники как биоиндикаторы среды.

  29. Зоология - наука о царстве Животные. Отличие живот­ных от растений.

  30. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

  31. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных со­обществах.

  32. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Понятие о биоценозе, биогео­ценозе и экосистеме.

  33. Многообразие животного мира Чувашской Республики. Зоогеографическая карта ЧР.

  34. Экскурсия. Многообразие животных в природе. Обита­ние в сообществах на примере ЧР.

  35. Насекомые, на­носящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

  36. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубо­вого шелкопрядов.

  37. Насекомые - переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.

  38. Пчелы и мура­вьи - общественные насекомые.

  39. Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверх­паразиты среди представителей насекомых. Их биоценотиче­ское и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями в сельском хозяйстве ЧР.

  40. Охрана насекомых в России и Чувашии. Экскурсия. Разнообразие членистоногих (краеведческий музей, природная среда).

  41. Змеи, ужи, гадюки. Действие змеиного яда. Предо­хранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека на примере ЧР.

  42. Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокоди­лы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охра­на пресмыкающихся.

  43. Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

  44. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеяд­ные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоце­нозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональ­ное использование и охрана.

  45. Домашние птицы. Происхождение и важнейшие поро­ды домашних птиц, их использование человеком. Птицеводство на территории деревни Старые Урмары.

  46. Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

  47. Значение млекопитающих. Регулирование их численно­сти в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и про­мысловые звери, акклиматизация и реакклиматизация зверей в ЧР. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматиза­ции. Рациональное использование и охрана млекопитающих в ЧР.

  48. Домашние звери. Дикие предки домашних животных.Основные породы сельскохозяйственных животных. Племенные предприятия в Чувашии.

  49. Ископаемые животные Чувашии: брахиоподы, трилобиты, белемниты, аммониты, морские ежи, мшанки, саблезубые тигры, пещерные носороги, мамонты и др.

  50. Охрана растительного и животного мира ЧР. Красная книга ЧР.

  51. ООПТ: государственный заповедник «Присурский», Национальный парк «Чаваш вармане», орнитологические, энтомологические и др. заказники. Роль ООПТ в сохранении биоразнообразия ЧР.

  52. Практическая работа: Работа с определителем и коллекциями «Определение животных своей местности».

  53. Фотоохота. Подсчет птиц. Определение птиц по голосам.

  54. Резервное время – 11 часов (Практическая природоохранная деятельность).



Ожидаемые результаты:


Учащиеся должны


знать/ понимать:

-особенности строения представителей основных систематических групп: растений, грибов, лишайников своего края;

-особенности строения и образа жизни основных групп беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих на территории ЧР;

-важнейшие сорта основных сельскохозяйственных растений, районированных в регионе;

-основные породы сельскохозяйственных животных и птиц, разводимых в хозяйствах края;

-важнейших вредителей и паразитов растений, животных, человека, встречающих в Чувашии, меры профилактики и борьбы с ними;

-местные виды редких и исчезающих растений и животных, меры по их охране;

-особо охраняемые природные территории федерального, регионального и локального уровня;

-значение местных видов растений и животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;

-местные традиции и обряды, связанные с охраной животного и растительного мира;

-важнейшие группы лекарственных растений, произрастающих в ЧР;


уметь:

определять принадлежность представителей местной флоры и фауны к определенной систематической группе;

распознавать на таблицах, рисунках, коллекциях, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных, смену биогеоценозов, роль местных растений и животных в природе и жизни человека;

анализировать и оценивать воздействие различных последствий деятельности человека регионального характера на окружающую природу;

проводить самостоятельный поиск информации: находить в местных СМИ необходимые сведения о представителях флоры и фауны края для подготовки рефератов и т.д.;


использовать приобретенные знания и умения на практике:

проводить фенологические наблюдения за растениями и животными края; работы на учебно-опытном участке;

соблюдать правила поведения в природе.

оказывать первую помощь при укусах животных в природе; при отравлении растениями;


убедиться в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования природных ресурсов.


Программа работы кружка «Юный эколог»

2 год обучения

2 часа в неделю (всего 64 часа)

Цели обучения:

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.




  1. Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, видовой, биоценотический, биосферный.

  2. Экскурсия «Сезонные изменения в природе».

  3. Экскурсия «Многообразие видов».

  4. Биогеоценоз или экосистема.

  5. Экологические системы (аквариум, агроценоз, биоценоз пресноводного водоема).

  6. Создание модели-аппликации «Типичные биоценозы», «Биосфера и человек».

  7. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

  8. Разнообразие видов, популяций в экосистемах, его значение.

  9. Приспособленность организмов к совместному обитанию в экосистеме.

  10. Экскурсия «Приспособленность организмов к среде обитания».

  11. Изменчивость признаков у растений, животных и человека.

  12. Пищевые связи между популяциями.

  13. Трофические связи в биогеоценозах (практическая работа)

  14. Цепи питания.

  15. Организмы – продуценты, консументы, редуценты.

  16. Круговорот веществ и его значение.

  17. Изменения в экосистемах.

  18. Агроэкосистемы, их особенности.

  19. Экскурсия «Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения».

  20. Охрана экосистем – основа сохранения видов.

  21. Биосфера – биологическая оболочка Земли, ее границы, распространение в ней биомассы.

  22. Живое вещество и его роль в круговороте веществ. Учение В. И. Вернадского.

  23. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.

  24. Значение биологического разнообразия в сохранении равновесия.

  25. Экскурсия «Голоса птиц».

  26. Биоразнообразие ЧР.

  27. Глобальные экологические проблемы.

  28. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

  29. Заповедники и заказники ЧР.

  30. Способы размножения растений в природе

  31. Изменчивость организмов

  32. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе

  33. Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (племенная ферма).

  34. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

  35. Резервное время– 30 часов. Практические занятия (посадка деревьев, экологические акции, очищение оврагов, родников, помощь ППФ «Урмарская», работа на пришкольном УОУ, подготовка к олимпиадам, конкурсам, НПК конференции).



Литература для учителей и учащихся:


    1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.

    2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых/ Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.

    3. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998

    4. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.

    5. Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

    6. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты/ Дизайн обложки А.С. Андреева. – СПб.: ИД «МиМ», 1998.

    7. Брикетти П. Птицы: [Справочник]/ П.Брикетти; Пер. с итал. Т.А.Васильевой, Е.В. Шишловой: Худ. С.Гандини. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2004.

    8. Бугаев А./ Птицы. – СПб.: «А.В.К. – Тимошка», 2002.

    9. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: «Родничок», 1999.

    10. Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение/ К. Ламперт: Под ред. А.И. Быховца. – Мн.: Харвест, 2003.

    11. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Цитадель-трейд, 2002.

    12. Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.


Электронные издания:


  1. Афанасьев А.А. Биология. 6-9 кл : Учебное пособие: 1 CD-ROM .- М.: NMG; ФЦ ЭМТО, 2003.- 569 МБ.- (Библиотека электронных наглядных пособий)

  2. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  3. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  4. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  6. 5. Электронный атлас для школьника. Зоология. – «ЧеРо», 2004 г. «Интерактивная линия», 2004г. Авторы – д.б.н. В.Р. Дольник, д.б.н. М.А. Козлов

  7. Электронные уроки и тесты: Биология в школе. Функции и среда обитания животных организмов. YDP. Interactive Publishing, 2005. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005. ЗАО «Новый Диск», 2005.




Интернет-ресурсы по курсу «Животные»


  1. http://www.bugdreams.com/ - - материалы о насекомых

  2. http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.

  3. http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.

  4. http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.

  5. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.

  6. http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири.

  7. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.

  8. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.

  9. http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.

  10. http://animals.mega.net.kg/ - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.

  11. http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.

  12. http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.

  13. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.

  14. http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах.

  15. http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.

  16. http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.

  17. http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.

  18. http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.

  19. http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе "Ох уж эти животные". Фотографии, статьи и публикации о животном мире.

  20. http://www.deepseaworld.com/ - Deepsea World - Национальный аквариум Шотландии. На английском языке.

  21. http://www.sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.

  22. http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных.

  23. http://babochki.narod.ru/ - Цветной Атлас-определитель дневных бабочек Бассейна Озера Байкал.

  24. http://www.chicago-botanic.org/ - Ботанический сад Чикаго. Карта сада. Иллюстрированный каталог растений, животных, птиц, представленных на территории сада. Научно-популярные публикации о ботанике, зоологии, фитотерапии. (на англ. яз.).

  25. http://www.aculyaca.wallst.ru/ - В мире акул. Подробная познавательная информация об акулах.

  26. http://www.photoweb.ru/prophoto/Snark/gallery.htm - Фотогалерея насекомых. Гады, в мире пауков, грибы, в мире трав, синантроп, антропология.

  27. http://vorona.al.ru/ - Ворона - птица яркая. Рассказ о семействе вороновых: фотографии, портреты и голоса. Тематические ссылки.

  28. http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.

  29. http://www.dipterologic.sp.ru/ - Статьи о двукрылых насекомых: комарах и мухах. Популярная и специально-научная информация. Коллекции, образ их жизни, микроскопия.

  30. http://gwij99.chat.ru/ - Коллекция фотоизображений насекомых и паукообразных: тропические бабочки, жуки, цикады, палочники, богомолы, скорпионы и др.

  31. http://paleontology.narod.ru/ - Этот сайт создан для того, что бы рассказать как развивалась жизнь на Земле. Какие животные обитали на нашей планете.

  32. http://www.darwin.museum.ru/expos/dino/ - Мезозой - эпоха динозавров. Литература о динозаврах, рисунки, описание видов.

  33. http://www.insect.narod.ru/ - Мир насекомых и рептилий - здесь можно найти статьи про рептилий и их фотографии.

  34. http://www.zoohall.com.ua/findex.php?page=http://zoohall.com.ua/flora/komn_rastenia/spr/cupressus.htm - зоологический сайт

  35. http://zoo-eco.zooclub.ru/index.html- мир животных


Похожие:

Программа кружка «Юный эколог» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог»
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы
Программа кружка «Юный эколог» iconПрограмма дополнительного образования «Юный корреспондент» (для детей 9- 11 лет) на 2012-2016 учебный год
Программа кружка юных журналистов «Юный корреспондентр» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Программа кружка «Юный эколог» iconПояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог»
Все воспитанники имеют инвалидность и их передвижение затруднено. Она ориентирована на учащихся 12-15 лет, учитывает степень подготовленности...
Программа кружка «Юный эколог» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
Программа кружка по краеведению «Калужский край» рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю, для учащихся 8-11 классов
Программа кружка «Юный эколог» iconАвторская программа туристско-краеведческого кружка «Юный турист Дона»
Большинство детей сейчас рождаются со всевозможными болезнями и отклонениями в развитии организма. Многие лекарственные препараты...
Программа кружка «Юный эколог» iconРабочая программа кружка дополнительного образования «Юный журналист»
Продолжительность реализации –72 часа в год, из них – 42 теоретических, 30 практических. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю...
Программа кружка «Юный эколог» iconПрограмма кукольного кружка «Рукавичка»
А как интересно, если вдруг эта кукла оживёт в твоих руках и заговорит твоим голосом, и сможет удивить твоих друзей и взрослых. Именно...
Программа кружка «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Школьный пресс-центр» Подготовили: Руководители кружка: учитель иностранного языка, В. А. Буркатская
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации....
Программа кружка «Юный эколог» iconПрограмма школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
России личностно-ориентированной модели образования, о возвращении к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Одной...
Программа кружка «Юный эколог» iconУчебно-методическое пособие образовательная программа по изобразительному искусству «Юный художник»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница