К постановке проблемы




Скачать 16,14 Kb.
НазваниеК постановке проблемы
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер16,14 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
КОРРУПЦИЯ И ПРАВО: ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ


Т.Я. ХАБРИЕВА


Хабриева Талия Ярулловна, директор ИЗиСП, академик РАН, доктор юридических наук, профессор.


Обоснована необходимость всестороннего изучения явления коррупции, формирования теоретической научной основы рассматриваемой проблематики и формулирования универсального определения в целях обеспечения результативной антикоррупционной политики. Раскрыта сложность рассматриваемого феномена и дана оценка понятию коррупции, используемому в национальных и международных документах, а также современным тенденциям, влияющим на его содержание. Предлагается доктринальное определение коррупции. Особое внимание уделено анализу отечественного подхода к определению коррупции и юридической классификации коррупционной деятельности.


Ключевые слова: противодействие коррупции, универсальное (доктринальное) определение, научный подход к изучению проблемы, содержание понятия "коррупция".


Corruption and law: doctrinal approaches to problem statement

T.Ya. Khabrieva


Necessity of complex research of corruption, formation of theoretical scientific basis of the theme and creation of general determination for realization of anti-corruption policy are justified in the article. Complicacy of the phenomenon is revealed and corruption determination used in national and international documents and modern tendencies influencing to it contents are evaluated. The author offers doctrinal determination of corruption. Special attention is paid to Russian approaches to corruption determination and legal classification of corruption activity.


Key words: counteraction corruption, general (doctrinal) determination, scientific approach to problem research, content of corruption.


Коррупция - серьезный вызов для любого государства и общества. В современную эпоху ее характерной чертой стала универсальность: она существует повсеместно, вне зависимости от уровня социально-экономического развития государств; проникает во все сферы жизни; приобретает транснациональные формы. Коррупция, существующая в какой-либо одной стране, может негативно сказываться на развитии других стран <1>. Такой глобальный характер проблемы дал импульс к созданию международной системы противодействия коррупции.

--------------------------------

<1> См.: Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность. М., 2011. С. 81.


Становление международно-правового механизма в этой сфере прошло несколько этапов: от актов по конкретным проблемам противодействия коррупции в отдельных сферах жизни государства и общества, определения основных задач и инструментов борьбы с коррупцией <2> до всеобъемлющей Конвенции ООН против коррупции <3>.

--------------------------------

<2> См., например: Les Conventions contre la corruption en Afrique (2007); Convenciones Anticorrupcion en America (2006); Report of the United Nations Secretary - General, Existing international legal instruments, recommendations and other documents addressing corruption (Report to the Commission on Crime Prevention and Criminal Justice, 10th session, Vienna, 8 - 17 May 2001, E/CN.15/2001/3); Balmelli, Tiziano, Jagg Bernard (editors), Les traites internationaux contre la corruption: L'ONU, l'OCDE, le Conseil de l'Europe et la Suisse, Lausanne, Berne, Lugano, Edis, 2004.

<3> Конвенция ООН против коррупции. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. Ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" (СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1231).


Характер принимаемых актов неоднороден и различается в универсальных и региональных международных организациях. Если в ООН в основном разрабатывались акты "мягкого права", то в региональных международных организациях, наряду с резолюциями, стали приниматься международные договоры, имевшие обязательный характер <4>. Несмотря на заметный прогресс в единении международного сообщества в борьбе с коррупцией система международно-правовых актов в этой сфере пока не позволяет обеспечить надлежащую координацию правовых средств противодействия коррупции на региональном и универсальном уровнях. Очевидно, требуются большая согласованность в огромном массиве международных документов и разработка соответствующих принципов и инструментов координации усилий на различных уровнях международного противодействия коррупции.

--------------------------------

<4> См., например: Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией (принята Организацией американских государств 29 марта 1996 г.); Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц Европейских сообществ или должностных лиц государств - членов Европейского союза (принята Советом Европейского союза 26 мая 1997 г.); Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках (принята Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997 г.); Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (принята Комитетом министров Совета Европы 27 января 1999 г.); Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (принята Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 г.).


Имплементация норм международного права в этой сфере является важной составляющей формирования глобального антикоррупционного порядка, а также необходимым условием эффективной борьбы с коррупцией на национальном уровне. Вместе с тем этот процесс требует решения ряда проблем, обусловленных несоответствием международных рекомендаций принципам национальной правовой системы <5>. Анализ показывает, что законодательству практически всех государств присуща фрагментация имплементируемых положений международных актов, их выборочный и "лоскутный" характер, значительно снижающие успешность правореализации <6>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Статья С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой "Механизм оценки антикоррупционных стандартов ГРЕКО (сравнительно-правовое исследование)" включена в информационный банк согласно публикации - "Журнал российского права", 2011, N 9.


<5> В качестве примера можно привести рекомендацию Группы государств против коррупции (ГРЕКО) по вопросу уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения. Ее полная реализация требует пересмотра не только законодательных, но и прежде всего отечественных доктринальных подходов к установлению уголовной ответственности. В российской уголовно-правовой традиции обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является вина, понимаемая как психическое отношение лица к совершенному им деянию. Уголовный закон связывает ответственность со способностью совершившего преступление лица отдавать отчет своим действиям и руководить ими. Такой способностью обладают лишь физические лица. Сочетать принципы вины и личной ответственности с невиновной и коллективной ответственностью юридических лиц невозможно. Вины в традиционном уголовно-правовом смысле у юридических лиц нет, поэтому к ответственности за совершенные преступные деяния привлекают физических лиц. Это объясняет позицию отечественного законодателя, избравшего подход к выполнению данной рекомендации, состоящий во введении административной ответственности юридических лиц за коррупцию (ст. 19.28 КоАП РФ). См. подробнее: Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Механизм оценки антикоррупционных стандартов ГРЕКО (сравнительно-правовое исследование) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. N 3. С. 4 - 10.

<6> Важной составляющей процесса реализации антикоррупционных конвенций является информационное обеспечение - доведение до сведения физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государства, положений этих конвенций, а в необходимых случаях - их легальное разъяснение. Правовая "оторванность" и определенное дистанцирование частного сектора и граждан от участия в реализации международно-правовых норм, заложенных в антикоррупционных актах, препятствуют их применению. Подробнее об этом см.: Хабриева Т.Я. Правовые проблемы имплементации антикоррупционных конвенций // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. N 4. С. 16 - 27.


Российское государство в борьбе с коррупцией целенаправленно ориентируется на международный опыт, эффективные зарубежные модели, сочетает различные меры противодействия этому явлению. Отечественное законодательство в данной сфере прошло довольно длительный процесс формирования <7>.

--------------------------------

<7> Закон о противодействии коррупции принимался Государственной Думой в первом чтении в 1993, 1995, 1997, 2002 гг. Однако он так и не вступил в действие. Только в 2008 г. с целью законодательного обеспечения мероприятий по противодействию коррупции по инициативе Президента РФ были приняты Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) (СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6228), а также ряд первоочередных поправок в законодательные акты, направленных на совершенствование государственного управления в сфере предупреждения коррупции (см., например: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" (СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6229); Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6730)).


Современная отечественная Стратегия противодействия коррупции опирается на достижения реформ в различных сферах общественных отношений. Так, результатом реализации административной реформы в России <8>, направленной на формирование прозрачной системы органов исполнительной власти, стало принятие ряда нормативных правовых актов, ограничивающих вмешательство государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов <9>.

--------------------------------

<8> См.: Административная реформа в России: Науч.-практ. пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006; Административная реформа в субъектах Российской Федерации: Науч.-практ. пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2008.

<9> Произошло упразднение части дублирующих и избыточных функций органов исполнительной власти; стали прорабатываться административные процедуры в целях рационализации исполнения государственных функций и оказания государственных услуг; осуществляется внедрение механизма внесудебного (досудебного) обжалования действий (бездействия) и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, проведение модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти и многое другое в свете дальнейших институциональных преобразований в управленческой сфере.


В настоящее время в России сформирована правовая и организационная основа противодействия коррупции: ратифицированы базовые международные соглашения, приняты концептуальные стратегические и национальные плановые антикоррупционные документы, а также нормативные правовые акты, направленные на их реализацию.

Новые задачи связаны с необходимостью перехода к следующему этапу антикоррупционной политики - системному и, как подчеркнуто в Конвенции ООН против коррупции 2003 г., надлежащему осуществлению правовых мер. Еще не достигнуты необходимая четкость и прозрачность управленческих процессов в исполнительной власти, которые включали бы понятные всем критерии и правила принятия решений, не подготовлены и не реализованы эффективные механизмы осуществления контроля и надзора <10>. Требуется принятие мер по обеспечению единства принципов противодействия коррупции в публичной и частной сферах, усилению антикоррупционной профилактики, осуществлению мероприятий, нацеленных на минимизацию последствий коррупции.

--------------------------------

<10> См.: Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М., 2011.


Немалая часть задач напрямую связана с дальнейшим укреплением правопорядка и законности. На этом пути в Российской Федерации идет постоянное развитие правовых основ противодействия коррупции <11>. Критерием общей эффективности нормативных правовых актов, принимаемых в этой сфере, может служить достижение той цели, которая поставлена в Национальной стратегии противодействия коррупции <12>, - искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

--------------------------------

<11> См., например: проект Федерального закона "О контроле за расходами", впервые опубликованный 14 марта 2012 г. на сайте "Российской газеты".

<12> См.: Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 (в ред. от 13 марта 2012 г.) "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы".


Для этого недостаточно только придание юридической силы политически мотивированным решениям и формирование практики их применения. Вообще представляется ошибочной едва ли не общепринятая позиция рассматривать факт издания нормативного правового акта как решение проблемы <13>. Правовые меры должны сочетаться с иными, неправовыми мерами противодействия коррупции, которые будут убеждать общество в ее пагубности и разрушительной силе.

--------------------------------

<13> По этому вопросу см.: Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2010. С. 17 - 18, 22, 35.


Правовые и неправовые методы исследования коррупции подтверждают сложность борьбы с этим социальным явлением. Промахам и упущениям в этой сфере в немалой степени способствует отсутствие необходимой теоретической базы. Очевидна необходимость более широкого включения научного потенциала в процесс выработки решений в сфере борьбы с коррупцией. Многие конкретные вопросы требуют проведения научных исследований по прогнозированию дальнейшего развития правового регулирования, формулированию предложений по совершенствованию законотворческой и правоприменительной практики.

Следует признать, что при большом количестве работ по проблемам коррупции <14> данная тема не утрачивает актуальности с точки зрения ее научного освоения. Это обусловливается сохранением глубоких социальных корней явления и, в определенной мере, отсутствием междисциплинарных исследований в системе общественных наук.

--------------------------------

<14> См.: Коррупция и взяточничество: аннотированная библиография российских изданий 1869 - 2002 гг. СПб., 2002; Андрианов В.Д. Указ. соч. С. 293 - 297; Шишкарев С.Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики. М., 2010. С. 240 - 245 и др.


В юридической литературе эта тема долгое время изучалась преимущественно в уголовном праве. Так, в отечественной дореволюционной науке коррупция рассматривалась в рамках уголовно-правовой квалификации взяточничества (А.В. Лохвицкий, Н.А. Неклюдов, В.К. Случевский, Н.С. Таганцев, И.Я. Фойницкий, В.Н. Ширяев, А.Я. Эстрин). В советской теории коррупция мало исследовалась, так как считалась явлением, чуждым социализму и присущим буржуазному обществу. Законодательство, главным образом уголовное, в идеологических целях ограничивалось использованием таких понятий, как взяточничество и злоупотребление служебным положением; при этом указанные преступления считались относительно редкими <15>. Поэтому в юриспруденции (в частности, в работах А.И. Долговой, Н.Д. Дурманова, Н.Ф. Кузнецовой, С.В. Максимова) эта тематика была далеко не самой заметной.

--------------------------------

<15> См., например: Голик Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. М., 2005.
  1   2   3

Похожие:

К постановке проблемы iconЛ. Е. Гринин, А. В. коротаев социальная макроэволюция и исторический процесс (к постановке проблемы)*
Оно дифференцируется на алломорфоз, то есть преобразование организации без повышения или упрощения ее сложности, и специализацию,...
К постановке проблемы iconВ каком слове не допущена ошибка в постановке ударения: верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
В каком слове не допущена ошибка в постановке ударения: верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1 бАлуясь, 2 осведомИшься,...
К постановке проблемы iconStudia Rossica XVI
Ирина Гитович, Литературная репутация Чехова в пространстве российского XX века: реальность и аберрации (к постановке вопроса), s....
К постановке проблемы iconВысшего профессионального образования
Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации
К постановке проблемы iconПромежуточно-асимптотическое представление решений задач о трещинах в среде с поврежденностью в связанной постановке
Рис. Геометрия области полностью поврежденного материала у вершины трещины антиплоского сдвига для и
К постановке проблемы iconП л а н
Участие во Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных...
К постановке проблемы iconПерспективное планирование в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи 2012-2013 учебный год
Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков ( проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики)
К постановке проблемы iconМетод акустического темного поля
Это делается для того, чтобы математические и технологические операции, соответствующие его реализации при обработке сигналов и постановке...
К постановке проблемы iconГипотеза Пуанкаре и гипотеза Терстона
Харьковского университета С. Н. Бернштейном (1880-1968). Окончательное решение 4-й проблемы Гильберта дано А. В. Погореловым. Кроме...
К постановке проблемы iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (специальности) 071002 Графика специализация №4 «Художник-график (оформление печатной продукции)»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница