Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов




Скачать 18,13 Kb.
НазваниеСовременные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер18,13 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи


Воронцова Ольга Жоржевна


Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук


Санкт-Петербург

2009


Работа выполнена на кафедре «Маркетинг» Государственного Университета Сервиса и Экономики


Научный руководитель: заслуженный работник высшей школы,

доктор экономических наук, профессор

БАБУРИН ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ


Официальные оппоненты: : заслуженный деятель науки РФ,

доктор экономических наук, профессор

МАКАРОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ


доктор экономических наук, профессор

ДРОЗДОВ ГЕННАДИЙ ДМИТРИЕВИЧ


Ведущая организация: Северо-Западная Академия

Государственной Службы


Защита состоится « 26 » февраля 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.225.01 Санкт-Петербургского Государственного Университета Сервиса и Экономики по адресу:

191015, Кавалергардская ул.,7.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского Государственного Университета Сервиса и Экономики.

Автореферат разослан « 26 » февраля 2009г.


Ученый секретарь диссертационного совета

доктор экономических наук, доцент Е.Е.Шарафанова


1.Общая характеристика работы


Актуальность исследования и степень разработанности проблемы. Непрерывные изменения в технологиях, условиях на рынках сбыта и в характере потребностей клиентов происходят постоянно, поэтому организации для сохранения конкурентоспособности вынуждены непрерывно перестраивать стратегию и тактику, а, следовательно, организационную структуру в целом. Изменения внешней среды часто негативны для развития образовательных учреждений, но в условиях нестабильной экономической ситуации они неизбежны, поэтому важно управлять изменениями внутри учреждения, а по возможности — и за его пределами.

Об эффективности того или иного направления реформирования в сфере образовательных услуг до сих пор нет единого мнения. Выработать представление об эффективном функционировании образовательного учреждения, определить критерии эффективной работы образовательного учреждения в рыночных условиях возможно посредством анализа закономерностей его развития, законов функционирования и принципов координации.

Очевидно, что в современных условиях образовательные учреждения для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности должны постоянно корректировать свою деятельность.

Потребность в изменениях стала возникать регулярно и влияние данных изменений на жизненный цикл организации уже не рассматривается как исключительное явление. В практике и научных исследованиях все больше стали уделять внимание поиску и анализу методов, которые помогают образовательному учреждению адаптировать свои организационные возможности и эффективно управлять изменениями, а, следовательно, внедрять новые адаптационные технологии при управлении образовательным процессом. В современной литературе под адаптационными технологиями понимают технологии, обеспечивающие воспроизводство процессов включения личности в группы, коллективы, в новые условия — социальной среды, деятельности, отношений. Концепция управления изменениями охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, процессов деятельности, структуры и культуры любой социально-экономической системы, в том числе и образовательных учреждений.

Формирование основных институтов рыночной экономики в России и необходимость применения инновационной деятельности в системе высшего образования обусловили актуальность исследования и разработки ряда теоретических и практических проблем, связанных с управлением и развитием организаций. Одной из наиболее актуальных, недостаточно полно исследованных и разработанных проблем является построение научно обоснованного комплекса управления образовательным процессом в высшем образовательном учреждении в условиях его реформирования, на основе применения новых методов адаптивного управления образовательным процессом в системе университетских комплексов. Решение данной проблемы позволит успешнее управлять конкуренцией на рынке образовательных услуг.

Профессионально организованная система управления конкуренцией позволяет образовательным учреждениям повышать качество образования и, таким образом, сохранять и увели­чивать свою долю на целевом рынке. Особенности инновационного развития высшего образования требуют решения следующих важнейших задач по его управлению:

1. Модернизация существующей отраслевой модели управления системой образования. Предполагается, что управление образовательным процессом – это, прежде всего управление административной, учебной, научно-исследовательской и хозяйственной деятельностью образовательного учреждения. 2. Совершенствование процесса управления отраслью на основе создания системы постоянного обновления образования. Имеется в виду, что всякое обновление образования (структурное, содержательное, технологическое) вызывает необходимость соответствующих изменений процесса организации управления, в частности, создания системы университетских комплексов. 3. Оптимизация распределения функций управления развитием высшей школы по всей вертикали управления системой. Предполагается, что данная оптимизация позволяет использовать адаптационные технологии, выступающие в качестве ресурсных рычагов, для получения требуемых значений качественных показателей образовательного процесса.

В диссертационном исследовании рассматриваются теоретические и методические основы формирования стратегии управления адаптационными технологиями и изменениями на рынке образовательных услуг и применение новых методов адаптации в сфере высшего образования. Данные вопросы не имеют до сих пор должного освещения в экономической литературе, т.к. существующая методика анализа ВУЗа относится к разряду универсальных и не учитывает особенности образовательных учреждений. Создание инструментальных средств, позволяющих выявить, проанализировать и оценить потенциал образовательного учреждения является особенно актуальной задачей в настоящее время.

Именно поэтому тема работы «Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов» особенно актуальна в настоящее время.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью работы является разработка теоретических и методических вопросов, связанных с актуальными проблемами по реформированию высшей школы в Российской Федерации в направлении внедрения европейских и мировых стандартов высшего образования на базе инновационно-образовательных комплексов, оценкой методического обеспечения существующей системы формирования стратегии управления ВУЗом, а также обоснование использования новых методов адаптивного управления на рынке образовательных услуг и их апробация. С этой целью в работе решались следующие задачи:

1. Исследована сущность современных адаптационных технологий, относящихся к образовательному процессу.

2. Рассмотрены условия и факторы применения адаптационных технологий в системе университетских комплексов, как современной формы организации деятельности ВУЗа.

3. Исследован процесс управления адаптационными технологиями в области подготовки специалистов для сферы сервиса.

4. Обоснован процесс формирования стратегии и тактики развития высшего образовательного учреждения в системе университетских комплексов.

5. Проанализирован опыт применения адаптационных технологий в области управления образовательным процессом в системе университетских комплексов.

6.Рассмотрены барьеры применения адаптационных технологий в области управления образовательным процессом в системе университетских комплексов и основные пути их преодоления ВУЗом.

Объектом исследования выступают образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов для сферы сервиса, в том числе на рынке образовательных услуг г. Санкт- Петербурга.

Предметом исследования выступают применение и процесс управления адаптационными технологиями в системе университетских комплексов.

Теоретической и методологической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные экономическим вопросам управления развитием высшей школы, маркетинговым исследованиям рынка образовательных услуг, нормативные документы и законодательные акты, а также современные модели и методы формирования стратегии управления и оценки конкурентоспособности ВУЗа.

В качестве методов исследования использовались:

• комплексное исследование проблем развития образовательных учреждений в Российской Федерации (на примере высших образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга);

• методы статистики, экономического анализа и экономико-математического моделирования;

• научный анализ проблем стратегического управления адаптационными технологиями.

Научная новизна. В результате выполненного исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной и являющиеся предметом защиты:

  • выделены особенности адаптаций и адаптационных технологий образовательных учреждений в условиях реформирования системы высшего образования;

  • разработаны теоретические и методические вопросы, связанные с управлением организационно-учебным процессом в высших образовательных учреждениях;

  • уточнена и расширена классификация основных понятий, используемых в процессе управления ВУЗом;

  • проведена классификация видов стратегии образовательного учреждения;

  • даны рекомендации по использованию адаптационных технологий в управлении образовательным процессом в системе университетских комплексов.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что основные рекомендации и методические разработки выполненного исследования могут служить важной теоретической и методической основой для разработки мероприятий, способствующих повышению эффективности стратегического управления развитием высшего образовательного учреждения и повышения его конкурентоспособности. Полученные результаты исследования доведены до практических рекомендаций по формированию стратегии управления развитием образовательного учреждения на основе совершенствования адаптационных технологий и выработки оптимального поведения на рынке образовательных услуг в Санкт-Петербургском Государственном Университете Сервиса и Экономики. Апробация работы. Апробация диссертационного исследования проходила в рамках исследования кафедры «Маркетинг» по теме «Исследование теоретико-методических основ и закономерностей формирования научно-образовательного комплекса на базе университетов в регионе». Основными вопросами темы, в исследовании которых участвовал автор, являются фундаментальные основы и закономерности социально-экономической модернизации системы высшего образования Российской Федерации с учетом международного опыта. В процессе этих исследований широко использовались возможности апробации адаптационных технологий в сфере образования. Сформулированные теоретико-методологические основы адаптационных технологий являются частью инновационных подходов в реформировании высшего образования в направлении интеграции учебного и научного процессов, способствуют созданию успешно функционирующих научно-образовательных комплексов на базе современных университетов, внедрению передовых технологий.

ООО «Управляющая компания «Международная высшая школа бизнеса» при поддержке базовой кафедры «Маркетинг» СПбГУСЭ вела разработку инновационных образовательных технологий в направлении дистанционного образования. При анализе потребности слушателей в формировании образовательных программ на примере компетентностного подхода были разработаны управленческие модели, основу которых составили адаптационные технологии, изложенные в диссертационной работе. В частности на первом этапе были исследованы имеющиеся препятствия применения адаптационных технологий в области управления в образовательном учреждении и намечен конкретный план по его устранению.

В дальнейшем на этапе совершенствования процесса управления адаптационными технологиями в учебном заведении проведена работа по оптимизации образовательных программ к индивидуальным запросам слушателей на основе внедрения модульной системы обучения.

Таким образом, при использовании результатов диссертационного исследования удалось учесть специфику рынка образовательных услуг в условиях изменяющейся конъюнктуры. Это обеспечило решение некоторых проблем, связанных с внедрением адаптационных технологий в образовательном учреждении. Были оптимизированы взаимоотношения потребителя с рынком деловой информации поставляемыми информационными агентствами, отслеживающими состояние внешней среды.

В целях дальнейшего совершенствования учебного процесса в рамках применения адаптационных технологий управления образовательным учреждением была внедрена технология, позволяющая оперативно учитывать инновационные тенденции в сфере реального бизнеса.

Также основные положения диссертационного исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Формирование университетских комплексов – путь стратегического инновационного развития образовательных учреждений». Разработки автора использовались в учебном процессе СПбГУСЭ – в лекционных и практических занятиях по дисциплинам «Маркетинговые исследования», «Ценообразование», «Менеджмент и маркетинг в сервисе».


Структура диссертационной работы. Предмет исследования, его цель и задачи определили структуру работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержит 27 рисунков, 34 таблицы и 5 приложений. Общий объем 161 страница. Список использованной литературы насчитывает 78 наименований.


2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.


Во введении обосновывается актуальность выбранной темы диссертации, определяется цель и основные задачи, практическая ценность, научная новизна, предмет, объект и теоретико-методологическая база диссертационного исследования.

В первой главе диссертации - «Адаптационные технологии в системе инновационного управления образовательным процессом» проводится анализ адаптационной деятельности для системы российского высшего образования, определяются основные направления развития адаптационных процессов в высшем образовании в России, уточняется понятие адаптационной технологии и раскрывается сущность адаптационных технологий в сфере высшего образования, определяются условия и факторы применения адаптационных технологий в сфере образования, рассматривается процесс управления адаптационными технологиями в ВУЗе. В частности, под адаптивными системами понимаются системы, функционирующие в условиях начальной неопределенности и изменяющихся внешних условиях. Опираясь на это определение, можно ввести понятие управления адаптацией, как процесса накопления и использования информации в системе, направленной на достижение оптимального состояния при начальной непосредственности и изменяющихся внешних условиях. А также понятие инновации - как использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.

Для того чтобы победить в конкурентной борьбе, рекомендуется учитывать следующие требования к управлению образовательным процессом в системе университетских комплексов:

1.Создать и активно пользоваться базой данных потенциальных потребителей образовательной услуги.

2.Разработать четкую концепцию пользования Интернет-ресурсами, развивая дистанционные приемы обучения. Высшие образовательные учреждения, могут воспользоваться услугами Интернета для исследований, подачи информации, организации дискуссионных форумов, обеспечения качественной подготовки специалистов в сфере сервиса.

3.Стать доступными для профессорско-преподавательского состава ВУЗа и студентов и быстрее реагировать на их требования.

4.Определять уровень обучения студентов на основе тестовых технологий.

5.Оценивать качество образовательного процесса по параметрам учебного процесса.

6.Управлять качеством образовательного процесса через введение адаптационных технологий, носящих интегрированный характер.

Факторы, оказывающие влияние на деятельность организаций в высшей сфере образования, бывают внешние и внутренние. Совокупность и взаимное влияние этих факторов следует учитывать при формировании и реализации адаптационной политики в системе университетского комплекса.

Управление адаптацией ВУЗа требует проработки в первую очередь трех элементов:

- структурное закрепление функции управления адаптацией;

- технология процесса адаптацией;

- информационное обеспечение этого процесса.

Адаптационные технологии в системе инновационного управления образовательным процессом характеризуются согласованием желаемого субъектом с его возможностями и с реальностью социальной среды, тенденциями их развития. Это активный целенаправленный организационный процесс, опирающийся на согласование целей и желаний субъекта образовательной услуги. Адаптационные технологии содержат предмет, время, показатели и эффективность адаптации, особенности взаимодействия участников, условия адаптации, специфику и уровень управления адаптационными технологиями. Для того чтобы подчеркнуть специфику адаптационных технологий в системе инновационного управления образовательным процессом, автор предлагает следующую процедуру анализа:

  1   2

Похожие:

Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов iconСовременные информационные технологии в университетских библиотеках США монография
Книга издана при поддержке Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США в рамках программы...
Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов iconИндивидуальные адаптационные ресурсы как определяющий фактор управления процессом социальной адаптации женщин (на материалах Читинской области)
Охватывают широкое проблемное поле, а их конкретное содержание в решающей степени определяется направленностью и динамикой развития...
Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов iconКонспект доклада по теме «Современные технологии воспитательной работы»
Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии...
Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов icon«Современные образовательные технологии». Технология проектного обучения
Выступление на педагогическом совете по теме «Современные образовательные технологии»
Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов icon«Современные педагогические технологии»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В чём же отличие технологии от методики?...
Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов iconПрограмма дисциплины Современные технологии управления персоналом для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов iconСанитарно гигиенические правила и нормы
Детский санаторий является медико педагогическим учреждением, в котором этапное лечение больных детей тесно связано с воспитательно...
Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов iconПрограмма вступительного экзамена обсуждена на заседании кафедры «20»
Профессиональная психология; Методика преподавания рбщетехнических и специальных дисциплин: Основы научных исследований в профессиональной...
Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов iconРекомендуемые вопросы для подготовки руководителей образовательных учреждений, кандидатов на должности руководителей образовательных учреждений к тестированию в автоматизированной системе
Организация управления образовательным учреждением, организационно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного...
Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов iconПрограмма вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности
Профессиональная психология; Методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин; Основы научных исследований в профессиональной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница