Программа кандидатского экзамена по специальности




Скачать 20,51 Kb.
НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по специальности
Дата03.02.2016
Размер20,51 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА

кандидатского экзамена по специальности

07.00.06. – «Археология»

Пояснительная записка


Программа кандидатского экзамена по специальности 07.00.06 Археология, методические рекомендации, составлены с учетом требований к вступительным испытаниям, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Кандидатский экзамен по Археологии является формой проверки профессиональной готовности аспирантов к выполнению своих профессиональных функций и решению комплекса творческих, исследовательских задач в исследовательской работе. Экзамен имеет комплексный характер, что позволит определить уровень теоретической и практической готовности аспирантов к решению широкого комплекса научных, образовательных задач в сфере образования и исследовательской работы.


Цель и задачи кандидатского экзамена

Целью кандидатского экзамена по Археологии: оценить готовность аспиранта к организации и осуществлению научно-исследовательской работы.

Задачи экзамена:

  1. Оценить уровень теоретической и практической готовности соискателя ученой степени к поиску и применению научных знаний.

  2. Выявить степень сформированности умения интегрировать знания в процессе решения типовых задач научной деятельности.

  3. Определить уровень информационной и коммуникативной культуры.


Требования к уровню подготовки аспирантов


На экзамене аспиранты должны продемонстрировать:

- способность организовывать сложную историческую информацию в логически последовательной форме;

- способность извлекать и интерпретировать историческую информацию из различных исторических источников;

- способность создавать собственную трактовку исторических процессов в исследовательской деятельности.


Форма и процедура вступительного испытания

Кандидатский экзамен по специальности аспирантуры 07.00.06 Археология является одной из форм проверки профессиональной готовности аспиранта к решению комплекса профессиональных задач.

Форма кандидатского испытания по Археологии – экзамен в устной форме. Аспиранты с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать данный экзамен как в устной форме, так и в письменной форме.

Проведение кандидатского экзамена осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии, которая формируется из представителей профессорско-преподавательского состава вуза.

Кандидатский экзамен проводится в отдельной аудитории. Для подготовки к ответу на вопросы кандидатского экзамена аспиранту отводится не более одного часа, а продолжительность ответа, как правило, не должна превышать 30 минут.

На экзамене аспиранты могут пользоваться:

  • программой кандидатского экзамена;

  • историческими источниками.

Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена объявляются в тот же день после завершения сдачи экзамена всеми аспирантами.

Особенности проведения кандидатского экзамена для граждан с ограниченными возможностями здоровья:

допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего экзаменующемуся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

экзаменующимся предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения кандидатского экзамена;

экзаменующиеся с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи кандидатского экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Дополнительно при проведении кандидатского экзамена обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

- задания для выполнения на кандидатском экзамене, а также инструкция о порядке проведения кандидатского экзамена оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

- экзаменующимся для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- экзаменующимся для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения кандидатского экзамена оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20);

в) для глухих и слабослышащих:

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости экзаменующимся предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все кандидатские экзамены по желанию экзаменующихся могут проводиться в письменной форме.

Все кандидатские экзамены проводятся на русском языке.


Характеристика структуры экзаменационного билета

Вопросы отражают область предметных знаний: предмет курса археологии, понятийный аппарат археологии как науки, история ее развития, методика исследований, характеристика наиболее известных археологических культур в рамках принятой периодизации.

Содержание представленных вопросов позволяет аспирантам продемонстрировать уровень сформированности как профессиональных умений (анализ и оценка), так и специальных умений – выделение причинно-следственных связей, сравнения, сопоставления, обобщения, выделения признаков и т.д. на историческом материале.

В рамках общетеоретических вопросов аспирант должен продемонстрировать:

  • умение давать определения понятий;

  • умение выделять и ранжировать признаки понятий;

  • умение соотносить общенаучные (модель) и специальные понятия;

  • умение сравнивать археологические культуры, явления или процессы и выделять общее и особенное для разных территорий и периодов;

  • умение давать оценку историческим явлениям или процессам в соответствии с критериями;

  • знание конкретного исторического содержания характеристик археологических культур и процессов, происходивших в древности;

  • владение методологией археологического исследования.

Таким образом, содержательно контрольные материалы охватывают весь древний период истории, проверяют уровень владения аспирантами специальными историческими умениями и навыками.


Критерии оценки выполнения экзаменационного задания

Критериями оценки устного ответа аспиранта являются полнота, логичность, доказательность, прочность, осознанность знаний, теоретическая обоснованность, практическая направленность, самостоятельность в интерпретации информации и др.

Результаты экзамена определяются по 100-балльной шкале, разброс баллов в которой соотнесен и с традиционной шкалой оценивания (оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).




КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ОЦЕНКА

1.

  • представлена логичная структура;

  • грамотно определены исторические понятия;

  • выделены причинно-следственные связи и закономерности исторического процесса;

  • характеризована историографическая ситуация по проблеме;

  • выводы аргументированы и структурированы;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • аспирант демонстрирует отличное овладение профессиональными умениями в рамках темы своего диссертационного исследования;




«отлично»

 100 – 81 баллов

2.

  • представлена логичная структура;

  • определены исторические понятия, но могут быть допущены неточности в определениях;

  • выделены причинно-следственные связи и закономерности исторического процесса, но могут быть допущены фактические ошибки;

  • характеризована историографическая ситуация по проблеме не полностью;

  • выводы аргументированы;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • аспирант демонстрирует хороший уровень овладения профессиональными умениями в рамках темы своего диссертационного исследования;



«хорошо»

80 – 61баллов

3.

  • имеются фактические ошибки в содержании;

  • могут быть допущены нарушения логики и структуры;

  • исторические понятия определены не полностью;

  • не охарактеризована историографическая ситуация по проблеме;

  • не выделены причинно-следственные связи и закономерности исторического процесса, или при их выделении допущены фактические и логические ошибки;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • представлено собственное методическое творчество;

  • аспирант демонстрирует удовлетворительный уровень овладения профессиональными умениями в рамках темы своего диссертационного исследования;




«удовлетворительно»

60 – 51 баллов



АТТЕСТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Вопросы

Кандидатского экзамена по специальности

07.00.06 – «Археология»


  1. Предмет и задачи археологии. Место среди других дисциплин.

  2. Понятие «археологический источник», его свойства.

  3. Понятие «артефакт», виды артефактов.

  4. Понятие «археологическая культура», критерии выделения. Археологическая культура и этнос.

  5. Понятие «археологический памятник». Виды археологических памятников.

  6. Методы археологических исследований. Три уровня методов

  7. Полевые методы в археологии.

  8. Методы извлечения информации из археологических источников.

  9. Методы интерпретации информации.

  10. Этапы развития археологии в России

  11. Методологические и теоретические проблемы современной археологии

  12. Периодизация и датировка в археологии.

  13. История изучения каменного и бронзового веков в отечественной археологии.

  14. История изучения раннего железного века в отечественной историографии.

  15. История изучения средневековой археологии в отечественной историографии.

  16. Традиционные технологии древности: основные виды, их характеристика, источниковедческие возможности.

  17. Археологические памятники Евразии эпохи палеолита и мезолита.

  18. Археологические памятники Сибири эпохи палеолита и мезолита.

  19. Неолитическая революция. Культуры производящего неолита.

  20. Неолитические культуры Западной Сибири.

  21. Понятие «энеолит». Энеолитические культуры Восточной Европы и Северной Азии.

  22. Бронзовый век – новый этап социально-экономического развития древних обществ. Бронзовый век Западной Сибири

  23. Бронзовый век лесной полосы России и евразийских степей: сравнительная характеристика.

  24. Ранний железный век: общая характеристика археологических культур на территории России, локальные особенности, связи с сопредельными территориями.

  25. Культура скифов и сарматов

  26. Становление древнейшей государственности. Археология тюрок

  27. Античные государства Северного Причерноморья.

  28. Этногенез восточных славян по археологическим данным.

  29. Археология древних и средневековых русских городов.

  30. Первобытное искусство: проблема происхождения по данным археологии.


Учебная программа по археологии

Теория современной археологии

Предмет и задачи археологии. Место среди других дисциплин. Понятие «археологический источник», его свойства. Понятие «артефакт», виды артефактов. Понятие «археологическая культура», критерии выделения. Археологическая культура и этнос. Понятие «археологический памятник». Виды археологических памятников.

Методы археологических исследований. Три уровня методов. Полевые методы в археологии. Методы извлечения информации из археологических источников.

Методы интерпретации информации. Периодизация и датировка в археологии. Относительная и абсолютная хронология. Первобытное искусство: проблема происхождения по данным археологии.


Историография современной археологии

Этапы развития археологии в России. Возникновение и начальный этап развития русской археологии. Демократический период развития русской археологии. Централизация и идеологизация науки, внедрение принципов марксистской идеологии. Современный период.

Методологические и теоретические проблемы современной археологии

История изучения каменного и бронзового веков в отечественной археологии. Центры изучения эпохи камня в нашей стране. Личности исследователей.

История изучения раннего железного века в отечественной историографии. Раскопки скифских памятников в дореволюционной России. Изучение номадистики в советский период. Раскопки «замерзших» могил Алтая. Современные вопросы в изучении раннего железного века в российской археологии.

История изучения средневековой археологии в отечественной историографии. Развитие археологии средневековья. Изучение археологических памятников славян, тюрок, финно-угорская археология. Современные вопросы археологии средневековья.


Традиционные технологии древности: основные виды, их характеристика, источниковедческие возможности

Технология обработки камня. Технология керамического производства: этапы, источники, методы изучения. Технология бронзолитейного производства: этапы, тенденции, локальные особенности. Технология железоделательного производства. Роль железных орудий в производстве и железного оружия в военном деле.


Общая характеристика археологических культур на территории России

эпохи камня – раннего железного века

Археологические памятники Евразии эпохи палеолита и мезолита. Неолитическая революция. Культуры производящего неолита. Неолит Западной Сибири. Понятие «энеолит». Энеолитические культуры Восточной Европы и Северной Азии.

Бронзовый век – новый этап социально-экономического развития древних обществ. Бронзовый век Западной Сибири. Бронзовый век лесной полосы России и евразийских степей: сравнительная характеристика.

Ранний железный век: общая характеристика археологических культур на территории России, локальные особенности, связи с сопредельными территориями. Культура скифов и сарматов.


Становление государственности. Археологические памятники раннего железного века - средневековья

Становление древнейшей государственности. Археология тюрок. Античные государства Северного Причерноморья. Ремесло и прикладное искусство в Северном Причерноморье. Центры монетной чеканки в Северном Причерноморье. Взаимодействие греческой и варварской культур в Северном Причерноморье.

Этногенез восточных славян по археологическим данным. Археология древних и средневековых русских городов. Археология Киева. Археология Новгорода. Археология Москвы. Сельские поселения восточных славян и Древней Руси.


Рекомендуемая литература


Основная литература:

Мартынов, А.И. Археология : учеб. для студентов вузов / А.И. Мартынов ; ред. С.А. Юшина. - 4-е изд. ; испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2000. - 439 с.

Викторова, В.Д. Научный поиск в археологии : [монография] / В.Д. Викторова. - Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1989. - 149, [3] с.

Глушков, И.Г. Керамика как археологический источник : [монография] / И.Г. Глушков ; отв. ред. В.И. Молодин. - Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1996. - 327 с. : ил.

Глушков И.Г.: Сборник избранных трудов /ред.В.И.Молодин, Н.В.Коноплина, Т.Н.Глушкова. Ч. 2 . – Сургут: РИО СурГПУ, 2011 – 255 с.

Молодин, В.И. Самуськая культура в Верхнем Приобье : науч. изд. / В.И. Молодин, И.Г. Глушков ; отв. ред. Е.И. Деревянко . - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1989. - 168 с. : ил


Дополнительная литература:

Археологические исследования в районах новостроек Сибири : [науч. исслед.] / отв. ред. В.И. Молодин. - Новосибирск : Наука, 1985. - 215 с. : ил.

Беликова, О.Б. Среднее Причулымье в Х-XIII вв. : монография / О.Б. Беликова ; под ред. Л.А. Чиндиной. - Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 1996. - 272 с.

Методические проблемы археологии Сибири : сборник науч. тр. / отв. ред.: Р.С. Васильевский, Ю.П. Холюшкин. - Новосибирск : Наука, 1988. - 228 с.

Деревянко, А.П. Методы информатики в археологии каменного века : [науч. исслед.] / А.П. Деревянко, А.Ф. Фелингер, Ю.П. Холюшкин. - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1989. - 272 с.

Проблемы социально-политической истории и культуры средних веков : тезисы докл. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых СПб., 24 - 28 ноября 1997 г. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1998. - 61 с.

Третьяков, П.Н. По следам древних славянских племен : [монография] / П.Н. Третьяков ; под ред. Б.А. Рыбакова, Э.А. Сымоновича. - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1982. - 140 с.

Гудзь-Марков, А.В. История славян : [монография] / А.В. Гудзь-Марков. - М. : [б. и.], 1997. - 488 с.

Заболотных, В.А. Пути человечества. Становление. Общинно-племенной строй. Ранняя древность. Индоевропейская история Европы и Азии. Ранняя история славянских народов / В.А. Заболотных. - СПб. : Петрополис, 1998. - 307, [3] c.

Пряхин, А.Д. История советской археологии (1917 - середина 30-х гг.) / А.Д. Пряхин ; науч. ред. А.П. Деревянко. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1986. - 284 с.

Электронные ресурсы:

Археология России [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 23.08.2012: http:// webcach.googleusrcontent.com/search, свободный. – Загл.с экрана.

Портал archeologia.ru. Археология России.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 23.08.2012: http:// webcach.googleusrcontent.com/search, свободный.- Загл.с экрана.

Подводная археология России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 23.08.2012: http:// webcach.googleusrcontent.com/search, свободный.- Загл.с экрана.

Археология. РУ. Глобальные археологические сайты.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 23.08.2012: http:// webcach.googleusrcontent.com/search, свободный.- Загл.с экрана.

Археология в Интернет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 23.08.2012:.- http:// webcach.googleusrcontent.com/search, свободный.- Загл.с экрана.

Археология России: тематические материалы.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 23.08.2012: http:// webcach.googleusrcontent.com/search, свободный.- Загл.с экрана.

Первобытная археология Сибири.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 23.08.2012:. http:// webcach.googleusrcontent.com/search, свободный.- Загл.с экрана

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством»: Для соискателей учёной...
Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 01
Программа кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 01 «Экономическая теория»: Для соискателей ученой степени кандидата экономических...
Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...
Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...
Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 21 «Стоматология» по медицинским наукам
Настоящая программа-минимум кандидатского экзамена по специальности «Стоматология» отражает современный уровень знаний в данной научной...
Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
В основу настоящей программы положены следующие разделы: цитолого-анатомические особенности высших растений; систематика растений;...
Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 01 Русский язык
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 01 – «Русский язык» состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Экзамен кандидатского минимума по специальности 13. 00. 02 –Теория и методика обучения и воспитания (математика) является традиционной...
Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Экзамен кандидатского минимума по специальности 13. 00. 02 –Теория и методика обучения и воспитания (математика) является традиционной...
Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 25. 00. 23 «Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов»
Программа предназначена для сдачи кандидатского экзамена по специальности 25. 00. 23 «Физическая география и биогеография, география...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница