Методическая разработка раздела учебной программы «История древнего Мира 5 класс»




НазваниеМетодическая разработка раздела учебной программы «История древнего Мира 5 класс»
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер18,6 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4


Филиал МБОУ Пожарской СОШ Староберезовская ООШ


Методическая разработка раздела учебной программы

«История древнего Мира - 5 класс»

(под ред. авторов: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкой


«Древний Египет»


Работу выполнила:

учитель филиала МБОУ Пожарской СОШ

Староберезовская ООШ

Терешкина Е.Н.


Сергач 2012

Методическая разработка раздела образовательной учебной программы по истории Древнего мира – 5 класс

«Древний Египет» - 8 часов

Пояснительная записка

Моя работа посвящена методической разработке раздела «Древний Египет».

Программа разработана на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по истории МО РФ, 2008 г и авторской программы под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира», 2009 г. Рабочая программа рассчитана на 68часов учебного времени.

Темы раздела построены таким образом, что ребенок постепенно шаг за шагом входит в удивительный и увлекательный мир истории.

Для методической разработки мною был выбран раздел «Древний Египет».

На изучение данного раздела в программе отводится 8 часов учебного времени.


№ урока

Название тем урока

Количество часов

1(9)

Государство на берегах Нила.

1

2(10)

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

3(11)

Жизнь египетского вельможи.

1

4(12)

Военные походы фараонов.

1

5(13)

Религия древних египтян.

1

6(14)

Искусство Древнего Египта

1

7(15)

Письменность и знания древних египтян

1

8(16)

Обобщающий урок по теме «Древний Египет»

1


«Древний Египет» - первая серьёзная незнакомая для обучающихся 5 класса тема по истории, так как с темой «Жизнь первобытных людей» они подробно знакомились на уроках экономики в начальных классах, и она обычно не вызывает затруднений. Поэтому очень важно при изучении темы «Древний Египет» настроить ребят на серьёзное изучение истории как науки, привить интерес к предмету.

Зачастую ребятам сложно понять исторические события, усвоить множество понятий, поэтому необходимо разнообразить формы работы на уроке, поддерживая интерес каждого ученика к изучаемой теме. Данная методическая разработка позволяет показать, как можно сочетать разнообразие форм работы на уроке, не перегружая его, что очень важно для обучающихся 5 класса.

Данный раздел программы имеет огромное значение для дальнейшего успешного усвоения курса истории обучающимися 5 класса, так как он:

  • знакомит с общим понятием «цивилизация» и этапами развития одной из древнейших цивилизаций в истории человечества;

  • даёт знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ общей образованности;

  • даёт представление об отличии Древнего мира от мира современного;

  • предоставляет возможность сравнения первобытности и цивилизации;

  • приобщает детей к культуре Древнего Египта, оказавшей влияние на развитие культуры других стран;

  • показывает взаимодействие человека с окружающей природой;

  • даёт начальное представление о форме правления, социальной структуре, внутренней и внешней политике государства



Цели и задачи

Цели:

1. Осветить экономическое развитие и формы социального и политического строя Древнего Египта.

2. Охарактеризовать становление и особенности деспотической формы правления и религиозных верований Древнего Египта.

3. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил свой позитивный след в истории человечества.

Задачи:

  1. Познавательные:

Познакомить обучающихся с местоположением, природными условиями, главными занятиями и бытом различных групп населения Древнего Египта, религией, искусством, письменностью и научными знаниями древних египтян.

2.Развиваящие:

Развивать умения сравнивать исторические факты, давать им оценку, в связной монологической форме пересказывать текст учебника, делать выводы, раскрывать содержание понятий, иллюстраций, анализировать исторические источники, работать с картой.

3.Воспитательные

Воспитывать у обучающихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм, прививать любовь к прекрасному, уважительное и бережное отношение к историческим реликвиям и произведениям искусства.

Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися 5 класса

По свидетельству психологов, в младшем школьном возрасте в связи с началом этапа полового созревания происходят изменения в познавательной сфере младших подростков:
• замедляется темп их деятельности;
• выполнение определенных видов работ нуждается в больше времени;
• дети чаще отвлекаются;
• могут быть раздраженными, невнимательными;
• могут неадекватно реагировать на замечание и т.п.
Это, как следствие, может быть причиной снижения уровня учебных достижений, потери мотивации к обучению, порождать конфликтные ситуации между ровесниками и взрослыми.

Вместе с тем довольно часто у школьников этой группы проявляется так называемое «чувство взрослости»: дети нуждаются в уважении и самостоятельности, серьезном и доверчивом отношении к ним со стороны взрослых. Если же основная школа не предлагает ученикам средств реализации их чувств, взрослости, то у подростков формируется установка на учительскую несправедливость и необъективность.
Результат той или другой деятельности для младшего подростка довольно часто является второстепенным, а на первое место выходит сам замысел. Поэтому необходимо стимулировать инициативу, самостоятельность, детское творчество, а не только «контролировать» результаты учебной деятельности, чтобы обучение не потеряло для подростка привлекательность и актуальность.
Чтобы найти оптимальные формы и методы взаимодействия при работе в 5 классе, важно познакомиться с учебными программами для начальной школы, методикой работы с детьми конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.

Нельзя осложнять жизнь пятиклассников неоправданно высокими требованиями к ним. Этого нельзя допускать, по меньшей мере, с трех причин:
• Содержание учебных предметов основной школы выстраивается системно, что, в свою очередь, предусматривает сформированность у школьников хорошо развитого теоретического мышления. У пятиклассников же оно лишь формируется, они привыкли работать с единичными понятиями и терминами. Поэтому, чтобы не перегружать пятиклассников, научные термины и понятия необходимо вводить постепенно, учить детей выделять их, характеризовать, использовать в разных ситуациях во время уроков по разным предметам. Причем не только на репродуктивном уровне (запомни, повтори), а и на основе уже сформированных представлений и опыта практической деятельности.
• Высокие требования к самостоятельности и ответственности подростков без учета их возрастных особенностей могут представлять угрозу для эмоционального благополучия ребенка.
• Взрослые ожидают от подростков способности понимать других людей, сосуществовать с ними на принципах равноправия и толерантности, а у пятиклассников эти свойства лишь начинают формироваться, и их развитие требует терпения, осторожности, диалогового обучения, создание ситуаций, в которых подростки учатся учитывать разные точки зрения.
Исходя из данных особенностей обучающихся 5 класса при отборе содержания образования раздела «Древний Египет» следует применить следующие принципы:

  • принцип доступности;

  • принцип наглядности;

  • принцип толерантности;

  • принцип научности;

Важно так же использовать в работе с учащимися 5 класса следующие подходы:

• создать атмосферу доброжелательности, искренности; строить отношения со школьниками с учетом их индивидуальности, готовности к учебной деятельности;
• рядом с индивидуальными формами развивать групповые формы проведения занятий, качественно изменяя степень ответственности каждого за общий результат;
• развивать рефлексивные умения учеников смотреть на себя «со стороны», формировать привычки самоконтроля и самооценки;

  • шире применять нетрадиционные формы организации обучения: игру, дискуссии, практические работы, круглые столы и другие;

  • работать над развитием речи учащихся, так как она является основой умственной деятельности;

  • обучение истории должно быть для школьника источником положительных эмоций, которое поможет найти свое место среди ровесников, поддержит уверенность в себе, в своих силах. Важно, чтобы эти положительные эмоции учащиеся связывали с процессом обучения.

В соответствие с этими особенностями должна строиться работа учителя.


Ожидаемые результаты освоения раздела программы.


В итоге изучения раздела «Древний Египет» обучающиеся 5 класса:

  • приобретают и систематизируют новые знания о Древнем Египте, как об одной из древнейших цивилизаций мира;

  • усваивают исторические понятия;

  • формируют умения делать выводы, анализировать ответы друзей, исторические документы, работать с картой;

  • получают навыки коллективной работы, работы в парах, творческой работы;

  • приобщаются к культурному наследию древних египтян;

  • получают навыки работы с тестами, кроссвордами, таблицами, схемами.



5. Технология и формы организации деятельности

Исходя из целей и задач методической разработки раздела «Древний Египет», следует чередовать традиционные формы проведения уроков с выдержанной структурой комбинированного урока и нетрадиционные: проблемный урок, урок - круглый стол, урок игра, урок – игровой практикум.

Традиционные уроки позволяют настроиться обучающимся 5 класса на определённый ритм занятий, сосредоточиться на усвоении нового материала, закреплении и систематизации пройденного. Но виды работ на таких уроках должны быть различными, чтобы уроки не были шаблонными и монотонными, чтобы активизировать познавательную активность ребят. Тесты, кроссворды, карточки, лото помогут детям закрепить полученные знания, а учителю – проверить эти знания, поработать над ошибками ребят. Тестовые задания должны быть интересны ученикам, не вызывать неприятия и отторжения, нельзя превращать тестирование в основную форму проверки знаний. Заполнение таблиц и схем позволит активизировать самостоятельную работу обучающихся. Работа с историческими источниками поможет ребятам анализировать текст, выделять главное, искать ответы на вопросы, пытаться понять мысли и переживания автора. Тексты с ошибками развивают внимание ребят, активизируют память, логику мыслей.

Нетрадиционные уроки учат обучающихся 5 класса применять полученные знания в новых для них ситуациях, активизируют познавательную активность, развивают творческое воображение, стимулируют ребят к получению новых, дополнительных знаний, прививают навыки коллективной работы, что приводит к сплочению классного коллектива.

Методы, средства и приемы обучения.

Изучение данного раздела предполагает возможность использования разнообразных методов, форм организации деятельности учителя и обучающихся, позволяющих добиться высокого уровня подготовки.

Методы обучения

Средства обучения

Приемы обучения

Устный (словесный)

Рассказ, монолог, диалог, беседа

Разработка сюжетного рассказа, повествование аналитическое и картинное описание, характеристика, объяснение, рассуждение.

Печатно-словесный

(текст + слово)


Учебник, хрестоматия,

художественная литература, рабочая тетрадь, книга для чтения.

Анализ документов, выписывание понятий, таблицы, вычленение смысловых единиц.

Наглядный

Наглядность предметная,

условно-графическая,

карты, иллюстрации,

учебные картины

Анализ картины, рассказ по картине, работа с аппликациями, схемами, выполнение рисунка, заполнение контурной карты.

Практический

Образцы древнеегипетского письма.

Рисование, составление и запись слов и предложений, расшифровка имён.

Изготовление свитка.



Календарно-тематическое планирование по разделу





Тема урока

Тип урока

Основное содержание

Домашнее задание

1

Государство на берегах Нила

Урок изучения нового материала

От первобытности к цивилизации. Сообщение о природных условиях Египта. Объединение Египта.
Новые понятия: цивилизация

§ 6, вопросы 1,2;
рабочая тетрадь № 1. Задание  №22, стр. 19

2

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Комбинированный

Работа над памяткой для оценки устного ответа одноклассника на уроке истории; индивидуальная работа по карточкам или  работа с контурной картой по рабочей тетради; Жители Египта; Жизнь и труд земледельцев и ремесленников; сбор налогов.

§ 7, рабочая тетрадь № 1 №27

3

Жизнь египетского вельможи

Комбинированный

Проверочная работа. О гробницах вельмож. Служебные обязанности  вельмож. Практический урок: работа с историческим источником (их условия жизни, дом, служба, дворец фараона, гробница фараона).

§ 8,
вопросы 1, 2, 3.

4

Военные походы фараонов

Комбинированный

Вооружение египетского войска. Походы египетских фараонов. Цели и последствия походов Тутмоса III. Работа с картой уч. стр. 44

§ 9, рабочая тетрадь №. 1 стр. 24, №28.

5

Религия древних египтян

Комбинированный

Боги и жрецы древних египтян. Мифология Др. Египта. Религия и власть фараона (Книга Мертвых)

§ 10 раб тетрадь №1 стр. 29, № 33 или для сл.стр. 26-27 №31 ,32

6

Искусство Древгено Египта

Урок изучения нового материала

Практическая групповая работа с историческим источником, отвечая, дети заполняют таблицу.
( гробницы царей Египта, египетские пирамиды, храмы, египетские папирусы).

§ 11-12

7

Письменность и знания древних еиптян

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Практическая групповая работа с историческим источником, отвечая, дети заполняют таблицу.
( гробницы царей Египта, египетские пирамиды, храмы, египетские папирусы).

§ 11-12

8

Обобщающий урок по теме «Древний Египет»

Урок обобщения и систематизации знаний
















  • Учитель: Терёшкина Елена Николаевна.

  • Образование: Средне – специальное ( IV курс АГПИ. Гайдара)

  • Педагогический стаж: 8 лет

  • Квалификационная категория: II

  • Предмет: Всеобщая история

  • Класс: 5

  1   2   3   4

Похожие:

Методическая разработка раздела учебной программы «История древнего Мира 5 класс» iconРабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории.
Древнего мира. Согласно требованиям времени, определена концептуальная основа рабочей программы – социокультурный, цивилизационный...
Методическая разработка раздела учебной программы «История древнего Мира 5 класс» iconУчебники Программы Предмет Автор Название, год издания 5 абвд всеобщая история аа вигасин ги годер ис свенцицкая «История Древнего мира. 5 класс»

Методическая разработка раздела учебной программы «История древнего Мира 5 класс» iconСписок учебников для 5 класса 5 класс История Уколова В. И, Маринович Л. П. Учебник. История Древнего мира: 5 класс / Под ред. А. О. Чубарьяна. М.: Просвещение, 2010
Уколова В. И, Маринович Л. П. Учебник. История Древнего мира: 5 класс / Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2010 -2012г...
Методическая разработка раздела учебной программы «История древнего Мира 5 класс» iconСписок учебников для 5 класса 5 класс История Учебник Уколова В. И, Маринович Л. П. История Древнего мира: 5 класс / Под ред. А. О. Чубарьяна. М.: Просвещение, 2009 г
Учебник Уколова В. И, Маринович Л. П. История Древнего мира: 5 класс / Под ред. А. О. Чубарьяна. М.: Просвещение, 2009 г
Методическая разработка раздела учебной программы «История древнего Мира 5 класс» iconИстория России XX век Часть 1 / История России XX век Часть 2
Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс / Всеобщая история. История древнего мира 6 класс
Методическая разработка раздела учебной программы «История древнего Мира 5 класс» iconИстория Древнего мира. 5 класс
Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений
Методическая разработка раздела учебной программы «История древнего Мира 5 класс» iconИстория Древнего мира
Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира» издательство «Просвещение», Москва 2007 г. По отношению к примерной программе...
Методическая разработка раздела учебной программы «История древнего Мира 5 класс» iconРабочая программа по «истории Древнего мира»
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе...
Методическая разработка раздела учебной программы «История древнего Мира 5 класс» iconУколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего Мира. 5 класс. Изд
История 10-11 классы. Подготовка к егэ. Просвещение. Под редакцией Алхазашвили Д. Н. Бутузова А. В., Кацвы Л. А.,Лукутина А. В
Методическая разработка раздела учебной программы «История древнего Мира 5 класс» iconУчебники и программы по предметам Класс
Программа по истории Древнего мира. 5 класс. Авторы: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница