Учебное пособие Ульяновск 2008 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент




Скачать 18,26 Kb.
НазваниеУчебное пособие Ульяновск 2008 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент
страница1/13
Дата03.02.2016
Размер18,26 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Ильичева

Ирина Викторовна


КЕЙС-СИТУАЦИИ:

Учебное пособие


Ульяновск 2008


Рецензент: кандидат экономических наук, доцент

Шалаева Вера Александровна


Ильичева И.В.

Кейс-ситуации: Учебное пособие. – Ульяновск, 2008. – 142 с.


Активные формы обучения играют важную роль в формировании знаний, умений и навыков принятия решений по вопросам управления организациями и предприятиями. Использование кейс-методов позволяет в значительной степени улучшить качество обучения благодаря сочетанию полученных теоретических знаний с накопленным практическим опытом. Обсуждение ситуаций в группах формирует умения работать в команде.

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей ВУЗа при изучении курсов: «Маркетинг», "Менеджмент", «Основы бизнеса», «Управление персонала». Пособие может использоваться студентами всех форм обучения, а также действующими менеджерами как самостоятельно, так и под руководством преподавателя.


 Ильичева И.В.

©Ульяновск, 2008

Введение

Применение кейс-методов в преподавании

Кейсовая методика - в основе педагогическая. В начале ХХ в. эту методику стали использовать при подготовке управленческих кадров. Слово «кейс» переводится с английского как случай, ситуация. Использование кейс-методов позволяет в значительной степени устранить недостатки обучения благодаря сочетанию полученных знаний с накопленным опытом.

Кейсы бывают разными. В кейсах предприятия дается его характеристика, и обучающемуся предлагается провести аудит с помощью поставленных в задании вопросов. Кейс-ситуации построен по-другому: есть только ситуация и ее признаки, анализируя которые необходимо выявить проблему, про­вести диагностику, найти варианты решений и выбрать из них опти­мальное. Этот выбор должен быть обоснован, все должно быть про­считано, в том числе возможные последствия и препятствия.

Преподаватель должен организовать работу по решению кейса в зависимости от размещения группы, числа и состава ее участников, организационной структуры, группы обучающихся, способов работы с кейсом, обсуждения результатов и подведения итогов.

Наилучшие условия создаются, когда каждая группа работает в отдельном помещении, а итоги подводятся в общем зале. Однако, чаще занятия проводят в помещениях без перегородок, изолирующих группы. Столы в них необходимо размещать как можно дальше один от другого.

На активность участников влияет их число и порядок размещения за рабочим столом. Предпочтение отдается четному числу участников (оптимальный вариант - четыре или шесть человек), расположенных за общим столом попарно друг против друга, чтобы все обучающиеся имели собеседников и принимали активное участие в работе.

При формировании группы необходимо соблюдать добровольность, учитывая, что объединение обычно происходит на основе личной дружбы, общих интересов и т.п. Работая с последующими кейсами, преподаватель должен поощрять изменение состава группы по инициативе самих обучающихся. Это способствует разрушению складывающихся в группе традиций и повторяющихся стандартов (которые могут привести к снижению творческого потенциала), смене по­стоянных лидеров (со временем возникает риск навязывания группе своего мнения), а также активизирует работу группы.

В группе нужно создать условия самодисциплины и самооргани­зации. Группа самостоятельно выбирает ответственного (руководите­ля) для работы и подведения итогов, а также секретаря, определяет время работы и отдыха.

Работа группы с кейсом включает:

• представление кейса преподавателем;

• индивидуальное изучение кейса каждым членом группы;

• разработку вариантов индивидуальных решений;

• обсуждение вариантов индивидуальных решений в группе;

• разработку единого группового решения;

• подготовку к обсуждению и дискуссии.

Для обсуждения результатов каждая группа выделяет участника, который представляет вариант решения и группу в дискуссии. Одна из групп, назначенная преподавателем, представляет свой вариант решения на доске, а другим группам дается время (не более двух минут) для высказывания своего мнения о предложенном варианте решения.

Итоги подводит преподаватель. В отличие от других видов семи­нарских и практических занятий при кейсовой методологии нельзя оценивать знания по балльной системе, достаточно отметить учас­тие. Для выявления индивидуальных способностей участников мож­но использовать метод тестирования по завершении каждого раздела или всего курса. Для каждого из предлагаемых кейсов возможно несколько решений. Каждая группа представляет свое решение и от­стаивает его.

Раздел 1.

Кейс-ситуации к курсу «МАРКЕТИНГ»


1. УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «НАДЕЖДА»1

Учебный центр (УЦ) «Надежда» был создан в 1992 г. как отдел на предприятии, занимающемся разработкой и внедрением программ­ных продуктов. В 1995 г. учебный центр выде­лился в самостоятельное предприятие, учредителем которого была «Надежда» - лидер российского рынка в разработке программных продуктов. Все клиенты материнского предприятия автоматически становились клиентами УЦ «Надежда». Такая же ситуация складывалась и у других предприятий - разработчиков программно­го обеспечения, которые имели свои учебные центры и обу­чали в них клиентов.

Ведущие мировые фирмы - создатели программного обеспече­ния разрабатывают специальные курсы обучения своим программным продуктам, которые называются авторизованными и обладают особенностями:

• программы, методику, требования к преподавателю, учебному классу, технике предлагает сама фирма-разработчик;

• все курсы одинаковы во всех странах;

• слушатель получает сертификат международного образца;

• фирма-разработчик контролирует деятельность учебного центра и лишает его авторизации при нарушении условий проведения курсов; • каждый курс занимает один рабочий день и обычно продолжа­ется пять дней.

Экспертный опрос, проведенный в московских учебных цент­рах, показал, что в течение двух последних лет лидером рынка обуче­ния являются программные продукты «Майкрософт». Руководство УЦ принял о решение развивать это направление. В мае 1997 г. УЦ «На­дежда», вложив необходимые средства, получил статус авторизован­ного учебного центра фирмы «Майкрософт», однако ему не удалось набрать ни одной учебной группы, и его деятельность стала убыточ­ной. Учебный центр «Надежда» был независимым (материнская ком­пания «Майкрософт» им не занималась) и самым молодым на рынке авторизованного обучения Москвы.

Рынок авторизованного обучения программным продуктам «Май­крософт» В Москве насчитывал 12 авторизованных учебных центров «Майкрософт», которые составляли «Надежде» серь­езную конкуренцию. Неавторизованные учебные центры не оказыва­ли влияния на рынок.

Семь из одиннадцати учебных центров принадлежали крупным фирмам - разработчикам проектов в области информационных тех­нологий, для которых обучение являлось маркетинговой поддержкой продаж. Один учебный центр принадлежал высшему учебному заведе­нию, еще один был частным. Торговые марки двух учебных центров из восьми были самыми узнаваемыми и авторитетными, и им принад­лежала значительная доля рынка.

Объем рынка авторизованного обучения программным продук­там «Майкрософт» в России растет быстрыми темпами, причем Москва занимает 80% этого рынка. Человек, сдавший международные экзамены, получает звание сертифицированного специалиста «Майкрософт» - МСР. Число слу­шателей авторизованных курсов примерно в два раза больше, чем людей, сдавших международные экзамены. По цене стандартного набора курсов учебные центры можно разделить на три группы: А (свыше 15000 рублей за обучение); В (от 11200 до 15000 рублей); С (от 6250 до 11200 рублей).

Доля частных лиц среди клиентов авторизованных учебных цен­тров «Майкрософт» составляет: в мире - 12%; в России - 20%.

Частные лица распределяются между группами учебных цент­ров следующим образом: в группе А - 10%; в группе В - 2%; в группе С - 88%.

Маркетинговые опросы показали, что потребители использовали следующие источники для выбора учебного центра: информацию компании - системного интегратора; рекламу через Интернет; рекомендации знакомых; рекламу в специализированной прессе; выставки.

Группа А ориентирована на крупных и средних корпоративных клиентов. Цена за курс постепенно растет, оставаясь, однако, в два­-три раза ниже мировой. Большая часть крупных корпоративных кли­ентов поделена между учебными центрами этой группы. Клиентов привлекает известное имя, а также рекомендации бывших клиентов. Учебные центры заинтересовывают в обучении, вводя прогрессирующую шкалу скидок для крупных клиентов.

Группа В привязывает плату за обучение к цене, которую могут заплатить средние корпоративные клиенты и частные лица, работа­ющие в области информационных технологий (с учетом скидок). Эти центры позиционируют себя по качеству, как не уступающие группе А, но с доступными ценами.

Группа С стремится держать самые низкие цены на рынке, изыс­кивая средства для их дальнейшего сокращения (иногда за счет каче­ства услуг). Учебные центры, входящие в эту группу, ориентируются на частных слушателей и мелких корпоративных клиентов. Клиенты данной группы получают информацию через Интернет, а также через рекламу в специализированных изданиях.

Опрос, проведенный среди 500 слушателей авторизованных учеб­ных центров, показал, что для корпоративных клиентов цена являет­ся основным показателем качества обучения. Для частных лиц цено­вая эластичность обучения значит гораздо больше, чем для корпора­тивных пользователей.

Стратегия УЦ «Надежда» до 1997 г. представлялась следующей. Цены для корпоративных клиентов были на уровне цен группы А, скидки для частных лиц были значительно меньше, чем в группе В. Методы стимулирования сбыта традиционны и ничем не отличались от методов, применяемых другими учебными центрами. Реклама была вялая и велась путем адресной рассылки по электронной почте кор­поративным клиентам. «Надежда» позиционировала себя на рынке как солидный учебный центр для солидных корпоративных клиентов.

В конце 1997 г. совет директоров материнского предприятия и УЦ «Надежда» пришли к выводу о том, что маркетинговая полити­ка учебного центра на рынке «Майкрософт» себя не оправдала. Поскольку этот рынок имеет стабильные темпы развития в Москве и хорошие перспективы в будущем, было принято решение остаться на рынке, разработав новую маркетинговую стратегию и тактику про­движения и реализации услуг. По расчетам финансистов, для компен­сации потерь УЦ «Надежда» необходимо овладеть 10% рынка через полгода и 15% - через год. На следующее заседание совета директо­ров руководство УЦ должно представить новую стратегию и убедить всех в возможности ее реализации.

Вопросы

1. Какую стратегию могут предложить руководители УЦ «На­дежда» совету директоров?

2. Какую стратегию смогли бы предложить вы?

3. Каковы перспективы УЦ «Надежда»?


2. САЛОН «C&D»2

Голландская фирма «C&D» имеет салон розничной торговли на территории крупного торгового дома и предлагает покупателям швей­ные и трикотажные изделия. Сезонное предложение товара осуще­ствляется за две недели до начала сезона. При реализации новой коллекции товаров летнего сезона не оправдались прогнозы руководства относительно объема розничного товарооборота и количества совершенных покупок. Специалисты по маркетингу провели анализ сложившейся ситуации и внесли предло­жения по совершенствованию маркетинговой стратегии салона.

Анализ рынка. Основными конкурентами C&D являются сало­ны А, В, D, Х, У, торгующие на территории торгового дома, характе­ристика которых в порядке убывания престижа и цен приведена в таб­лице.

Характеристика торговых салонов

Средняя цена покупки, долл.

Салон

2003 г.

2004 г.

2005 г.

А

369

382

1 571

C&D

126

133

109

В

87

111

176

D




92

202

Х

42

50

63

У

39

30

34


При опросе покупателей в «C&D» были предложены следующие вопросы:

1) как часто вы посещаете салон "C&D»;

2) как часто вы делаете покупку в салоне;

3) какова причина отказа от покупки;

4) какую покупку сделали вы сегодня, и по какой цене;

5) какую вещь вы предпочли бы купить в будущем, и за какую цену;

6) какие замечания и пожелания хотели бы вы сделать в адрес салона?

Обобщенные итоги покупательского опроса свидетельствуют о том, что потребители, регулярно и часто посещающие салон (от од­ного до двух раз в месяц), отмечают недостаточно широкий диапазон размеров (от 44 до 54), редкое и нерегулярное обновление коллек­ций, ограниченный ассортимент, однообразную цветовую гамму.

Покупатели, посещающие салон в среднем один раз в два-три месяца и реже, отмечали, что в салоне слабо представлены или вовсе отсутствуют вечерние платья и костюмы. Покупатели в целом привет­ствуют преобладание в ассортименте товаров летнего сезона и до­ступность цен. Фасоны коллекции удовлетворяют требованиям при­близительно 40% опрошенных.

Потребители отметили гибкую систему скидок и возможность «распаривать» костюмы. По общему мнению, - это шаг навстречу по­купателям. Недостаточность ассортимента сезонных товаров отмети­ли 30% опрошенных.

Можно считать, что постоянная клиентура салона в целом сформировалась. Специалисты по маркетингу предложили руководству салона при разработке стратегии развития использовать модель типо­логии покупательниц, предусматривающую группировку по стилям: основательные, деловые, вычурные, ценящие удобство и комфорт, соблазнительницы.

Характеристика розничного товарооборота и экономические показатели салона «C&D». Средние цены покупок в салоне возросли в 2004 г. по сравнению с тем же периодом 2003 г., а в 2005 г. уменьши­лись относительно уровня двух предыдущих лет. Объем реализации салона в 2005 г. резко упал по сравнению с 2003 г. и хотя к концу года он снова возрос, но так и не достиг уровня 2003 г. Были выявлены диспропорции между динамикой средней цены покупки и количеством проданных изделий. В 2005 г. увеличение реализации отставало по темпам роста от уровня средней цены изделия.

На увеличение количества покупок в конце 2005 т. повлияли уста­новление валютного коридора, стабилизация цен, сокращение ин­фляции до 3-5% в месяц. Отмечается также усиление конкуренции со стороны розничных предприятий и других салонов.

Розничный товарооборот салона «C&D» в декабре 2004 г. сни­зился по сравнению с декабрем 2003 г. на 33%. Увеличился в декабре 2005 г. по сравнению с декабрем 2004 г. на 12%. Количество покупок в декабре 2004 г. в сравнении с 2003 г. уменьшил ось на 36%. Увеличи­лось в декабре 2005 г. по сравнению с тем же периодом 2004 г. на 37%. Падение розничного товарооборота и уменьшение количества покупок в декабре 2004 г. по сравнению с декабрем 2003 г. объясняет­ся изменением социально-экономической обстановки в стране:

• ростом рублевой инфляции до 30% в месяц по товарной группе одежды и верхнего трикотажа;

• ростом инфляции издержек обращения в торговле;

• ростом безработицы;

• невыплатами заработной платы.

В 2005 г. объем розничного товарооборота салона, и количество совершенных покупок возросли по сравнению с 2004 г. (хотя и не до­стигли уровня 2003 г.) в результате:

• установления валютного коридора;

• сокращения рублевой инфляции до 6-9% в месяц по товар­ной группе одежды и верхнего трикотажа;

• изменений на рынке рабочей силы.

Кроме того, специалисты салона «C&D" приспособились к но­вым условиям торговли: изучили методы работы конкурентов и на­учились их «побеждать» с помощью умеренных стабильных цен и гиб­кой системы скидок, исследовали запросы российских потребителей. Средняя цена покупок в декабре 2004 г. выросла по сравнению с тем же периодом 2003 г. на 5,5%, а в 20005 г. упала в сравнении с 2004 г. на 18%. Это противоречит тенденциям, которые наблюдались в динами­ке розничного товарооборота и количестве совершенных покупок. Очевидно, что в декабре 2004 г. на салон «C&D» обратили внимание покупатели с более высокими доходами, чем у постоянных посетите­лей, которые все-таки не могли приобретать товары в других более дорогих салонах. Эта кратковременная тенденция изменения предпо­чтений связана с общим экономическим положением в стране и в 2005 г. она потеряла актуальность.

Задание

Разработайте маркетинговую стратегию салона «C&D» с учетом прове­денных маркетинговых исследований.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Учебное пособие Ульяновск 2008 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине инвестиции для студентов, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
И. Я. Лукасевич; кандидат экономических наук, доцент И. В. Воротникова, кандидат экономических наук, доцент В. В. Докучаев
Учебное пособие Ульяновск 2008 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент icon«московский психолого-социальный университет» юридический факультет утверждаю
Рецензент: Гендугова М. Б кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных платежей и валютного контроля Российской таможенной...
Учебное пособие Ульяновск 2008 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент iconМетодические рекомендации Москва 2011 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и организация производства на предприятиях апк»
Основные требования к содержанию и правила оформления выпускных квалификационных работ. Методические рекомендации – М.: Ноу впо инэп,...
Учебное пособие Ульяновск 2008 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент iconЙохна Н. А., кандидат технических наук, профессор (темы 1, 3, 5) Декалюк Е. В., кандидат экономических наук, доцент (темы 2 и 4)
Фаза Магистратура. Модульный элемент «Образовательный менеджмент в Украине и за рубежом»
Учебное пособие Ульяновск 2008 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент iconУчебное пособие для вузов
Сумской Дмитрий Александрович, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Российского государственного социального университета,...
Учебное пособие Ульяновск 2008 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент iconАнглийский для студентов-экономистов часть 2 Учебное пособие Краснодар 2011
И. В. Мятченко, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков (Краснодарский университет мвд рф)
Учебное пособие Ульяновск 2008 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент iconУчебное пособие для вузов
Колобова Светлана Владимировна, доцент кафедры трудового, земельного и экологического права Поволжской академии государственной службы...
Учебное пособие Ульяновск 2008 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент iconВредители зерновых культур
Рецензент Александров Т. Ф. доцент кафедры фитопатологии и химической защиты растений, кандидат с Х. наук
Учебное пособие Ульяновск 2008 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент iconН. Н. Федосенко кандидат технических наук, доцент
В. П. Казаченко доцент кафедры материаловедения уо «Белорусский государственный университет транспорта», кандидат физико-математических...
Учебное пособие Ульяновск 2008 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент iconУчебное пособие. / Сост
Составители: кандидат филол наук Исмаева Ф. Х., кандидат филол наук Хованская Е. С
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница