«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу»




Скачать 15,69 Kb.
Название«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу»
страница1/30
Дата03.02.2016
Размер15,69 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30




Министерство образования и науки РФ

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный индустриальный университет»

в г. Вязьме Смоленской области

(филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме)


НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ


«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ »


ТОМ 1. ЭКОНОМИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


г. Вязьма

2011

УДК 334


ББК 65.012

П-71


Научно-практическая конференция: «Предпринимательство в условиях инновационно-инвестиционного развития России». Том 1. Экономика и информационные технологии. Вязьма: филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме, 2011 – 229 с.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ


- Бармашова Л.В., доцент, кэн, филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме

- Павлов Н.Е. доцент, кпн, филиал ФГБОУ ВПО

«МГИУ» в г. Вязьме

- Викторова Т. С. доцент, кэн, филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме

- Кучерова Е. Н. кэн, филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ»

в г. Вязьме


Технический редактор:

Воробьева М. А.


ISBN 978-5-902327-90-5


Напечатано в Редакционно-издательском центре филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме, ул. Просвещения, д. 6а.

Тираж: 100 экз.

Подписано в печать: 18.05.2011г.


МОТИВАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

MOTIVATION INNOVATION

Андреева Л.А., студентка филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьма

Andreeva L.A, student branch FGBOU VPO "MGIU" in Vyazma


Аннотация

В статье рассмотрены особенности мотивации инновационной деятельности предприятий. Рассмотрены теоретические аспекты термина «мотивация» в сфере инновационной деятельности, степень влияния мотивообразующих факторов на мотивацию инновационной деятельности субъекта инноваций.

Аbstract

The article describes the features of the motivation of innovation enterprises. The theoretical aspects of the term "motivation" in the field of innovation, impact on the motivation factors motivoobrazuyuschih innovation subject innovation.

Ключевые слова: инновации, новшества, мотивация, научно- технический прогресс, инвестиции, мотивационный механизм.

Keywords: innovation, innovation, motivation, technological change, investment, motivational mechanism.


Целью данной статьи является рассмотрение мотивов инновационной деятельности предприятий. Построение мотивационного механизма является одним из основных факторов результативности инновационной деятельности. Развитие мирового экономического сообщества в настоящее время зависит от достижений государства в области инноваций и его научно-технического потенциала. Необходимыми условиями успешной конкуренции и экономического роста являются способность создавать и эффективно использовать новые знания. Инновационный путь развития возможен тогда, когда существуют необходимые условия для эффективной реализации накопленного инновационного потенциала страны. Для управления инновационными процессами необходимо построить действенный механизм.

При этом психологические аспекты инновационной деятельности играют огромную роль при преодолении инновационной инертности субъектов предпринимательства различных форм хозяйствования. Необходимо изменить отношение этих субъектов к новой реальности, чтобы понять роль активизации инновационных изменений. А для этого необходимо понять действительные мотивы инновационной активности предприятий различных форм организации. Поэтому необходимо проработать аспекты мотивации, которая выступает одним из факторов результативности инновационной деятельности для построения адекватного мотивационного механизма.

Рассмотрим теоретические аспекты понятия «мотивация» в контексте инновационной деятельности.

Между предприятиями, которые рассматриваются как субъекты инноваций, складываются сложные экономические отношения, поэтому инновационный процесс осуществляется с присущими ему специфическими закономерностями. Но при этом данный процесс поддается управлению.

Адекватную систему управления инновационной деятельностью можно сформировать, если знать, что побуждает субъекты хозяйствования активировать свою инновационную деятельность, какие мотивы лежат при этом. [1]

Под мотивацией понимается процесс формирования мотивационной структуры, представляющий собой совокупность мотивов, которые под воздействием комплекса мотивообразующих факторов, побуждают субъект к целенаправленному поведению для получения определенного результата.

Мотивация инновационной деятельности рассматривается как постоянный осуществляемый процесс, представленный как совокупность взаимосвязанных элементов, которые взаимно обуславливают друг друга и в целом характеризуют мотивационный механизм инновационной деятельности.

Для определения сущности и принципов действия мотивационного механизма инновационной деятельности нужно иметь четкое представление о следующих моментах:

какие из субъектов инновационной деятельности осуществляют мотивирование, а какие испытывают побуждающее воздействие;

объект мотивации – это то, на что конкретно направлено мотивационное воздействие;

что конкретно субъекты инновационной деятельности желают достичь через мотивацию, то есть определяется цель осуществления мотивации;

что рассматривается в качестве вознаграждения за результаты реализованных действий при осуществлении инновационной деятельности.

Мотивационный механизм инновационной деятельности зависит от таких факторов, как уровень осуществления мотивации, организационная структура субъекта, вид осуществляемой деятельности, выбранная стратегия в области инноваций и т.д.[2]

В качестве субъектов мотивационного механизма инновационной деятельности могут выступать различные участники инновационных процессов, которые связанны между собой сложной системой взаимосвязей по поводу разработки, внедрения и эффективного использования различных видов инноваций. Участниками инноваций, которые оказывают мотивационное воздействие и испытывают это воздействие, могут являться государство, предприятия, научные организации, работники предприятия, финансовые организации инвесторы и другие.

Целью субъекта, который оказывает мотивационное влияние, является стремление через внешние воздействия на другого субъекта-участника инновации пробудить, развить и усилить определенные мотивы, которые побуждают к реализации действий, желательных для мотивирующего субъекта и ведут к получению необходимого результата. Главная задача субъекта, который осуществляет процесс мотивирования, - это формирование мотивообразующих факторов, которые способны вызвать требуемые изменения в мотивационной структуре мотивируемого субъекта. При этом необходимо предвидеть, каким образом внешние мотивообразующие факторы отразятся на мотивации инновационной деятельности субъекта инноваций.

Внешние мотивообразующие факторы условно подразделяются:

на позитивные - факторы, которые вызывают положительную реакцию и активизируют деятельность субъекта в осуществлении инноваций;

негативные – факторы, которые принуждают предприятие к участию в инновационной деятельности, например, различные санкции за невыполнение каких-либо действий, недополучение запланированных результатов.

Негативные факторы оказывают побуждающее влияние в период своего действия, являются кратковременными, ослабляют общий уровень мотивации. В структуре таких мотивов доминирует не стремление чего-то достичь, а боязнь наказания.

Мотивы, которые порождаются внешними факторами и прямым образом не связанны с характером деятельности предприятия, называются экстринсивными мотивами. К таким мотивам можно отнести такие мотивы, как мотив ответственности и долга перед обществом; мотив самоопределения; высокий социальный статус; мотивы в стремлении избежания наказания. При действии этих мотивов привлекательна только то, что с связано деятельностью. Экстринсивные мотивы должны быть подкреплены интринсивными мотивами. При действии интринсивных мотивов активность субъекта вызывается самим процессом и содержанием деятельности, а не только влиянием конкретных внешних факторов. Субъекту должно быть интересно то, чем он занимается, характер его деятельности, должно нравиться проявлять свою интеллектуальную активность.

При реализации инновационной деятельности актуальны процессуально-содержательные мотивы, особенно если идет речь о творческом характере труда разработчиков инновационной продукции. При этом нужно создать условия, когда ведущим мотивом в мотивационной структуре будет сам процесс интеллектуальной деятельности, но не нужно забывать о роли экстринсивных факторов в усилении общего уровня мотивации. [2]

Следовательно, формирование определенной мотивационной структуры происходит при взаимовоздействии внешних и внутренних факторов, которые порождаются самим субъектом. Мотивообразующие факторы выступают при этом побудительной причиной постановки субъектом определенных целей. Субъекту для того, чтобы поставить перед собой цель, нужно иметь соответствующий мотив или их совокупность. Под целью подразумевается осознанный, запланированный результат деятельности, модель будущего продукта деятельности. Цели тесно взаимосвязаны с мотивами, так как побуждают к деятельности, к приложению определенных усилий для достижения поставленных целей.

Постановку целей субъект может осуществлять самостоятельно, то есть субъект должен испытывать мотивационное воздействие. Постановку целей может задаваться и извне, при этом связь формируется от цели к соответствующему мотиву. Следует учитывать, чтобы цель, которая заданна извне, должна быть принята субъектом, стала его целью, чтобы данная цель не воспринималась как навязываемая задача, не было бы стремления изменить поставленную цель. Для этого нужно, чтобы внешняя цель внутренней мотивации субъекта соответствовала условиям ее достижения. Следовательно, субъект должен участвовать при постановке данной цели.

Мотивационный механизм инновационной деятельности включает элемент, который связан с непосредственным осуществлением определенных действий, мотивируемых субъектом при достижении поставленных целей. Чем выше уровень общей мотивации, тем больше усилий мотивируемый субъект должен прилагать. Субъект инноваций получает определенный результат при реализации конкретной линии поведения. В результате реализации такой линии субъект получает вознаграждение за проделанную работу, которое может выступить как в материальной форме, так и в нематериальной. Полученный результат должен быть соотнесен с заданными потребностями, интересами, как субъекта, которое осуществляет мотивационное воздействие, так и субъекта, которое испытывает это воздействие. От того, какой ожидается эффект, выбирается линия дальнейшего поведения субъектов.

Конечный результат - важный фактор, который влияет на мотивацию субъектов-участников инновационной деятельности, может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный результат соответствует ожиданиям или превосходит, способствует усилению мотивации к осуществлению дальнейших инноваций в будущем, дает возможность через различные стимулы закреплять, развивать, поддерживать и усиливать действие определенных мотивов. Отрицательный результат не приносит удовлетворения от инновационной деятельности, связан с условиями риска и неопределенности, которые сопряжены с инновационными процессами, разрушает мотивацию, прекращает действие мотивационного механизма. Но даже полученный отрицательный результат указывает на необходимость формирования другой мотивации через изменение комплекса мотивообразующих факторов. [3]

Таким образом, рассмотрено действие мотивационного механизма инновационной деятельности в общих чертах, взаимосвязь между его составными элементами. Но следует отметить, что есть факторы, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Чтобы уверенно утверждать, какие мотивы являются доминирующими в мотивационной структуре предприятия, нужно длительно наблюдать за поведением данного субъекта. Также существует некоторая непредсказуемость в поведении субъекта инноваций, которая связана с влиянием неопределенности инновационной деятельности и непредвиденной реакцией субъекта на мотивирующее воздействие. Уникальный характер мотивационных структур различных субъектов также является немаловажным фактором, одинаковые мотивы могут по-разному влиять на совершаемые субъектами поступки. Все эти факторы препятствуют созданию универсального механизма мотивации инновационной деятельности, который был бы адекватен каждому конкретному случаю. Но, все же само знание логики мотивационного механизма дает существенные преимущества в управлении инновационными процессами. [1]

По результатам проведенного исследования в данной статье можно сделать следующие выводы. Мотивация побуждает субъекты, являющимися участниками инновационной деятельности, принимать какие-либо решения. При этом необходимо знать, какие мотивы лежат в основе их поведения, каким образом можно активизировать мотивы, которые являются желательными для инновационной деятельности, ослабить мотивы, которые, наоборот, сдерживают движение субъектов по инновационному пути развития. Главная идея мотивационного механизма – это пробуждение интереса к самому содержанию инновационной деятельности. Важным фактором для повышения эффективности осуществления инновационной деятельности является понимание структуры и последовательности действия мотивационного механизма.


Литература

  1. Бабенышев С.С. Совершенствование механизма управления экономической эффективностью инновационной деятельности научно – внедренческих организаций// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: Краснодар – 2011.

  2. Воробьев Е.В., Шедякова Т.И. Мотивации современных инноваций: основания и механизмы // Бизнес Информ. - 2011. - №3.

  3. Кузаева Т. В. Формирование механизма управления инновационной деятельностью в региональной социально-экономической системе// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: Оренбург – 2010.


T Literature

1. Babenyshev SS Improving economic efficiency management mechanism innovation research - promotional organizations // dissertation for the degree of candidate of economic sciences: Krasnodar - 2011.

2. Sparrows EV Shedyakova TI Motivation modern innovations: the base and the mechanisms // Business Inform. - 2011. - № 3.

3. Kuzaeva T. Formation mechanism of management innovation in the regional socio-economic system // dissertation for the degree of candidate. Formation mechanism of management innovation in the regional socio-economic system / / dissertation for the degree of candidate
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу» icon«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу»
Международная заочная студенческая научно-практическая конференция: «Проблемы развития предприятий и регионов». Вязьма: филиал фгбоу...
«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу» icon«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу»
Научно-практическая конференция: «Предпринимательство в условиях инновационно-инвестиционного развития России». Том 2 Промышленность...
«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу» icon«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу»
«предпринимательская деятельность в условиях глобализации и интеграции экономики»
«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу» iconФилиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского» в г. Вязьме, Смоленской области
«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу» iconФгбоу впо «мгиу» г. Москва 201 г
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный...
«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу» iconМинистерство образования и науки РФ филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Международная научно-практическая заочная конференция: «Образование. Наука. Производство», том 3, Образование и общество. Вязьма:...
«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу» iconМинистерство образования и науки РФ филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Международная научно-практическая заочная конференция: «Образование. Наука. Производство», Том 1 Экономика и мировая экономика. Вязьма:...
«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу» iconФгбоу впо «Сочинский государственный университет» Филиал фгбоу впо «Сочинский государственный университет»
Филиал Сочинского государственного университета в г. Нижний Новгород проводит межвузовскую студенческую интернет-конференцию
«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу» iconМосковский государственный индустриальный университет (гоу мгиу) утверждаю
Умк составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной)...
«Московский государственный индустриальный университет» в г. Вязьме Смоленской области филиал фгбоу впо «мгиу» iconМетодические указания по дисциплине «Отечественная история»
Филиал фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница